Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВЛИЯНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИРМ



2016-09-17 760 Обсуждений (0)
ВЛИЯНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИРМ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Совершенная конкуренция — вид отраслевого рынка, на котором много фирм продают стандартизированный продукт и ни одна фирма не обладает контролем над такой долей рынка, которая позволила бы влиять на цену продукта. При совершен­ной конкуренции доля каждой фирмы в общем выпуске продук­ции, продаваемой на рынке, составляет менее 1%. Поэтому кон­курентные фирмы не могут воздействовать на рыночную цену изменением объема продаж, что имеет место в условиях олигопо­лии. В силу того что на совершенно конкурентных рынках про­дается не дифференцированная (как при монополистической конкуренции), а стандартизированная, т. е. лишенная особых ка­чественных характеристик, продукция, фирмы также не могут влиять на рыночную цену, а вынуждены принимать ее как задан­ную извне, самим рынком. Ни одна из фирм не рассматривает конкурентов как угрозу ее рыночной доле продаж и, следователь­но, не интересуется производственными решениями своих кон­курентов. Информация о ценах, технологии и вероятной прибы­ли доступна для любой фирмы, и существует возможность быстро реагировать на изменившиеся условия рынка посредством пе­ремещения применяемых производственных ресурсов, т.е. про­дажи одних факторов производства и вложения вырученных средств в другие. Для продавцов вход на рынок и выход из него абсолютно свободны, так как не существует барьеров, не позво­ляющих фирме продавать свой товар на данном рынке; нет и трудностей с прекращением операций на рынке. Нарушение лю­бого из перечисленных требований приводит к подрыву совер­шенной конкуренции и возникновению несовершенной конку­ренции. Последняя наиболее характерна для современных рын­ков в связи с господством на них монопольных тенденций.

 

2. Основное различие между рынком совершенной конку­ренции и рынком несовершенной конкуренции состоит в том, что на первом фирмы не обладают рыночной (монопольной) властью, а на втором — обладают. Монопольная властьозначает способность фирмы влиять на цену своей продукции, т. е. уста­навливать ее по своему усмотрению. Фирмы, обладающие моно­польной властью, называются ценопроизводителями (в другом переводе — ценоискателями). Фирмы, работающие на совер­шенно конкурентном рынке, напротив, могут быть охарактери­зованы как ценополучатели, так как они принимают рыночную цену как заданную извне, самим рынком, и находящуюся вне их контроля, следовательно, эти фирмы не обладают монопольной властью.

Все рассматриваемые далее виды рынков — монополия, мо­нополистическая конкуренция и олигополия — это рынки с несовершенной конкуренцией, и, значит, фирмы, функциони­рующие на данных рынках, обладают монопольной властью, хотя и по разным причинам. Эти причины также рассматрива­ются ниже.

3. Монополия— тип отраслевого рынка, на котором сущест­вует единственный продавец товара, не имеющего близких заме­нителей. Под монополией понимается и сам этот продавец. В отличие от рынка совершенной конкуренции, на котором боль­шое количество конкурирующих продавцов предлагают стандар­тизированный товар, у чистой монополии нет конкурентов на рынке ее товара. Чистая монополия в реальной жизни встреча­ется довольно редко, чаще она присутствует на местных рынках, а не на национальных или мировых. Так, например, в малень­ком городе может быть только один-единственный дантист, и в силу этого он становится монополистом.

Обладая монопольной властью, монополист выигрывает от контроля над ценами и, устанавливая их выше конкурентных, получает дополнительную (монопольную) прибыль. В целом объем производства товара у монополиста будет меньше, чем рыночное предложение в условиях совершенной конкуренции, а цена выше, чем конкурентная цена. Это приводит к опреде­ленным потерям для общества, так как меньшее количество по­требителей покупает продукт монополиста, а те, кто покупает, платят за него больше. Именно поэтому во многих странах ан­тимонопольные законы запрещают фирмам монополизацию большинства рынков.

Исключение составляет естественная монополия, которая возникает в отраслях с особым технологическим процессом (например, в электроэнергетике). Особенность технологическо­го процесса в этих отраслях заключается в том, что, чем круп­нее масштабы предприятия, тем оно более эффективно. Опре­деленный объем продукции может быть произведен одним предприятием при более низких средних издержках, чем если бы его производством занималось не одно, а несколько мелких предприятий. Поэтому на деятельность естественной монопо­лии не распространяются антимонопольные законы; ее сущест­вование целесообразно, и государство лишь регулирует моно­польные цены.

Поскольку фирма-монополист получает высокие прибыли, то другие фирмы захотят вступить в эту отрасль, чтобы открыть там свое производство. Следовательно, для поддержания моно­польной власти необходимо установить барьеры для входа в отрасль новых фирм. Среди основных видов барьеров, способ­ствующих появлению монополии и помогающих ее поддержи­вать, можно выделить следующие: исключительные права, полу­ченные от правительства или местных властей, благодаря кото­рым фирма получит статус единственного продавца; патенты и авторские права, дающие изобретателю исключительное право контролировать продукт в течение длительного времени; право собственности на все важнейшие источники какого-либо произ­водственного ресурса, например сырья (так, знаменитая компа­ния «De Beers» владеет большинством алмазных рудников, что позволяет ей контролировать около 85% всех мировых продаж необработанных алмазов); преимущество низких средних издер­жек крупного производства в отдельных отраслях, которое при­водит к образованию естественных монополий.

