Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация цепей поставок



2016-09-17 6266 Обсуждений (0)
Классификация цепей поставок 5.00 из 5.00 9 оценок




Любое предприятие промышленности, торговли или сферы услуг для обеспечения своей деятельности образует сложную структуру, включающую, кроме поставщиков и потребителей разного уровня, еще и большое число контрагентов – посредников.

К логистическим посредникам относятся фирмы, оказывающие логистические услуги на принципах аутсорсинга для центральной /фокусной компании цепи поставок: экспедиторы, перевозчики, склады, терминалы, таможенные брокеры, страховые компании, агенты, стивидорные компании т. п.

Институциональные контрагенты – это таможенные органы, органы контроля, надзора и лицензирования (санитарная и хлебная инспекции, ветеринарная и карантинная службы, налоговые инспекции и т. д.). Прочие посредники – это банки, компании информационного сервиса, рекламные компании и т. п.

Классифицировать цепи поставок целесообразно по сле­дующим признакам:

1. По количеству уровней поставщиков и потребителей в цепи поставок.

2. По типу производимой продукции.

3. По национальной принадлежности.

В зависимости от количества звеньев, различают три уровня сложности цепей поставок [6]:

1) прямая цепь поставок;

2) расширенная цепь поставок;

3) максимальная цепь поставок.

Прямая цепь поставок (рис. 1.4) состоит из фокусной (центральной) компании (обычно – промышленной или торговой фирмы), поставщика и покупателя/потребителя, участвующего во внешнем и/или внутреннем потоке продукции, услуг, финансов и/или информации. При этом, как правило, фокусная компания определяет структуру цепи поставок и управление взаимоотношениями с контрагентами по бизнесу.

 
 

 


Рис. 1.4 – Прямая цепь поставок

 

Расширенная цепь поставок (рис.1.5) включает дополнительно поставщиков и потребителей второго уровня.

Максимальная цепь поставок представлена на рис. 1.6.

 

 
 

 


Рис. 1.5 – Расширенная цепь поставок

 

 
 

 


Рис. 1.6 – Обобщенный вид максимальной цепи поставок

Она состоит из фокусной компании и всех ее контрагентов слева (вплоть до поставщиков исходного сырья и природных ресурсов), определяющих ресурсы фокусной компании – на «входе», и сети распределения справа – вплоть до конечных (индивидуальных) потребителей, а также логистических, институциональных и прочих посредников.

По своей сути, цепи поставок – это последовательности поставщиков и потребителей: каждый потребитель затем становится поставщиком для следующих (в более нижнем звене) видов деятельности или функций, и так продолжается до тех пор, пока готовый продукт не поступит к конечному пользователю. Поэтому можно говорить о своеобразной «сетевой структуре цепей поставок», в которой каждая компания (организация или отдельное структурное подразделение) поставляют друг другу материально-товарную продукцию или услуги, добавляя определенную стоимость к товару.

По типу производимой продукции цепи поставок делятся на цепи поставок товаров и цепи поставок услуг [7]. Цепи поставок могут функционировать как на товарных рынках, так и на рынках услуг. Существует ряд отличий рынка услуг от товарного рынка.

Среди отличий, возникающих при управлении цепями поставок на рынках услуг, наиболее важными являются следующие:

- неосязаемость услуг, т.к. поставщикам услуг сложно объяснить и дать спецификации видам сервиса, а покупателям также трудно их оценить;

- покупатель зачастую принимает непосредственное участие в производстве услуг;

- услуги потребляются в тот момент, когда они производятся, т.е. услуги не складируются и не транспортируются;

- услуга - это деятельность, и поэтому она не может быть качественно определена прежде, чем покупатель его купит.

Перечисленные особенности оказывают влияние на общий вид цепи поставок услуг.

По национальной принадлежности, т.е. в зависимости от того, ограничена ли цепь поставок территорией одного государства или нет, бывают национальные и международные цепи поставок.

Национальные цепи поставок ограничены территорией одного государства, все звенья такой цепи поставок находятся в пределах одной страны, включая поставщиков и потребителей. Это означает, что товары или услуги, произведенные контрагентами национальной цепи поставок, изготовлены из сырья и материалов, добытых или полученных на территории данной страны. Все потребители, в том числе и конечные, также находятся в данной стране.

Международные цепи поставок не ограничены рамками одного государства, различные звенья такой цепи могут находиться на территории одной и более стран. На формирование и развитие таких цепей поставок особое влияние оказал процесс глобализации, который представляет собой создание единого мирового экономического пространства.

Признаками глобализации являются:

- введение системы мировых валют;

- установление системы ценообразования, отличной от национальных систем;

- создание оффшорных зон, свободных от национального регулирования;

- образование межгосударственных экономических союзов и ассоциаций и др.

В процессе глобализации цепи поставок выходят за рамки границ отдельных государств, национальная принадлежность и местонахождение продавцов и покупателей товаров и услуг утрачивают свое былое значение и не оказывают существенного влияния на формирование и развитие потоковых процессов, логистика приобретает международные масштабы.
В общем виде глобальная цепь поставок имеет разветвленную сетевую структуру, звенья которой расположены в разных странах. При этом товар может производиться в местах, приближенных к источникам сырья и, как правило, в регионах с низкой оплатой труда. Далее товар транспортируется в распределительные центры, а оттуда поступает в страны, где через дистрибьюторские сети попадает к конечному покупателю. Таким образом, товаропоток может неоднократно пересекать границы государств, звенья глобальной цепи поставок располагаться на территории многих стран и даже континентов.

Известны и другие классификации цепей поставок, например,:

· по сложности структуры и числу участвующих партнеров: простые ЦП, сложные ЦП, сети поставок;

· по стратегии - регулярное экономное снабжение (Lean) и быстрое (Agile) реагирование на запросы рынка;

· по роду грузов: типовые, одинаковые и разнообразные; штучные, сыпучие, жидкие, газообразные;

· по числу наименований грузов: многономенклатурные и однородные (массовые), с небольшим числом наименований;

· по объемам перевозок: малые грузопотоки до 100 тыс. т/год; средние грузопотоки 100–500 тыс. т/год; большие грузопотоки 500– 1000 тыс. т/год, массовые грузопотоки свыше 1000 тыс. т/год;

· по стабильности грузопотоков: постоянные, регулярные, пульсирующие, переменные;

· по размерам транспортных партий грузов: мелкие отправки, повагонные отправки, контейнерные отправки, целыми автомобилями, групповые отправки, маршрутные перевозки;

· по характеру перевозок и числу используемых видов транспорта: прямые, одномодальные, смешанные, мультимодальные, интермодальные, внутренние, международные, транзитные;

· по преобладающему виду транспорта: железнодорожные, автомобильные, морские;

· по технологии и условиям перевозок: навалом, в транспортной таре, отдельными штучными местами, в транспортных пакетах на поддонах, в контейнерах (среднетоннажных, крупнотоннажных, специализированных, изотермических, термосах, танк - контейнерах).

 

 



2016-09-17 6266 Обсуждений (0)
Классификация цепей поставок 5.00 из 5.00 9 оценок









Обсуждение в статье: Классификация цепей поставок

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6266)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)