Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды учета, их сущность и взаимосвязь



2016-09-17 2034 Обсуждений (0)
Виды учета, их сущность и взаимосвязь 4.83 из 5.00 6 оценок




Понятие о бухгалтерском учете, его предмете и методе

Общее понятие хозяйственного учета и виды применяемых учетных измерителей

Понятие хозяйственного учета непрерывно связано с хозяйственной деятельностью людей, которая не может осуществляться без организованной системы управления. Управление хозяйственными процессами предполагает получение информации, принятие решений и их выполнение, оценку результатов принятых решений и контроль за их выполнением. Информация о хозяйственной деятельности формируется в процессе хозяйственного учета, выполняющего функции наблюдения, измерения и регистрации фактов и явлений.

Начальным этапом хозяйственного учета является наблюдение фактов и явлений деятельности хозяйствующего субъекта. Оно направлено на восприятие объектов и определение их качественных характеристик.

Полученные сведения требуют измерения, т.е. установления количественных характеристик, выраженных в числовых показателях.

Для использования в процессе управления информации о деятельности предприятия на протяжении разных временных периодов, ее следует отражать путем регистрации сведений о качественной и количественной характеристиках фактов и явлений.

Следовательно, наблюдение, измерение и регистрация фактов хозяйственной деятельности представляет собой хозяйственный учет.

Для принятия необходимых управленческих решений, информация, полученная в процессе наблюдения, измерения и регистрации, преобразовывается путем накопления, группировки, формирования сводных показателей и сравнения.

Таким образом, хозяйственный учет представляет собой систему наблюдения, измерения, регистрации, преобразования и передачи информации о фактах хозяйственной деятельности экономического субъекта. Он является основой управленческой деятельности.

Как уже отмечалось, в процессе наблюдения устанавливаются качественные характеристики (параметры) объекта наблюдения. К ним относятся сведения о поставах материальных ценностей, запасах готовой продукции, погашении задолженности, финансовом положении и другие показатели. Сами по себе качественные показатели не могут быть использованы для принятия необходимых управленческих решений. Они должны быть представлены в количественном выражении. В учетной практике используется три вида измерений: натуральный, трудовой и денежный.

Натуральные измерители используются для характеристики учитываемого объекта в его натуральном выражении.

К ним относятся:

- единицы счета – штуки, пары;

- единицы длины – сантиметры, метры;

- единицы площади – м2, га;

- единицы объема – м3;

- единицы массы – кг, тонны и т.д.

Натуральное измерение ведется путем взвешивания, измерения, пересчета.

Применение натуральных измерителей зависит от объектов измерения и широко используется в учете материальных ценностей по наименованиям, сортам. Можно подсчитать количество полученной продукции какого-либо вида во всех подразделениях предприятия, но в то же время нельзя суммировать разнородные виды продукции.

Следовательно, отличительной чертой натуральных измерителей является использование их только для характеристики однородных предметов. Обобщение всей совокупности средств невозможно, так как нельзя показать общей суммой предметы, измеряемые, например, в тоннах и метрах.

Трудовой измеритель используется для подсчета количества затраченного труда и выражается в единицах времени – рабочих днях, часах, минутах. В необходимых случаях трудовые измерители применяются в сочетании с натуральными. К примеру, подсчитывается количество изготовленной продукции в единицу времени. В отличии от натуральных, трудовой измеритель в отдельных случаях позволяет сравнить между собой некоторые разнородные величины. Так, исчисление показателей нормируемого времени используется для определения величины затрат труда на производство различных видов продукции. Но, как натуральные измерители, так и трудовые, невозможно использовать в качестве обобщающего измерителя хозяйственной деятельности предприятия в целом.

В качестве обобщающего, применяется денежный измеритель. В Российской Федерации денежным измерителем является рубль. В нем обобщаются натуральные и трудовые измерители состояния имущества, прав и обязательств хозяйствующего субъекта, составляются бизнес-планы и прогнозы развития, сметы, отчеты. Денежный измеритель отражает финансовое состояние предприятия (затраты, прибыль, убыток), характеризует расчетную дисциплину.

 

Виды учета, их сущность и взаимосвязь.