4. Монополистическая конкуренция — тип отраслевого рын­ка, на котором существует достаточно много продавцов, про­дающих дифференцированный продукт, что позволяет им осу­ществлять определенный контроль над продажной ценой това­ра (или услуги). На рынке монополистической конкуренции действует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее конкурентами. При монополистической конкуренции размеры рыночных до­лей фирм составляют в среднем от 1 до 10% общего объема продаж на данном рынке, что больше, чем в условиях совер­шенной конкуренции (до 1%). Количество продавцов обуслав­ливает тот факт, что последние не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают объемы продаж и устанавливают цены на свою продукцию, в отличие от ситуации олигополии, когда на рынке одного товара действует лишь несколько круп­ных продавцов.

Хотя на отраслевом рынке продаются товары (или реализу­ются услуги) одного типа, при монополистической конкурен­ции продукт каждого продавца обладает специфичными качест­вами или характеристиками, которые служат тому, чтобы некото­рые покупатели предпочли его товар товару конкурирующих фирм. Это называется дифференциацией товара в противовес стандартизированным товарам, характерным для совершенной конкуренции. Специфичность товара дает каждому продавцу оп­ределенную степень монопольной власти над ценой: на пре­стижные товары (например, часы «Ролекс», ручки «Монт Бланк», духи «Шанель») цены всегда устанавливаются выше, чем на аналогичные товары, не имеющие столь знаменитой торговой марки или не столь блестяще разрекламированные.

При монополистической конкуренции легко основать но­вую фирму в отрасли или покинуть рынок — вход на данный отраслевой рынок не затруднен такими барьерами, какие ставят на пути новичка монополия и олигопольные структуры. Однако этот вход не настолько легок, как при совершенной конкурен­ции, поскольку вновь пришедшие часто испытывают трудности со своими новыми для покупателей торговыми марками. При­мерами отраслей с преобладанием монополистической конку­ренции могут служить рынки женской, мужской или детской одежды, ювелирных изделий, обуви, безалкогольных напитков, книг, а также рынки различных услуг — парикмахерские и т. п.

Таким образом, монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии тем, что фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Одновременно она похожа и на совершенную конкуренцию, поскольку каждый товар про­дается многими фирмами и на рынке существуют достаточно свободный вход и выход.

5. Олигополия— наличие на рынке определенного товара не­скольких очень крупных фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта и конкурирующих друг с другом. Каждая такая фирма проводит самостоятельную рыночную полити­ку, но при этом она зависит от конкурентов и вынуждена считаться с ними. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, мо­жет быть дифференцированным (например, автомобили, компьюте­ры), как при монополистической конкуренции, а может быть и стандартизированным (сталь, алюминий), как при совершенной конкуренции. В любом случае олигополистическая фирма обладает монопольной властью, т. е. может влиять на цену своей продукции.

Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более об­щих продаж продукта. Это делает фирмы зависимыми друг от друга. Каждая фирма в отрасли осознает, что изменение цены продукции или объема выпуска вызовет ответную реакцию ее конкурентов, и должна считаться с этим. Во многих случаях олигополия защищена барьерами для входа на рынок, схожими с теми, что защищают монополию. Монопольная власть и мо­нопольная прибыль в олигополистических отраслях промыш­ленности частично зависят от того, как взаимодействуют фир­мы. Если взаимодействие имеет тенденцию к сотрудничеству, а не к конкуренции, фирмы могут получать большую прибыль, назначая цены существенно выше тех, которые сложились бы, если бы данный рынок был совершенно конкурентным. Иногда фирмы даже вступают в явный или тайный сговор — картель — и сообща координируют свои цены и объемы производства, чтобы максимизировать совместные прибыли. В других случаях олигополистические фирмы агрессивно конкурируют друг с другом, развязывая целые ценовые войны и теряя значительную долю прибылей. Олигополия является преобладающей формой современного отраслевого рынка. Олигополистическими отрас­лями промышленности являются, например, автомобильная промышленность, производство стали, алюминия, нефтехимикатов, электрооборудования, компьютеров.

Картель— заключенное в письменной форме или устное со­глашение между предприятиями одной отрасли, производящими одноименную продукцию. Его цель — установить контроль над рынком определенного товара, т.е. создать монополию на этом рынке. Содержание картельного соглашения зависит от особен­ностей товара, условий рынка и т. д. Картель может предусматри­вать установление обязательных для всех участников минималь­ных цен на товары, разграничение районов сбыта, определение общего объема производства для сбыта и квоты (доли) в нем ка­ждого участника, ограничение производства, обмен патентами, коммерческой и производственной информацией. Как правило, картельное соглашение заключается на определенный срок с воз­можностью его продления, но иногда картель прекращает свою деятельность и до истечения срока договора. Участники картеля сохраняют свою юридическую, производственную и коммерче­скую самостоятельность; свобода их действий ограничивается только вопросами, отраженными в соглашении. В большинстве стран картели запрещены законом. Фирмы, обвиняемые в сгово­ре (даже негласном) для совместного установления цены продук­ции и контроля над объемами выпуска, подвергаются крупным штрафам. Однако существует много известных международных картелей. Самый известный из них — картель ОПЕК (Организа­ция стран — экспортеров нефти). Он стремился регулировать выпуск сырой нефти его членами с целью контролировать цену, чтобы максимизировать групповые прибыли.

Ценовая война— цикл последовательных уменьшений цены конкурирующими на олигополистических рынках фирмами. Ценовая война является одним из многих возможных последст­вий олигополистического соперничества. Войны цен хороши для потребителей, которые могут приобретать товары по более низким ценам, чем раньше, но плохи для продавцов, так как ведут к уменьшению их прибылей. Ценовая война может про­должаться до тех пор, пока цена не упадет до такого уровня, какой имел бы место в условиях совершенной конкуренции.

 

 



2016-09-17 760 Обсуждений (0)
ВЛИЯНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИРМ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВЛИЯНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИРМ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (760)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)