Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государство и право в период разложения феодального строя



2016-09-17 447 Обсуждений (0)
Государство и право в период разложения феодального строя 0.00 из 5.00 0 оценок




Россия стала сильной державой. Все значительные события за это время не проходили без влияния России. Внутри же самой России происходили противоречия. Само общество испытывало кризис крепостной системы хозяйствования. При этом кризис феодально-крепостнической системы становится всеоблем и охватывает все важнейшие сферы экономики того времени. В середине 18 века Россия продавала в Европу 69 мил. пудов. В начале 19 века в 3 раза увеличилось это число.

В 1826 году при вступлении на престол Николая 1, было зарегистрировано 178 крестьянских восстаний. К концу его царствования рост крестьянских восстаний увеличился в 1.5 раза. Следует отметить, что важнейшим моментом определяющим изменение в общественном устройстве в этот период является то, что вместо прежних основных классов постепенно складывается основные классы буржуазного общества. Это капиталисты и наемные рабочие, буржуазия и пролетариат. Формирование новых классов идет за счет разложения старых. Буржуазия складывается в основном из купечества и верхушки крестьянства, стремившееся разбогатеть. Однако, в тот период российская буржуазия оставалась политически слабой, а возмутителями спокойствия в 19 веке были дворяне. Образование новых классов происходило в рамках прежней сословной системы. Деление общества на сословия оставалось незыблемым. Несмотря на все сдвиги в экономике правовое положение отдельных групп населения было прежним. Однако, отдельные уступки монархии были вынуждены сделать.

Так в 1810 году Александр 1 разрешил купцам приобретать у казны земли, без присвоения дворянского титула. В 1825 году при Николае 1 было введено новое состояние – «почетное гражданство». По своему положению такой гражданин был неподатным и по статусу приравнивался дворянину. Дворянство оставалось правящим сословием. Не удобные и ограничительные для него положение петровского указа о единонаследии довольно скоро начинает корректироваться. По манифесту Петра 3 «О даровании вольности и свободы всему Российскому дворянству» вовсе отменяется. Дворяне освобождались от обязательной военной и государственной службы. Это обстоятельство заметно повлияло на экономическое поведение дворян. Начинается постепенно и постепенно усиливается земельно-промышленная экспансия дворянства. С 1762 года значительно усилился приток дворян в деревню. Параллельно происходило деление помещичьих земель и перераспределение земель. По указу 1760 года дворяне получили право ссылать неугодных крестьян в Сибирь, с 1765 года отдавать крестьян на каторжные работы. Заключительным актом правового и привилегированного оформления дворянского сословия стало «жалованная грамота» Екатерины 2 в 1785 году. Впоследствии к началу и середине 19 века среди самих дворян было установлено неравноправие в зависимости от имущественного положения в пользу наиболее крупных и богатых помещиков. В 1831 году был введен порядок по которому прямо участвовать в дворянских выборах могли лишь крупные землевладельцы и владельцы большого числа крепостных. Другие же голосовали лишь косвенным путем.

К 2 четверти 19 века имущественное положение дворян было весьма неоднородным. Из всего дворянства (250 тысяч) около 150 тысяч дворян не имели крестьян, а 100 тысяч сами занимались хлебопашеством.

Крестьянство в этот период численно возрастает, подразделяясь на помещичьих, государственных, экономических, посессионных и дворцовых (удельных). На помещичьих крестьянах была и барщина и оброк. На них ложились рекрутские поборы и государственные повинности. Размещение армии по деревням и селам.

Экономические крестьяне появились в результате сикулеризации церковных земель. Государственные крестьяне составляло 40 %. Однако раздача крестьян частным владельцам производилась достаточно часто. Только при Екатерине 2 более 800 тысяч государственных и дворцовых крестьян были розданы помещикам.

Дворцовые крестьяне с 1876 года назывались «удельные». Принадлежали царской фамилии и управление ими осуществлялось департаментом уделов. Таким образом, можно подчеркнуть, что правовое и имущественное положение различных групп крестьян оставалось неоднородным. Переменчивой была и правовая политика, регламентирующая их положение. Однако, крестьянство было неоднородным, и в его среде появлялись богатые люди, стремившиеся перейти в купечество, открыть мануфактуры или заняться торговлей.

Актом от 1788 года крестьянам было разрешено покупать деревни у помещиков. В 1803 году был принят указ «о вольных хлебопашцах». В 1842 году указом Николая 1 было разрешено помещикам передавать земли крестьянам за определенные повинности. В 1848 году крестьянам разрешили покупать недвижимые имущества. Однако эти акты были разовые. Они не отражали всю ситуацию сложившееся в стране на тот период.

 

Центральные органы управления.

С 1726 года, после смерти Петра на трон вошла Екатерина 1. В 1741 году при Правлении Елизаветы Петровны, тайный совет упраздняется и Сенат вновь становится высшим политическим учреждением и активное включается в управление государством. В 1762 году учреждается императорский совет, который в 1769 году при приходе к власти Екатерины 2, заменяется советом «при высочайшем дворе». Он просуществовал до 1801 года, а после прихода на престол Александра 1, данный совет был заменен «непременным государственным советом». С 1801 года Сенат становится высшей судебной инстанцией.

Александр 1 учредил государственный совет и министерства. В круг его сподвижников был Сперанский. Государственный совет состоял из общего собрания и из 4 департаментов. Председателем был Император. Однако практически втечение рассматриваемого периода царь сам ни разу не председательствовал в совете. А поручал эту функцию одному из членов. 1802 году были образованы министерства. Был создан кабинет министров. Положение о нем вышло лишь в 1812 г. был орган совещательный при Царе. Он решал вопросы касающихся нескольких министерств или вопросы превышали компетенцию отраслевого министра. Данный кабинет имел надзорные функции а губернаторами и губернскими правлениями. В состав министров входили председатели департамента государственного совета, министры и секретарь.


 

Церковные реформы.

К концу 18 века необходимо было решить вопросы об административной власти епископов, местных органов управления и церковных судов. В результате чего, церковь решалась вотчинных прав и свыше 900 сот тысяч душ крестьян перешли в собственность казны под управление коллегии экономии.

Кодификация права.

Основным источником права в период становления абсолютной монархии оставалось Соборное Уложение, чья правовая сила неоднократно подтверждалась указами. В первой четверти 18 века, круг источников существенно изменился. Он пополнился: манифестами, именными указами, уставами, регламентами, различными объявленными указами, а также утвержденными докладами и тд.

С 1754 г. начинает работу новая Уложенная комиссия, задача которой вновь становится переработка старой и создание новой системы права. Указом Сената был намечен план деятельности комиссии. Новое Уложение должно было состоять из 4 частей:

1. Судопроизводство и организация суда

2. О правах состояния

3. Об имущественных правах на движимую и недвижимую имущество

4. Преступление и наказание

Из работы комиссии были завершены проекты трех из четырех запланированных частей. Первое (о суде) состояла из 51 главы. В ней регламентировалось судопроизводство и порядок рассмотрения дел в судах. Второе (о розыскных делах) состояла из 63 глав. Первые 15 глав регламентировали судебные следствия, остальные относились к области материального права. Третий (о состоянии подданных вообще) в этой части содержались нормы.

На различие прав влияли различие веры, звания, происхождения. Губернская и судебная реформа. Губернская реформа 1775 года увеличила число губерний до 50. А деление губерний на уезды осуществлялось строго по административному принципу.

Основной целью было приспособление нового аппарата к фискальным и полицейским делам. В основу деления был положен чисто количественный критерий. На территории губернии должно было проживать до 400 тысяч душ. На территории уезда около 30. Во главе стоял губернатор назначаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, куда входили губернский прокурор и 2 сотника. Финансовые и фискальные вопросы в губернии решала казенная палата. Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. Во главе губернской администрации стоял земский исправник, избираемый уездным дворянством. Губернская реформа усилила власть губернаторов и упрочила положение административного аппарата на местах. Была упрочена сословная судебная система.

Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд. 17775 году была сделана попытка отделить суд от администрации, но данная попытка не удалась, так как губернаторы имели право приостанавливать исполнение приговоров. А некоторые приговоры, как смертная казнь и лишение чести утверждались губернатором.

