Управленческие ценности организации
Наблюдения за функционированием и развитием организаций привели к выводу, что у организации есть три генеральные ценности (рис. 1), которые взаимосвязаны между собой следующим образом: Рис. 1.Соотношение управленческих ценностей организации
Они являются базовыми т.к. все остальные управленческие ценности организации покрываются этими тремя. Рассмотрим точнее. 1. Управляемостьозначает некоторую меру в соотношении управляющей и управляемой подсистем организации, ту степень контроля, которую первая из них может распространять на вторую с одной стороны, и ту степень автономии, которую управляемая подсистема сохраняет по отношению к управляющей - с другой. Проблема управляемости организации есть некоторое противоречие между решением и исполнением, между контролем и автономией, между руководством и подчинением, между стимулами и потребностями – в общем между возможностями управления и его границами. Управление имеет дело с тремя относительно самостоятельными объектами: индивид, группа и организация. Соответственно методы управления распределяются следующим образом: 1) воздействие на поведение индивида (по отношению к отдельному работнику предприятия): - прямое (приказ, задание); - через мотивы и потребности (стимулирование); - через систему ценностей и норм (развитие организационной культуры); - через окружающую социальную среду (изменение условий труда, статуса в административной и неформальной организациях и пр.). 2) применительно к группе: - целенаправленное формирование состава группы (по квалификационным, демографическим, психологическим признакам, количеству, размещению рабочих мест и т.д.); - сплочение группы (посредством совершенствования стиля руководства, использования социально-психологических факторов и иных способов). 3) на уровне организации: - согласование формальной и неформальной структур (преодоление противоречий между запланированными и действительными связями и нормами); - привлечение исполнителей к выработке решений; - командообразование на разных уровнях. Управляемость – это комплексный, интегральный показатель, включающий в себя много частных, специальных понятий. Управляемость может быть оценена по двум основным параметрам. 1.1. Согласованность целей и действийподразделений и работников организации, которая, в свою очередь, определяется: 1.1.1. качеством целей (под качеством целей понимается их ясность, непротиворечивость, последовательность, достижимость): - высших, стратегических целей организации (образ желаемого будущего, идеология, миссия, стратегия, специальные политики); - долгосрочных целей организации; - оперативных целей организации (служебные функции подразделений и сотрудников); 1.1.2.степенью мотивации персонала на достижение названных целей; 1.1.3.качеством организационного порядка (бизнес-технологии, горизонтальные связи, правила работы и т. д.); 1.1.4.уровнем корпоративной культуры (командность, заинтересованность всех в целях организации). 1.2. Реализуемость (осуществляемость) решений. Существует определенная связь между характером решений и их осуществляемостью: чем крупнее вопросы и чем более длительного времени требует их решение, тем ниже их осуществимость. Все причины невыполнения заданий, содержащихся в приказах, распоряжениях, планах можно разделить на три основных вида: вина исполнителя (28%), порок решения (33%), непредвиденные явления (39%). Наиболее значительной причиной невыполнения заданий, содержащихся в решениях, оказываются непредвиденные явления. Эта причина характеризуется двумя видами факторов: 1) организационной неопределенностью, которая вызывается разного рода срывами работ из-за ненадежности внешних и внутренних связей (66%). Это в значительной мере связано: - с невыполнением обязательств или поставок и изменением заданий внешними по отношению к данной организации субъектами; - с авариями и поломками. 2) непланируемыми изменениями (34%): - в период подготовки задания или в ходе его реализации произошли события, сделавшие выполнение их в новых условиях невозможными (18); - нецелесообразность выполнения задания не могла быть предвидена в процессе его подготовки, т.е. развитие производства, например изменение производственных условий, технологии, поставка нового оборудования и т.