Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Черты свободной личности



2016-09-17 439 Обсуждений (0)
Черты свободной личности 0.00 из 5.00 0 оценок




На этот вопрос Эрих Фромм предлагает ответ, который выражается, в предложенной им теории свободной личности. По его мнению, человек способен быть уникальным, самобытным, а вместе с этим находиться в связях с окружающим его миром и людьми.

Основным элементом его теории является концепция позитивной свободы. Ранее мы уже оговаривали принципиальные особенности свободы негативной, но по нашему мнению, стоит повторить еще раз это определение уже в данном контексте. Определение негативной свободы заключается в обособлении индивидуума от тех или иных внешних факторов. Это выражается в первую очередь в примерах борьбы за права и гражданские свободы. Несмотря на то, что данная борьба, безусловно, несут в себе положительные моменты, но вместе с ними человек оказывается одиноким и неприкаянным. Это следствие процесса разрыва с узами, которые ранее связывали его с окружающей его действительностью (сословие, церковь, цех и т.д.). Именно это является так называемой “свободой от” по Э. Фромму[122].

Определение позитивной свободы выражается в “свободе для”. В основе этого определения лежит свобода для творчества, активной деятельности.[123] Но стоит сделать важное замечание: в этом контексте подразумевается, что данная деятельность индивида будет средством его самореализации и самосовершенствования[124]. Такое условие находится в корреляции с пониманием не отчужденности личности от своего труда и своего творения.

В свою очередь эта синергия должна быть основана на биофильных потребностях личности. Под термином “биофильные” имеется в виду те потребности, которые зависят от “любви к жизни и жизнедеятельности” и являются созидательными[125].

Такие особенности позволяют человеку рассматривать, происходящие с ним процессы во всей их полноте и многообразии, не фокусируясь на отдельных фрагментах, а получая наиболее полную и достоверную картину мира[126].

И, в-третьих, в данной категории, человек не является безучастным к тому, что он делает и к тому, что вокруг него происходит[127].

Таким образом, такой человек являет собой тип продуктивной личности в противоположность рецептивной. Это подразумевает то, что его деятельность будет направлена на процесс активного познания мира, созидательном типе труда, который часто выражается в ремесле или искусстве.[128]

Активный процесс самопознания и познания окружающего мира позволяет человеку выработать собственный критический тип мышления. Это способствует тому, что он понимает кто он есть, тем самым оставляя этот процесс поиска ответа самому себе, а не какому-либо внешнему фактору, будь это политическая система, общественная организация, пропаганда или реклама.

И, наконец, стоит сказать о главной черте позитивной свободе – спонтанности. Спонтанность по Э. Фромму не является деятельностью, которая носит беспорядочный, хаотичный характер.

“Cпонтанная активность – это не вынужденная активность, навязанная индивиду его изоляцией и бессилием; это не активность робота, обусловленная некритическим восприятием шаблонов, внушаемых из вне. Спонтанная активность – это свободная деятельность личности; в ее определение входит буквальное значение латинского слова sponte – сам собой, по собственному побyждению”[129].

Результатом реализации всех вышеперечисленных черт позитивной свободы является зрелая и целостная структура характера человека.

По-нашему мнению, стоит сделать ряд очень важных замечаний. Во-первых, говоря, о том, что процесс реализации своих собственных потребностей является основным и определяющим в жизни человека, мы не подразумеваем под этой формулировкой одобрение развития эгоизма. По этой причине Эрих Фромм проводит четко разграничение между, собственно, эгоизмом и любовью человека к самому себе.

Здесь мы остановимся на определении понятия любви по Э. Фромму в общих чертах, так как данная проблематика потребует отдельного обширного исследования, что выходит за рамки данной работы.

Зачастую понятие любви сводится к некоему состоянию аффекта, который являет собой направленную деятельность субъекта по отношению к объекту своей любви. Но такая формулировка в корне ошибочна, так как данное проявление является лишь актуализацией сконцентрированной и постоянно находящейся внутри самого человека внутренней любви[130].

Это значит, что сама по себе любовь являет собой определенное отношение, вообще, к человеку в целом. И только тип романтической любви находит экстраполяцию на определенный объект. Но она лишь направлена на определенного человека, опираясь на любовь к человеку вообще, как и уже было раннее сказано[131].

Главной целью такого отношения к объекту своей любви является совершенствование его черт, которые делают своего носителя лучше; а также то, что субъект высоко оценивает степень уникальности и индивидуальности этого объекта – он его уважает, основываясь на рациональных предпосылках.

Таким образом любовь человека к самому себе несет в себе не негативные черты, а способствует самосовершенствованию и самореализации личности.

В свою очередь эгоизм зачастую направлен на компенсацию отсутствующих у человека качеств, посредством ущемления и использования другого человека в удовлетворении своих потребностей и достижении своих целей. Такой человек рецептивен и не способен любить самого себя и дарить свою любовь другим людям.

Вторым замечанием, является то, что данная концепция свободной личности и любви, безусловно, является идеалистической концепцией. Этот факт подразумевает под собой особую сложность в достижении и реализации данной теории. Как и любая идеалистическая концепция эта концепция представляет собой прекрасный образец в теории, но на практике сталкивается с определенными трудностями в силу объективных факторов.

В заключение, следует сказать, что позитивная свобода для реализации себя, своих потребностей и возможностей по Фромму позволяет человеку не только достигнуть определенного вида счастья и успеха, но и добиться комплексной структуры характера, в котором каждый элемент находится в тесной связи и не является отчужденным.

Для характеристики своей концепции свободной личности Эрих Фромм выработал методологию инструментария анализа критерий человеческой деятельности, c помощью которого присутствует возможность определить степень свободы индивидуума.

Как уже было ранее нами сказано, в основе методологии находится обзор человеческой деятельности, взаимоотношений с другими людьми и т.д., т.е. сам процесс жизни человека. Для удобства следует классифицировать данные критерии на три кластера:

1) В данной кластере находятся критерии, связанные с рабочей деятельностью человека. К ним относятся: отсутствие отчужденности не только от результатов своего труда, но и от самого процесса творчества[132] - человек не является “автоматом”; деятельность находится в сфере его интереса и увлечений (что подразумевает то, что она находится в области его потребностей и желания реализовать себя); его деятельность не позиционируется в качестве “товара” на продажу для удовлетворения нужд “рынка” – общества; процесс творчества носит спонтанный характер, а так же направлен на создание собственных методов и способов (принцип новаторства) и не носит шаблонного характера; свобода от конформизма в творчестве.

Фундаментальным признаком является продуктивный тип личности взамен рецептивному.

2) В этой категории находятся критерии признаков, связанных со взаимодействием личности с внешней средой – будь это общество или государство и власть. К ним относятся: отсутствие авторитарного типа взаимоотношений – индивид позиционирует себя в качестве центра своей жизни; критический и логический тип мышления свободный от догм и предрассудков, что способствует тому, что человек тщательно анализирует и отбирает те или иные положения, а не принимает их на веру; не является объектом автоматизирующего конформизма; не ставит в зависимость от “внешних сил” свое текущее положение и свою успешность; не позиционирует себя в качестве “вещи на продажу”.

В основе находится фундаментальный признак свободной личности, а не “личности с рыночной ориентацией”. Главным для него является не то каким его хотят видеть остальные, а то, кем он является на самом деле.

3) И, наконец, третья категория включает в себя критерии относящиеся к процессу познания мира и самопознания, а так же мировоззрение и жизненную философию: свобода от гнета культа общества потребления[133] и вместе с ним отсутствие влияния культов наслаждения и удовольствий[134]; процесс познания обусловлен его биофильными потребностями и собственными интересами; не признание существования внешнего фактора, который определяет его жизнь или успешность в жизни; анализ окружающей действительности и происходящих в ней событий с позиции собственного процесса познания, а не принятия их как закономерных догм.

В основе находится принцип не отчужденности от жизни - активного и самостоятельного (независимого) процесса самопознания и познания мира.

Таким образом были представлены основные критерии свободной личности в соответствии с концепцией Эриха Фромма. Как можно увидеть, некоторые из позиций представлены сразу в нескольких кластерах. Данная особенность свидетельствует о том, что каждый из критериев присутствует не в отдельности, а существует в тесной связи с другими. Это говорит о том, что вся деятельность и жизнь человека рассматриваются в совокупности вне отрыва друг от друга.

 



2016-09-17 439 Обсуждений (0)
Черты свободной личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Черты свободной личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (439)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)