Особенности научного познания
- Объективность добываемого знания. - Развитость понятийного аппарата (категориальность). - Рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью. - Проверяемость. - Высокий уровень обобщения знаний. - Универсальность. - Использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
Научный факт (от лат. factum – сделанное, совершившееся) - отражение объективного факта в человеческом сознании, т.е. описание посредством некоторого языка. Эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами. Проблема (от гр. problema – задача, задание) – осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа. Гипотеза (от гр. hypothesis – основа, предположение) – научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределённо, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании. Теория (от гр. theoria – наблюдение, рассмотрение, исследование) – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Ключевой элемент любой теории – закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов. Метод (от гр.methodos – путь исследования) – понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя). Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение и эксперимент.
К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.
Познание не может сделать действительного шага вперед, только анализируя или только синтезируя. Анализ предшествует синтезу, но и сам возможен только на основе результатов проделанной синтетической деятельности → связь анализа и синтеза – органическая, внутренне необходимая. Неразрывно связаны между собой методы индукции и дедукции, которые обусловливают друг друга в процессе познания.
С переходом к Новому времени начинается становление естественныхнаук, которые изучают универсальные и всеобщие связи, господствующие в мире природы. В эпоху индустриальной цивилизации происходит становление социального и гуманитарного (от лат. humanitas – человечество, человечность) знания. Социальные науки – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе. Социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы, поскольку без человека нет общества, но и человек не может существовать без общества.
Гуманитарное знание призвано воздействовать на человека, одухотворять, преображать его моральные, идейные, мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию его человеческих качеств.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (441)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |