Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Целевая структура организации



2016-09-17 996 Обсуждений (0)
Целевая структура организации 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель выступает как единство мотивов, средств и результатов. Это значит:

- цель есть опредмеченный мотив (потребность). Цель так относится к мотиву, как стакан воды - к утолению жажды, сочинение поэмы - к само­выражению и обладание властью - к самоутверждению, а одна цель мо­жет удовлетворять несколько потребностей, как отдельная потребность мо­жет удовлетворяться через разные цели;

- цель образуется при встрече мотива со средствами (ресурсами, условия­ми, возможностями), то есть при оценке способов удовлетворения соот­ветствующей потребности;

- понятие "цель" не тождественно понятию "результат", ибо взаимодей­ствие мотивов со средствами производит отнюдь не только потребное. Ведь даже при достижении цели в результат привносятся другие следствия, не совпадающие с начальным, предполагаемым результатом. Достигнутая цель способна быть только частью результата;

- важно, что выбор цели субъектом существенно предопределен и ограни­чен "встроенными" мотивами (индивидуальные предпочтения, влияние ок­ружающей среды, побочные цели и т. п.). Поэтому целеполагание не есть лишь дело свободы воли субъекта.

Один из самых интересных вопросов в теории целей - как именно образу­ется общая цель? Ведь все кругом - люди, и у каждого своя цель. Как же из индивидуальных целей возникает общая?

Можно выделить два способа фор­мирования общих целей из индивидуальных. Первый способ - многократ­ный субъект.Здесь общая цель образуется как повторение, совпадение мно­жества индивидуальных целей. Например: в бизнес-организацию все люди приходят за разным, но заработок нужен всем. Второй способ - тактическая коалиция.Имеется в виду взаимодействие различных индивидуальных целей: их борьба и согласование, в результате которых формируется некоторая ин­тегральная цель, устраивающая всех работников. К примеру: если работникам надо выработать свое отношение к предложениям или требованиям админист­рации или если управленческая команда вырабатывает стратегию фирмы, то все решается именно через тактическую коалицию.

Простейшее управление стремится иметь дело с группой, подразделени­ем, коллективом прежде всего как с многократным субъектом - это кажется легче и понятнее. Но тогда реальное разнообразие интересов и мотивов игно­рируется, и все сводится к чему-то одному, обычно к заработку. На вариант тактической коалиции ориентируются те руководители, кто склонен включать подчиненных в выработку общих решений.

Целевая структура организации уникальна по своему многообразию. Рассмотрим различные уровни целесообразности в организациях в некоторой последовательности, а именно - по степени ее объек­тивности - субъективности.

Первый уровень целеобразования - телеономия. Телеономия - т.н. объективная, естественная целесообразность, или полезность, необходимость каких-то процессов, актов поведения или функци­онирования организма, удовлетворения его естественных нужд, самоподдер­жания. На уровне социального субъекта подобная целесообразность наполняется субъективным содержанием, обретает направленность, что и де­лает ее целью.

Телеономические свойства присущи организаци­онным системам т.к.они нуждаются в поддержании своего рав­новесия, сохранении устойчивости, стремятся к выживанию. В целевой структуре организаций такие потребности отражаются в специаль­ных задачах по разработке и укреплению распорядка, внутренних взаимосвя­зей, средств контроля и пр.

Следующий уровень целеполагания – целенаправленность. Системы целенаправленны в том смысле, что такими они созданы намеренно и направлены человеком на специальные, а именно организацион­ные цели. Безличная структура организации, каждого ее подразделения строит­ся как целенаправленная. Ведь люди создают организации, а организации фор­мируют свои цехи и отделы на решения каких-то определенных задач, удовлет­ворения общественных потребностей. "Строительным материалом" при этом служат сами человеческие отношения. Целенаправленность структуры обеспечивается системой административно-правовых стандартов. Безличная структура конструируется под определенную цель, точнее - функцию. Функция эта может быть частная, промежуточная и конечная, причем частные и промежуточные функции направ­лены на достижение конечных целей организации, "настроены" на эффективное выполнение конечной функции. Такими функциями могут быть, например, "снабжение", "конструирование", "производство заготовок" и т. п.

Таким образом, телеономия выступает как естественное и объектив­ное следствие появления или создания элементов и подсистем организации; целенаправленность же есть субъективное условие и причина включения в организацию тех или иных элементов и подсистем. Телеономия вытекает из внутренних потребностей организации, целенаправленность в виде функции задастся ей извне.

Высший уровень целеобразования - целеуст­ремленность,то есть способность организации самой вырабатывать новые цели и достигать их. Целеустремленность проявляется в способности организации не только гибко реагировать на спрос, но и формировать его под новые виды продукции, упреждать изменения среды. Если целенаправленная оргсистема сильна своей способностью удачно выбирать вариант изделия, на которое она "настроена", то целеустремленная - готовностью к смене типа изделия и даже типа деятельности.

В табл. 2 рассмотрены эти три уровня целеобразования в организациях по 4 критериям.

1) Управленческие ценности на телеономическом уровне проявля­ются как стремление к самосохранению организации, обеспечению ее безопас­ности, устойчивости, управляемости - без этого организация просто разрушит­ся. Никакой руководитель не может отвлечься от необходимости обеспечить эти цели. На целенаправленном уровне руководство организации выбирает варианты поведения: виды продукции, способы работы с клиентурой, объемы и сроки поставок и т. д. Но все это в рамках заданных целей. Качество этого выбора является критерием оценки управления. На целеустремленном уров­не организация стремится к порождению новых целей и изменению среды сво­его обитания (рынка, стратегии, партнеров).

 

Таблица 2 – Целеобразование в организации

Уровни целеобразования Телеономия Целенаправленность Целеустремленность
Критерии оценки «Встроенные» цели, жизнеобеспечение (сохранение целостности, равновесия, прибыльность и т.п.) «Настройка» на стабильные цели (тип клиентов, услуг и т.п.) Способность к порождению новых целей, к изменению условий
Управленческие ценности Самосохранение Выбор из имеющихся вариантов Изменение среды
Стили управления Неактивный (поддержание равновесия и функционирования) Реактивный (адаптация к измененим среды) Проактивный (формирование среды – новых потребностей, услуг)
Методы управления Контроль План Формирование образа будущего
Типы организационной культуры Интеграция «все вместе» Профессионализм Качество работы Идеология фирмы Авангардные ценности, цели

2) Существенно отличаются и стили управления. На телеономическом уров­не стиль управления неактивный - надо просто поддерживать равновесие и нормальное функционирование организации. На целенаправленном уровне стиль в основном реактивный, то есть приспособительный. Многие фирмы гордятся тем, что они умеют вовремя реагировать на изменения спроса, гибко приспосабливаться к тенденциям рынка. Это, конечно, необходимо, но гораз­до более развитый стиль управления возникает на целеустремленном уровне. Такой стиль называется проактивным. На этом уровне организация стремит­ся сама формировать спрос, упреждать нежелательные тенденции, создавать себе рынок.

3) Соответственно меняются и методы управления. На телеономи­ческом уровне главное - контроль, на целенаправленном - это план, а на целе­устремленном уровне управления организация заглядывает далеко вперед и вырабатывает для себя образ желаемого будущего.

4) Наконец, и типы организационной культуры существенно различаются. Телеономически организационная культура формируется как интегративная (держаться всем вместе). На целенаправленном уровне главными ценностями становятся профессионализм, качество работы. А на целеустремленном уров­не организация оказывается способной вырабатывать собственную идеологию, формировать авангардные ценности, сильно продвигающие ее вперед в срав­нении с другими.

Разумеется, все последующие уровни целеполагания не отменяют преды­дущие. Целеустремленная организация не в состоянии отойти от телеономи-ческого уровня - он должен быть полностью и качественно обеспечен. Никуда не деться и от целенаправленности действий подразделений, филиалов. Стрел­ка на таблице указывает желательное направление развития организации: от простейшего понимания целей к высшему.

Контрольные вопросы:

1. Поясните значение термина «организация» как социальный институт.

2. Поясните значение термина «организация» как процесс.

3. Поясните значение термина «организация» как свойство упорядоченности.

4. Почему организация выступает как среда обменамежду целым и его элемен­тами?

5. Поясните тезис: «Цель является категорическим признаком любой органи­зации».

6. В чем заключается сущность организационного эффекта? В чем его секрет?

