Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологические особенности детей 5–6 лет



2016-09-17 629 Обсуждений (0)
Психологические особенности детей 5–6 лет 0.00 из 5.00 0 оценок




Для того чтобы успешно решать поставленные задачи, учителю прежде всего необходимо знать психологические особенности шес­тилетних детей данного возраста, который.

Этот возраст особенно благоприятен для начала овладения иностранным языком. Пятилетки и изучения ино­странного языка: шестилетки отличаются чуткостью к язы­ковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, «секретов» языка. Они легко и прочно запомина­ют небольшой по объёму языковой материал и хорошо его вос­производят. С возрастом эти благоприятные особенности теряют свою силу.

Как известно из психологии, каждый возрастной период харак­теризуется своим типом ведущей деятельности. В пятилетнем возрасте ведущей деятельностью является игра, а в шестилетнем возра­сте происходит постепенный переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Дети продолжают играть до 10–12 лет. Шестиле­ток привлекает школа, но наиболее естественными для них в школь­ной жизни являются игровые элементы, непосредст­венное общение с учителем и сверстниками. Для них важна пред­метная наглядность.

Возможность опоры на игровую деятельность позволяет обес­печить естественную мотивацию речи на иностранном языке, сде­лать интересными и осмысленными даже самые элементарные вы­сказывания. Игра в обучении иностранному языку не противосто­ит учебной деятельности, а органически связана с ней.

Именно использование игровых приёмов обучения позволяет за­ложить базу для формирования у шестилетних детей основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать в соответствии с ней, умение контролировать и оценивать свои действия и действия других детей.

Важно помнить при этом, что игра не только источник детской радости, она является основным способом решения учебных задач. Необходимость широкого использования игровых приёмов диктует­ся и спецификой предмета: в условиях, когда все задачи общения могут быть решены детьми на родном языке, новая игра является «психологическим оправданием» перехода на иностранный язык.

Пятилетки и шШестилетки любознательны. При восприятии материала они склонны обращать внимание на его яркую подачу, эмоциональную окраску. Однако их внимание отличается неустойчивостью: они уме­ют сосредоточиться лишь на несколько минут. Дети не восприни­мают длительных (более 2–3 минут) монологических объяснений педагогаучителя, поэтому любое объяснение целесообразно строить в фор­ме беседы.

Дети этого возраста очень импульсивны, им трудно сдерживать себя, они не умеют управлять своим поведением. Также они быстро утомляются. Рекомендуем вам следить за нарастанием их утомления и ни в коем случае не принуждать их к продолжению работы, когда очевидно, что наступает спад работоспособности (обычно это происходит уже через 7-10 минут). При первых призна­ках снижения внимания мы советуем вам провести с детьми подвижную игру (желательноможно под музыку), спеть песенку, сменить вид работы.

Организуя разнообразную интересную деятельность с чётким пе­реходом от одного вида работы к другому, с конкретными указа­ниями, на что обратить внимание, педагогвы постепенно будете развивать произвольное внимание детей.

Мнемическая деятельность детей этого возрасташестилеток ещё несовершенна. У них преобладает непроизвольное запоминание: хорошо и быст­ро запоминается то, что интересно и вызывает эмоциональный от­клик. Применение игровых приёмов позволит создать условия для непроизвольного усвоения учебного материала в процессе увлека­тельного взаимодействия детей друг с другом.

Широко используя игрушки и картинки, педагогвы будете развивать образную и ассоциативную память, а чёткая постановка задач об­щения и организация их решения будут способствовать развитию словесно-логической памяти.

Важно знать, что воображение этих детейшестилетнего ребёнка достаточно развито и но­сит не только воспроизводящий, но и творческий характер.

Развитие мышления идёт от наглядно-действенного к наглядно-образному.

Учитывая данную возрастную особенность, детей этого возраста, мож­но, например, использовать кубики (или другой материал) при оз­накомлении детейучащихся со структурой речевых образцов, а игрушки (картинки) – при организации тренировки и применения осваи­ваемых языковых средств. При работе с шестилетками, иИгрушки постепенно нужно заменятьзаменяйте картин­ками, это также будет обеспечивать переход от игры к собствен­но учебной деятельности. Нужно оОббратитье также внима­ние на то, чтобы игрушки не находились у детей дольше, чем это необходимо для решения игровой речемыслительной учебной задачи, иначе дети будут отвле­каться. Но, забиратья у детей игрушки нужно, делайте это естественно и, необидно: «Звери устали и хотят отдохнуть, куклы ложатся спать». И т. д.

Предлагаемая организация деятельности детейобучения, на­правленная на развитие их умения детей самостоятельно анализировать языковые явления, выделять главное, устанавливать причинно-след­ственные связи, умения сознательно применять знания и усвоен­ные способы действий в самостоятельной иноязычной речевой дея­тельности, призвана совершенствовать наглядно-образное и разви­вать логическое мышление.

