Как воздействует воспитание в ребенке тех или иных духовно-душевных процессов на его жизнь во взрослом состоянии
Биографический метод Б. Ливехуда как основа вальдорфской педагогики В своих трудах голландский ученый и социальный деятель Б. Ливехуд (1905 – 1992) выявил следующие психологические законы человеческой биографии. Фазы развития человека до 21 года
Кризис на девятом году жизни. 1. Из книги Ф. Карлагена «Воспитание к свободе». Виктору девять лет. Он всегда был послушным сыном и учеником. Однажды родители рассказали классному наставнику следующее. Мальчик ни с того ни с сего стал каким-то упрямым, отказывается принимать участие в традиционных воскресных прогулках и вообще ведет себя крайне сдержанно. Учитель музыки тоже жалуется. Виктор всегда был его опорой в классе, но теперь он сует флейту в рот не тем концом и устраивает всяческие шалости. Стал меняться даже его почерк, он сделался миниатюрным. Через четыре-пять месяцев этот период закончился, мальчик успокоился, перестал быть нагловатым. Бывает, что ребенок в этом возрасте, развитый в интеллектуальном отношении долго и пристально смотрит на взрослого с невысказанным вопросом: «А какой же ты на самом деле?» Может быть его взгляд говорит: «Мы тебя оценили и нашли слишком легковесным!» Поведение ребенка в этом случае может внезапно измениться, и неожиданно все его былое уважение к этому человеку пропадет. Дети, которые чересчур часто чувствовали неуверенное поведение взрослых в отношении к ним, проявляющееся в излишней заботливости при каждом ничтожном недомогании, во внимании к любым малейшим переменам в их настроении, могут испытать кризис, внешне проявляющийся в приступах страха, порывах гнева, наглых выходках и других вызывающих формах поведения. Бывает так, что целые классы начинают терзать своего учителя. Если раньше дети иногда просто шумели, то сегодня они проводят настоящие издевательские эксперименты. Интересно, например, посмотреть, как станет реагировать учитель, если прикрепить к потолку над тем местом, где он обычно стоит, который постепенно начнет капать? Ребята вполне сознательно комментируют или имитируют маленькие и большие слабости учителя. (Вообще для детей этого возраста характерно тайком представлять в комическом виде какие-нибудь недостатки своих товарищей и безжалостно передразнивать их). Если учитель чувствует, что поведение детей задевает его и в ответ на это сурово их наказывает, может быть иногда даже необдуманно, то могут возникать действительно сложные ситуации. Превращение, происходящее в этом возрасте в душах детей, затрагивает их глубинную суть; при этом могут изменяться также физические особенности их тела. В качестве примера можно упомянуть, что соотношение частоты пульса и ритма дыхания в этом возрасте в какой-то степени степени совпадает с тем, которое преобладает у взрослого. Ребенок вступает в новую стадию развития (Рудольф Штейнер говорит о «Рубиконе девятого года жизни») и это наиболее отчетливо проступает в области душевной жизни ребенка. Несмотря на то, что первоначальные, инстинктивные проблески «Я переживания» наступают значительно раньше, а именно, на третьем или четвертом году жизни, все же вплоть до девяти лет дети не в состоянии полностью отмежеваться от своего окружения достаточно сознательно. Иногда их инстинктивная потребность идентифицировать себя с животными, растениями, камнями похожа на какой-то по-детски выраженный «анимизм», более или менее сознательное стремление «одушевить действительность». Штейнер подчеркивает, что эти термины не полностью соответствуют характерному для ребенка спонтанному и необдуманному способу восприятия. Описывая восприятие действительности детьми моложе семи лет как чего-то недифференцированного, показывая, что они не в состоянии устанавливать различие между содержанием сознания у окружающих и у самих себя, а также отмечая, что в возрасте от 8 до 11 лет дети переходят от «диффузного анимизма» к реалистическому рассмотрению вещей, Пиаже фактически, хотя и не на уровне употребляемых слов, весьма близок по своей позиции к Штейнеру (см.: Петер Г. Духовное развитие ребенка в трудах Ж. Пиаже). На протяжении первых трех лет обучения преподаватель должен учитывать это своеобразие детского восприятия, поэтому во всех его уроках Земля и Солнце, растения и животные могут разговаривать друг с другом точно также как и люди. Лишь в четвертом классе он может постепенно начать описывать вещи, такими, «какие они есть на самом деле». Причина того, что многие дети в этом возрасте как бы снова проходят период упрямства, кроется в изменении их жизненной ситуации. Теперь они способны наблюдать за своими воспитателями с гораздо большей «бдительностью», чем раньше. Они сомневаются в авторитетах и подвергают их испытаниям не потому, что хотят от кого-то избавится, а наоборот, потому что хотят их сохранить….
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (319)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |