Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА



2016-09-17 1346 Обсуждений (0)
ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА 0.00 из 5.00 0 оценок




\I. Внешние эффекты — это не отраженные в рыночных ценах товаров и услуг выгоды или издержки некоторых третьих лиц, не участвующих в рыночной сделке. Эти выгоды или издержки яв­ляются «внешними» по отношению к рыночным ценам (так как они не учитываются при формировании цен), по которым совер­шаются сделки, т. е. купля-продажа товаров и услуг на рынке.

Внешние эффекты могут быть отрицательными, если какая-либо производственная или потребительская деятельность при­водит к возникновению издержек у лиц, не имеющих непосред­ственного отношения к данной деятельности. Внешние эффекты могут быть положительными, если какая-либо производствен­ная или потребительская деятельность приводит к возникнове­нию определенных выгод (пользы) у лиц, не имеющих непо­средственного отношения к данной деятельности.

1. Отрицательные внешние эффекты — это издержки треть­их лиц, не включенные в цену товара. Следовательно, цена, по которой производитель будет продавать свой товар, окажется

ниже, чем цена, учитывающая все издержки: как издержки про­изводителя, так и издержки лиц, не участвующих в купле-про­даже данного товара.

Рассмотрим, например, целлюлозно-бумажную промышлен­ность. В технологии производства бумаги используется много воды. Поэтому такие предприятия строят на берегах рек и озер. Но эти предприятия сбрасывают в водоемы свои отходы, ущерб, наносимый при этом сбросом отходов, включает потерю выгод, связанных с использованием реки в других целях. На­пример, чем больше загрязнена река, тем меньше выгоды от использования ее для рыболовства, тем меньше ее полезность для купания. Если бы удалось заставить предприятия возместить ущерб, то цена бумаги увеличилась бы.

Таким образом, рыболовы несут определенные издержки, свя­занные с деятельностью целлюлозно-бумажных предприятий.

Совокупные внешние издержки (ТЕС) — это совокупный ущерб, наносимый третьим лицам (в данном случае — рыболо­вам). Чем больше объем выпуска (Q) предприятий, тем больше вред, наносимый водной среде, и тем больше ТЕС (рис. 7-1).

Предельные внешние издержки (МЕС) это дополнитель­ные ТЕС, связанные с выпуском каждой дополнительной еди­ницы продукции. Они не оплачиваются производителями, а перекладываются на третьих лиц: МЕС = . Предположим, что МЕС зависят от объема выпуска (Q) так, как показано на рисунке 7-2, т.е. линейно возрастают с увеличением выпуска.

Экономический смысл этого графика: каждая следующая до­полнительная единица отходов, сбрасываемых в водоем, прино­сит больший вред окружающей среде, чем предыдущая. Это — реальная предпосылка: малые концентрации вредных веществ в воде не столь сильно влияют на флору и фауну, как большие концентрации.

Следующая важная предпо­сылка: предположим, что целлю­лозно-бумажные предприятия действуют в условиях совершен­ной конкуренции на рынке бума­ги. Тогда (см. рис. 7-3) кривая предложения(S) на рынке бумаги отражает суммарные предельные издержки производства индиви­дуальных производителей — МС.

Индивидуальное предложение фирмы— это ее предельные из­держки, а рыночное предложе­ние — суммарное предложение всех фирм в отрасли.

Предельные частные издержки всех фирм отрасли(MC) отра­жают только стоимость тех факторов производства, которые ис­пользуются в производственном процессе, но они не включают в себя предельные внешние издержки в случае существования отрицательных внешних эффектов.

Параметры равновесия рынка бумаги: Qlи Р1 (рис. 7-3).

Предельные общественные издержки (MSC) это все пре­дельные издержки производства: как частные, так и внешние.

MSC = МС + МЕС.

Фирмы принимают свои решения об объемах выпуска на основе слишком низких МС, не учитывая МЕС, следовательно, цена оказывается слишком низкой, а объем выпуска слишком большим.

