Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лагутина Нина Федоровна, заведующая дошкольным отделением Школы 2116 города Москвы. Лауреат премии города Москвы в области образования



2016-09-15 447 Обсуждений (0)
Лагутина Нина Федоровна, заведующая дошкольным отделением Школы 2116 города Москвы. Лауреат премии города Москвы в области образования 0.00 из 5.00 0 оценок




Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах

Духовно-нравственного воспитания детей

Лагутина Нина Федоровна, заведующая дошкольным отделением Школы 2116 города Москвы. Лауреат премии города Москвы в области образования.

В настоящее время одной из актуальных задач российского общества является воспитание духовно-нравственных и художественно-эстетических ценностей подрастающего поколения, бережное сохранение и развитие духовно-нравственного наследия, исторических и культурных традиций и норм общественной жизни. Данная задача нашла свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО), где воспитание дошкольников представлено как целостный процесс, осуществляемый на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.

В дошкольной педагогике бесспорно утверждение, что важнейшую роль в духовно-нравственном развитии детей играют воспитывающие взрослые: родители, воспитатели, их нравственные устои и ценностные основы мировоззрении; и следовательно, для обеспечения духовно –нравственного воспитания дошкольников, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие процессов взаимодействия детского сада и семьи, повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах духовно –нравственного воспитания.

Перед педагогическими коллективами дошкольных образовательных организаций стоит непростая задача - установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, объединить усилия родителей и педагогов для развития и воспитания детей. Эти партнерские отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие», подразумевая под ними двусторонний процесс, ориентированный на повышение воспитательных потенциалов и педагогической культуры родителей.

Необходимость строить новые партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников диктует принципы такого взаимодействия:

· создание в образовательной организации атмосферы общности интересов педагогов и родителей, их эмоциональной взаимоподдержки;

· переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и поучений на партнерство иподдержку их педагогических возможностей, взаимопроникновение в проблемы друг друга;

· тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога.

Как показывает практика, большинство родителей по разным причинам испытывают трудности в воспитании детей (из-за недостатка времени, терпения, такта, опыта, из-за незнания методов воспитания и обучения ребенка и его возрастных особенностей), нуждаются в педагогических знаниях и хотели бы повысить свою педагогическую компетентность.

Время лекций, нотаций и собраний прошло, в настоящее время требуются новые подходы, нетрадиционные интерактивные формы взаимодействия педагогов и родителей воспитанников, способные заинтересовать и привлечь воспитывающих взрослых. Кроме того, необходимо практическое обучение родителей методам и приемам взаимоотношений с детьми, привлечение членов семьи воспитанников к участию в разных видах совместной интерактивной деятельности:

· коллективного взаимодействия (родительский клуб по интересам, семейные гостиные, групповые тематические консультации, творческие встречи, круглые столы и др.);

· адресно, по подгруппам (тренинги, тематические консультации выполнение творческих заданий, подготовка проектов и др.);

· индивидуально (работа специалистов с родителями, дети которых требуют педагогической коррекции и др.);

· дистанционно (с использование сайта, дайджест-журналов, флэш-карт и др.).

В решении задачи повышения педагогической культуры родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей, одной из наиболее эффективных форм является родительский клуб. Его мероприятия планируются сразу на год, чтобы дать возможность родителям сориентироваться в проблемных вопросах воспитания и развития ребенка, подготовиться к встречам, пообщаться с педагогами «на равных», поделиться опытом семейного воспитании. Стремимся чтобы тематика была интересна родителям, независимо от возраста детей:

· Игры в семье: Во что играют наши дети, Народные игры, Самодельные игрушки, Игры для мальчиков и девочек, Летние игры, Зимние игры и др.

· Семейное чтение: Что читают наши дети, Помощь родителям в отборе литературы, Книги о Москве, Святые наши имена.

· Семейный театр: Влияние сказки на создание положительного микроклимата в семье, Посиделки, Готовим к празднику наряд, Как организовать домашний театр.

· Компьютер и его альтернатива и др.

В рамках деятельности клуба повышение педагогической культуры родителей сочетается с практическими занятиями в творческих мастерских по освоению ими методов деятельного общения с детьми в играх, в повседневной жизни в семейном кругу, в досугах. Творческие мастерские проводятся по тематике, которая интересна родителям всех возрастных групп. Это, в большинстве случаев, изобразительная деятельность, ручные умения, народное творчество. Под руководством педагога дети и взрослые знакомятся с колоритом русского народного быта и традиционными предметами обихода, утвари, посуды, изделиями декоративно-прикладного искусства, которыми украшали дом в старину: вышивкой, бисероплетением, берестой, мастерят сезонные игрушки, соломенные куклы, стригушки, глиняные свистульки, лоскутные одеяла в технике аппликации и многое другое. Затем устраиваются выставки совместных поделок детей и родителей, лучшие образцы такого сотворчества украшают интерьеры детского сада.

