· читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
· рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний;
· устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.
№ уроков
| Наименование разделов и тем
| Плановые сроки прохождения
| Скорректированные сроки прохождения
| Характеристика видов деятельности ученика
| |
Учимся наблюдать и копим впечатления (20 ч)
| |
| Инструктаж по технике безопасности. Учимся наблюдать и копим впечатления.
Сергей Козлов "Июль". Приём олицетворения
| 1неделя
|
| Находить в тексте примеры использования олицетворения;
рассматривать живописное произведение и делать обобщение на основе наблюдений;
работать с Толковым словарём;
давать характеристику герою-рассказчику;
высказывать своё мнение;
находить в тексте сравнения;
составлять предложения, используя приём сравнения;
работать с Толковым словарём
читать выразительно;
анализировать средства художественной выразительности;
называть произведения А.Пушкина;
находить и анализировать средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение;
читать наизусть выразительно;
находить и называть прекрасное в простом;
сравнивать два произведения;
находить олицетворения в хокку;
находить и анализировать сравнение;
выражать своё отношение к прочитанному;
подтверждать свой ответ строчками из текста;
анализировать и выделять общее в произведениях разных поэтов, живших в разные времена в разных странах;
анализировать иллюстрации;
делить произведение на смысловые части;
отвечать на вопросы строчками из текста;
находить в тексте повторы;
работать с иллюстрацией;
читать наизусть стихотворение;
анализировать наблюдения поэта.
| |
| Юрий Коваль «Берёзовый пирожок»
|
| |
| Работа по хрестоматии.
В.Берестов «Первый листопад», В.Лунин «Идём в лучах зари»
Поход в Музейный Дом
Ван Гог «Лодки в море у Сен-Мари»
|
| |
| В. Маяковский «Тучкины штучки», С.Козлов «Мимо белого яблока луны…», С Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…» (работа надприёмами «сравнение», «олицетворение»)
|
| |
| Работа по хрестоматии.
В.Лунин «Ливень», В. Берестов «Отражение»
Поход в Музейный Дом
Г.Захаров «Десять минут после полуночи»
| 2неделя
|
| |
| Александр Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Опрятней модного паркета…»
|
| |
| Вадим Шефнер «Середина марта», хокку Дзёсо, Басё (работа над приёмами «сравнение», «олицетворение», «контраст»)
|
|
| |
| В. Берестов «Урок листопада»
|
| |
| Н.Матвеева «Гуси на снегу», Э.Мошковская «Где тихий, тихий пруд…», хокку Ёса Бусона (работа над приёмами «контраст» и «звукопись»)
| 3неделя
|
| |
| Приёмы «сравнение», «контраст», «олицетворение». Проверочная работа № 1(техника чтения).
|
| |
| С.Козлов "Сентябрь", "Как оттенить тишину" (работа над приёмами "сравнение" и "контраст")
|
| |
| Иван Бунин "Листопад"
|
| |
| Заседание клуба
Записная книжка Кости Погодина. Подготовка школьников к использованию приёма олицетворения в своём сочинении
| 4неделя
|
| |
| А.С. Пушкин "Зимнее утро" (приём контраста и смысл его использования в литературе)
|
| |
| Валентин Берестов "Большой мороз"
|
| |
| Валентин Берестов "Плащ"
|
| |
| С.Козлов "Разрешите с вами посумерничать"
| 5неделя
|
| |
| А. Иванов «Как Хома картины собирал». Поход в Музейный дом. В.Попков «С санками»
|
| |
| Юрий Коваль "Вода с закрытыми глазами"
|
| |
| Хокку Ранрана
|
| |
Постигаем секреты сравнения (13 ч)
| |
| Постигаем секреты сравнения.
Сказка "Откуда пошли болезни и лекарства"
| 6неделя
|
| Находить в тексте и называть сравнение;
анализировать поступки героев;
работать с Толковым словарём;
читать по ролям
отвечать на вопросы к тексту;
анализировать внутренний мир автора;
находить в тексте сравнения.
| |
| Сравнительный анализ сказок "Гиена и черепаха" и "Нарядный бурундук"
|
| |
| Проектирование сборника сказок
|
| |
| Сравнительный анализ сказок "Два жадных медвежонка" и "Как барсук и куница судились"
|
| |
| Представление о бродячем сказочном сюжете. Сравнительный анализ сказок "Два жадных медвежонка", "Как барсук и куница судились", "Золотая рыбка"
| 7неделя
|
| |
| Представление о бродячем сюжете. «О собаке, кошке и обезьяне", "Золотая рыбка"
|
| |
| Кубинская сказка "Черепаха, кролик и удав-маха". Проблема различения Самых древних сказочных историй и Просто древних сказочных историй.
|
| |
| Индийская сказка "Хитрый шакал". Распознание черт бродячего сказочного сюжета
|
| |
| Работа по хрестоматии.
Бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки»
| 8неделя
|
| |
| Работа со школьной библиотекой
Русские народные сказки: «Яичко», «У страха глаза велики».
|
| |
| Работа по хрестоматии.
Д. Дмитриев «Встреча»
|
| |
| Бурятская сказка "Снег и заяц" и хакасская сказка "Как птицы царя выбирали"
|
| |
| Работа по хрестоматии.
Шведская сказка «По заслугам расчёт»
| 9неделя
|
| |
Пытаемся понять, почему люди фантазируют (14 ч)
| |
| Пытаемся понять, почему люди фантазируют.
Новелла Матвеева "Картофельные олени"
|
|
| Анализировать и объяснять название произведения;
читать наизусть стихотворение
работать с Толковым и Фразеологическим словарями;
анализировать и объяснять название произведения;
определять, от какого лица идёт повествование;
отвечать на вопросы строками из текста;
анализировать внутренний мир, фантазии и характер героя-рассказчика;
пересказывать по плану текст.
| |
| Саша Чёрный "Дневник Фокса Микки"
|
| |
| Сравнительный анализ произведений Н. Матвеевой и С. Чёрного
|
| |
| Татьяна Пономарёва "Автобус"
| 10неделя
|
| |
| Татьяна Пономарёва "В шкафу"
|
| |
| Эмма Мошковская "Вода в колодце"
|
| |
| Работа по хрестоматии.
М. Яснов «Мы и птицы»; Э. Мошковская «Мотылёк», «Осенняя вода…»
|
| |
| Борис Житков "Как я ловил человечков"
| 11неделя
|
| |
| Переживания героя литературного произведения. Различия вранья и фантазии.
|
| |
| Работа по хрестоматии.
С.Козлов «Звуки и голоса»
|
| |
| Работа по хрестоматии.
Составление литературных сборников
|
| |
| Тим Собакин "Игра в птиц"
| 12неделя
|
| |
| Работа по хрестоматии.
О.Кургузов «Мальчик – папа»
Поход в Музейный Дом
М. Шагал «Крылатая лошадь»
|
| |
| Константин Бальмонт "Гномы"
|
| |
Учимся любить (16 ч)
| |
| Учимся любить. Татьяна Пономарёва "Прогноз погоды"
|
|
| Определять количество действующих лиц в произведении;
анализировать характер героя;
читать текст выразительно
определять цель и идею произведения;
сравнивать героев рассказов;
находить необычное в обычном;
рассматривать живописное произведение и делать обобщение на основе наблюдений;
различать понятия «фантазия», «выдумщик» и «обманщик»;
читать по ролям;
находить в тексте самые главные слова;
рассматривать живописное произведение и делать обобщение на основе наблюдений.
| |
| Работа по хрестоматии.
Э. Мошковская «Когда я уезжаю»
| 13неделя
|
| |
| Татьяна Пономарёва "Лето в чайнике"
|
| |
| Мария Вайсман "Лучший друг медуз"
|
| |
| Работа по хрестоматии.
В.Драгунский «Кот в сапогах»
|
| |
| Работа со школьной библиотекой
В. Драгунский «Похититель собак»
| 14неделя
|
| |
| Работа со школьной библиотекой
В. Драгунский «Девочка на шаре»
|
| |
| Александр Куприн "Слон", ознакомительное чтение
|
| |
| Александр Куприн "Слон", характеристика главных героев
|
| |
| Работа по хрестоматии.
Тим Собакин «Самая большая драгоценность»
| 15неделя
|
| |
| Константин Паустовский "Заячьи лапы". Ознакомительное чтение
|
| |
| Константин Паустовский "Заячьи лапы", чувства и переживания героев.
|
| |
| Сергей Козлов "Если меня совсем нет"
|
| |
| Работа по хрестоматии.
Э. Мошковская «Нужен он…»
| 16неделя
|
| |
| Работа над составлением литературного сборника.
|
|
| |
| Подготовка своих видов сборников. Письмо в клуб.
|
|
| |
Набираемся житейской мудрости (11 ч)
| |
| Набираемся житейской мудрости.
Басня. Композиция басни. Эзоп "Рыбак и рыбёшка"
|
|
| Анализировать события басни;
сравнивать две басни, формулировать общую мысль;
сравнивать басню и сказку;
находить в басне повествование и мораль;
подбирать пословицы в качестве морали к басне;
работать с иллюстрацией;
читать выразительно и осознанно
определять тему басни;
называть особенности басни, сказки и пословицы;
располагать литературные произведения на ленте времени;
находить контраст в описании внешности и голоса Вороны (басня Крылова);
анализировать поведение и характер героев произведения.
| |
| Эзоп "Отец и сыновья", "Быки и лев". Лента времени. Пословицы
| 17неделя
|
| |
| Работа по хрестоматии.
Жан де Лафонтен «Волк и журавль»
Поход в Музейный Дом
В. Серов «Волк и журавль». Инструктаж по охране труда
|
| |
| Работа по хрестоматии.
Жан де Лафонтен «Ворона в павлиньих перьях»
Поход в Музейный Дом
В. Серов «Ворона в павлиньих перьях»
|
| |
| Эзоп "Ворон и лисица", Иван Крылов "Ворона и лисица". Лента времени. Бродячие басенные истории.
|
| |
| Работа по хрестоматии.
И. Крылов «Волк и журавль»
| 18неделя
|
| |
| Эзоп "Лисица и виноград", Иван Крылов "Лисица и виноград". Смысл басни. Специфика басни.
|
| |
| Иван Крылов "Квартет"
|
| |
| Сравнение басен Ивана Крылова "Лебедь, рак и щука" и "Квартет".
|
| |
| Работа по хрестоматии.
Индийская народная сказка «О радже и птичке»
| 19неделя
|
| |
| Самостоятельная работа по заданиям учебника
|
| |
Продолжаем разгадывать секреты смешного (15 ч)
| |
| Продолжаем разгадывать секреты смешного. Леонид Каминский "Сочинение"
|
|
| Выделять секреты смешного в произведении;
делить текст на смысловые части;
находить и зачитывать в тексте строчки, которые вызывают смех;
читать по ролям
определять, с чьей точки зрения автор даёт такие советы;
определять жанр произведения;
различать композицию сказки и рассказа (на уровне наблюдений);
высказывать своё мнение.
| |
| Ирина Пивоварова "Сочинение"
|
| |
| Работа по хрестоматии.
Н.Носов «Мишкина каша»
| 20неделя
|
| |
| Работа со школьной библиотекой. Чтение рассказов Н. Носова
Составление сборника из пяти рассказов Н. Носова
|
| |
| Марина Бородицкая "На контрольной…" Лев Яковлев «Для Лены», Михаил Яснов "Подходящий угол"
|
| |
| Надежда Тэффи "Преступник", деление текста на части
|
| |
| Надежда Тэффи "Преступник", пересказ
| 21неделя
|
| |
| Работа по хрестоматии.
М.Вайсман «Приставочка моя любимая»
|
| |
| Короткие истории из книги Корнея Чуковского "От двух до пяти", стихи Григория Остера "Вредные советы"
|
| |
| Рассказ Татьяны Пономарёвой "Помощь"
|
| |
| Работа по хрестоматии.
Т. Кочиев «Такая яблоня»
Инсценирование
| 22неделя
|
| |
| Виктор Драгунский "Ровно 25 кило", ознакомительное чтение
|
| |
| Виктор Драгунский "Ровно 25 кило", деление текста на части
|
| |
| Виктор Драгунский "Ровно 25 кило", анализ произведения
|
| |
| Работа со школьной библиотекой. Чтение рассказов В.Драгунского
Составление сборника из пяти рассказов В.Драгунского
| 23неделя
|
| |
Как рождается герой (28 ч)
| |
| Как рождается герой. Черты сказочного героя. Сказки "Колобок" и "Гуси-лебеди"
|
|
| Определять, кто является сказочным героем;
анализировать русские народные и современные сказки;
указывать главную мысль литературного произведения;
сравнивать темы разных частей текста;
придумывать название каждой части текста;
составлять план текста;
пересказывать текст по плану;
определять главную мысль текста;
следить за чтением учителя;
делить текст на смысловые части;
объяснять поведение героя, опираясь на выделенные слова; определять особенности характера и мира чувств главного героя; проводить сравнительный анализ характеров героев; указывать способы выражения авторской оценки в рассказе (портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя); анализировать слова автора; определять, какие чувства испытывает герой в различных ситуациях; работать с иллюстрацией; участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного; пересказывать текста по плану
работать с Толковым словарём; высказывать своё мнение.
| |
| Борис Заходер "История гусеницы" (начало)
|
| |
| Работа по хрестоматии.
Пытаемся выяснить, как рождается герой.
С. Махотин «Самый маленький»
|
|
| |
|
|
| Юнна Мориц "Жора Кошкин"
| 24неделя
| | |
| Черты характера героя.
Борис Заходер "История гусеницы" (продолжение)
|
| |
| Работа по хрестоматии.
Л. Муур «Крошка енот и то, кто сидит в пруду»
|
| |
| Леонид Яхнин "Лесные жуки"
|
| |
| Главная мысль и тема текста. Борис Заходер "История гусеницы" (продолжение)
| 25неделя
|
| |
| Черты характера героя «История гусеницы»
|
| |
| Главная мысль и тема текста Бориса Заходера "История гусеницы" (окончание)
|
| |
| Михаил Яснов "Гусеница - Бабочке"
|
| |
| Поход в Музейный Дом
С. Жуковский «Плотина»
| 26неделя
|
| |
| Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Ознакомительное чтение.
|
| |
| Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Деление текста на смысловые части
|
| |
| Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Характеристика поступков героя
|
| |
| Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Черты сходства и отличия между героем сказки и героем рассказа
| 27неделя
|
| |
| Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Пересказ.
|
| |
| Леонид Пантелеев «Честное слово», ознакомительное чтение
|
| |
| Леонид Пантелеев «Честное слово», характеристика героя
|
| |
| Леонид Пантелеев «Честное слово», поступки героя
| 28неделя
|
| |
| Поход в Музейный Дом
З. Серебрякова «За обедом»
|
| |
| Отрывки из поэмы Николая
Некрасова "На Волге" (Детство Валежникова), 1 часть
|
| |
| Николай Некрасов "На Волге" (Детство Валежникова), 2 часть
|
| |
| Николай Некрасов "На Волге" (Детство Валежникова), 3 часть
| 29неделя
|
| |
| Поход в Музейный Дом
А. Мещерский «У лесного озера»
|
| |
| Работа по хрестоматии.
А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (отрывок)
|
| |
| Работа со школьной библиотекой.
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», ознакомительное чтение всего произведения
|
| |
| Работа со школьной библиотекой.
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», анализ произведения
| 30неделя
|
| |
Сравниваем прошлое и настоящее (18 ч)
| |
| Сравнение прошлого и настоящего в жизни людей (использование картины Б.Кустодиева и фрагментов музыкальных произведений Н.Римского-Корсакова)
|
|
| Сравнивать героя сказки и героя рассказа;
читать по ролям; пересказывать текст по плану
анализировать характеры героев произведения;
определять отношение героя к природе; находить в тексте сравнения; сравнивать литературное, музыкальное и художественное произведения; называть изученные произведения раздела; объяснять отличие рассказа от сказки; сравнивать литературное, музыкальное и художественное произведения; слушать музыкальное произведение;
высказывать свои впечатления от услышанной музыки; рассматривать живописное произведение и делать обобщение на основе наблюдений;
определять главное чудо в рассказе;
называть произведения А.Пушкина;
сравнивать содержание двух рассказов о семье;
сравнивать характеры героев произведения;
анализировать внутренний мир героев произведения.
| |
| Константин Паустовский "Растрёпанный воробей" Ознакомительное чтение.
|
| |
| Константин Паустовский "Растрёпанный воробей" Выразительное чтение.
|
| |
| Константин Паустовский "Растрёпанный воробей", красота окружающего мира в произведении
| 31неделя
|
| |
| Константин Паустовский "Растрёпанный воробей", красота окружающего мира в произведении
|
| |
| Работа по хрестоматии.
Ю.Коваль «Под соснами».
Поход в Музейный Дом. В. Попков «Интерьер с фикусами»
|
| |
| Работа по хрестоматии.
К. Паустовский «Стальное колечко»
(1 часть)
|
| |
| Работа по хрестоматии.
К. Паустовский «Стальное колечко»
(2 часть)
| 32неделя
|
| |
| Работа по хрестоматии.
К. Паустовский «Стальное колечко»
(3 часть)
|
| |
| Работа по хрестоматии.
К. Паустовский «Стальное колечко»
(4 часть)
|
| |
| Александр Пушкин "Цветок"
|
| |
| Аркадий Гайдар "Чук и Гек". «Телеграмма»
| 33неделя
|
| |
| Аркадий Гайдар "Чук и Гек". «Дорога к отцу»
|
| |
| Аркадий Гайдар «Чук и Гек» «Вот и приехали…»
|
| |
| Аркадий Гайдар "Чук и Гек". «Одни в лесной сторожке»
|
| |
| Проверочная работа № 2 (итоговая)
| 34неделя
|
| |
| Аркадий Гайдар "Чук и Гек" «Вот оно – счастье!»
|
| |
| Аркадий Гайдар "Чук и Гек". Главные ценности в жизни людей Поход в Музейный Дом
К.Юон «Весенний солнечный день. Сергиев Посад»
|
| |
| Итоговый урок. Письмо в клуб
|
| |
| | | | | | | |
Протокол заседания школьного Зам. директора по УВР
методического объединения __________ Е.И. Сергиенко
учителей от _____________ № ____ «_____»______________2015г.