Интернализация отрицательных внешних эффектов— это пе­ревод внешних эффектов во внутренние, что достигается путем корректирования предельных частных издержек таким образом, чтобы они отражали действительные предельные общественные издержки.

Чтобы интернализировать отрицательный внешний эффект, необходимо сложить предельные внешние издержки и предельны частные издержки, т. е. получить предельные общественные издержки. Интернализация отрицательного внешнего эффекта приводит к увеличению цены товара, порождающего этот эффект, и следовательно, к снижению величины спроса на этот товар.

Для этого на практике может использоваться корректирую­щий налог,т. е. налог на выпуск каждой единицы товара, подни­мающий МС до уровня MSC. Значит, это — налог, который интернализирует отрицательный внешний эффект. На рис. 7-3 показано новое рыночное равновесие при объеме выпуска от­раслью бумаги в количестве Q2 и продаваемой по цене Р2.

При наличии отрицательного внешнего эффекта экономиче­ская неэффективностьпроявляется как избыточноепроизводст­во, которое вызывает слишкомбольшой сброс сточных вод в реку. Причина подобной неэффективности заключается в не­правильном ценообразовании. Рыночная цена Р1 слишком низ­ка — она отражает предельные частные издержки производства фирм, но не предельные общественные издержки. Только при более высокой цене Р2 объем производства на целлюлозно-бу­мажных предприятиях будет эффективным и значительно мень­шим по сравнению с тем объемом выпуска, который имел место при отсутствии механизма интернализации внешнего эффекта.

Как на практике можно преодолеть неэффективность, яв­ляющуюся результатом наличия отрицательных внешних эффек­тов? И какова здесь роль государства?

Прежде всего, это может быть достигнуто с помощью введения специальной платы за выброс отходов. Плата за выбросы— это отчисления, взимаемые государством с фирмы за каждую едини­цу объема вредных выбросов. По своей сути такие платежи являются прямым корректирующим налогом на выбросы. Они, например, с успехом используются в Германии, где Управление по контролю за загрязнением окружающей среды ввело платежи за сброс отходов промышленных фирм в бассейн реки Рур. Плата варьируется в зависимости от вида сбрасываемых отходов и объема выбросов. Такого рода корректирующий налог рас­сматривается фирмами как увеличение их собственных предель­ных издержек, т. е. увеличение прироста общих издержек на производство каждой дополнительной единицы продукции. Это повышение частных предельных издержек равносильно тому, что государство, вводя плату за выбросы, как бы заставляет Предприятия оплачивать из своего кармана внешние издержки, т. е. издержки, которые несут лица, страдающие от деятельности данных предприятий. Собранная таким образом и аккумулиро­ванная в государственных фондах денежная сумма может быть затем использована для финансирования государством природо­охранных мероприятий, в том числе и мероприятий по очистке водоемов. Использование механизма платежей за выбросы в Германии позволило значительно уменьшить промышленное загрязнение бассейна реки Рур. Чистота воды в этой реке на­много выше, чем в реках аналогичных промышленных районов в других странах.

Государство может установить в законодательном порядке определенные стандарты на выбросы, т.е. определенные преде­лы концентрации вредных веществ в промышленных отходах. Такой способ государственного контроля за загрязнением окру­жающей среды используется, например, в США. Если предпри­ятие превышает предельную норму концентрации вредных ве­ществ в промышленных отходах, его могут подвергнуть крупно­му денежному штрафу, а управляющих данного предприятия — уголовному наказанию. Идея здесь заключается в том, что пред­приятию для соблюдения установленного стандарта на выбросы обычно необходимо создавать специальные очистительные со­оружения, а это требует больших финансовых затрат. Без вме­шательства государства предприятия, работающие в условиях рынка и поэтому ориентированные на минимизацию издержек, не стали бы тратить деньги на установку дорогостоящих очисти­тельных сооружений, и потому их издержки оказывались бы от­носительно низкими. Необходимость соблюдения стандартов на выбросы приводит к увеличению издержек предприятий и тем самым к интернализации отрицательных внешних эффектов.