Как показывает практика, одной из наиболее популярных форм взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, способствующей повышению компетентности родителей в вопросах духовно – нравственного воспитания детей, являются семейные гостиные, которые пришли на смену групповым родительским собраниям. В дружеской обстановке, за чашкой чая, в процессе общения педагогов и родителей, создаются педагогические ситуации для совместного обсуждения проблем воспитания у детей нравственных качеств: добра, отзывчивости, милосердия, трудолюбия, справедливости, согласовывается единство нравственных норм и требований в воспитании детей. Обсуждаемые темы: «Роль отца», «Мудрость бабушки», «Сердце матери», «Братья и сестры в семье», «Младшие и старшие», «Воспитание мальчиков и девочек – разные подходы» и др. Общение в неформальной обстановке благоприятствует обмену педагогическим и семейным опытом, установлению доверительных, партнерских взаимоотношений, где на равных условиях педагоги и родители воспитанников

Повышению компетентности родителей, приобщению дошкольников к подлинным произведениям искусства, к национальному наследию в нашем дошкольном учреждении способствовал проведенный педагогами комплекс мероприятий с использованием социокультурной среды города Москвы:

1) вовлечение родителей в совместную с педагогами и детьми старшего возраста деятельность по насыщению интерактивной музейной среды в детском саду, (создание художественных экспозиций, передвижных выставок, мини-музеев в группах и др.;

2) оказание консультативно-рекомендательная помощи родителям по организации интересного детям семейного досуга с использованием социокультурной среды города Москвы;

3) размещение на сайте детского сада информации о содержательных программах семейного досуга в выходные дни (посещении театров, музеев, выставок и т.д.);

4) организация семейных экскурсий на базе музеев-заповедников Царицыно и Коломенское на договорной основе детского сада с музеями и т.д.

В процессе семейных экскурсий детей и родителей экскурсовод знакомит с архитектурным ансамблем Царицыно, его особенностями и достопримечательностями, а после экскурсии для них проводятся совместные занятия в музее, и это - прекрасная возможность продолжить знакомство с историей родного края в увлекательной игровой форме.

Такие семейные экскурсии не только воспитывают чувства восхищения, уважения к памятникам истории и достопримечательностям родного края у детей и у взрослых, но и способствуют улучшению детско-родительских взаимоотношений в семье, насыщая интересным содержанием семейный досуг.

Одна из нетрадиционных форм взаимодействия педагогов с родителями воспитанников – организация детско-родительской проектной деятельности по итогам семейных экскурсий. Цикл таких проектов «Дорогая моя столица» проводится ежегодно во всех старших дошкольных группах. Семья совместно представляет проект (материал) посещениямузея или выставки, памятников истории, знакомство достопримечательностями, прогулки по Москве или путешествии. Защита проекта проходит на тематических семейных гостиных, сопровождается презентацией, совместным рассказом родителей и детей о своих впечатлениях. Результаты семейных экскурсий и путешествий оформляются родителями вместе с детьми в виде фотоальманахов, видеоматериалов, аудио - интервью, рисунков, разнообразных поделок и других форм сотворчества детей и взрослых.

Участие родителей воспитанников в совместных праздниках традиционного народного календаря, фольклорных «посиделках» и досугах, когда они не просто зрители, а водят с детьми хороводы, поют народные песни, помогаютпедагогам знакомить детей с традициями русской культуры, с ее идеалами любви, милосердия, трудолюбия, гостеприимства, служит упрочению содружества и сотворчества педагогов, детей и их родителей.

Духовно – нравственная направленность таких праздников эмоционально затрагивает и малышей, и взрослых. Так, на «Осенинах» в средней группе малыши с родителями нанизывают рябиновые бусы, в старших – мастерят куклу – зернушку, а дети подготовительных групп сообща со взрослыми расписывают доски Городецкими узорами.

Далеко не все родители соглашаются взаимодействовать с педагогами, признать свою недостаточную компетентность в вопросах духовно – нравственного воспитания детей. Решение проблемы повышения педагогической культуры родителей, неохотно отзывающихся на посещения специалистов и на участие в мероприятиях детского сада, было найдено в дистанционном взаимодействии, в применении компьютерных технологий в домашних условиях. Были задействованы следующие информационно-просветительские методыдистанционного взаимодействия с родителями с использованием компьютерных технологий:

· Сайт детского сада, где размещалась необходимая психолого-педагогическая информация для родителей, материалы прошедших семейных гостиных, консультации специалистов, анкеты, запросы и вопросы родителей, рекомендации по проведению выходного дня с ребенком и т. д.

· Тематические дайджест-журналы на DVD-дисках, которые родители могли взять для ознакомления в домашних условиях, представляющие собой практические консультации по духовно-нравственному воспитанию: какие книги читать с ребенком и как обсуждать прочитанное, как воспитывать в ребенке отзывчивость, совладать с агрессией и т.д.

· Флэш-карты на DVD-дисках, которые размещали на сайте, родители использовали в деятельности с детьми в семейном кругу. В увлекательной форме флэш-карты раскрывают технологии изготовления предметов народного творчества в домашних условиях: что можно сделать своими руками и как увлечь ребенка изготовлением игрушек и поделок, какие «тихие» народные игры можно организовать дома и т.д.

Таким образом, для реализации задачи повышения педагогической культуры родителей в вопросах духовно – нравственного воспитания детей в нашем дошкольном учреждении используются многообразные формы коллективного взаимодействия педагогов детского сада с семьями, в сочетании с индивидуальной адресной психолого-педагогической поддержкой разным категориям родителей.

Благодаря таким интерактивным формам взаимодействия педагогов с семьями, родители не только повышают свою компетентность по всем вопросам воспитания детей, но и имеют возможность почувствовать себя полноценными участниками воспитательно-образовательного процесса, учатся отвечать за результаты воспитания и обучения ребенка наравне с педагогами детского сада.



2016-09-15 447 Обсуждений (0)
Лагутина Нина Федоровна, заведующая дошкольным отделением Школы 2116 города Москвы. Лауреат премии города Москвы в области образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лагутина Нина Федоровна, заведующая дошкольным отделением Школы 2116 города Москвы. Лауреат премии города Москвы в области образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (447)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)