Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Овладение детьми лексическими средствами иноязычного общения



2016-09-17 669 Обсуждений (0)
Овладение детьми лексическими средствами иноязычного общения 0.00 из 5.00 0 оценок




Целью овладенияобучения лексической сторонойе устной речи является формирование лексических навыков и развитие иноязычной языковой способности использовать слова как орудия речевой деятельности для осуществления общения и взаимодействия.

По данным психолингвистических экспериментов, слова прохо­дят процесс обобщения и хранятся в памяти в виде групп, связан­ных по семантическому признакуим признакам. Поэтому в данном курсе детям предлагаются не изолированные по значению слова, разбросанные в тексте, не слова в стихах, песенках, а группы слов, относящиеся к той или иной сфере дей­ствительности (названия животных, цветов, продуктов питания, час­тей тела и др.). Порядок предъявления слов обусловливается лёгкостью их использования для общения. Это даёт возможность детям взаимодейство­вать и общаться, начиная с первых занятийуроков, и видеть результат воз­действия своей речи.

При отборе лексики была учтена коммуникативная цен­ность слов, т. е. их важность для общения детей пяти-шестилетнего возраста. Поэтому в.

В лексический минимум включены:

– существительные (названия животных, продуктов питания, частей тела, предметов одежды, посуды, школьных принадлежнос­тей и др.);

– глаголы, обозначающие игровые действия (jump, climb, etc.), действия с предметами (touch (the dog), give, take, wash, etc.), со­стояния (sleep), отношения (like, want);

– прилагательные (big, small, tasty, good, green, pink, brown, etc.);

– наречия, обозначающие качества действий (well, badly, etc.).

В реальной жизни мы никогда не произносим слова просто так, их употребление всегда обусловлено мотивом и целью. Поэтому необходимо обеспечивать как мотивацию озна­комления в целом, так и мотивы каждого задания при организации тренировки и применения. Если этого не де­лать, общения и взаимодействия не будет, а будут лишь фор­мально выполняемые операции.

Итак, работа со словом начинается с ознакомления. Значение слов раскрывается в основном через показ предметов, картинок или действий, в случае необходимости используется перевод.

Чтобы у детей возник мотив для ознакомления с той или иной группой слов, имв данном курсе предлагаются короткие истории, основная задача которых – помочь детям осознать необходимость узнать эти слова. На примерах из родного языка дети осознают важность слова (группы слов) для передачи того или иного ком­муникативного намерения. Например, чтобы создать мотивацию ознакомления со словами-названиями продуктов питания (bread, butter, meat, salad, etc.), учитель рассказывает короткую историю, основанную на сюжете книгикурса американского писателя Френка Баума «(Волшебник страны Оз»): «Чтобы победить злую фею Запада, нам нужно отправиться в путешествие. Путешествие будет долгим и к нему нужно подготовиться: купить побольше еды в нашем волшебном английском магазине. Посмотрим, какие в магазин привезли продукты: bread, salad, meat, milk, etc.». Этот прием помогает детям увидеть смысл, в том, чтобы узнать новые слова и научиться использовать их в речи – они нужны им, чтобы купить продукты в английском магазине и подготовиться к путешествию.

После ознакомления детям предлагается фонетическая зарядка, в ней дети учатся произносить звукиотрабатываются звуки, содержащиеся в новых словах.

Далее необходим пере­ход к действиям с этими словами.Если в основе ознакомления ле­жит короткая история,то в основе тренировки лежит интерес­ная для детей игра. Но прежде чем дети начнут создавать фразы с новыми словами, нужно, чтобы слова прошли процесс интериоризации (приобретения). Существует принципиальное различие между запоминанием в традиционном понимании и приобретением (интериоризацией) сло­ва: «Можно выучить тысячи слов и безошибочно называть их в ответ на эквивалент в русском языке или в ответ на картинку и тем не менее не быть в состоянии употреблять слово в составе простейшего высказывания реальной ситуации общения. Поэтому цель упражнений в рамках тренировки состоит не в том, чтобы де­ти подставляли слова в готовое высказывание (так дети научатся лишь приему подстановки), а в том, чтобы ребёнок научился поль­зоваться словом как орудием речевой деятельности»1.

В данном курсе используется специальная серия упражнений, разработанная Е. И. Негневицкой и, предназначенная для трени­ровки детей в аудировании и употреблении слов (Е.И.Негневицкая).

Сразу после ознакомления детямученикам ещё трудно произносить сло­ва, но они могут узнавать их, поэтому первые два упражнения свя­заны с аудированием слов и их узнаванием (пассивным и актив­ным)..

1. Восприятие новых слов на слух и их узнавание с опорой на картинки/предметы. Суть этого упражнения в том, что дети соотносят произносимые педагогом слова с картинкой или предметом и говорят “Yes” или “No”. Упражнение имеет смысл, если дети видят картинку (предмет), а педагог/cказочный персонаж – нет: он достает нечто из коробки (сумки) и пытается угадать, что это, называя по очереди слова осваиваемой семантической группы.

Например: «Трусливый Лев – самый голодный. Он говорит, что может узнать продукты по запаху. Проверим?». Педагог завязывает игрушке-льву глаза, он дотрагивается до картинки, например, до хлеба и начинает угадывать. Педагог при этом показывает указкой на тот продукт, который он называет.

– Meat? Дети: – No! – Salad? Дети: – No! и т.д. Нужный продукт по понятным причинам называется последним. Затем эпизод повторяется 2–3 раза с другими сказочными персонажами.

2. Восприятие слов на слух и их узнавание с опорой на выполнение действий с предметами, обозначающими данные слова.

Суть такого рода упражнений в том, что дети должны выбрать из нескольких имеющихся картинок (или предметов или муляжей) одну в соответствии с называемым словом.

Например: «Сейчас будем готовить обед для Дороти. Но сначала пойдем и купим разные продукты. Я скажу, кто и что купит. Катя: Milk! Оля: Bread!» и т.д.

Только после таких упражнений в слуховом восприятии новых слов можно переходить к тренировке детей в их употреблении.

3. Употребление слов c опорой на «подсказку».

Суть данного упражнения, развивающего слуховое внимание и оперативную память ребенка, состоит в том, чтобы он впервые повторил одно из произносимых учителем слов, но не механически, а мотивированно, то есть, по сути, самостоятельно создал однословное предложение.

Например: «Дороти предлагает три своих любимых продукта. Назови тот, который нравится больше всего тебе». Педагог с куклой подходит к каждому ребенку по очереди и предлагает три картинки, из которых он выбирает одну.

Teacher: Sasha! Bread, butter, salad? Sasha: Salad! T: Here you are! Teacher: Natasha! Milk, tea, coke? Natasha: Milk! Etc.

4. Употребление слов без опоры на «подсказку».

Данный вид упражнений развивает способность самостоятельного выбора слова из ряда осваиваемых слов, необходимого для решения речемыслительной задачи. Важно то, что названный предмет или картинку ребенок видит после того, как назовет слово. Поскольку у него нет зрительной опоры в виде картинок, как и нет опоры на печатный текст, он ставится в ситуацию, когда нужно «достать» слово из своей слуховой памяти и употребить его самостоятельно (ни за кем не повторяя) как однословное предложение.

Например: «Будем по очереди угадывать, какие продукты спрятаны в этой коробке. Сначала угадает Дороти». Dorothy: Bread! Teacher: Yes, I have bread. P2: Milk! Teacher: No, I have no milk. Etc.

5. Самостоятельное употребление слова во фразе с выбором.

Выполняя данное упражнение, ребенок впервые употребляет новые слова во фразе и употребляет их не только самостоятельно, но и по своему выбору:

«Теперь идем в волшебный магазин. Продавец Винни-Пух продаст вам еду, если вы назовете тот продукт, который вам нравится. Первой купит Дороти (детям всегда предлагается образец решения речемыслительной задачи)». Dorothy: I like bread!

T: Here you are!

Dorothy: Thank you.

P1: I like milk! T: Here you are! P1: Thank you.

P2: I like salad! T: Here you are! P2: Thank you. Etc.

6. Самостоятельное употребление слова во фразе без выбора.

При выполнении данного вида упражнений создаются условия для однозначного выполнения действия. Дети употребляют самостоятельно во фразе (не имитируя никого) те слова, которые «предметно» отображены на предлагаемой ему картинке. Стимулом служит речемыслительная задача.

Например: «Чтобы попасть в царство Доброй Колдуньи Севера (это мотив речевого действия), нужно рассказать, что вы видите на ее пригласительных билетах (это цель речевого действия). «Сначала расскажу я», – говорит педагог: I see soup and sausage.

P1: I see ice-cream and coffee.

P2: I see bread and butter. Etc.

После тренировочных упражнений начинается практика детей в употреблении слов в составе различных высказываний. Здесь предлагаются упражнения, связанные с комбинированием усвоенного материала в необычных ситуациях, построенные на юморе, фантазии и парадоксе (Е.И. Негневицкая). Посредством данных ситуаций мы создаем неограниченные возможности для комбинирования речевого материала и поддержания интереса детей к выполняемой деятельности.

Например, педагог предлагает детям речемыслительную задачу «посмотреть в волшебный бинокль и увидеть на далекой планете необычных зверей, которые любят необычную еду» и дает образец ее оригинального решения: The frogs like ice-cream.

Ориентируясь на образец педагога, каждый ребенок создает свое собственное высказывание и выражает свое коммуникативное намерение, не повторяя ни за педагогом, ни за сверстниками: P1: The parrots like potatoes. P2: The lions like carrots. Etc.

Дети при этом создают фразы, которые никогда ни от кого не слышали. Это означает, во-первых, что они способны «творить» иноязычную речь, так же, как они творят ее на родном языке, и, во-вторых, что у них не только формируются лексические навыки употребления данной группы слов, но и развивается способность к самостоятельной речи на ИЯ.

Это становится возможным потому, что в основе системы упражнений не механическое повторение слов и образцов речи, а «коммуникативно-оправданные» речевые действия, а также потому, что внимание детей всегда направлено на смысл высказывания, а не на форму – она усваивается непроизвольно, на чувственном, подсознательном уровне.

Упражнение в аудировании иноязычных слов и в их пассивном узнавании.

Суть этого упражнения в том, что дети соотносят произносимое учителем сло­во с картинкой (предметом) и говорят “Yes” или “No”. Это упражнение имеет смысл, если дети видят картинку (предмет), а учи­тель – нет. Например, учитель достаёт нечто из коробки (сумки), отвернувшись или закрыв глаза, и пытается угадать, что это, на­зывая по очереди осваиваемые слова той или иной семантической группы. Приведём конкретные примеры.

Teacher: Том будет угадывать, кто какой цвет любит. (Учитель завязывает глаза кукле.) Тот, кого я позову, дотронется до лю­бимого цвета, а Том постарается угадать этот цвет. Katya, come here! Touch, please. Now, Tom, guess!

Tom (дотрагиваясь до цвета): Blue!

Children: No!

Tom: Green!

Children: No!

Tom: Yellow!

Children: No!

Tom (нужный цвет называется последним): Red!

Children: Yes!

1. Упражнение в аудировании слов и в их активном узнавании.

Суть этого упражнения состоит в том, что дети должны выбрать из нескольких име­ющихся предметов (картинок, муляжей) один (одну) в соответ­ствии с называемым словом.

Например:

Teacher: Сейчас будем варить обед для обезьянки. Но сначала пойдём и купим разные продукты. Я скажу, кто и что купит. Nina! A carrot! Misha! Milk! Etc.

Только после таких упражнений в восприятии слов на слух можно пе­реходить к тренировке детей в их употреблении.

1. Упражнение на употребление слова с подсказкой.

Суть этого упражне­ния в том, чтобы ребёнок повторил одно из произносимых учите­лем слов, но не механически, а мотивированно, т. е. создал, по существу, однословное предложение.

Например:

Teacher: Алиса предлагает три своих любимых цвета. Назови тот, который тебе нравится больше всего, и она тебе его по­дарит.

Alice: Olya! Red, pink, blue?

P1: Pink!

Alice: Kolya! Green, yellow, black?

P2: Yellow! Etc.

1. Упражнение на употребление слова без подсказки.

Суть упражнения та же, что и предыдущего, но специфика в том, что названный пред­мет или картинку ребёнок видит после того, как назовёт слово.

Например:

Teacher: Будем угадывать, какие цвета спрятали наши сказоч­ные герои.

P1: Blue!

Mickey: Yes, I have blue.

P2: White!

Mickey: No, I have no white. Etc.

Следующие два упражнения связаны с самостоятельным упо­треблением слова.

1. Упражнение на самостоятельное употребление слова с выбором.

Слово здесь употребляется как однословное предложение.

Например:

Teacher: Игрушки пойдут к тому, кто их позовё т.

Р1: Cat! Cat!

Р2: Monkey! Monkey!

1. Упражнение на самостоятельное употребление слова без выбора.

При организации этого упражнения создаются условия для однозначно­го выполнения действия, слово здесь употребляется во фразе.

Например:

Teacher: Чтобы попасть в волшебный магазин, нужно расска­зать, что вы видите на пригласительных билетах.

Р1: I see soup and sausage.

P2: I see ice cream and coffee.

P3: I see bread and butter. Etc.

Таким образом, все упражнения в рамках тренировки направ­лены на то, чтобы помочь детям овладеть словом как орудием речевой деятельности в целом и средством осуществления ре­чевого действия в частности, а также на обеспечение игрового мотива у всех детей, несмотря на то, что в каждый момент тренировки лишь один ученик произносит слово.

В основе тренировки лежит не механическое повторение слов, образцов речи, а коммуникативно оправданные речевые действия, т. е. все действия детей, направлены на решение задач общения.

После тренировочных упражнений начинается практика учащих­ся в употреблении слов в составе различных высказываний. При­менение речевых моделей всегда связано с комбинированием усвоенного материала в раз­личных ситуациях общения, в основе которых лежат разные волшебные истории, построенные на юморе, фантазии и парадоксе. Такого рода ситуации создают неограниченные воз­можности для комбинированного речевого материала и поддержи­вают интерес детей к выполняемой деятельности. Например, ког­да дети научились употреблять названия цветов, учитель может предложить им посмотреть в подзорную трубу и уви­деть в волшебном зоопарке зверей самых необычных цветов. Каж­дый ученик выражает своё коммуникативное намерение и создает своё собственное высказывание.

Например:

Р1: I see red crocodiles.

P2: I see yellow frogs. Etc.

При организации и конструировании любого из упражнений важно стремиться соблю­дать все условия общения, то есть ребёнок должен чёт­ко представлять себе цель своего речевого действия и мотив – то, ради чего он выполняет это действие. При этом создаваемые ситуации и задания должны обеспечивать такие мотивы, чтобы учащимся невозможно было не захотеть услышать, сказать.



2016-09-17 669 Обсуждений (0)
Овладение детьми лексическими средствами иноязычного общения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Овладение детьми лексическими средствами иноязычного общения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (669)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)