7. Поясните противоречия организации. Для чего руководителю и подчиненным необходимо понимать сущность организационных противоречий?

8. Какую практическую значимость имеют модели (образы) организации?

9. Поясните сущность каждой из представленных в вопросе моделей (образов) организации.

10. В чем сущность концептуальной схемы организации?

11. Поясните тройственность целей организации.

12. Поясните свойство иерархии в организации.

13. Поясните тройственность управления в концептуальной схеме организации.

14. Какой смысл заключен в необходимости взаимосвязи управленческих ценностей организации?

15. Управляемость как управленческая ценность организации: сущность проблемы.

16. Клиентность как управленческая ценность организации: сущность проблемы.

17. Инновационность как управленческая ценность организации: сущность проблемы.

18. Поясните тезис: «Цель выступает как единство мотивов, средств и результатов».

19. Охарактеризуйте первый уровень целеобразования – телеономию.

20. Охарактеризуйте второй уровень целеобразования - целенаправленность.

21. Охарактеризуйте третий уровень целеобразования - целеустремленность.

22. Поясните роль целеобразования в процессах функционирования и развития социальных систем.

 

Тесты для самоконтроля:

1. Этот термин может означать определенную организационную деятельность, включающую в себя распределение функций, налаживание ус­тойчивых связей, координацию и т. д. О чем идет речь?

А) организация как социальный институт В) организация как свойство
Б) организация как процесс Г) организация как объект

 

2. Такой тип противоречий возникает оттого, что организация не может рассматриваться только как коллектив. Наряду с межличностными, групповыми отношениями в ней существует и административ­ная (формальная) структура обезличенных связей и норм. О каком типе противоречий идет речь?

А) между личными и безличными факторами организаций В) между планомерным и спонтанным в строении и развитии организаций
Б) между индивидуальным и общим в организациях Г) в процессе департаментализации

 

3. Эти цели формули­руются в виде функций, задач, обязанностей, задаются извне данной организационной систе­мы, их выполнение контролируется, оценивается. О какой группе целей идет речь?

А) Цели системы В) Цели-задания
Б) Цели-ориентиры Г) Цели-функции

 

4. Один из работников может воздействовать на положение и поведе­ние другого без того, чтобы этот другой мог так же поступать по отношению к первому. О какой форме проявления иерархии идет речь?

А) Централизация В) Власть
Б) Личная зависимость Г) Дифференциация

 

5. Этот процесс является продуктом социального взаимодействия и про­исходит в массовом, коллективном или групповом масштабах. О чем идет речь?

А) Самоорганизация В) Централизация
Б) Организационный порядок Г) Иерархия

 

6. Это важный элемент пре­одоления субъективизма в управлении, ограниченности интеллектуальных возможностей управляющего. О чем идет речь?

А) Целевое воздействие В) Организационный порядок
Б) Самоуправление Г) Самоорганизация

 

7. Это комплексный, интегральный показатель, включающий в себя много частных, специальных понятий. Эта управленческая ценность может быть оценена по двум основным параметрам: согласованность целей и действий, реализуемость решений. О чем идет речь?

А) Управляемость В) Инновационность
Б) Клиентность Г) Аттракт-функция

 

8. Это результирующая всей деятельности организации с точки зрения потребителей, покупателей, сбытовых партнеров. Это привлекательность организации как целого. О какой управленческой ценности организации идет речь?

А) Управляемость В) Инновационность
Б) Клиентность Г) Позиционирование

 

9. Имеется в виду взаимодействие различных индивидуальных целей: их борьба и согласование, в результате которых формируется некоторая ин­тегральная цель, устраивающая всех работников. О каком способе формирования общих целей из индивидуальных идет речь?

А) Многократный субъект В) Верны оба варианта
Б) Тактическая коалиция Г) Нет верного варианта

 

10. Этот уровень целеобразования проявляется в способности организации не только гибко реагировать на спрос, но и формировать его под новые виды продукции, упреждать изменения среды. О чем идет речь?

А) Телеономия В) Целеустремленность
Б) Целенапрвленность Г) Аттракт-функция

 

 



2016-09-17 996 Обсуждений (0)
Целевая структура организации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Целевая структура организации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (996)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)