Николай первый продолжая кодификацию русского права, стал настаивать на создании свода законов о не нового уложения. Уложенная комиссия была преобразована во второе отделение его Величества. Делами его ведал Сперанский. сведение всех законов во едино.

Образцом для будущего свода стал Кодекс Юстиниана. Свод законов должен был состоять из 8 разделов.

 

У строителей земской реформы не решились открыто провести сословный принцип формирования местных органов. Поэтому для выборов Земских учреждений предлагалось разделить все уездное население на 3 части. Преобладало одно из исторических сословий. Избирательная система комбинировало сословные начала по имущественному цензу. Кроме того данная система позволяла правительству заранее планировать число выборщиков от сословий и регулировать земских учреждений. Таким образом, царское правительство обеспечивало преимущество для представителей правящего класса.

1 января 1864 года было утверждено положение о губернских и уездных земских учреждениях, на которое возлагались следующие функции:

1. Заведование капиталом, имуществом и деньгами земства.

2. Содержание земских зданий и путей сообщения и принятие мер по обеспечению за продовольствие.

3. Страхование имущества, развитие местной торговли и промышленности, санитарные меры, здравоохранение.

 

Реформа 1864 года.

Основные акты судебной реформы:

1. Учреждения судебных установлений.

2. Устав уголовного судопроизводства.

3. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Создавались 2 судебные системы.

Местные и Общие суды.

Местные:

1. Волостные суды

2. Мировые судьи

3. Съезды мировых судей

Общие:

1. Окружные суды

2. Судебные палаты по уголовным и гражданским.

 


Реформы 60-х – 80-х годов

В обществе нарастало социальное напряженность, обусловленное быстрым развитием новых экономических форм. Углублялся конфликт между помещичьим и крестьянским секторами экономики. Пореформенная община уже не могла сдержать социальной дифференциации крестьянства. Крепнувшая буржуазия претендовала на политическую роль в обществе, встречая противодействия дворянства и государственной бюрократии. Главная опора самодержавия – дворянства теряла монополию на власть.

Самодержавие с трудом шло на политические уступки, переходя от реформ к репрессиям. Система высших органов власти и управления была призвана укрепить власть императора.

В мае 1905 года на рассмотрении министров был внесен проект о создании законосовещательного органа (Булыгинской думы). Правительство пыталось лавировать. Итогом этой политики стал манифест 17 октября 1905 года, положивший начало буржуазному конституционализму в России.

Крайней реакцией на правительственные уступки стало выступление правых сил, выразившееся в погромах. В политической сфере началась формирование партий правительственного лагеря, противостоящего демократическому и либеральному лагерям.

Государственный совет был превращен в законодательный орган в Верхнюю палату Российского Парламента. В ускоренном порядке были пересмотрены основные законы Российской империи.

Революция 1905 года привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию.

Был определен характер царской власти. Николай 2 с неохотой согласился на исключения термина «неограниченная».

В основных законах отмечалось, что вместе с думой и государственным советом император осуществляет государственную власть.

С февраля 1906 года Государственный совет получил статус второй парламентской палаты. Министры были ответственны только перед царем и назначались им же.

20 февраля 1906 года вышел акт об учреждении государственной думы, в котором определялось ее компетенция:

1. Предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений.

2. О строительстве железных дорог

3. Утверждение акционерных обществ

Все законопроекты, принятые думой, должны были поступать в госсовет. Лишь в случаи принятия их госсоветом, представляться на утверждение Императору.

В апреле 1906 года были изданы «Основные государственные законы» изменить, которые мог только Император. Так в главе 1 была дана формулировка государственной власти. Власть управления принадлежала Императору во всем его объеме, но законодательную власть Император осуществлял в единении с госсоветом и Госдумой. Ни один закон не мог вступить в силу без одобрения Императора. Однако статья 87 Основных законов предоставляла возможность, по представлению совета министров принимать указы законодательного характера в случаях, когда имелась такая необходимость. Сессия думного совета прервалась. Но после открытия законодательной сессии в течении 2х месяцев такой указ должен был выноситься на одобрении Думы.

Государственная Дума.

Наиболее острым был конфликт первой думой с правительством при обсуждении аграрного вопроса. Правительство доказывало, что проекты кадетов и трудовиков дает крестьянам лишь небольшую прирезку земли.

Выборы во 2 думу дали еще более перевес левым партиям. В феврале 1907 года Дума начала работу. Наметились попытки ее сотрудничества с правительством. Глава правительства изложил программу будущих реформ. Крестьянское равноправие и крестьянское землеустройство. Бессословная самоуправляющаяся власть. Волости в качестве мелкой земской единицы. Реформа местного управления и суда. Передача судебной власти мировым судьям, избираемым населением. Легализация профсоюзов. Наказуемость экономических стачек. Сокращение рабочего времени. Школьная реформа. Финансовая реформа. Введение подоходного налога.

Думская оппозиция критически встретила программу правительства. С трудом были приняты законы о госбюджете и наборе новобранцев. Была отвергнута резолюция правых депутатов о порицании революционного террора.

Правительство столкнулось с жесткой оппозицией. Чтобы преодолеть сопротивление и формировать новый порядок в Госдуме пошло на шаг, который Думой был оценен как революция.

Изменение в государственном аппарате страны впервые годы первой мировой войны. Февральская революция.

Госрегулирование экономики приобрело чрезвычайные формы. Этому способствовало то, что правительство стало осуществлять курс, разделяемый большей частью российской буржуазии (на победу в войне и милитаризацию капитала).

На съезде представителей промышленности и торговли в мае 1915 года впервые была сформулирована идея о создании военнопромышленных комитетов, целями которых были и организация экономики и участие в управлении государственной политике. Функция ВПК входит: посредничество между казной и правительством, распределение военных заказов, регулирование сырьевого рынка и снабжение предприятий сырьем, регулирование внешней торговли, регулирование рынка труда, регулирование транспорта.

При ВПК создавались рабочие группы, примирительные камеры и биржи труда. Эти органы брали на себя задачи, улаживания конфликтов между рабочими и предпринимателями.

Для координации работы отдельных ведомств с лета 1916 года начинает создаваться особое совещание по обороне. Состав этих органов определялся государственной думой и утверждался императором. Задача новых органов входила: требовать от частных предприятий заказов и отчетов об их выполнении, отстранять директоров государственных и частных предприятий, реализовать торговые и промышленные предприятия всех видов и секторов.

Осенью 1916 года параллельно с государственными органами стали создаваться общественные организации, объединившиеся в Союз земств и городов (Земгор). Свои задачи они ставили организация госпиталей, поставка медикаментов, подготовка медперсонала, распределение заказов мелким предприятиям и посредничество между ними и казной. Юридической основой деятельности Союза стали договоры, заключаемые разными земствами между собой.

Действующие в промышленности тресты и синдикаты оказывали сильное влияние на экономическую политику. Так, например они отвергли новый налог на прибыль, они подчинили себе деятельность центрального военно-промышленного комитета, а также отдельных военно-промышленных комитетов и Земгоры. Особым совещанием устанавливались твердые цены в российском масштабе.

В ноябре 1916 года принимается постановление о введении продразверстки. В мае 1915 года создается главный продовольственный комитет.

При Минюсте была создана чрезвычайная следственная комиссия по расследованию деятельности бывших министров. Вместе с тем сохранялась деятельность особых совещаний, кроме совещаний по продовольствию. Были образованы новые органы: экономическое совещание, юридическое совещание, совещание по реформам и местного самоуправления.

Программа правительства была следующей:

1. политическая амнистия

2. отмена смертной казни

3. отмена ограничений в правах по социальным, религиозным и национальным признакам, демократизация учреждений земского и городского самоуправления.

27 февраля в Петрограде деятелями социалистических партий создается совет рабочих и солдатских депутатов, который издает приказ №1, который упразднил власть в воинских частях офицеров и передал власть комитетам.

 

 



2016-09-17 447 Обсуждений (0)
Государство и право в период разложения феодального строя 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государство и право в период разложения феодального строя

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (447)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)