д., сделало выполнение задания ненужным, нецелесообразным (16%). На втором месте по значимости воздействия на неосуществление заданий оказывается порок решения. Иными словами, невыполнение заданий зависит от работников, подготавливающих проекты решений, и от самого лица, принимающего решения. Качество решения, его техническая обоснованность, производственная и экономическая целесообразность, продуманность, согласованность с исполнителями и, наконец, смысловая и содержательная завершенность в текстовом оформлении в значительной мере предопределяют успех его выполнения. Порок решения обусловливает следующие факторы: - случаи отсутствия материалов, документов и других необходимых условий выполнения заданий, возможность и необходимость которых важно было предвидеть и учесть в процессе подготовки решения (неучтенные, но необходимые общие условия) – 38%; - задания, содержащиеся в решениях, оказались непродуманными с точки зрения их производственной, технологической, экономической и иной целесообразности и впоследствии были отменены новыми решениями (нецелесообразные задания) – 15%; - решения, в которых отсутствовало предвидение конкретных условий выполнения заданий, хотя их можно было предвидеть (непредвиденные конкретные условия) – 13%; - задания, содержащиеся в решениях, давались исполнителям без учета рода их деятельности и их производственных возможностей, т.е. давались не «по адресу» (задания не «по адресу») – 10%; - решения не учитывающие загруженность исполнителя, т.е. задания даются исполнителю, который уже перегружен (перегруженность исполнителя) – 8%; - решения с непроверяемыми заданиями, т.е. такие, которые несут условное содержание и неконкретный перечень работ, как правило, задания общего характера, как то: «принять меры», «усилить», «обратить внимание» (непроверяемые задания) – 8%; - решения с «мобилизующими», нереальными сроками выполнения задания, которые впоследствии приходилось переносить (нереальные сроки) – 7%; - прочие – 1%. На последнем месте по значимости воздействия на невыполнение заданий оказывается исполнительская дисциплина. Иными словами, задание не выполняется в силу недостаточной квалификации, неоперативности, необязательности, скрытого или явного противодействия и других качеств самих исполнителей. 2. Инновационностьесть способность организации порождать новшества и осуществлять нововведения. В какой-то мере она является антиподом управляемости, поскольку нововведения нередко снижают управляемость (на какое-то время), но и без них управляемость становится дисфункциональной. Инновационность организации проявляется: 2.1.в открытости изменениям (мышления, поведения, продукта и т. п.); 2.2.проактивности управления, т. е. ориентации не столько на следование за спросом, сколько на воздействие на спрос; не просто чувствительность к сигналам рынка, а производство новых сигналов для него; 2.3.качестве управленческой воли, т. е. в умении руководителя доводить инновационные процессы до полного завершения. 3. Клиентностьорганизации есть ее соответствие потребностям, тенденциям рынка, привлекательность ее продуктов для клиентуры. Отсюда следует тезис: эффективно развернуть фирму в сторону клиента можно только целиком, включая все ее «этажи и отсеки». Для обозначения способности организации заинтересовать клиентуру в сотрудничестве с ней, существует понятие аттракт-функция. Это понятие комплексное, многоаспектное. Все усилия руководителей и исполнителей снабжающих, закупочных, технических, финансовых, торгующих подразделений аккумулируются в продукте деятельности, а значит, направлены к потребителю. Аттракт-функция организации – это результирующая всей деятельности организации с точки зрения потребителей, покупателей, сбытовых партнеров. Это привлекательность организации как целого. Аттракт-функция включает в себя следующие составляющие: - сервисную (набор услуг, комфорт, доступность, экономия времени); - этическую (надежность, достоверность информации, честность, уважение к клиенту); - эстетическую (дизайн, колористика, чистота, звуковой фон, внешний вид сотрудников). Неразвитая аттракт-функция концентрируется прежде всего на первой составляющей, т.е. ассортимент, доставка, качество. Во вторую очередь внимание коммерческих организаций концентрируется на эстетическую составляющую. И только затем, с опозданием руководители начинают понимать ценность этической составляющей. Для современного рынка правомерны еще 3 тезиса: - конкуренция постепенно выравнивает разницу в ценах, ассортименте и качестве товаров и услуг; - сферой конкуренции все больше становятся отношения с клиентом, точнее сам способ их построения и их результативность; - неизбежно фокус конкуренции смещается на отношенческие факторы аттракт-функции организации. Поэтому в последнее время усиливается значение клиентной ориентации организации. Все три управленческие ценности взаимосвязаны, хотя и противоречивы. Например, реализуемость решений (п. 1.2) фактически совпадает с качеством управленческой воли (п: 2.3), а качество целей (п. 1.1.1) - с проактивностью управления (п. 2.2), но каждая из них имеет и свою самостоятельность.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (828)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |