Целевая структура организации
Цель выступает как единство мотивов, средств и результатов. Это значит: - цель есть опредмеченный мотив (потребность). Цель так относится к мотиву, как стакан воды - к утолению жажды, сочинение поэмы - к самовыражению и обладание властью - к самоутверждению, а одна цель может удовлетворять несколько потребностей, как отдельная потребность может удовлетворяться через разные цели; - цель образуется при встрече мотива со средствами (ресурсами, условиями, возможностями), то есть при оценке способов удовлетворения соответствующей потребности; - понятие "цель" не тождественно понятию "результат", ибо взаимодействие мотивов со средствами производит отнюдь не только потребное. Ведь даже при достижении цели в результат привносятся другие следствия, не совпадающие с начальным, предполагаемым результатом. Достигнутая цель способна быть только частью результата; - важно, что выбор цели субъектом существенно предопределен и ограничен "встроенными" мотивами (индивидуальные предпочтения, влияние окружающей среды, побочные цели и т. п.). Поэтому целеполагание не есть лишь дело свободы воли субъекта. Один из самых интересных вопросов в теории целей - как именно образуется общая цель? Ведь все кругом - люди, и у каждого своя цель. Как же из индивидуальных целей возникает общая? Можно выделить два способа формирования общих целей из индивидуальных. Первый способ - многократный субъект.Здесь общая цель образуется как повторение, совпадение множества индивидуальных целей. Например: в бизнес-организацию все люди приходят за разным, но заработок нужен всем. Второй способ - тактическая коалиция.Имеется в виду взаимодействие различных индивидуальных целей: их борьба и согласование, в результате которых формируется некоторая интегральная цель, устраивающая всех работников. К примеру: если работникам надо выработать свое отношение к предложениям или требованиям администрации или если управленческая команда вырабатывает стратегию фирмы, то все решается именно через тактическую коалицию. Простейшее управление стремится иметь дело с группой, подразделением, коллективом прежде всего как с многократным субъектом - это кажется легче и понятнее. Но тогда реальное разнообразие интересов и мотивов игнорируется, и все сводится к чему-то одному, обычно к заработку. На вариант тактической коалиции ориентируются те руководители, кто склонен включать подчиненных в выработку общих решений. Целевая структура организации уникальна по своему многообразию. Рассмотрим различные уровни целесообразности в организациях в некоторой последовательности, а именно - по степени ее объективности - субъективности. Первый уровень целеобразования - телеономия. Телеономия - т.н. объективная, естественная целесообразность, или полезность, необходимость каких-то процессов, актов поведения или функционирования организма, удовлетворения его естественных нужд, самоподдержания. На уровне социального субъекта подобная целесообразность наполняется субъективным содержанием, обретает направленность, что и делает ее целью. Телеономические свойства присущи организационным системам т.к.они нуждаются в поддержании своего равновесия, сохранении устойчивости, стремятся к выживанию. В целевой структуре организаций такие потребности отражаются в специальных задачах по разработке и укреплению распорядка, внутренних взаимосвязей, средств контроля и пр. Следующий уровень целеполагания – целенаправленность. Системы целенаправленны в том смысле, что такими они созданы намеренно и направлены человеком на специальные, а именно организационные цели. Безличная структура организации, каждого ее подразделения строится как целенаправленная. Ведь люди создают организации, а организации формируют свои цехи и отделы на решения каких-то определенных задач, удовлетворения общественных потребностей. "Строительным материалом" при этом служат сами человеческие отношения. Целенаправленность структуры обеспечивается системой административно-правовых стандартов. Безличная структура конструируется под определенную цель, точнее - функцию. Функция эта может быть частная, промежуточная и конечная, причем частные и промежуточные функции направлены на достижение конечных целей организации, "настроены" на эффективное выполнение конечной функции. Такими функциями могут быть, например, "снабжение", "конструирование", "производство заготовок" и т. п. Таким образом, телеономия выступает как естественное и объективное следствие появления или создания элементов и подсистем организации; целенаправленность же есть субъективное условие и причина включения в организацию тех или иных элементов и подсистем. Телеономия вытекает из внутренних потребностей организации, целенаправленность в виде функции задастся ей извне. Высший уровень целеобразования - целеустремленность,то есть способность организации самой вырабатывать новые цели и достигать их. Целеустремленность проявляется в способности организации не только гибко реагировать на спрос, но и формировать его под новые виды продукции, упреждать изменения среды. Если целенаправленная оргсистема сильна своей способностью удачно выбирать вариант изделия, на которое она "настроена", то целеустремленная - готовностью к смене типа изделия и даже типа деятельности. В табл. 2 рассмотрены эти три уровня целеобразования в организациях по 4 критериям. 1) Управленческие ценности на телеономическом уровне проявляются как стремление к самосохранению организации, обеспечению ее безопасности, устойчивости, управляемости - без этого организация просто разрушится. Никакой руководитель не может отвлечься от необходимости обеспечить эти цели. На целенаправленном уровне руководство организации выбирает варианты поведения: виды продукции, способы работы с клиентурой, объемы и сроки поставок и т. д. Но все это в рамках заданных целей. Качество этого выбора является критерием оценки управления. На целеустремленном уровне организация стремится к порождению новых целей и изменению среды своего обитания (рынка, стратегии, партнеров).
Таблица 2 – Целеобразование в организации
2) Существенно отличаются и стили управления. На телеономическом уровне стиль управления неактивный - надо просто поддерживать равновесие и нормальное функционирование организации. На целенаправленном уровне стиль в основном реактивный, то есть приспособительный. Многие фирмы гордятся тем, что они умеют вовремя реагировать на изменения спроса, гибко приспосабливаться к тенденциям рынка. Это, конечно, необходимо, но гораздо более развитый стиль управления возникает на целеустремленном уровне. Такой стиль называется проактивным. На этом уровне организация стремится сама формировать спрос, упреждать нежелательные тенденции, создавать себе рынок. 3) Соответственно меняются и методы управления. На телеономическом уровне главное - контроль, на целенаправленном - это план, а на целеустремленном уровне управления организация заглядывает далеко вперед и вырабатывает для себя образ желаемого будущего. 4) Наконец, и типы организационной культуры существенно различаются. Телеономически организационная культура формируется как интегративная (держаться всем вместе). На целенаправленном уровне главными ценностями становятся профессионализм, качество работы. А на целеустремленном уровне организация оказывается способной вырабатывать собственную идеологию, формировать авангардные ценности, сильно продвигающие ее вперед в сравнении с другими. Разумеется, все последующие уровни целеполагания не отменяют предыдущие. Целеустремленная организация не в состоянии отойти от телеономи-ческого уровня - он должен быть полностью и качественно обеспечен. Никуда не деться и от целенаправленности действий подразделений, филиалов. Стрелка на таблице указывает желательное направление развития организации: от простейшего понимания целей к высшему. Контрольные вопросы: 1. Поясните значение термина «организация» как социальный институт. 2. Поясните значение термина «организация» как процесс. 3. Поясните значение термина «организация» как свойство упорядоченности. 4. Почему организация выступает как среда обменамежду целым и его элементами? 5. Поясните тезис: «Цель является категорическим признаком любой организации». 6. В чем заключается сущность организационного эффекта? В чем его секрет? 7. Поясните противоречия организации. Для чего руководителю и подчиненным необходимо понимать сущность организационных противоречий? 8. Какую практическую значимость имеют модели (образы) организации? 9. Поясните сущность каждой из представленных в вопросе моделей (образов) организации. 10. В чем сущность концептуальной схемы организации? 11. Поясните тройственность целей организации. 12. Поясните свойство иерархии в организации. 13. Поясните тройственность управления в концептуальной схеме организации. 14. Какой смысл заключен в необходимости взаимосвязи управленческих ценностей организации? 15. Управляемость как управленческая ценность организации: сущность проблемы. 16. Клиентность как управленческая ценность организации: сущность проблемы. 17. Инновационность как управленческая ценность организации: сущность проблемы. 18. Поясните тезис: «Цель выступает как единство мотивов, средств и результатов». 19. Охарактеризуйте первый уровень целеобразования – телеономию. 20. Охарактеризуйте второй уровень целеобразования - целенаправленность. 21. Охарактеризуйте третий уровень целеобразования - целеустремленность. 22. Поясните роль целеобразования в процессах функционирования и развития социальных систем.
Тесты для самоконтроля: 1. Этот термин может означать определенную организационную деятельность, включающую в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т. д. О чем идет речь?
2. Такой тип противоречий возникает оттого, что организация не может рассматриваться только как коллектив. Наряду с межличностными, групповыми отношениями в ней существует и административная (формальная) структура обезличенных связей и норм. О каком типе противоречий идет речь?
3. Эти цели формулируются в виде функций, задач, обязанностей, задаются извне данной организационной системы, их выполнение контролируется, оценивается. О какой группе целей идет речь?
4. Один из работников может воздействовать на положение и поведение другого без того, чтобы этот другой мог так же поступать по отношению к первому. О какой форме проявления иерархии идет речь?
5. Этот процесс является продуктом социального взаимодействия и происходит в массовом, коллективном или групповом масштабах. О чем идет речь?
6. Это важный элемент преодоления субъективизма в управлении, ограниченности интеллектуальных возможностей управляющего. О чем идет речь?
7. Это комплексный, интегральный показатель, включающий в себя много частных, специальных понятий. Эта управленческая ценность может быть оценена по двум основным параметрам: согласованность целей и действий, реализуемость решений. О чем идет речь?
8. Это результирующая всей деятельности организации с точки зрения потребителей, покупателей, сбытовых партнеров. Это привлекательность организации как целого. О какой управленческой ценности организации идет речь?
9. Имеется в виду взаимодействие различных индивидуальных целей: их борьба и согласование, в результате которых формируется некоторая интегральная цель, устраивающая всех работников. О каком способе формирования общих целей из индивидуальных идет речь?
10. Этот уровень целеобразования проявляется в способности организации не только гибко реагировать на спрос, но и формировать его под новые виды продукции, упреждать изменения среды. О чем идет речь?
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (996)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |