ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА
\I. Внешние эффекты — это не отраженные в рыночных ценах товаров и услуг выгоды или издержки некоторых третьих лиц, не участвующих в рыночной сделке. Эти выгоды или издержки являются «внешними» по отношению к рыночным ценам (так как они не учитываются при формировании цен), по которым совершаются сделки, т. е. купля-продажа товаров и услуг на рынке. Внешние эффекты могут быть отрицательными, если какая-либо производственная или потребительская деятельность приводит к возникновению издержек у лиц, не имеющих непосредственного отношения к данной деятельности. Внешние эффекты могут быть положительными, если какая-либо производственная или потребительская деятельность приводит к возникновению определенных выгод (пользы) у лиц, не имеющих непосредственного отношения к данной деятельности. 1. Отрицательные внешние эффекты — это издержки третьих лиц, не включенные в цену товара. Следовательно, цена, по которой производитель будет продавать свой товар, окажется ниже, чем цена, учитывающая все издержки: как издержки производителя, так и издержки лиц, не участвующих в купле-продаже данного товара. Рассмотрим, например, целлюлозно-бумажную промышленность. В технологии производства бумаги используется много воды. Поэтому такие предприятия строят на берегах рек и озер. Но эти предприятия сбрасывают в водоемы свои отходы, ущерб, наносимый при этом сбросом отходов, включает потерю выгод, связанных с использованием реки в других целях. Например, чем больше загрязнена река, тем меньше выгоды от использования ее для рыболовства, тем меньше ее полезность для купания. Если бы удалось заставить предприятия возместить ущерб, то цена бумаги увеличилась бы. Таким образом, рыболовы несут определенные издержки, связанные с деятельностью целлюлозно-бумажных предприятий. Совокупные внешние издержки (ТЕС) — это совокупный ущерб, наносимый третьим лицам (в данном случае — рыболовам). Чем больше объем выпуска (Q) предприятий, тем больше вред, наносимый водной среде, и тем больше ТЕС (рис. 7-1). Предельные внешние издержки (МЕС) — это дополнительные ТЕС, связанные с выпуском каждой дополнительной единицы продукции. Они не оплачиваются производителями, а перекладываются на третьих лиц: МЕС = . Предположим, что МЕС зависят от объема выпуска (Q) так, как показано на рисунке 7-2, т.е. линейно возрастают с увеличением выпуска. Экономический смысл этого графика: каждая следующая дополнительная единица отходов, сбрасываемых в водоем, приносит больший вред окружающей среде, чем предыдущая. Это — реальная предпосылка: малые концентрации вредных веществ в воде не столь сильно влияют на флору и фауну, как большие концентрации. Следующая важная предпосылка: предположим, что целлюлозно-бумажные предприятия действуют в условиях совершенной конкуренции на рынке бумаги. Тогда (см. рис. 7-3) кривая предложения(S) на рынке бумаги отражает суммарные предельные издержки производства индивидуальных производителей — МС. Индивидуальное предложение фирмы— это ее предельные издержки, а рыночное предложение — суммарное предложение всех фирм в отрасли. Предельные частные издержки всех фирм отрасли(MC) отражают только стоимость тех факторов производства, которые используются в производственном процессе, но они не включают в себя предельные внешние издержки в случае существования отрицательных внешних эффектов. Параметры равновесия рынка бумаги: Qlи Р1 (рис. 7-3). Предельные общественные издержки (MSC) — это все предельные издержки производства: как частные, так и внешние. MSC = МС + МЕС. Фирмы принимают свои решения об объемах выпуска на основе слишком низких МС, не учитывая МЕС, следовательно, цена оказывается слишком низкой, а объем выпуска слишком большим. Интернализация отрицательных внешних эффектов— это перевод внешних эффектов во внутренние, что достигается путем корректирования предельных частных издержек таким образом, чтобы они отражали действительные предельные общественные издержки. Чтобы интернализировать отрицательный внешний эффект, необходимо сложить предельные внешние издержки и предельны частные издержки, т. е. получить предельные общественные издержки. Интернализация отрицательного внешнего эффекта приводит к увеличению цены товара, порождающего этот эффект, и следовательно, к снижению величины спроса на этот товар. Для этого на практике может использоваться корректирующий налог,т. е. налог на выпуск каждой единицы товара, поднимающий МС до уровня MSC. Значит, это — налог, который интернализирует отрицательный внешний эффект. На рис. 7-3 показано новое рыночное равновесие при объеме выпуска отраслью бумаги в количестве Q2 и продаваемой по цене Р2. При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическая неэффективностьпроявляется как избыточноепроизводство, которое вызывает слишкомбольшой сброс сточных вод в реку. Причина подобной неэффективности заключается в неправильном ценообразовании. Рыночная цена Р1 слишком низка — она отражает предельные частные издержки производства фирм, но не предельные общественные издержки. Только при более высокой цене Р2 объем производства на целлюлозно-бумажных предприятиях будет эффективным и значительно меньшим по сравнению с тем объемом выпуска, который имел место при отсутствии механизма интернализации внешнего эффекта. Как на практике можно преодолеть неэффективность, являющуюся результатом наличия отрицательных внешних эффектов? И какова здесь роль государства? Прежде всего, это может быть достигнуто с помощью введения специальной платы за выброс отходов. Плата