Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные направления развития и типологические характеристики русской философии



2016-09-17 804 Обсуждений (0)
Основные направления развития и типологические характеристики русской философии 0.00 из 5.00 0 оценок




Русская философия является составной частью мировой философии. В то же время она имеет свою специфику или от­личия от философии западных стран. Основная специфика со­стоит в том, что русская философия существовала не в виде всесторонней теоретической системы взглядов на мир, а была растворена в политической, художественной, ре­лигиозной литературе.

Важнейшими для нее были нравствен­но-религиозные и социальные проблемы, а также проблемы су­деб России.

1) Философия Древней Руси (Х-Х11 вв.).Становление философской мысли в это время происходит в условиях образования древ­нерусского государства - Киевской Руси, влиянием византий­ской культуры, возникновением славянской письменности и принятием Русью христианства.Эти факторы создали благо приятные условия для зарождения древнерусской философии.

Приняв христианство (988 г.), Киевская Русь вошла в мир византийской цивилизации,восприняв ее систему куль­турных ценностей, верований, интеллектуальных, эстетичес­ких и духовных достижений. Духовные традиции русского народа восходят к восточной патристике.

Грековосточная философия Византии оказала огромное влияние на весь строй мышления восточных славян. Особая роль принадлежит Иоанну Дамаскину (ок. 675-750). Подобно Фоме Аквинскому на Западе, Иоанн Дамаскин стал крупней­шим систематизатором религиозно-философской мысли на византийском Востоке. Его главная задача - строгая систе­матизация богословского учения, выработка и шлифовка по­нятийного аппарата, синтез богословской мысли и античного философского наследия.

Начальный этап в развитии русской философской мыс­ли связан с появлением первых литературных произведений, содержащих оригинальные философские идеи и концепции. К наиболее значительным произведениям этого периода мож­но отнести

«Слово о Законе и Благодати» Илариона,

«Повесть временных лет» Нестора,

«Послание к Фоме» Климента Смолятича,

«Слово о премудрости» и «Притча о человеческой душе и теле» Кирилла Туровского,

«Поучения» Владимира Мономаха, «Послание Владимиру Мономаху» Митрополита Никифора,

«Моление» Даниила Заточника.

2) Следующий этап в развитии древнерусской филосо­фии охватывает XIII-XIV века - время жесточайших ис­пытаний, вызванных татаро-монгольским нашествием.

Центрами развития русской мыс­ли оставались монастыри, в которых не только сохранялись традиции духовной культуры Руси, но продолжалась работа по переводу и комментированию византийских философских про­изведений. Среди памятников филосфской мысли этого перио­да наиболее значительными по идейному содержанию являются «Слово о погибели Русской земли», «Сказание о граде Китеже», «Слова» Серапиона Владимирского, «Киево-Печерский патерик».

Важнейшими для русской мысли этого периода были темы ду­ховной стойкости и морального совершенствования.

3) Х1У-ХУ1 вв.- новый этап развития русской филосо­фии. Именно в этот период происходит подъем национального самосознания, образование русского централизованного госу­дарства.

Основные идеи:

- формирование концепции «Москва - третий Рим», сформулированная монахом Филофеем (ок. 1465-1542). Московское православное царство - Святая Русь - преемница Византии, призвана выполнить особую ис­торическую миссию.

- Проблемы власти и права - в полемике Ивана Грозного и Андрея Курбского.

- Проблемы человека, нравственного совершенствования, выбора путей личного и общественного спасения - в центре внимания Максима Грека.

Значительную роль в распространении философских зна­ний играли крупнейшие центры образования и культуры - Киевско-Могилянская и Славяно-греко-латинская академии, в которых преподавался целый ряд философских дисциплин.