Благодаря функционированию системы хозяйственного учета осуществляется информационное обеспечение управления деятельностью хозяйствующих субъектов на микро и макро уровнях.

Хозяйственный учет включает следующие свои виды: оперативный, статистический, бухгалтерский.

Оперативный учет представляет собой систему текущего наблюдения и контроля над отдельными фактами, хозяйственными операциями и процессами с целью управления ими при их совершении. Отличительной чертой его является быстрота получения и использование данных для управления. В этой связи в оперативном учете не требуется обязательного подтверждения каждой записи документами. Для передачи информации может быть использована телефонная, модемная и другие виды связи.

Основными измерителями, используемыми в оперативном учете, являются натуральные и трудовые, так как в них отражаются отдельные факты и хозяйственные операции без их обобщения. Но вместе с тем, в необходимых случаях используется и денежный измеритель.

В системе оперативного учета формируются в основном показатели технологического процесса. Сведения оперативного учета могут быть представлены в виде сигнальных информаций, справок, графиков, таблиц и др. Значение таких сведений, как правило, ограничено во времени и требования к их получению упрощены. Быстрое получение информации позволяет оперативно управлять процессом хозяйственной деятельности; контролировать исполнение договоров с поставщиками и покупателями, количество и качество изготавливаемой продукции, процесс ее реализации и т.п. На торговых предприятиях показатели оперативного учета позволяют следить за ассортиментом товаров и выручкой от продаж. Сельскохозяйственные предприятия, характеризующиеся сезонностью выполнения работ, с помощью оперативного учета контролируют ход посевных, уборочных работ и т.д.

Статистический учет представляет собой систему изучения процессов развития национальной экономики и общественной жизни и использует специальные методы и приемы. Являясь составной частью хозяйственного учета, статистический учет формирует количественные показатели экономических процессов в единстве с их качественным содержанием. Обобщающие статистические показатели характеризуют структуру, динамику и взаимосвязь отдельных составляющих элементов в сфере материального производства (объем производства, экспорта, импорта, занятость трудовых ресурсов и использование рабочего времени; уровень инфляции и изменение потребительского бюджета и т.д.). Объектами исследования данного вида учета являются как отдельные хозяйствующие субъекты, так и в целом экономика государства.

В статистическом учете находят отражение количественные и качественные стороны массовых явлений и закономерности их развития. К ним относятся численность населения и его социально-демографический состав, уровень развития образования, культуры, политической активности и др.

Для получения сведений в статистическом учете используются данные оперативного и бухгалтерского учета, а также данные, определенные специальными приемами и способами (наблюдение, группировка, сравнение, индексы, средние величины). Изучение социально-демографического состояния населения производится на основании проводимой его переписи.

Показатели статистического учета представляются всеми видами измерителей: натуральными, трудовыми и денежными в зависимости от содержания целей и объектов исследования. Данные статистического учета раскрывают закономерности развития экономики страны и отдельных ее отраслей, направления ее совершенствования на основе текущего и перспективного прогнозирования.

Бухгалтерский учет занимает центральное место в системе хозяйственного учета и имеет ряд отличающих его особенностей от других видов учета. В бухгалтерском учете должно быть обеспечено идентификационное отражение всех хозяйственных фактов и явлений, позволяющее получить полную характеристику результатов деятельности хозяйствующих субъектов. При этом каждая бухгалтерская запись должна быть подтверждена документом. Следовательно, все данные бухгалтерского учета имеют доказательную силу. Объективность полученной в бухгалтерском учете информации обеспечивается непрерывностью регистрации фактов и явлений, которая заключается в постоянном их наблюдении и записях в документах и регистрах. Все факты и явления хозяйственной деятельности зависимы между собой и обусловлены друг другом. Это предопределяет систематическую взаимосвязанность отражения хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете на основе специфических, присущих только ему способов и приемов.

В бухгалтерском учете используются все три вида измерителей, но денежный – имеет первостепенное значение, так как обеспечивает получение обобщенных показателей результативности деятельности предприятия. Бухгалтерский учет формирует сводные показатели хозяйственной деятельности в виде отдельных форм отчетности, которые используются внутренними и внешними пользователями для обоснования и принятия управленческих решений.

Таким образом, бухгалтерский учет представляет собой систему сплошного, непрерывного, взаимосвязанного документального обращения информации о деятельности хозяйственных субъектов, ее обработки, обобщения и представления соответствующим пользователям для обоснования и принятия решений.

В настоящее время бухгалтерский учет подразделяется на две подсистемы – финансовый и управленческий учет. Такое подразделение обусловлено различием в целях и задачах внешней и внутренней бухгалтерии.

В финансовой бухгалтерии формируется информация о доходах и расходах организации, о дебиторской и кредиторской задолженности, о финансовых инвестициях, состоянии источников финансирования и т.д. Потребителями информации финансового учета являются в основном внешние пользователи: налоговые органы, банки, биржи, другие финансовые институты, а также поставщики, потенциальные и реальные инвесторы, служащие предприятия. Финансовая отчетность не является коммерческой тайной, открыта к публикации.

В системе управленческого учета формируется информация о расходах, доходах и результатах деятельности в необходимых для целей управления аналитических разрезах. При этом руководство предприятия самостоятельно решает, в каких разрезах классифицировать объекты управления и как осуществлять их учет. Информация управленческого учета предназначена для руководства и менеджеров, является коммерческой тайной и носит строго конфиденциальный характер. Вопросы управленческого учета практически не регламентируются законодательством.

Формирование полной и объективной информации обеспечивается благодаря функционированию трех видов хозяйственного учета. Каждому из них отведена определенная роль в этом процессе, и выполнить ее они могут только при взаимодействии друг с другом, так как показатели одного вида учета отражают лишь его отдельные стороны и могут быть использованы другими и наоборот. Такое взаимодействие обуславливает единство системы хозяйственного уче

- Предмет и метод бухгалтерского учета

- Общая характеристика предмета бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет – это экономическая наука, а основным звеном в системе экономики является предприятие.

Каждое предприятие в хозяйственном отношении является самостоятельным, что проявляется в осуществлении бухгалтерского учета, который связывает деятельность в единую систему – самостоятельный баланс. Это означает, что все имущество, все хозяйственные процессы отражаются в учете.

Для успешного осуществления хозяйственной деятельности каждый хозяйствующий субъект должен располагать необходимым имуществом (активами). Состав и величина которого зависит от характера и объемов производственной программы и сферы деятельности предприятия.

Источники получения имущества определяются формой собственности, а так же длительностью их использования. Таким образом, одной из составляющих предмета бухгалтерского учета являются имущество хозяйствующего субъекта и источников его формирования.

В процессе деятельности имущества и его источники подвергаются постоянным изменениям во всех стадиях производства, распределения и обмена.

Так как хозяйственная деятельность представляет собой постоянное движение средств в процессе совершения многочисленных и разнообразных операций. Следовательно, другим объектом бухгалтерского учета являются хозяйственные процессы.

Содержание предмета бухгалтерского учета зависит от сущности учитываемых объектов, а состав объекта – от форм собственности и особенностей отраслей экономики, потому существуют отличия учета в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, торговле и др.

Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что предметом бухгалтерского учета являются имущество, источники его образования и хозяйственные процессы.

 

- Классификация имущества по составу и роли в процессе хозяйственной деятельности

Основой построения системы учета имущества является его классификация по составу и функциональной роли в процессе хозяйственной деятельности и по источникам их формирования.

В соответствии с первым классификационным признаком имущество подразделяется на две группы: внеоборотные и оборотные активы.

Представим состав имущества в виде схемы на рисунке 1.

 
 

 

 


Рис. 1.1 - Состав имущества организации.

 

Внеоборотные активы включают в себя основные средства, оборудование к установке, нематериальные активы, незавершенные капитальные вложения, долгосрочные финансовые вложения и некоторые другие.

Основными средствами называются средства труда, служащие более одного года, независимо от их стоимости. Основные средства используют в различных сферах: материальном производстве, товарном обращении, непроизводственной сфере. Они участвуют в процессе производства длительное время, сохраняя при этом натуральную форму. Их стоимость переносится на создаваемую продукцию не сразу, а постепенно, частями, по мере износа.