2. Положительные внешние эффекты— это выгода некото­рых третьих лиц, не отраженная в цене, по которой совершается рыночная сделка. Например, возле своего дома вы разбили чуд­ный садик и наняли садовника, чтобы он содержал его в полном порядке. Разумеется, вы оплачиваете садовнику его труд. Други­ми словами, услуга, которую оказывает вам садовник, имеет свою рыночную цену. Однако своим прелестным садиком насла­ждаетесь не только вы один. Им любуются изо дня в день все ваши соседи. Безусловно, им гораздо приятнее вдыхать аромат роз, чем запах мусорной свалки, которая могла бы быть на месте вашего сада.

Таким образом, помимо частной выгоды, получаемой ли­цом, оплачивающим содержание сада, существует еще и внешняя выгода соседей, т. е. третьих лиц по отношению к рыночной сделке между садовником и лицом, нанявшим его на работу. Причем соседи получают выгоду (удовольствие от созерцания садовых роз) совершенно бесплатно, т. е. их выгода не учтена при формировании рыночной цены на услуги садовника. Здесь общественная выгода будет больше, чем частная выгода лица, оплачивающего данную услугу, так как общественная выгода включает в себя как частную выгоду, так и положительный внешний эффект, т.е. выгоду третьих лиц.

Интернализация внешних эффектовозначает перевод внеш­них эффектов во внутренние. Интернализация положительных внешних эффектов достигается путем корректирования частной выгоды таким образом, чтобы она отражала действительную об­щественную выгоду. Другими словами, необходимо создать та­кой механизм, который позволил бы учесть выгоды третьих лиц при формировании цены.

Так, например, если бы ваши соседи взяли на себя часть расходов по оплате услуг садовника, то, во-первых, садик мог бы быть больше, во-вторых, зарплата садовника стала бы выше и, в-третьих, цена услуги для каждого отдельно взятого платель­щика стала бы меньше. Действительно, сумма денег, уплачивае­мая коллективно, не так велика для каждого плательщика, даже если она превышает ту сумму, которую прежде уплачивал един­ственный житель данного микрорайона. Более высокая цена сделки всех соседей с садовником отражает все общественные выгоды и приводит к увеличению объема производства данного блага. В самом деле, по более высокой цене садовник, а также его коллеги, готовы предоставить больший объем услуг в соот­ветствии с законом предложения. В то же время снижение цены для каждого отдельного покупателя данной услуги приведет к увеличению количества спрашиваемой услуги в соответствии с законом спроса. Тем самым может значительно увеличиться площадь сада, и в нем расцветут еще более экзотические цветы. Очевидно, что для общества распределение ресурсов будет более эффективным, если сократится количество грязных пустырей и Увеличится площадь, занимаемая садами. Следовательно, при интернализации положительного внешнего эффекта мы дви­жемся к более эффективному распределению ресурсов и благ.

Вопрос заключается в том, захотят ли ваши соседи внести свой вклад в оплату услуг садовника? Честно говоря, маловеро­ятно. Ведь они могут наслаждаться вашим садом совершенно бесплатно. Это очень серьезная реальная проблема, которая не может быть решена в рамках системы рынков и цен. Она требует вмешательства государства в экономическую сферу и производства им целого ряда благ, именуемых общественными благами.

II. Общественные блага.Потребляемые товары и услуги мож­но разделить на две группы: частные блага и общественные блага.

Чистое частное благо— это такое благо, каждая произведен­ная единица которого может быть оценена и продана в пользо­вание каждому конкретному потребителю. Таким образом, каж­дая проданная единица данного блага приносит пользу только его покупателю и не может быть использована бесплатно кем-либо еще. Так, например, человек, мучимый жаждой, покупает банку пепси-колы и, выпивая ее, единолично наслаждается пре­лестями этого напитка. Заплатив деньги за банку пепси-колы, человек получает исключительное право на использование этого блага. И никто другой не сможет воспользоваться данной бан­кой пепси-колы, чтобы получить от нее удовольствие. Говоря экономическим языком, покупка чистого частного блага не при­водит к возникновению положительного внешнего эффекта. Сразу же отметим, что система рынков и цен прекрасно обслу­живает производство, обращение и потребление частных благ. Однако эта система совершенно непригодна для производства чистых общественных благ.

