Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные этапы развития философской мысли Беларуси



2016-09-17 939 Обсуждений (0)
Основные этапы развития философской мысли Беларуси 0.00 из 5.00 0 оценок




Особая психология, менталитет и философская культура белорусов формировались под воздействием следующих факторов:

- полиэтническая структура государственных образований (Киевская Русь, Великое княжество Литовское, Речь Посполитая, Российская империя, БССР), в составе которых нахо­дились белорусские земли в разные исторические периоды;

- центральное геополитическое положение на карте Европы;

- поликонфессиональность белорусского этноса, сильным влиянием на поведение белорусов христианства, прежде всего, право­славия и католицизма.

Не случайно поэтому философская мысль концентрировалась над решением фундаментальной проблемы - проблемы национального самосознания и становления на­ционального государства, национальной самоидентификации.

Основные периоды в истории фило­софской мысли Беларуси.

1) Философская мысль Беларуси периода Киевской Руси
(1Х-ХШ вв.).
Виднейшие представители этого времени

Ефросиния Полоцкая (1110-1173) –рассуждала о духовном предназначении человека, о нравственном идеале,

Климент Смолятич утверждал,что в жизни общества, государства преобладает божественное,

Кирилл Туровский (ок.1130-1193 –утверждал, что основа гармонии мира – в нравственности и красоте).

2) Философская мысль Беларуси периода ВКЛ (XIII- ХVI вв.)

XVI столетие - Это время отечественного Возрождения и Реформа­ции. Развивались города, экономика становилась буржуазной, формировалась интегрированная белорусско-украинско-литовская государственность, развивался национальный язык и литера­тура, новое, христианско-гуманистическое мировоззрение.XVIвек вошел в историю как «золотой век» белорусской культуры и философской и общественной мысли. Именно в это время произошли важные события: белорусский язык стал языком делопроизводства ВКЛ; само ВКЛ являлось уникальным государством, в котором мирно сосущест­вовали православие и католицизм и другие конфессии; развива­лась гражданская и правовая культура, нашедшее отражение в знаменитом Магдебургском праве.

Этот период связан с именами Франциска Скорины, Николая Гусовского, Михаила Литвина, Андрея Волана, Льва Сапеги, Сымона Будного, Василия Тяпинского.

 

У истоков отечественной ренессансной гуманистической мысли и национального самосознания стоял выдающийся бе­лорусский мыслитель Николай Гусовский (ок. 1480-1533(?)). Поэма «Песнь о зубре» - в ней удивительным языком описана красота природы, зубр стал природным сим­волом Беларуси.

Франциск Скорииа(1490-1541) - мысли­тель-гуманист, основоположник восточнославянского книгопечатания, пе­реводчик Библии с церковнославянского на ста­робелорусский язык. В 1522 г. издает «Малую подорожную книжицу» (в которой предстает как ученый-аст­роном), а в 1525 г. - «Апостол».

Скорина не связывал себя жестко с определен­ной конфессией и выступал за диалог всех христианских на­правлений. Как гуманист Скорина акцентировал внимание на пробле­мах нравственного самосовершенствования человека, равенс­тве прав, гражданской активности. В предисловиях к библейским книгам он выразил идеал нацио­нальной жизни белорусов, основными компонентами которого являются Родина и культура народа - его язык, история, тра­диции и т.п. Священное писаниерассматривалось мыслителем не только как средоточие божественной мудрости, высокой духовности, светского знания, идеальной нравственности, под линной религиозности, законопочитания, гражданственности и человеческого достоинства, но и в качестве источника нацио­нально-культурного обновления и Возрождения.

Преемниками традиций Скорины стали Сымон Будный (1533-1593) и Василий Тяпинский (прим. 1540-1603).Пер­вый высту­пал за рационализацию христианства, освобождение его от мистических элементов раннехристианского вероучения, а также выступал в защиту концепции веротерпимости.

Лев Сапега (1557-1633) выразил идею правового общества и государства в различных письмах и предисловиях. Автор утверждал, что церковь и духовенство обязаны служить интересам общества, оказывая помощь государственным орга­нам в поддержании общественного порядка.

Одним из первых в европейской философии с идеей естес­твенных прав человека выступил Андрей Волан (1530-1610): « О политической, или гражданской свободе», «О счастливой жизни, или наивысшем человеческом благе», «О государе и его личных добродетелях» и др.