Нематериальные активы – это объекты долгосрочного пользования, не имеющие физической основы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход: права пользования земельными участками, природными ресурсами, патенты, лицензии, ноу-хау, программные продукты, монопольные права и привилегии, организационные расходы, товарные знаки и другие. Как основные средства, нематериальные активы переносят свою стоимость на создаваемый продукт не сразу, а постепенно, частями, по мере амортизации.

В состав вложений во внеоборотные активы включают затраты на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, инструмента, прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательные работы и затраты (проектно-изыскательские, геологоразведочные, буровые работы и др.)

К финансовым инвестициям относят инвестиции организации в государственные ценные бумаги (облигации и другие долговые обязательства), ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, предоставленные другими организациям займы. Финансовые вложения на срок более 1 года – считают долгосрочными и включают в состав внеоборотных активов, а на срок до 1 года – краткосрочными.

Оборотные активы состоят из материальных оборотных средств, денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и средств в текущих расчетах.

В состав материальных оборотных средств входят сырье и материалы, топливо, полуфабрикаты, незавершенное производство, животные на выращивании и откорме, расходы будущих периодов, готовая продукция, то есть составляют запасы и затраты.

В свою очередь, запасы делятся на запасы в сфере производства и запасы в сфере обращения.

Затраты, связанные с хозяйственной деятельностью, можно также разделить на затраты в сфере производства и затраты в сфере обращения. К первым относятся незавершенное производство, представляющее собой расход материально-денежных ценностей под выпуск готовой продукции, и расходы будущих периодов, которые представляют собой производственные предприятием затраты в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам (расходы на освоение производства, рекультивацию земель и других). Затратами в сфере обращения являются расходы по реализации товаров, продукции.

Денежные средства складываются из остатков наличных денег в кассе организации, на расчетном, валютном и других счетах в банках, а также из имеющихся денежных документов и переводов в пути.

Средства в расчетах включают различные виды дебиторской задолженность, которая представляет собой средства данного предприятия, временно находящиеся у других хозяйствующих субъектов и физических лиц и подлежащие возврату по истечении определенного периода. Должники называются дебиторами. Ими могут быть покупатели, не оплатившие продукцию (товары, работы, услуги) подотчетные лица – работники, получившие наличные деньги из кассы на хозяйственные расходы и служебные командировки. Дебиторами могут быть и другие организации и лица, обязанные возвратить предприятию средства (излишние выплаченные суммы по заработной плате и другие).

- Классификация источников формирования имущества

Источники формирования имущества в зависимости от формы права собственности подразделяются на две группы:

-собственные источники (собственный капитал);

-заемные (привлеченные) источники (заемный капитал).

 

 
 

 


Целевое финансирование
Источники формирования имущества организации
Заемный капитал

 

     
   
Нераспределенная прибыль
 
 

 

 


Рис.1. 2 - Состав источников формирования имущества организации

 

Собственный капитал – это чистая стоимость имущества, определяемая как разница между стоимостью имущества организации и ее обязательствами.

Уставный капитал представляет собой совокупность вкладов в денежном выражении собственников в имущество предприятия. Изменение этой совокупности допускаются только после государственной регистрации.

Добавочный капитал формируется в результате деятельности предприятия за счет переоценки основных средств, безвозмездного поступления имущества, эмиссионного дохода и т.д.

Резервный капитал создается за счет прибыли предприятия и используется при недостаточности средств на выплату дивидендов, покрытие убытков.

Целевое финансирование – это средства, полученные из бюджета, отраслевых и межотраслевых фондов специального назначения, от других организаций и физических лиц для их осуществления мероприятий целевого назначения.

Нераспределенная прибыль - часть чистой прибыли, использованная на накопление имущества хозяйствующего субъекта.

Заемный капитал составляют обязательства организации, включающие краткосрочные и долгосрочные кредиты банка, займы, кредиторскую задолженность и обязательства по распределению.

Краткосрочные кредиты организация получает на срок до 1 года под запасы товарно-материальных ценностей, расчетные документы и другие нужды, долгосрочные – на срок свыше 1 года на внедрение новой техники, организацию и расширение производства, и другие цели.

