Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предмет и задачи ДЛ. Понятие о ДЛ как органической части общей литературы



2016-09-17 885 Обсуждений (0)
Предмет и задачи ДЛ. Понятие о ДЛ как органической части общей литературы 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция 1.

Детская литература как учебный предмет. Ч.1.

1. Введение в предмет. Предмет и задачи детской литературы. Понятие о ДЛ как органической

Части общей литературы.

2. Специфика ДЛ.

3. Специфические особенности восприятия текста читателем - школьником

4. Связь детской литературы с другими науками

Детская литература — часть общей литературы, обладающая всеми присущими ей свойствами, при этом ориентированная на интересы детей-читателей и потому отличающаяся художествен­ной спецификой, адекватной детской психологии. Функциональные виды детской литературы включают учеб­но-познавательные, этические, развлекательные произведения.

Предмет и задачи ДЛ. Понятие о ДЛ как органической части общей литературы.

Цели ДЛ:

- развитие языковой картины мира

- формирование понятийного аппарата

- система ценностей

- становление личности

- развитие грамотности

 

Задачи ДЛ:

- обучение эстетике и этике

- формирование языковой комптенции

- определение и формирование коммуникации между ребенком и взрослым

Детская литература является частью мировой литературы, и поэтому к ней применимы те же методики и приемы, с которыми подходят к изучению литературы «взрослой». Одна из основных методик - целостный анализ художественного произведения. ( Приложение № 1) Главная цель такого анализа заключается в том, чтобы, характеризуя отдельные компоненты литературного произведения (сюжет, композиция, стиль), создать цельное представление о его содержании. Помехой таким исследованиям служат представления о простоте детской литературы, будто она не подлежит полноценному литературоведческому анализу. Но работа учителя, воспитателя предполагает рассказ именно о конкретных литературных произведениях, и приемы целостного литературного анализа здесь просто необходимы. Целостный анализ литературного произведения часто идет рука об руку с изучением творчества отдельных писателей. Произведение в таком случае рассматривается не самостоятельно, а как частичка творческого пути писателя. Таких работ о классиках детской литературы довольно много. Из них можно узнать не только о произведениях писателя, но и о его биографии.

Детская литература является частью литературного процесса в целом. Современное понятие ДЛ имеет два значения.

- Обиходно-бытовое ( когда ДЛ называют все произведения, которые читают дети)

- Научное ( предпочитают специалисты: литературоведы, библ-ри, педагоги)

 

Детская литература как часть общей литературы является ис­кусством слова. И хотя принципы, задачи, художественный метод литературы для взрослых и детской литературы едины, последней свойственны только ей присущие черты, которые условно можно назвать спецификой детской литературы.

Ее особенности определяются воспитательно-об­разовательными задачами и возрастом читателей. Основная отли­чительная чертаее — органическое слияние искусства с требова­ниями педагогики. Под педагогическими требованиями подразу­меваются, в частности, учет интересов, познавательных возможно­стей и возрастных особенностей детей.

Об особенностях детской литературы как искусстве слова в свое время говорили основоположники теории детской литературы – выдающиеся писатели, критики и педагоги. Они понимали, что детская литература – есть подлинное искусство, а не средство дидактики.

Функции детской литературы:

Если путь, прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем, –
Значит, нужные книги ты в детстве читал.

Эта цитата из «Баллады о борьбе» B.C.Высоцкого как нельзя лучше определяет, какой должна быть настоящая детская книга. Литературоведение давно выделило основные ее функции, но тем не менее многие из них по-прежнему либо забываются, либо игнорируются взрослыми.

Назначение детской литературы – быть художественным и познавательным чтением для ребенка. Это назначение определяет те важные функции, которые она призвана выполнять в обществе. По своей природе эти функции едины для всей литературы как рода словесного искусства, но в литературе детской они имеют особое значение.

Детская литература, как и литература вообще, принадлежит к области искусства слова.

1.Этим определяется ее эстетическая функция. Она связана с особого рода эмоциями, которые возникают при чтении литературных произведений. Читатель испытывает наслаждение от игры фантазии, которая уводит его в мир вымышленных героев и воображаемых обстоятельств. Ему доставляют удовольствие яркость и выразительность художественной речи, особая организация повествования. Дети способны испытывать эстетическое удовольствие от прочитанного в не меньшей степени, чем взрослые. Ребенок с радостью погружается в фантазийный мир сказок и приключений, сопереживает вымышленным героям, радуется стихотворному ритму, звуковой и словесной игре.

2. Гносеологическая (познавательная) функция литературы заключается в том, чтобы познакомить читателя с миром людей и явлений. Даже в тех случаях, когда писатель уводит ребенка в мир невозможного, он говорит о закономерностях человеческой жизни, о людях и их характерах. Это осуществляется через художественные образы, которые обладают высокой степенью обобщения. Познавательную функцию детская литература выполняет и в отношении родного языка – многозначность слова, его смысловые и лексические возможности часто обыгрываются детскими писателями, и вместе с игрой происходит освоение родного языка.

 

3. Нравственная (воспитательная) функция присуща всякой литературе: ведь литература постигает и освещает мир в соответствии с определенными ценностями. Речь идет как об универсальных и всеобщих ценностях, так и о локальных, связанных с конкретным временем и конкретной культурой. Литература всегда ориентируется на них. При этом писатели стараются избежать прямого изложения своих нравственных программ. Об авторских убеждениях, взглядах, пристрастиях говорят созданные ими картины жизни и судьбы героев.

4. Детская литература со времени своего зарождения выполняла дидактическую функцию. Правда, представления о том, чему надо учить, не оставались неизменными. Было время, когда главной ценностью в детской литературе считались правила приличия. И хотя обучение таким правилам имеет место и сегодня, назначение литературы совсем в другом – приобщить читателя к универсальным ценностям человеческого бытия. Представление о том, как это делать, тоже не было неизменным. В прошлом остались произведения для детей, говорившие с ребенком языком назидания.

Функции ДЛ определяют ее важную роль в обществе- развивать и воспитывать детей средствами художественного слова.



2016-09-17 885 Обсуждений (0)
Предмет и задачи ДЛ. Понятие о ДЛ как органической части общей литературы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предмет и задачи ДЛ. Понятие о ДЛ как органической части общей литературы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (885)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)