Чистое общественное благо— это такое благо, которое неде­лимо на отдельные порции в процессе потребления, а потому потребляется коллективно всеми людьми, независимо от того, готовы они оплатить его потребление или нет.

Примером чистого общественного блага может служить на­циональная оборона. В любой момент времени вооруженные силы страны находятся в боевой готовности, охраняя всех граждан дан­ной страны. Предположим, что оборона государства продавалась бы гражданам за деньги. Предположим также, что два десятка самых богатых людей согласились бы вкладывать собственные деньги в производство вооружения и оплачивать расходы на со­держание армии. Конечно, они делали бы это только в целях собственной безопасности. Но могли бы они при этом исклю­чить из потребления услуг вооруженных сил всех остальных гра­ждан страны, отказавшихся оплачивать национальную оборону? Конечно, нет. Ведь противоракетная установка защитит от вражеской ракеты все население, а не только богачей; либо не защи­тит никого, если не будет произведена вовсе. Таким образом, противоракетную установку нельзя разделить на порции в про­цессе потребления. Ее услугами можно пользоваться только кол­лективно, а потому никого из граждан страны нельзя исключить из потребления услуг национальной обороны.

Этот пример позволяет нам сформулировать первое свойство чистых общественных благ — неисключаемость в потреблении.Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть устранены от их потребления. Понятно, что те блага, которые люди потребляют в одинаковых количест­вах независимо от того, оплачивают они их или нет, вряд ли будут производиться частными фирмами или оплачиваться част­ными потребителями. Если бы кто-то производил чистое обще­ственное благо для собственной выгоды, то он приносил бы пользу и всем остальным. Выражаясь экономическим языком, производство общественных благ приводит к возникновению положительных внешних эффектов. Таким образом, полезность от производства общественных благ достается слишком многим потребителям, не желающим за нее платить, а потому данное производство становится невыгодным для частных фирм. По­этому государство вынуждено заменять частные фирмы в деле производства общественных товаров и услуг. Обеспечение об­щественными благами часто осуществляется государством, а за­траты на их производство финансируются за счет налогов, зако­нодательным путем взимаемых со всех граждан, а не из выручки от реализации этих благ на рынке.

Второе свойство чистых общественных благ — это неконку­рентность в потреблении(в некоторых учебниках оно называется неизбирательностью в потреблении). Частные блага конкурент­ны в потреблении. Например, когда вы покупаете мебельный гарнитур, исключается возможность покупки данного мебельно­го гарнитура кем-нибудь еще. Конкурентные блага распределя­ются среди отдельных потребителей, и потребление некоторого блага одним потребителем делает недоступным для других людей потребление этого же блага. Напротив, потребление одним че­ловеком чистого общественного блага не снижает его доступно­сти для других потребителей при данном количестве этого об­щественного блага. Другими словами, положение ни одного из потребителей не ухудшается, если появляется еще один человек, потребляющий данный объем чистого общественного блага. Вернемся к национальной обороне. Каждый день население страны изменяется, и, как правило, в сторону увеличения, так как каждый день рождаются на свет новые граждане и рождае­мость превышает смертность. Однако при этом не нужно нара­щивать количество противоракетных установок на каждого вновь родившегося ребенка, ибо прирост населения не снижает выгод для остальных граждан от данного количества, уже произ­веденного, противоракетных установок. Экономисты также го­ворят, что блага являются неконкурентными, если предельные издержки предоставления дополнительному потребителю права получить выгоду от чистого общественного блага равны нулю, т. е. дополнительные потребители не увеличивают издержек производства общественных благ. Когда государство создает противоракетные установки, для него неважно, сколько граждан в стране: 1000 000 или 1000001 человек.

 



2016-09-17 1346 Обсуждений (0)
ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1346)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)