Под кредиторской задолженностью понимают задолженность данной организации перед другими, которые называются - кредиторами. Кредиторская задолженность в качестве источника имущества выступает ограниченный срок, действие которого наступает с момента получения материальных ценностей (услуг) до момента их оплаты.

Займы – это полученные от других организаций средства под векселя и другие обязательства.

Обязательства по распределению (задолженность приравненная к кредиторской) включают задолженности рабочим и служащим по заработной плате, органам социального страхования и налоговым органам по платежам в бюджет. Они появляются в связи с тем, что момент возникновения долга не совпадают со временем уплаты. Обязательства по распределению по своему экономическому содержанию существенно облагаются от других привлеченных средств, так как образуются путем начисления, а не поступают со стороны.

 

- Хозяйственные процессы и их результаты

Хозяйственная деятельность каждого предприятия складывается из отдельных хозяйственных действий, содержанием которых являются движение средств, смена одной формы средств на другую.

Каждое хозяйственное действие называется хозяйственной операцией, характер которых зависит от сферы деятельности. Практико-хозяйственной деятельности определила три совокупности хозяйственных процессов:

-заготовление производственных запасов;

-производство продукции;

-реализация продукции.

В процессе заготовления (снабжения) предприятие формирует производимые для осуществления хозяйственной деятельности сырье, материалы, товары, средства труда. Денежные средства обмениваются на конкретные материальные ценности. С учетом денежных расходов по их приобретению формируется фактическая себестоимость производственных запасов.

Процесс производства характеризуется тем, что в нем происходит взаимодействие рабочей силы, заготовленных материальных ценностей и средств труда, направленное на изготовление нового вида продукта. Хозяйственные операции данного процесса отражают использование материальных и трудовых ресурсов, денежное выражение которого образует фактическую себестоимость производственной продукции.

Процесс реализации позволяет превратить готовую продукцию (работы, услуги, товары) в денежную форму в возросшей сумме.

Реализация – совокупность хозяйственных операций по сбыту и продаже продукции. В процессе ее осуществления товаропроизводителям возвращаются в денежной форме затраты и определенная сумма прибыли.

 

- Понятие о методе бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет, как и все другие науки, имеет свои методы исследования. Они обусловлены содержанием предмета, особенностями составных частей. К особенностям предмета бухгалтерского учета относится непрерывность кругооборота средств предприятия. Возможность получить показатели, взаимосвязано отражающие величину активов и их движение, обеспечивает метод бухгалтерского учета. Для метода бухгалтерского учета характерным является использование целого ряда приемов и способов, каждый из которых делает возможность получить информацию об отдельных сторонах изучаемого предмета.

Составные элементы метода бухгалтерского учета обеспечивают проведение наблюдения за объектами, их изменение, группировку и обобщение учетных данных.Элементы метода бухгалтерского учета представим схемой на рисунке 3.

                 
 
 
 
Документация
 
Бухгалтерские счета
 
Бухгалтерский баланс
   
Оценка
 
 
Инвентаризация
 
   
Калькуляция
 
     
Двойная запись
       
Отчетность
 
 
 


Рис. 3 - Классификация эелемнтов бухгалтерского учета.

 

Охарактеризуем каждый элемент метода бухгалтерского учета.

Документация. В учете регистрируются все хозяйственные операции, которые определяются документами. Документ является письменным свидетельством того, что факт свершился. В документе отражают признаки, характеризующие операцию: место, время, величина операции и т.п. Документ имеет юридическую силу, так как содержит подписи лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции.

Инвентаризация. В хозяйственной деятельности происходят такие факты и явления, которые в момент их совершения не оформляются документами. К ним относятся естественная убыль, недостатки (излишки) в процессе хранения товарно-материальных ценностей, вследствие допущенных ошибок или преднамеренных действий. Это приводит к несовпадению данных бухгалтерских записей и фактического наличия ценностей. Для установления расхождения проводятся инвентаризации.

Оценка. В бухгалтерском учете находит отражение большое количество объектов, разнородных видов имущества и источников их формирования, хозяйственные процессы и другое. Для получения обобщенных показателей используется оценка, сущность которой заключается в переводе натуральных и трудовых измерителей в денежный. Основными принципами оценки является реальность и единство. Реальность (объективность) предполагает отражение всех затрат по приобретению имущества или производству продукции. Единство заключается в том, что при любых формах собственности оценка объектов производится единообразно с соблюдением установленных правил. Таким образом, оценка – это способ денежного измерения имущества и источников его формирования.

