Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Источники и историография



2016-09-17 814 Обсуждений (0)
Глава 1. Источники и историография 0.00 из 5.00 0 оценок




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Российская академия народного хозяйства

И государственной службы

При Президенте Российской Федерации»

Институт общественных наук

Исторический факультет

Направление подготовки46.03.01 «История»

Профиль «История государственного и муниципального управления»

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

на тему:

«Свободный человек в несвободном обществе: Личность и власть в СССР. 1920-1940 гг.»

 

 

Автор работы:

студент 4 курса

очной формы обучения

Ф.И.О. Архипов Кирилл Викторович____________________

подпись____________________

 

Руководитель работы:

Должность, звание доцент

Ф.И.О. Фивейская Мария Геннадьевна__________________

Подпись ____________________

 

Москва2016 г.

(город)

 

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Источники и историография. 11

1.2. Мемуары советской эпохи как исторический источник. 11

1.2. Историография сталинизма. 21

1.3. Концепция тоталитарного государства Ханны Арендт. 30

Глава 2. Теория свободной личности Э. Фромма как методологический инструментарий. 36

2.1. Исторические предпосылки развития феномена несвободы и “механизмов бегства от свободы”. 36

2.2. Черты свободной личности. 47

Глава 3. Теоритическое применение инструментария критериев Э. Фромма. 53

3.1. Свобода в творчестве. 53

3.2. Особенности взаимоотношений свободной личности с обществом и властью. 60

3.3. Особенности жизненной философии и процесса познания. 65

Глава 4. Жизненные стратегии “свободного человека”. 70

4.1. Стратегии в работе и творчестве. 70

4.2. Стратегии взаимоотношений с государством и обществом. 76

4.3. Стратегии выработки мировоззрения и процесса познания. 81

Заключение. 86

Список литературы. 90

 


Введение.

 

Проблема свободы с давних пор является одной из главных и фундаментальных проблем, напрямую затрагивающих человеческое существование. В той или иной мере к решению основных положений данной проблематики обращались многие крупнейшие философы. Таким образом данный вопрос долгое время носил скорее философский характер, который трактовался всегда с позиций отрефлексированных мыслей по данному поводу. Это в свою очередь несло отпечаток того, что само понятие и явление свободы долгое время не носило научного характера и не являлось предметом научного изучения, что означало отсутствие четкого инструментария, который бы давал возможность исследовать этот феномен с помощью основных методов научного познания.

Актуальность изучения проблемы свободы заключается в том, что данный феномен рассматривался и рассматривается в первую очередь в качестве философской категории нежели научной[1]. Поэтому в данной работе будет предпринята попытка научно-исторического изучения этого феномена.

Из этого следует, что новизна нашего исследования строится на попытках практического применения инструментария концепции свободной личности на базе работы с такой категорией исторических источников как документы личного происхождения, а также рассмотрение динамики изменений человека, человеческой деятельности, политической и социально-экономической картин советского довоенного периода, что является часть развития исторического процесса.

Стоит добавить, что проблема свободы и свободного человека носит вечный характер. Она в той или иной степени затрагивала и затрагивает любого человека. Взаимоотношения свободного человека с государством и обществом, а также реализация себя посредством активной деятельности и творчества являются одними из важнейших тем для изучения и исследования, не только интеллектуальной, но и любой другой профессий на протяжении всей человеческой истории.

Объектом нашего исследования является свободная личность, ее взаимодействия с обществом и властью в период 1920-1940-х гг.

Предметом работы является жизненные стратегии “свободного человека” – их применение и успешность в условиях тоталитарного государства.

Поиски путей и моделей поведения (жизненных стратегий) в неблагоприятных внешних (политических и социальных) условиях всегда волновали и интересовали “думающего человека”.

В данном случае следует оговорить определение терминов жизненной стратегии и свободного человека, а также контекст, в котором они будут использоваться в дальнейшем исследовании. Понятие “свободного человека” имеет большое количество определений, но в контексте нашей работы этот термин будет использоваться в рамках научной концепции свободной личности, которая была разработана немецким ученым Эрихом Фроммом. По его мнению, свободная личность – это личность, чьи жизнь и труд не отчуждены от нее и способствуют ее самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию, и отвечают ее естественным интеллектуальным потребностям.