Дети 5 и 6 летшестилетнего возраста очень общительны и любят нахо­диться в группе сверстников. Общаясь со взрослыми, дети лучше узнают самих себя, так как они стремятся получить оценку себе и своим действиям.

Организуя общение с детьми, нужно помнитье о том, что они не отно­сят лично к себе замечания и указания педагога учителя, если эти указа­ния носят общий характер. Ребенок не понимаетШести­летний ученик не понимает, что, обращаясь ко всем, педагогвы обраща­етсяесь и к нему лично. Он будет реагировать только в том случае, если педагогвы обратитсяесь к нему персонально.

Чтобы шестиклассникидети легко и естественно включились в школьную дей­ствительность, требования к поведению («нельзя вставать без раз­решения учителя во время урока», «поднимай руку, если хочешь о чём-то спросить» и др.) важно вводить.вводите постепенно, добиваясь их вы­полнения только к концу первого года обучения. Эти требования будут иметь форму просьб и пожеланий. Соответственно их нару­шение будет вызывать не наказание, а ваше сожаление педагога, но никак не раздражение. Большое значение имеет первая встреча детей с педагогомва­ми – ваш ласковый голос, приветливая улыбка, доброе отноше­ние к детям.

Среди пяти и шестилетних детей наблюдаются весьма значительные индивидуальные различия в психическом развитии (эмоционально-во­левой сферы, памяти, внимания, мышления и т. д.). Это опреде­ляется различным опытом их жизни и деятельности в семье и дет­ском саду.

Что касается шестилетних детей-первоклассников, то процесс их привыкания к школе По-разному происходит по-разномуи процесс привыкания детей к школе. Одни дети ведут себя уверенно, другие испытывают состояние тре­воги, третьи капризны и т. д. Некоторые дети испытывают затруд­нения в процессе общения и на родном языке. Они либо из­лишне импульсивны, нетерпеливы, либо, наоборот, пассивны и роб­ки. На импульсивных, непоседливых детей с особенно неустойчивой психикой следует обратить внимание с самых первых занятийуроков. Их нужно занимать работой, поручать им роли, требующие постоян­ной включённости в общую деятельность. Постоянные контакты и координация действий с учителем на­чальной школы, с родителями помогут педагогувам найти индивидуальный подход к каждому ребенкуученику.

В заключении приведем выдержки из интервью с М.М. Безруких – академика РАО, специалиста мирового уровня в области дошкольного воспитания и развития [1]:

 

 

Ø Изменились социокультурные условия роста и развития современных детей:

- только половина детей посещает дошкольные учреждения;

- отсутствует культура двора, которая была раньше: дети жили в разновозрастной группе, они активно общались между собой, и игра была ведущим видом деятельности;

- нарушение режима (достаточное количество движения, дневной сон, прогулка), раньше никому не приходило в голову в 5 часов вечера вести детей на занятия иностранным языком или забирать с дневного сна в музыкальную школу - дети недосыпают, не бывают на воздухе, они лишены свободного времени и времени на свободную игру.

Ø Изменились требования к дошкольникам, они неадекватны возрасту: от дошкольника сейчас хотят больше, чем 30 лет назад, но это может тормозить развитие. Дайте детям играть!

Ø Основа профессиональной работы с ребенком педагога и воспитателя – личностно-деятельностный подход, в основе которого лежит глубокое знание психологии и психофизиологии ребенка.

 

Если вам интересно узнать больше о возрастных особенностях детей пяти-шестилетнего возраста, о том, как обеспечить успешное овладение ими иностранным языком как феноменом культурыпроблемах их обучения, сове­туем педагогувам прочитать следующие книги и статьи:

1. Безруких М.М. Главный критерий развития ребенка- движение вперед//Здоровье школьника, 2013, № 5, с.10-11.

2. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь. М. 2016. – 524 с.

3. Виноградова Н.Ф. Программа образования детей старшего дошкольного возраста и ФГОС. – М.: Вентана Граф, 2016. – 96с.

41. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988.

2. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ре­бёнка // Вопросы психологии. – 1966. – № 6.

53. Негневицкая Е. И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра // ИЯШ. – 1987. – № 6.

64. Никитенко З. Н. Развивающее иноязычное образование в начальной школе. – М.: Глосса-Пресс, 2010.

65. Никитенко З.Н. Концептуальные основы развивающего иноязычного образования в начальной школе. – М.: Прометей, 2011.Развивающая технология как инструмент реализации методической системы начального иноязычного образования. – М.: Прометей, 2012.

7. Никитенко З.Н. Методика овладения иностранным языком на начальной ступени школьного образования. – М.: Прометей, 2013.

 

 



2016-09-17 629 Обсуждений (0)
Психологические особенности детей 5–6 лет 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологические особенности детей 5–6 лет

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (629)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)