Калькуляция - это исчисление себестоимости единицы изготовленной продукции (выполненных работ и услуг) или приобретенных товарно-материальных ценностей. Для этого все произведенные затраты по конкретном виду продукции делятся на полученное ее количество. Оформляется калькуляция в виде расчета. Правила калькулирования себестоимости продукции определяются нормативными положениями.

Бухгалтерские счета. Всё многообразие совершаемых операций можно изучить, познать и проконтролировать лишь в случае их группировки по экономической однородности. Отраженные в документах хозяйственные операции регистрируются в специальных таблицах – счетах бухгалтерского учета. На счетах накапливается и хранится информация.

Двойная запись обусловлена двойственностью хозяйственных операций, которая означает, что изменения имеют два аспекта: увеличение и уменьшение, возникновение и исчезновение, которые компенсируют друг друга. Сущность двойной записи заключается в том, что одна хозяйственная операция отражается в двух счетах.

Баланс представляет собой способ обобщения показателей о состоянии имущества в денежном выражении на определенную дату в виде таблицы, с одной стороны которой отражаются все активы, а с другой – источники их формирования. Следовательно, в балансе обеспечивается отражение равенства этих сторон.

Отчетность – это системное отражение готовых показателей, характеризующих результаты деятельности хозяйствующего субъекта за определенный период. Отчетность субъекта за определенный период. Отчетность представляет завершающую стадию учетного процесса за определенный период.

Рассмотренные элементы метода бухгалтерского учета функционируют в органической связи друг с другом. Наблюдение за объектом бухгалтерского учета регистрируется в документах. Данные первичных документов при помощи оценки преобразовываются в единую соизмеримую информационную совокупность, которая находит отражение на счетах бухгалтерского учета при помощи двойной записи. Полученные данные на бухгалтерских счетах являются основой для определения себестоимости продукции (калькуляции), а также для составления баланса и других форм отчетности. В свою очередь калькуляция является базой для оценки, а счета бухгалтерского учета открываются на основании данных бухгалтерского баланса. Инвентаризация уточняет показатели бухгалтерских счетов. Таким образом, взаимосвязанное функционирование всех элементов метода бухгалтерского учета обеспечивает полное и непрерывное, объективное и системное отражение его предмета.

 

- Бухгалтерский баланс

- Сущность и строение бухгалтерского баланса

В любом виде деятельности важное значение имеет соответствие между на­меченными к выполнению мероприятиями и теми возможностями, которые для этого существуют. Так, затраты денежных средств для определенных хозяйственных нужд зависят от источников где эти средства берутся. Выпуск продукции соотносятся с потребностями рынка. Удовлетворенность рынка зависит от платежеспособности потребителей.

Такая взаимосвязь предполагает сбалансированность. Использование, ее является основным содержанием балансового метода.

Термин БАЛАНС латинского происхождения. Дословно: bis – дважды, lanz – чаша весов, т. е. двучашие весов, как символ равновесия.

Выраженным приемом балансового общения в бухгалтерском учете является бухгалтерский баланс. Впервые он был применен в хозяйственной практике еще в первой половине XV века.

Бухгалтерский баланс отражает имущество предприятия в двух разрезах: с од­ной стороны, по их составу и функциональной роли, с другой - по источни­кам формирования и целевому назначению. Все имущество группируется и обобщается в балансе в едином денежном измерении. Для того, чтобы показать состояние активов, баланс составляется на определенный момент, как правило, на первое число месяца (квартала). Так как в балансе показыва­ется только состояния активов, то баланс не характеризует движения и использования средств. Эти совпадения получают из данных текущего бухгалтерского учета. Однако показатели о состоянии имущества и его источников, сгруппированные в определенном порядке и содержащиеся в бухгалтерском балансе, очень важны для принятия правильных управленческих решений.

Таким образом, бухгалтерский баланс является способом группировки и обобщения в денежном измерении имущества на определенную дату.

Двухсторонняя таблица баланса в графическом изображении показы­вает на левой стороне состояние имущества в последовательности соответствующей функциональной роли его составляющих, исходя из степени ликвидности и характера участия хозяйственных средств, в процессе воспроизводства. Это актив баланса, от латинского aktivus - активный, деятельный, действующий. Источники имущества отражены в правой стороне баланса - пассиве, то латинского passivus- пассивный, недеятельный противоположный активу. Пассив показывает собственный капитал, а также совокупность долгов и обязательств экономического субъекта в порядке увеличения изымаемости средств.

Каждый отдельный вид средств в активе или пассиве называется статьей баланса, Определенные статьи баланса объединяются в разделы. Итог по активу баланса на начало года и конец отчетного периода равен, соответственно, итогу его пассива. Общая величина баланса называется его валютой.

Равенство итогов имеет большое контрольное значение. Оно является одним из средств проверки учетных записей, его отсутствие свидетельствует об ошибках в записях.

В зависимости от стадии развития того или иного экономического субъекта и целевого назначения различают разные виды бухгалтерских балансов: вступительный, текущий, заключительный (годовой), разделитель­ный, передаточный, сводный (консолидированный), ликвидационный.

Балансирующим показателем во вступительном балансе выступает
уставный капитал, поскольку на этом этапе нет другого источника
поступления из-за отсутствия хозяйственной деятельности.

При составлении заключительного баланса таким показателем высту­пает финансовый капитал (прибыль или убыток) организации.

Для других видов бухгалтерского баланса балансирующими показате­лями могут выступать как уставный капитал, так и финансовый результат.

Консолидированные балансы объединяют балансы отдельных само­стоятельных предприятий, финансово - экономически связанных между собой.

Следует особо выделить понятие самостоятельного баланса. Его ведут субъекты, наделенные правами юридического лица.

В интересах сближения отечественной практики с требованиями меж­дународных бухгалтерских стандартов, в последнее время бухгалтерский баланс составляется не в первоначальной (исторической) оценке (баланс-брутто), а с учетом "очистки" от регулирующих статей. Такой подход распространяется как на имущество длительного пользования, так и на состав оборотных средств.

Как уже отмечалось, в активе имущество приведено с учетом степени
ликвидности. Под ликвидностью понимается способность преобразования
активов в денежные средства. Наименее ликвидные статьи размещены в
начале, а легко реализуемые активы в конце баланса.

Пассив делится на две составляющие: обязательства и капитал, что имеет глубокий экономический смысл. В случае ликвидации экономического субъекта в виду несостоятельности (банкротства) действующее законодательство, в первую очередь, предусматривает удовлетворение обязательств кредиторов в строго установленной очередности. Причем требования кредиторов каждой очередности подлежат удовлетворению только после полного погашения обязательств перед кредиторами предыдущей очереди. В тоже время инвесторы на вложенный капитал получают только ту часть, которая остается после платежей по обязательствам.

Статьи баланса в зависимости от их экономической сущности разде­лены на пять разделов.

Актив баланса включает два раздела

Первый раздел «Внеоборотные активы» содержит информацию о нематериальных активах, о движимом и недвижимом имуществе, долгосрочных финансовых вложениях и т.п..

Второй раздел «Оборотные активы» включает наиболее мобильные средства организации, используемые внутри организации и за ее пределами.

Пассив баланса состоит из трех разделов. Так, в третьем разделе «Капи­тал и резервы» отражается собственный капитал. Причем в этом разделе показывается размер полученного в отчетном периоде убытка со знаком минус.

Четвертый раздел «Долгосрочные обязательства» отражает заемный капитал со сроком погашения более 12 месяцев после отчетной даты.

В пятом разделе «Краткосрочные обязательства» отражается заёмный капитал со сроком погашения в течение 12 месяцев после отчетной даты

 

- Влияние хозяйственных операций на валюту баланса

Хозяйственные операции оказывают влияние на валюту баланса. Это ведет к изменению как величины статей актива, так и статей па



2016-09-17 2034 Обсуждений (0)
Виды учета, их сущность и взаимосвязь 4.83 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Виды учета, их сущность и взаимосвязь

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2034)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)