А. Волан являлся выразителем интересов гуманистически настроенной мелкой и средней шляхты, понимающей всю важность и необ­ходимость «исправления Речи Посполитой», реформирования органов государственной власти, судопроизводства, религи­озно-церковной жизни, улучшения законодательства, ослабления крепостного гнета, развития ремесла, торговли, науки, совершенствования морали. Он развивал учение о естествен­ном происхождении общества, государства, права, склонялся к мысли о том, что в истории решающую роль играет субъективная деятельность людей, а не божественное провидение.

3) Философская мысль периода Речи Посполитой (ХУ1-ХУШвв.).В результате Люблинской унии 1569 г. была образована Речь Посполитая. В этот период жили и творили Петр Скарга, Мелетий Смотрицкий, Казимир Лыщинский, Си­меон Полоцкий, Георгий Конисский.

Наиболее видный ее представитель - Мелетий Смотриц­кий(прим. 1577-1633), пытавшийся соединить православную веру с философией Платона и Аристотеля. Не по­рывая со схоластикой, он боролся за развитие просвещения и научных знаний.

Среди них особенно выделялся Симеон Полоцкий (1629— 1680). Онпрославился своими сти­хотворными и философскими трудами «Ветроград многоцвет­ный», «Рифмологион». «Рифмологион» Симеона Полоцкого -первое специальное и систематическое философское исследо­вание идеалов, целей и программ действия государства. Согласно Симеону Полоцкому именно филосо­фия - незаменимая помощница в строительстве сильного госу­дарства, наставление жить справедливо, говорить достойно, не бояться сильных мира сего и добывать знания о мире и месте в нем человека. Двумя крыльями этой идеологии, по Симеону Полоцкому, должны быть образование (просвещение) и книго­печатание. В полной мере реализовать свои философские идеи Симеон Полоцкий смог в России - через организацию Славя­но-греко-латинской академии.

4) Философская мысль периода Российской империи (ХУШ - нач. XX вв.).В результате трех раздел Речи Посполи­той (1772, 1793, 1795) белорусские земли вошли в состав Рос­сийской империи.

В XVIII веке философия была важной составной частью образования в Беларуси. В Виленском университете образовывались тай­ные студенческие товарищества филаретов(с греч. - любителей добродетели) и филоматов(с греч. - любителей знаний) и др., одним из членов которого был Адам Мицкевич (1799-1855), выходец из Беларуси, выдающийся польский поэт. А. Мицке­вич активно пропагандировал наш язык, считал его «самым гармоничным» из всех славянских языков и «наименее изме­ненным».

Большое влияние на формирование национального самосо­знания оказало творчество Франтишка Богушевича (1840-1900), «духовного отца белорусского возрождения». Он выдвинул оригинальную концепцию истории белорусов, подчеркнул преемственность традиций Великого княжества Литовского, их связь с современными умонастроениями: освободить свою «землицу Бела­русь» от гнета, воз­родить культуру и родной язык.

Вклад в формирование национальной философии внесли Максим Богданович (1891-1917), Янка Купала (Иван Доминикович Луцевич) (1882-1942) и Якуб Колас (Константин Михайло­вич Мицкевич) (1882-1956).

Особую роль сыграл Янка Купала. Оносмыслил белорусскую национальность, национальное бытие белорусов в XX веке. В поэме «Безназоунае» (1924) через художественный образ сельского мужика Янка Купала открыл миру белорусов как на­род, с его сложной историей и великими духовными чертами: свободомыслием, патриотизмом, жертвенностью, справедли­востью, добром и красотой.

5) Философская мысль Беларуси в ХХ-ХХ1 векесвязана с именами А. Гаруна, И. Абдираловича (Канчевского), В. Са­мойла (Сулима) и др.

Игнат Абдиралович в 1921 г. опубликовал капитальный труд «Адвечным шляхам: Дасьледзины беларускага светапогляду». Положения этого исследования отличались чрезвычайной для своего времени актуальностью, и кон­цептуальным характером. В труде прослеживался драматизм исторической судьбы белорусского этноса, показывалось его неистребимое стремление к независимости. Анализировал поло­жение белорусов в геополитическом пространстве между Вос­током и Западом. Автор теоретически обосновывал воздействие этих двух «культурных типов» на Беларусь.

Сегодня перед философской мыслью встают проблемы духовного возрождения белорусского общества, проблемы, связанные с обретением государственного суверенитета, кри­тическим переосмыслением истории белорусской государс­твенности, положений марксистской идеологии, идеологичес­ких платформ либерализма и консерватизма, современным содержанием традиционных ценностей белорусской культуры, социальным творчеством отечественной элиты и масс в усло­виях трансформации всех сторон общественной жизни.

 



2016-09-17 939 Обсуждений (0)
Основные этапы развития философской мысли Беларуси 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные этапы развития философской мысли Беларуси

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (939)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)