На данный момент понятие “жизненной стратегий” носит характер хорошо изученного и разработанного. Мы признаем многообразие определений и трактовок этого термина. Но в нашем исследовании, будет использоваться авторское определение, которое заключается в том, что жизненная стратегия – это особая модель поведения и функционирования человека или группы лиц внутри общества с целью достижения определенных целей.

Проблематики свободы и свободного человека хорошо изучены. Корпус историографии по данным проблемам достаточно обширен. Первые работы, в европейской традиции, посвященные исследованию феномена свободы и категории свободной личности были написаны в период Античности (труды Платона, Аристотеля, Эпикура и др.)[2]. В данных работах проводится анализ взаимосвязи и взаимозависимости таких категорий как свобода и Рок.

Следующим важным этапом исследования проблемы свободы является период Средневековья. Главным образом данный вопрос рассматривался в работах Отцов Церкви и других священнослужителей (Августин Аврелий, Ансельм Кентерберийский, П. Абеляр, Альберт Великий, Дуне Скотт, У. Оккам, Ж. Буридан, Бернар Клервосский, Фома Аквинский)[3]. Дальнейшее развитие этой проблемы можно проследить в работах представителей Возрождения (Мирандолла, Эразм Роттердамский, Манетти)[4].

Наиболее ценным нам представляется вклад мыслителей Нового времени и эпохи Просвещения (Р. Декарт, Ф. Бэкон, Спиноза, Вольтер, Ж-Ж. Руссо и др.)[5], а также работы таких философов, как Ф. Ницше, А. Камю, Н. Бердяев, А. Шопэнгауер, С. Кьеркегор[6].

В настоящее время проблематика свободы выходит за рамки философии и крупнейшими исследователями данной проблемы становятся представители Франкфуртской критической школы, таких как Т. Адорно[7], Г. Маркузе[8], Ю. Хабермас[9] и И. Берлин[10].

Что касается отечественных исследований, то следует заметить, что проблематика свободы разработана несколько хуже нежели в западной науке. Среди исследователей настоящего времени хотелось бы отметить работы O.A. Алексеева, В.Ф. Асмуса, Б.Э. Быховского, Н.В. Мотрошиловой[11]. Данные исследователи изучали феномен свободы в рамках тех или иных философских концепций.

Также нашей работе будет проведено исследование корпуса историографии по проблеме “несвободного общества”, а именно проработанность исследования такого феномена как “сталинизм”. Но из-за обширного объема трудов по этой проблематике, данное исследование будет проведено в соответствующем разделе нашей работы.

Стоит оговорить особенности выбранного нами периода. Выбор данных хронологических рамок продиктован следующими соображениями: 1) в данный период происходит складывание и формирование тоталитарного государства. Данный вывод является предметом многих дискуссий, и мы признаем наличие оппозиционных точек зрений по данному вопросу, поэтому нами будет дано обоснованное определение данных рамок в специально посвященном этому параграфе; 2) Период Великой Отечественной Войны и его изучение представляют собой отдельный раздел научного исследования. По этой причине данная проблема выходит за узкие рамки нашего исследования. Не менее важным является и то, что военное время в высокой степени специфично и требует специальных научных методов и подходов, что также выходит за рамки нашей работы. Следует сразу оговорить использование понятий тоталитарного и несвободного обществ. Данные категории не являются синонимичными. Термин тоталитарного государства является лишь предельным развитием несвободного общества. Но в контексте нашей работы, мы допускам возможность переменного использования обоих терминов в качестве характеристик исследуемого нами общества.

В нашем исследовании ставится цель анализа жизненных стратегий “свободного человека” – их применение и успешность.

Для достижения данной цели в нашей работе будет поставлено несколько задач, решение которых будет способствовать достижению цели нашего научного исследования. В число этих задач входят:

1) Выявление исторических источников.

2) Исследование историографии, посвященной изучению феномена сталинизма.

3) Анализ советского общества с позиций концепции тоталитарного государства Х. Арендт.

4) Изучение исторического развития феноменов “несвободы” и “свободы” в контексте теоритических конструкций Э. Фромма.

5) Исследование теории свободной личности.

6) Выявление аналитического потенциала и прикладных возможностей инструментария концепции Э Фромма.

В качестве основной литературы нами будут использованы такие работы Э. Фромма, как “Бегство от свободы” и “Здоровое общество”.

В качестве источников нами будут использованы мемуары: Д.С. Лихачева, А.Л. Мясникова, Б.Г. Бажанова, Л.З. Копелева, И.М. Дьяконова, Н.В. Тимофеева-Ресовского, А.А. Авторханова, П.Г. Григоренко. Мы, считаем, что следует уделить внимание работам, посвященным материалам, которые будут задействованы в нашем дальнейшем исследовании. Так как это представляет собой довольно обширный раздел, обзор основных работ будет представлен в соответствующем параграфе.

Работа с мемуарами в историческом исследовании представляется нам весьма важной и полезной. Данная точка зрения основывается нами на том выводе, что за любыми событиями и историческими фактами в первую очередь стоят мотивы личности, которая в них участвует. Эти события являются результатом тех процессов, которые происходят внутри самого человека. Работа с мемуарами, являющимися более лучшими источниками в понимании и анализе этих самых мотивов и причин, послуживших первоосновами исторических фактов, представляется нам очень важной, вследствие чего и продиктован характер нашего исследования.

В нашей работе, кроме использования печатных источников, будут также задействованы материалы электронного вида доступа. Датой обращения ко всем данным материалам является 25 апреля 2016 г. (25.04.2016). Именно она будет использоваться в качестве общей даты доступа в оформлении всех ссылок на электронные ресурсы.

В решении обозначенных нами задач будут использованы различные методы научного познания. Сразу следует сделать примечание о том, что нами признается важность принципа историзма, который представляется нам необходимым для аутентичного понимания изучаемых нами объектов исторического исследования. Это делает необходимым использования в нашем исследование историко-генетического метода, который позволит нам проследить причины и предпосылки развития деятельности изучаемых нами исторических деятелей, становления тоталитаризма в СССР, а также проследить их ход развития и изменений.

Кроме этого, в качестве средств научного познания, будут использованы методы анализа и синтеза для работы с документами личного характера – мемуарами, а также при исследовании основных положений концепции свободной личности будут задействованы методы дедукции и индукции при работе с категориями и терминами внутри теории Э. Фромма.

Методы классификации и типологии будут необходимы для описания категорий и кластеров внутри данной концепции. Историко-сравнительный метод анализа будет использоваться при сравнение политической и социально-экономической действительности довоенного периода с моделями государств, предложенных Х. Арендт. Для работы с биографическими фактами, представленных в исследуемых нами воспоминаниях, будет использован историко-описательный метод.

Также данное исследование находится в поле пост неклассической научной парадигмы, что подразумевает под собой использование междисциплинарного подхода. Вследствие этого, наша работа будет носить, наряду с историческим, также: психологический (исследование влияния окружающей среды на мотивы поведения и формирования характера человеческой личности), культурный (изучение продуктов производственной – “творческой” деятельности человека), философский (выделение нравственных категорий и мировоззренческих установок), социологический (анализ изменений и развития институтов общества и его структур), и экономический (выделение моделей развития производственных отношений и их влияний на повседневную жизнь человека) характеры исследования.

Данный синергетический подход будет способствовать изучению, поставленного нами вопроса, с нескольких сторон, что позволит наиболее полным образом исследовать интересующие нас проблемы и их аспекты.

Структура нашей работы будет основана на решении поставленных нами задач и будет состоять из введения, 4 глав, заключения, списка источников и литературы.

В первом параграфе первой главы нашей работы будет проведено описание критериев отбора для исследования мемуарных источников, а также указаны основные черты, свойственные группе советских источников личного происхождения.

Во втором параграфе будет дан обзор корпуса основных работ, исследующих феномен сталинизма, а также будут показаны основные этапы развития изучения данной проблематики.

В третьем параграфе нами будет проанализировано советское довоенное общество с позиции теории Ханны Арендт.

В первом параграфе второй главы нами буден дан ретроспективный обзор основных этапов развития феноменов “свободы” и “несвободы”.

Во втором параграфе нами будет проведено описание основных положений концепции свободной личности по Эриху Фромму. Будут выявлены основные черты и характеристики “свободного человека”.

В третьей главе нами будут проанализированы воспоминания, отобранных нами исторических деятелей, с целью выявлений у них соответствий с положениями “свободной личности”.

И, наконец, в четвертой главе нами будут исследованы жизненные стратегии свободного человека в условиях несвободного общества.


Глава 1. Источники и историография.



2016-09-17 814 Обсуждений (0)
Глава 1. Источники и историография 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Источники и историография

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (814)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)