Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие у детей способности к диалогической речи



2016-09-17 983 Обсуждений (0)
Развитие у детей способности к диалогической речи 0.00 из 5.00 0 оценок




Диалог – это общение двух (или нескольких) человек, в ко­тором каждое высказывание непосредственно адресовано собесед­нику. Диалог состоит из реплик. Наименьшей единицей диалогиче­ской речи является диалогическое единство, состоящее из двух реп­лик: реплики-стимула и реплики-реакции.

Диалогическая речь, являясь первичной формой общения, в сравнении с монологической обладает следующими характеристи­ками:

– всегда ситуативна (связана с обстановкой, в которой происходит разговор, и отношениями собеседниковпартнёров);

– контекстуальна (каждое очередное высказывание в ней обус­ловлено предыдущим);

– реактивна (реплика является речевой реакцией на речевой или неречевой стимул).

Диалог характеризуется относительной краткостью высказыва­ний и простотой их синтаксического построения.

Разновидностями диалогической речи являются расспрос, бесе­да (дискуссия) и спор. Расспрос – это элементарный вид диало­га, состоящий из вопросов и ответов. Каждый вопрос имеет сво­ей целью получить новую или дополнительную информацию. Во­просы несут основную логическую и языковую нагрузку и направляют диалог в определённое русло. Ответы подчиняются вопросам, уп­равление диалогом осуществляется при помощи вопросов. В данном кур­се раннего обучения английскому языку используется именно эта разновидность диалога. Беседа и спор как наиболее сложные ви­ды диалога не являются объектами овладения в детском дошкольном учреждении и в 1 классепредметом раннего обучения.

ЕИтак, единицей диалога является диалогическое единство – па­ра реплик, принадлежащих разным собеседникам и образующих единое целое в содержательном и структурном отношении.

Напри­мер:

– Are you Katya? – Do you like porridge?

– No, I’m Olya. – No, I like soup.

 

– Do you like ice cream? – Can dogs fly?

– Yes, I like it very much! – No, dogs can't fly.

 

Таким образом, дети овладеваютсодержание обучения диалогической речи составляют следующимие диалогическимие единствами: вопрос по­ложительный ответ; вопрос – отрицательный ответ; утвержде­ние – согласие; утверждение – несогласие. У детей также формируетсяСюда входит также формирование ря­да умений, обеспечивающих ход беседы (см.: Рогова Г. В., Верещаги­на И. Н. Указ. соч.).

Первым умением является стимулирование собеседника на вы­сказывание. Стимулом является:

– вопрос.

Например: Can you swim? – No, I can’t;

– утверждение.

Например: Rabbits like carrots. – Yes, very much;

– просьба, предложение.

Например: Give me a white dog. – Here you are. Let’s sing together! – OK.

Второе умение – это реагирование на речевой стимул. Ответ на вопрос может быть как положительным, так и отрицательным. С утверждением можно согласиться или не согласиться.

Третье умение – развёртывание реплики-ответа для придания высказываниям характера беседы.

Например: Can your dog fly? – No, my dog can’t fly. My dog can swim.

Для развития у детей умений диалогической речи в данном курсе используются двапути, которые услов­но можно назвать «путь снизу» и «путь сверху». В первом случае развитие умений происходит на основе элементарного диалогического един­ства, второй путь предусматривает овладение диалогомобучение диалогу на основе диа­лога-образца.

В соответствии с первым путём дети должны самостоятельно вы­брать необходимый речевой образец для ответа, вопроса или лю­бой другой реплики в специально созданной игровой ситуации. Та­кая тренировка детей в самостоятельном употреблении ответных реплик начинается с самых первых занятий:

– Are you Nina? – No.

– Are you Katya? – Yes.

Тренировка детей в быстрой реакции на любую реплику обес­печивает развитие умений реплицирования (реагирования).

Teacher: Can you jump? Children: Yes, I can.

Can your dog run? Yes, it can.

Do you eat apples? Yes, I do.

Do dogs eat apples? No. Dogs eat meat. Etc.

Дети учатся также задавать вопросы: общие вопросы (Are you Nina? Do you like butter? Can you swim? Etc.), которые развивают умение слушать и реагировать на воспринятую речь ут­вердительно или отрицательно; специальные вопросы (Where is the dog? What’s missing? What do you like?), которые требу­ют от детей элементов творчества в определении содержания от­ветов и в самостоятельном их построении.

Например:

Teacher: Чтобы волшебное кафе открылось, нужно узнать, что больше всего любит Винни-Пух. Сначала спрошу я. Do you like cakes?

Winnie-the-Pooh: No, I don’t.

Children: Do you like fish? Do you like bread? Do you like sweets? Etc.

Понятно, что кукла должна ответить “Yes, I do” на самый последний вопрос, чтобы дать возможность спросить каждому ре­бёнку.

Поскольку диалог в курсе начальной школы – это не только цель, но и основное средство развития у детей способности к иноязычному общению, то овладение диалогической речью (и всеми её составляющими умениями) обеспечивается естественным общением педагога с деть­ми, общением детей в ходе игры с кукольными персонажами.

Использование первого пути обеспечивает овладение детьми лек­сическими и грамматическими средствами иноязычного общения.

Второй путь предусматривает, как было отмечено выше, овладениеобучение диа­логической речьюи с с помощью диалога-образца. Диалог-образец пред­лагается детям только тогда, когда усвоены (при помощи первого пути) все составляющие его реплики.

Работа с диалогом проходит в три этапа:

1) восприятие диалога-расспроса, который разыгрывается меж­ду сказочными персонажами, и его понимание;

2) драматизация прослушанного диалога в сходной ситуации об­щения с обязательной модификацией;

3) создание собственных диалогов в новых ситуациях.

Например:

а) Teacher: А теперь купим Дороти подарки. Микки-Маус бу­дет продавцом. Сначала купит подарок Том (дается образец).

Tom: Good morning!

Mickey: Good morning!

Tom: Give me the blue fish, please.

Mickey: Here you are.

Tom: Thank you.

Mickey: You are welcome.

Затем подарки покупают дети по очереди:

Mickey: Good morning.

Pupil: Good morning. Give me the red bird, please. Etc.

б) Teacher: Чтобы накормить зверей, нужно купить им продук­ты (новая ситуация).

Продавец: Good afternoon!

Покупатель: Good afternoon! Give me a carrot, please.

Продавец: Here you are. / Take the carrot, please.

Покупатель: Thank you!

Продавец: You are welcome.

Вышеприведённые примеры представлены свободными диалога­ми. Необходимо учить детей и стандартным диалогам, обслу­живающим типовые ситуации, в которых дети учатся употреблять разговорные формулы. Например:

Greetings:

Good morning! – Good morning!

Good afternoon! – Good afternoon!

Good evening! – Good evening!

How do you do? – How do you do?

Hi! – Hi!

Hello! – Hello!

Greetings and wishes:

Merry Christmas! – Merry Christmas and a Happy New Year!

Happy birthday! – Thank you very much.



2016-09-17 983 Обсуждений (0)
Развитие у детей способности к диалогической речи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие у детей способности к диалогической речи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (983)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)