Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности научного познания



2016-09-17 441 Обсуждений (0)
Особенности научного познания 0.00 из 5.00 0 оценок




- Объективность добываемого знания.

- Развитость понятийного аппарата (категориальность).

- Рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью.

- Проверяемость.

- Высокий уровень обобщения знаний.

- Универсальность.

- Использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

Уровни научного познания
Эмпирический
Теоретический
Выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей
Выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений
Формы научного познания
Научный факт
Проблема
Эмпирический закон
Гипотеза
Теория
Методы научного познания
Наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение
Анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация
Единство исторического и логического, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, формализация, математизация
Универсальные

 


Научный факт (от лат. factum – сделанное, совершившееся) - отражение объективного факта в человеческом сознании, т.е. описание посредством некоторого языка.

Эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

Проблема (от гр. problema – задача, задание) – осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.

Гипотеза (от гр. hypothesis – основа, предположение) – научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределённо, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.

Теория (от гр. theoria – наблюдение, рассмотрение, исследование) – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

Ключевой элемент любой теории – закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов.

Метод (от гр.methodos – путь исследования) – понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя).

Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение и эксперимент.

Наблюдение Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт)
Целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования Исследование какого-либо явления путем активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении
Отсутствие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования Наличие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования
Возможность использования приборов и инструментов в целях компенсации естественной ограниченности человеческих органов чувств Создание необходимых условий, включая устранение всех мешающих факторов; материальные воздействия на объект или условия; измерения с применением соответствующих технических устройств

 

К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.

 

Анализ (от гр. analysis – разложение) Синтез (от гр. synthesis – соединение)
Процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части Процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей

 

Познание не может сделать действительного шага вперед, только анализируя или только синтезируя. Анализ предшествует синтезу, но и сам возможен только на основе результатов проделанной синтетической деятельности → связь анализа и синтеза – органическая, внутренне необходимая.

Неразрывно связаны между собой методы индукции и дедукции, которые обусловливают друг друга в процессе познания.

Индукция (от лат. inductio –наведение) Дедукция (от лат. deductio – выведение)
Путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение Доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер

 

С переходом к Новому времени начинается становление естественныхнаук, которые изучают универсальные и всеобщие связи, господствующие в мире природы.

В эпоху индустриальной цивилизации происходит становление социального и гуманитарного (от лат. humanitas – человечество, человечность) знания.

Социальные науки – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.

Социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы, поскольку без человека нет общества, но и человек не может существовать без общества.

Основные задачи
Социального значения Гуманитарного значения
Анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, повторяющихся явлений Анализ целей, мотивов, ориентаций человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений

 

Гуманитарное знание призвано воздействовать на человека, одухотворять, преображать его моральные, идейные, мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию его человеческих качеств.



2016-09-17 441 Обсуждений (0)
Особенности научного познания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности научного познания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (441)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)