Основные направления развития и типологические характеристики русской философии
Русская философия является составной частью мировой философии. В то же время она имеет свою специфику или отличия от философии западных стран. Основная специфика состоит в том, что русская философия существовала не в виде всесторонней теоретической системы взглядов на мир, а была растворена в политической, художественной, религиозной литературе. Важнейшими для нее были нравственно-религиозные и социальные проблемы, а также проблемы судеб России. 1) Философия Древней Руси (Х-Х11 вв.).Становление философской мысли в это время происходит в условиях образования древнерусского государства - Киевской Руси, влиянием византийской культуры, возникновением славянской письменности и принятием Русью христианства.Эти факторы создали благо приятные условия для зарождения древнерусской философии. Приняв христианство (988 г.), Киевская Русь вошла в мир византийской цивилизации,восприняв ее систему культурных ценностей, верований, интеллектуальных, эстетических и духовных достижений. Духовные традиции русского народа восходят к восточной патристике. Грековосточная философия Византии оказала огромное влияние на весь строй мышления восточных славян. Особая роль принадлежит Иоанну Дамаскину (ок. 675-750). Подобно Фоме Аквинскому на Западе, Иоанн Дамаскин стал крупнейшим систематизатором религиозно-философской мысли на византийском Востоке. Его главная задача - строгая систематизация богословского учения, выработка и шлифовка понятийного аппарата, синтез богословской мысли и античного философского наследия. Начальный этап в развитии русской философской мысли связан с появлением первых литературных произведений, содержащих оригинальные философские идеи и концепции. К наиболее значительным произведениям этого периода можно отнести «Слово о Законе и Благодати» Илариона, «Повесть временных лет» Нестора, «Послание к Фоме» Климента Смолятича, «Слово о премудрости» и «Притча о человеческой душе и теле» Кирилла Туровского, «Поучения» Владимира Мономаха, «Послание Владимиру Мономаху» Митрополита Никифора, «Моление» Даниила Заточника. 2) Следующий этап в развитии древнерусской философии охватывает XIII-XIV века - время жесточайших испытаний, вызванных татаро-монгольским нашествием. Центрами развития русской мысли оставались монастыри, в которых не только сохранялись традиции духовной культуры Руси, но продолжалась работа по переводу и комментированию византийских философских произведений. Среди памятников филосфской мысли этого периода наиболее значительными по идейному содержанию являются «Слово о погибели Русской земли», «Сказание о граде Китеже», «Слова» Серапиона Владимирского, «Киево-Печерский патерик». Важнейшими для русской мысли этого периода были темы духовной стойкости и морального совершенствования. 3) Х1У-ХУ1 вв.- новый этап развития русской философии. Именно в этот период происходит подъем национального самосознания, образование русского централизованного государства. Основные идеи: - формирование концепции «Москва - третий Рим», сформулированная монахом Филофеем (ок. 1465-1542). Московское православное царство - Святая Русь - преемница Византии, призвана выполнить особую историческую миссию. - Проблемы власти и права - в полемике Ивана Грозного и Андрея Курбского. - Проблемы человека, нравственного совершенствования, выбора путей личного и общественного спасения - в центре внимания Максима Грека. Значительную роль в распространении философских знаний играли крупнейшие центры образования и культуры - Киевско-Могилянская и Славяно-греко-латинская академии, в которых преподавался целый ряд философских дисциплин. 4) Начало XVIII векастало завершающим периодом в истории русской средневековой философии и временем зарождения предпосылок ее секуляризации и профессионализации. Наиболее яркими представителями этого периода философской мысли были М. В. Ломоносов (1711-1765), А. Я. Радищев (1749-1802), Я. Я, Новиков (1744-1818) и др. В 1755 г. открылся Московский университет, в котором было три факультета, в том числе и философский. Появились переводы западных философских текстов. Особенностью развития философии в России были условия ее существования. В то время, когда в университетах Германии свои философские системы свободно излагали И. Кант, В. Шеллинг, Г. Гегель и другие мыслители, в России преподавание философии находилось под строжайшим государственным контролем, не допускавшим никакого философского свободомыслия по чисто политическим мотивам. Вплоть до второй половины XIX в. философская проблематика осваивалась в России преимущественно в философско-литературных кружкахвне образовательных учреждений. Поэтому в истории русской философии нет мыслителя, который бы занимался чистым теоретизированием. Все откликались на животрепещущие проблемы. И учения оценивались, 5) Становление самобытной русской философии начиналось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России. 1.В конце 30-40-х гг. 19 в. в России оформились славянофильство и западничествокак противоположные течения философской мысли. Лидеры славянофильства - А. С. Хомяков (1804-1860), И. В. Киреевский (1806-1856), К. С. Аксаков (1817- 1860), Ю. Ф. Самарин (1819-1876) - выступили с обоснованием самобытного пути развития России. Исходные положения славянофилов: • православие- основа национальной жизни. Славянофилы ориентировались на православную веру и святоотеческую традицию в осмыслении судеб России и ее цивилизационных перспектив; • соборность- единство верующих во Христе, свободное единство верующих в деле совместного понимания ими правды православия и совместного отыскания пути к спасению; • община- основа социальной жизни и орган самоуправления.Общинное устройство основано на началах общей ответственности, выработке совместных решений в соответствии с голосом совести, чувстве справедливости, народных обычаях. Общинный дух русского народа они противопоставляли западноевропейскому индивидуализму. Основателем философии славянофилов и вдохновителем их оригинальных идей являлся А. С. Хомяков (1804-1860). Славянофилы наглядно показали, что жизненные начала России и Европы различны, поэтому европейские формы жизни для России неприемлемы. Философия славянофилов пропитана верой в особую историческую миссию России, которая призвана соединить противоположные начала жизни, явить миру образец высокой духовности и свободы. Среди западников были П. Я. Чаадаев (1794-1856), А. И. Герцен (1812-1870), В. Г Белинский (1811-1848), Т. Я. Грановский (1813-1855), Я. В. Станкевич (1813-1840) и др. Их всех объединяло неприятие крепостного права, отсталости русской жизни, требование демократизации общественной жизни, вера в европейское будущее России путем усвоения исторических достижений стран Западной Европы, прежде всего в области прав человека и свободы. Чаадаев в «Философических письмах»,написанных в 1829-1830 гг., сказал, что у русского народа еще не было истории, он не проявил все свои творческие силы, отстал от народов Западной Европы, но все это составляет преимущество. 2. Представителями революционно-демократической идеологиибыли хорошо известные мыслители и общественные деятели В. Г Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н.П. Огарев (1813-1877). Они рассматривали философию как средство для обоснования своих политических идеалов, для преобразования российской действительности на основе просвещения и развития науки, а также революционными методами.Задача философии - содействовать нуждам эпохи, целям развития народа. 3. В 60-е гг. на арену общественной жизни начинают выходить новые силы, наиболее активной из которых была разночинная интеллигенция. Признанными лидерами российской интеллигенции в этот период были Я. Г. Чернышевский (1828-1889), Н. А. Добролюбов (1836-1861), Д. И. Писарев (1840-1868).Их мировоззрение, идеалы носили ярко выраженный революционно-демократический характер. Они находились в резкой оппозиции к правительству, боролись за освобождение личности против власти общества, опираясь при этом на материализм и науку. Большое влияние на русскую интеллигенцию оказала и разработанная Чернышевским этика «разумного эгоизма»,утверждающей принцип самопожертвования как норму бытия для «разумной личности». В романе «Что делать?» Чернышевский рисует образы «новых людей», носителей своей философии. Его идеи оказали большое влияние на идеологию будущих революционеров в России, русского марксизма. 4. Прямым продолжением славянофильства в 60-80-е гг. XIX в. стало почвенничество, представленное трудами А. А. Григорьева (1822-1864), Я. Я. Страхова (1828-1896), Н.Я.Данилевского (1822-1885), Ф.М.Достоевского (1821-1881). Почвенничествохарактеризовалось верой в народ, в развитие его на собственной почве, которое представляет собой спонтанный органический процесс, принципиально не поддающийся рационализации. Оригинальная концепция исторического процесса, понимаемого таким образом, была представлена, прежде всего, в трудах Н. Я. Данилевского. Он пришел к выводу, что подобно тому, как в природе существуют различные типы организаций животных и растений, в человеческой истории существуют различные типы культур. Теория культурно-исторических типов,сформулированная Данилевским, предлагает идею полицентризма типов культур, вместо линейности - многовариантность развития. 6) Русская религиозная философия (середина и вторая половина XIX в.). 1. Наиболее полно представлена философией всеединства - оригинальной философской системой Владимира Соловьева (1853-1900). Идеи: - Идея единствакак единство творца и творения; - Идея цельного знания(научного, философского и религиозного) - идея истории как реализация идеи богочеловечества, освобождение человечества от внешней зависимости и приобщение к христианским ценностям (истины, добра и красоты); - критика ортодоксально-традиционных положений христианства. Представители метафизики всеединства- священник П.А.Флоренский (1882-1937), философы С. Н. Трубецкой (1862-1905) и Е. Н. Трубецкой (1863-1920), С Л. Франк (1877-1950), Л. П. Карсавин (1882-1952) и др. 2. На рубеже XIX и XX столетий проявился кризис официального богословия и церкви. Это побудило представителей либеральной интеллигенции заняться проблемами обновления исторического христианстваи путем философских наработок приспособить традиционную православную доктрину к новым условиям развития России. Такую задачу взяли на себя Л. И. Шестов (1866-1938), Н. О. Лосский (1870-1965), Н. А. Бердяев (1874-1948), С Н. Булгаков, Д. С. Мережковский (1865-1941), В. В. Розанов (1865-1919). Одним из видных представителей «нового религиозного сознания» экзистенциалистского направления начала XX столетия был Н. А. Бердяев. В своих работах «Философия свободы», «Опыт эсхатологической метафизики», «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого», «Самопознание»и других он изложил систему своих философских взглядов. Истоки кризиса современной цивилизации, по мнению Бердяева, состоят в том, что человечество отвернулось от Бога ради мечты о величии человека. Человечество вместо истинной духовной культуры стало создавать механическую культуру, самая устремленность которой антирелигиозна и античеловечна. Выход из глубокого кризиса, в котором оказалась Россия и всясовременная цивилизация, виделся мыслителю в возврате на новом, высшем уровне к «вечной правде христианства».
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (804)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |