Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Свобода и необходимость в человеческой деятельности



2016-09-17 503 Обсуждений (0)
Свобода и необходимость в человеческой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




В истории общественной мысли проблема свободы чаще всего сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (предопределением, божьим промыслом, судьбой, роком им т.д.).

Свобода – это познанная необходимость Свобода – это возможность поступать так, как хочется
Последствия
Если все однозначно необходимо, если практически нет случайностей, новых возможностей, то человек превращается в автомат, робот, действующий по заданной программе Полный произвол по отношению к другим людям, невозможность установления каких-либо устойчивых социальных связей

Необходимость – это устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития.

Необходимость существует в природе и обществе в виде объективных, т.е. независимых от сознания человека, законов.

Ядро свободы – это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями обуславливает диапазон выбора. Этот диапазон определяется еще условиями реализации свободы, сложившимися формами общественной деятельности, уровнем развития общества и местом человека в общественной системе.

Социальные условия реализации свободы
Формы общественной деятельности
Место человека в обществе
Свобода   личности
Социализация
Уровень развития общества
Социальные нормы
Выбор

 

 


Свобода – это умение познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность.

Свобода стоит не в воображаемой независимости от объективной необходимости, а в умении обоснованно принимать решения. Познавая законы и процессы природы, человек действует не слепо, не стихийно, а со знанием дела, свободно.

Быть свободным вне общества невозможно. Совершенно изолированный человек, даже если он сумел познать объективную необходимость, вряд ли может осуществить и самое мудрое решение.

Свобода возможна лишь при условии, если каждый человек в состоянии ограничивать свои действия и намерения самостоятельно, без внешнего принуждения, с тем чтобы не ущемлять свободу других.

 

Свобода и ответственность

Свобода есть там, где есть выбор. Ситуация выбора – это предпосылка свободы, свободного действия. Сам же выбор определяется рядом факторов: целевыми установками, характером практической деятельности, знаниями.

Свобода:

- отсутствие внешнего принуждения;

- самоограничение;

- ответственность.

Отклонения человека от установленных социальных норм → определенная реакция со стороны общества. Негативное отклонение → социальные санкции, т.е. наказание за неодобряемые действия. Такое наказание еще называют ответственностью человека за свою деятельность и ее последствия.

Ответственность – социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Понятие «ответственность» связано не только с внешними формами воздействия на человека, ответственность выступает важнейшим внутренним регулятором его деятельности. Тогда речь идет о чувстве ответственности, долга → сознательная готовность человека следовать установленным нормам, оценивать свои поступки с точки зрения их последствий для окружающих, принимать санкции в случае допущенных нарушений.

Формируя у себя чувство ответственности, человек защищает себя от деиндивидуализации, т.е. превращения в безликое существо с пониженным самосознанием.

 

Социализация индивида

Социализация (от лат. – общественный) – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.

Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей.

Агенты социализации – люди и учреждения, ответственные за обучение индивида культурным нормам и усвоение им социальных ролей.

Виды социализации:

Линии сравнения Первичная (ранняя, начальная) социализация Вторичная (продолженная) социализация
Какова ее сущность? Приобретение индивидом общекультурных знаний, освоение начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей - овладение индивидом специальными знаниями и навыками, приобщение к определенной субкультуре (профессиональная социализация); - включение индивида в систему общественного разделения труда: адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам; - изменение образа жизни человека в связи с исключением из среды производства из-за пенсионного возраста или утери трудоспособности
Для каких жизненных этапов характерна? Для ранних этапов жизни (детство, юность) Для поздних этапов жизни (зрелость, старость)
К какому социальному окружению относится? Непосредственное окружение человека Опосредованное (формальное) окружение человека
Кто оказывает воздействие? Семья, друзья Учреждения и институты общества
Кто осуществляет социализацию? Те, кто связан тесными личными отношениями (родители, друзья и др.) Те, кто связан формально-деловыми отношениями (сотрудник телевидения, полицейский и др.)
Какова особенность агентов социализации? Агенты социализации универсальны, выполняют множество разных функций (например, отец исполняет роль добытчика средств существования, опекуна, воспитателя, учителя, друга) Агенты социализации влияют в узком направлении, выполняют одну-две функции (например, школа дает знания, церковь – духовное общение и т.д.)

Сферы, в которых происходит расширение и углубление социализации:

1. В сфере деятельности: расширение ее видов; ориентировка в системе каждого вида деятельности, т.е. выделение главного в ней, ее осмысление и т.п.

2. В сфере общения: расширение круга общения, углубление его содержания, развитие навыков общения.

3. В сфере самосознания: формирование образа собственного Я (Я-концепция) как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли и др.

Одной из сторон социализации личности является социальная адаптация.

Социальная адаптация (от лат. – приспособить) – это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств. Показатели адаптации: успешное выполнение индивидом своих социальных ролей, его высокий социальный статус, общая психологическая удовлетворенность социальной средой.

 

 


ЛЕКЦИЯ 2



2016-09-17 503 Обсуждений (0)
Свобода и необходимость в человеческой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (503)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)