4) Начало XVIII векастало завершающим периодом в ис­тории русской средневековой философии и временем зарож­дения предпосылок ее секуляризации и профессионализации. Наиболее яркими представителями этого пе­риода философской мысли были М. В. Ломоносов (1711-1765), А. Я. Радищев (1749-1802), Я. Я, Новиков (1744-1818) и др. В 1755 г. открылся Московский университет, в котором было три факультета, в том числе и философский. Появились перево­ды западных философских текстов.

Особенностью развития философии в России были условия ее су­ществования. В то время, когда в универси­тетах Германии свои философские системы свободно излагали И. Кант, В. Шеллинг, Г. Гегель и другие мыслители, в России преподавание философии находилось под строжайшим госу­дарственным контролем, не допускавшим никакого философс­кого свободомыслия по чисто политическим мотивам.

Вплоть до второй половины XIX в. философская пробле­матика осваивалась в России преимущественно в философско-литературных кружкахвне образовательных учреждений. Поэтому в истории русской философии нет мыслителя, который бы занимался чистым теоретизи­рованием. Все откликались на животрепещущие проблемы. И учения оценивались,
прежде всего, с точки зрения их «прогрессивности» или «реак­
ционности», «полезности» или «бесполезности» для решения социальных проблем. Поэтому те учения, которые, хотя и не отличались философской глубиной, но отвечали злобе дня, имели широкую известность. Другие же, составившие впоследствии классику русской философии, как, например, учения К.Леонтьева, Н. Данилевского, Вл. Соловьева, Н. Федороваи др., не находили отклика у современников и были известны лишь узкому кругу людей.

5) Становление самобытной русской философии начиналось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России.

1.В конце 30-40-х гг. 19 в. в России оформились славянофильство и западничествокак противоположные течения философской мысли. Лидеры славянофильства - А. С. Хомяков (1804-1860), И. В. Киреевский (1806-1856), К. С. Аксаков (1817- 1860), Ю. Ф. Самарин (1819-1876) - выступили с обоснованием са­мобытного пути развития России.

Исходные положения сла­вянофилов:

православие- основа национальной жизни. Славянофи­лы ориентировались на православную веру и святоотеческую традицию в осмыслении судеб России и ее цивилизационных перспектив;

соборность- единство верующих во Христе, свободное единство верующих в деле совместного понимания ими правды православия и совместного отыскания пути к спасению;

община- основа социальной жизни и орган самоуправ­ления.Общинное устройство основано на началах общей ответственности, выработке совместных решений в соответствии с голосом со­вести, чувстве справедливости, народных обычаях. Общинный дух русского народа они противопоставляли западноевропейскому индивидуализму.

Основателем философии славянофилов и вдохновителем их оригинальных идей являлся А. С. Хомяков (1804-1860).

Славянофилы наглядно показали, что жизненные начала России и Европы различны, поэтому европейские формы жизни для России неприемле­мы. Философия славянофилов пропитана верой в особую историческую миссию России, которая призвана соединить противоположные начала жизни, явить миру образец высокой духовности и свободы.

Среди западников были П. Я. Чаадаев (1794-1856), А. И. Герцен (1812-1870), В. Г Белинский (1811-1848), Т. Я. Грановский (1813-1855), Я. В. Станкевич (1813-1840) и др. Их всех объединяло неприятие крепостного права, отсталости русской жизни, требование демократизации общественной жизни, вера в европейское будущее России путем усвоения исторических достижений стран Западной Европы, прежде всего в области прав человека и свободы. Чаадаев в «Философических письмах»,написанных в 1829-1830 гг., сказал, что у русского народа еще не было истории, он не проявил все свои творческие силы, отстал от народов Западной Европы, но все это составляет преиму­щество.

2. Представителями революционно-демократической идеологиибыли хорошо известные мыслители и общественные деятели В. Г Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н.П. Огарев (1813-1877). Они рассматривали философию как средство для обоснования своих политических идеалов, для преобразования рос­сийской действительности на основе просвещения и развития науки, а также революционными методами.Задача фило­софии - содействовать нуждам эпохи, целям развития народа.

3. В 60-е гг. на арену общественной жизни начинают выходить новые силы, наиболее активной из которых была разночинная интеллигенция. Признанными лидерами российской интел­лигенции в этот период были Я. Г. Чернышевский (1828-1889), Н. А. Добролюбов (1836-1861), Д. И. Писарев (1840-1868).Их мировоззрение, идеалы носили ярко выраженный революци­онно-демократический характер. Они находились в резкой оп­позиции к правительству, боролись за освобождение личности против власти общества, опираясь при этом на материализм и науку.

Большое влияние на русскую интеллигенцию оказала и разработанная Чернышевским этика «разумного эгоизма»,утверждающей принцип самопожертво­вания как норму бытия для «разумной личности». В романе «Что делать?» Чернышевский рисует образы «новых людей», носителей своей философии. Его идеи оказали большое влияние на идеологию бу­дущих революционеров в России, русского марксизма.

4. Прямым продолжением славянофильства в 60-80-е гг. XIX в. стало почвенничество, представленное трудами А. А. Григорьева (1822-1864), Я. Я. Страхова (1828-1896), Н.Я.Данилевского (1822-1885), Ф.М.Достоевского (1821-1881).

Почвенничествохарактеризовалось верой в народ, в раз­витие его на собственной почве, которое представляет собой спонтанный органический процесс, принципиально не под­дающийся рационализации. Оригинальная концепция исто­рического процесса, понимаемого таким образом, была пред­ставлена, прежде всего, в трудах Н. Я. Данилевского. Он пришел к выводу, что подобно тому, как в природе существуют различные типы организаций животных и растений, в челове­ческой истории существуют различные типы культур. Теория культурно-исторических типов,сформулированная Данилевским, предлагает идею полицентризма типов культур, вместо линейности - многова­риантность развития.

6) Русская религиозная философия (середина и вторая половина XIX в.).

1. Наиболее полно представлена философией всеединства - оригинальной философской системой Владимира Соловьева (1853-1900).

Идеи:

- Идея единствакак единство творца и творения;

- Идея цельного знания(научного, философского и религиозного)

- идея истории как реализация идеи богочеловечества, осво­бождение человечества от внешней зависимости и приобщение к христианским ценностям (истины, добра и красоты);

- критика ортодоксально-традиционных положений христианства.

Представители метафизики всеединства- священник П.А.Флоренский (1882-1937), философы С. Н. Трубецкой (1862-1905) и Е. Н. Трубецкой (1863-1920), С Л. Франк (1877-1950), Л. П. Карсавин (1882-1952) и др.

2. На рубеже XIX и XX столетий проявился кризис официального богословия и церкви. Это побудило представителей либеральной ин­теллигенции заняться проблемами обновления исторического христианстваи путем философских наработок приспособить традиционную православную доктрину к новым условиям раз­вития России. Такую задачу взяли на себя Л. И. Шестов (1866-1938), Н. О. Лосский (1870-1965), Н. А. Бердяев (1874-1948), С Н. Булгаков, Д. С. Мережковский (1865-1941), В. В. Розанов (1865-1919).

Одним из видных представителей «нового религиозного со­знания» экзистенциалистского направления начала XX столе­тия был Н. А. Бердяев. В своих работах «Философия свободы», «Опыт эсхатологической метафизики», «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого», «Самопознание»и других он изложил систему своих философских взглядов.

Истоки кризиса современной цивилизации, по мнению Бердяева, состоят в том, что человечество отвернулось от Бога ради мечты о величии человека. Человечество вместо истинной духовной культуры стало создавать механическую культуру, самая устремленность которой антирелигиозна и античеловечна. Выход из глубокого кризиса, в котором оказалась Россия и всясовременная цивилизация, виделся мыслителю в возврате на новом, высшем уровне к «вечной правде христианства».



2016-09-17 804 Обсуждений (0)
Основные направления развития и типологические характеристики русской философии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные направления развития и типологические характеристики русской философии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (804)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)