за выбросы— это отчисления, взимаемые государством с фирмы за каждую единицу объема вредных выбросов. По своей сути такие платежи являются прямым корректирующим налогом на выбросы. Они, например, с успехом используются в Германии, где Управление по контролю за загрязнением окружающей среды ввело платежи за сброс отходов промышленных фирм в бассейн реки Рур. Плата варьируется в зависимости от вида сбрасываемых отходов и объема выбросов. Такого рода корректирующий налог рассматривается фирмами как увеличение их собственных предельных издержек, т. е. увеличение прироста общих издержек на производство каждой дополнительной единицы продукции. Это повышение частных предельных издержек равносильно тому, что государство, вводя плату за выбросы, как бы заставляет Предприятия оплачивать из своего кармана внешние издержки, т. е. издержки, которые несут лица, страдающие от деятельности данных предприятий. Собранная таким образом и аккумулированная в государственных фондах денежная сумма может быть затем использована для финансирования государством природоохранных мероприятий, в том числе и мероприятий по очистке водоемов. Использование механизма платежей за выбросы в Германии позволило значительно уменьшить промышленное загрязнение бассейна реки Рур. Чистота воды в этой реке намного выше, чем в реках аналогичных промышленных районов в других странах. Государство может установить в законодательном порядке определенные стандарты на выбросы, т.е. определенные пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах. Такой способ государственного контроля за загрязнением окружающей среды используется, например, в США. Если предприятие превышает предельную норму концентрации вредных веществ в промышленных отходах, его могут подвергнуть крупному денежному штрафу, а управляющих данного предприятия — уголовному наказанию. Идея здесь заключается в том, что предприятию для соблюдения установленного стандарта на выбросы обычно необходимо создавать специальные очистительные сооружения, а это требует больших финансовых затрат. Без вмешательства государства предприятия, работающие в условиях рынка и поэтому ориентированные на минимизацию издержек, не стали бы тратить деньги на установку дорогостоящих очистительных сооружений, и потому их издержки оказывались бы относительно низкими. Необходимость соблюдения стандартов на выбросы приводит к увеличению издержек предприятий и тем самым к интернализации отрицательных внешних эффектов. 2. Положительные внешние эффекты— это выгода некоторых третьих лиц, не отраженная в цене, по которой совершается рыночная сделка. Например, возле своего дома вы разбили чудный садик и наняли садовника, чтобы он содержал его в полном порядке. Разумеется, вы оплачиваете садовнику его труд. Другими словами, услуга, которую оказывает вам садовник, имеет свою рыночную цену. Однако своим прелестным садиком наслаждаетесь не только вы один. Им любуются изо дня в день все ваши соседи. Безусловно, им гораздо приятнее вдыхать аромат роз, чем запах мусорной свалки, которая могла бы быть на месте вашего сада. Таким образом, помимо частной выгоды, получаемой лицом, оплачивающим содержание сада, существует еще и внешняя выгода соседей, т. е. третьих лиц по отношению к рыночной сделке между садовником и лицом, нанявшим его на работу. Причем соседи получают выгоду (удовольствие от созерцания садовых роз) совершенно бесплатно, т. е. их выгода не учтена при формировании рыночной цены на услуги садовника. Здесь общественная выгода будет больше, чем частная выгода лица, оплачивающего данную услугу, так как общественная выгода включает в себя как частную выгоду, так и положительный внешний эффект, т.е. выгоду третьих лиц. Интернализация внешних эффектовозначает перевод внешних эффектов во внутренние. Интернализация положительных внешних эффектов достигается путем корректирования частной выгоды таким образом, чтобы она отражала действительную общественную выгоду. Другими словами, необходимо создать такой механизм, который позволил бы учесть выгоды третьих лиц при формировании цены. Так, например, если бы ваши соседи взяли на себя часть расходов по оплате услуг садовника, то, во-первых, садик мог бы быть больше, во-вторых, зарплата садовника стала бы выше и, в-третьих, цена услуги для каждого отдельно взятого плательщика стала бы меньше. Действительно, сумма денег, уплачиваемая коллективно, не так велика для каждого плательщика, даже если она превышает ту сумму, которую прежде уплачивал единственный житель данного микрорайона. Более высокая цена сделки всех соседей с садовником отражает все общественные выгоды и приводит к увеличению объема производства данного блага. В самом деле, по более высокой цене садовник, а также его коллеги, готовы предоставить больший объем услуг в соответствии с законом предложения. В то же время снижение цены для каждого отдельного покупателя данной услуги приведет к увеличению количества спрашиваемой услуги в соответствии с законом спроса. Тем самым может значительно увеличиться площадь сада, и в нем расцветут еще более экзотические цветы. Очевидно, что для общества распределение ресурсов будет более эффективным, если сократится количество грязных пустырей и Увеличится площадь, занимаемая садами. Следовательно, при интернализации положительного внешнего эффекта мы движемся к более эффективному распределению ресурсов и благ. Вопрос заключается в том, захотят ли ваши соседи внести свой вклад в оплату услуг садовника? Честно говоря, маловероятно. Ведь они могут наслаждаться вашим садом совершенно бесплатно. Это очень серьезная реальная проблема, которая не может быть решена в рамках системы рынков и цен. Она требует вмешательства государства в экономическую сферу и производства им целого ряда благ, именуемых общественными благами. II. Общественные блага.Потребляемые товары и услуги можно разделить на две группы: частные блага и общественные блага. Чистое частное благо— это такое благо, каждая произведенная единица которого может быть оценена и продана в пользование каждому конкретному потребителю. Таким образом, каждая проданная единица данного блага приносит пользу только его покупателю и не может быть использована бесплатно кем-либо еще. Так, например, человек, мучимый жаждой, покупает банку пепси-колы и, выпивая ее, единолично наслаждается прелестями этого напитка. Заплатив деньги за банку пепси-колы, человек получает исключительное право на использование этого блага. И никто другой не сможет воспользоваться данной банкой пепси-колы, чтобы получить от нее удовольствие. Говоря экономическим языком, покупка чистого частного блага не приводит к возникновению положительного внешнего эффекта. Сразу же отметим, что система рынков и цен прекрасно обслуживает производство, обращение и потребление частных благ. Однако эта система совершенно непригодна для производства чистых общественных благ. Чистое общественное благо— это такое благо, которое неделимо на отдельные порции в процессе потребления, а потому потребляется коллективно всеми людьми, независимо от того, готовы они оплатить его потребление или нет. Примером чистого общественного блага может служить национальная оборона. В любой момент времени вооруженные силы страны находятся в боевой готовности, охраняя всех граждан данной страны. Предположим, что оборона государства продавалась бы гражданам за деньги. Предположим также, что два десятка самых богатых людей согласились бы вкладывать собственные деньги в производство вооружения и оплачивать расходы на содержание армии. Конечно, они делали бы это только в целях собственной безопасности. Но могли бы они при этом исключить из потребления услуг вооруженных сил всех остальных граждан страны, отказавшихся оплачивать национальную оборону? Конечно, нет. Ведь противоракетная установка защитит от вражеской ракеты все население, а не только богачей; либо не защитит никого, если не будет произведена вовсе. Таким образом, противоракетную установку нельзя разделить на порции в процессе потребления. Ее услугами можно пользоваться только коллективно, а потому никого из граждан страны нельзя исключить из потребления услуг национальной обороны. Этот пример позволяет нам сформулировать первое свойство чистых общественных благ — неисключаемость в потреблении.Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть устранены от их потребления. Понятно, что те блага, которые люди потребляют в одинаковых количествах независимо от того, оплачивают они их или нет, вряд ли будут производиться частными фирмами или оплачиваться частными потребителями. Если бы кто-то производил чистое общественное благо для собственной выгоды, то он приносил бы пользу и всем остальным. Выражаясь экономическим языком, производство общественных благ приводит к возникновению положительных внешних эффектов. Таким образом, полезность от производства общественных благ достается слишком многим потребителям, не желающим за нее платить, а потому данное производство становится невыгодным для частных фирм. Поэтому государство вынуждено заменять частные фирмы в деле производства общественных товаров и услуг. Обеспечение общественными благами часто осуществляется государством, а затраты на их производство финансируются за счет налогов, законодательным путем взимаемых со всех граждан, а не из выручки от реализации этих благ на рынке. Второе свойство чистых общественных благ — это неконкурентность в потреблении(в некоторых учебниках оно называется неизбирательностью в потреблении). Частные блага конкурентны в потреблении. Например, когда вы покупаете мебельный гарнитур, исключается возможность покупки данного мебельного гарнитура кем-нибудь еще. Конкурентные блага распределяются среди отдельных потребителей, и потребление некоторого блага одним потребителем делает недоступным для других людей потребление этого же блага. Напротив, потребление одним человеком чистого общественного блага не снижает его доступности для других потребителей при данном количестве этого общественного блага. Другими словами, положение ни одного из потребителей не ухудшается, если появляется еще один человек, потребляющий данный объем чистого общественного блага. Вернемся к национальной обороне. Каждый день население страны изменяется, и, как правило, в сторону увеличения, так как каждый день рождаются на свет новые граждане и рождаемость превышает смертность. Однако при этом не нужно наращивать количество противоракетных установок на каждого вновь родившегося ребенка, ибо прирост населения не снижает выгод для остальных граждан от данного количества, уже произведенного, противоракетных установок. Экономисты также говорят, что блага являются неконкурентными, если предельные издержки предоставления дополнительному потребителю права получить выгоду от чистого общественного блага равны нулю, т. е. дополнительные потребители не увеличивают издержек производства общественных благ. Когда государство создает противоракетные установки, для него неважно, сколько граждан в стране: 1000 000 или 1000001 человек.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1346)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |