Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Примерный перечень вопросов, выносимых на государственные экзамены 2 страница



2016-09-17 429 Обсуждений (0)
Примерный перечень вопросов, выносимых на государственные экзамены 2 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




19. Государственный аппарат: структура и функции. Для осуществления многочисленных функций государство должно обладать определенным образом организованной действующей системой различных учреждений. Механизм (аппарат) государства — это система органов и учреждений, посредством которых обеспечивается выполнение функций государства. Характерными признаками государственного аппарата являются: • реальная организационно-материальная сила, позволяющая государству обеспечивать свое властвование в обществе; • наличие наряду с органами управления силовых учреждений принуждения (армия, полиция, суд, тюрьмы); • наличие особых служащих, выполняющих предписанные государством функции во благо всего общества и получающих свое жалование исключительно из бюджета государства; • четкое разграничение полномочий (разделение властей); • решения и распоряжения каждого государственного органа обладают общеобязательной силой; • деятельность каждого элемента государственного аппарата в процессе исполнения возложенных на него задач гарантируется возможностью применения всего арсенала средств государственного принуждения. Принципы организации и деятельности государственного аппарата Принципы государственного механизма — это основные начала осуществления им своей деятельности. К таким отправным моментам, в частности, относятся: • разделение властей: вся власть в государстве должна быть четко разделена на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Во избежание узурпации власти действует механизм «сдержек и противовесов» Реализация этого механизма достигается установлением и последовательным осуществлением следующих требований: четкого разграничения функций различных органов государственной власти; запрещения одновременного занятия должностей в государственных представительных, исполнительных и судебных органах; установления различного порядка формирования основных ветвей государственной власти; обеспечения механизма парламентского контроля за деятельностью правительства, вплоть довозможности отставки последнего; обеспечения права вето главы государства на законодательный акт, принятый парламентом, и возможность роспуска парламента; обеспечения права парламента на отрешение президента от должности в предусмотренных законом случаях; • гласность и публичность (все принимаемые правовые акты должны быть опубликованы, важнейшие нормативные акты должны обсуждаться народом, деятельность государственных органов должна быть открыта для контроля и критики общественности); • демократизм (все субъекты и члены гражданского общества должны знать об акциях государства и принимать в них активное участие — выборы, обсуждение и принятие законов на референдуме и т.д.); • децентрализация (закрепление в законодательстве предметов ведения и полномочий за тем или иным органом (видом органов), которые он (они) должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов); • политический плюрализм (свобода политических мнений, деятельности различных политических и иных партий и движений); • законность (требование строгого, точного и неукоснительного соблюдения и исполнения всеми государственными органами и должностными лицами всех правовых актов); • подотчетность (обязательность отчета нижестоящего органа вышестоящему); • высокий профессионализм и этика государственных служащих.  
20. Государственные органы: понятие и виды. Механизм (аппарат) государства состоит из органов государства. Всякое учреждение или орган в этой совокупности имеет строго определенное назначение, выполняет только ему свойственные функции, цели и задачи. Всякий государственный орган взаимосвязан с другими государственными учреждениями. Государственный орган — это юридически оформленное, организационно и хозяйственно структурно обособленное звено государственного аппарата, состоящее из государственных служащих, наделенное государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции задач и функций государства. Виды государственных органов Многообразие задач и функций государства определяет и разнообразие государственных органов, которые, в соответствии с теорией разделения властей или в зависимости от своего функционального назначения (характера исполняемых задач), классифицируются на нижеследующие виды. Законодательные органы (органы государственной власти или представительные органы), обладающие совокупностью полномочий по изданию нормативных актов высшей юридической силы — законов, а также контролирующие деятельность органов исполнительной власти. Такие органы государства делятся на две группы. 1) Высшие законодательные органы государства представлены парламентом. Парламент — это высший орган народного представительства, выражающий волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, формирования бюджета, контролирующий деятельность органов исполнительной власти и высших должностных лиц. В различных странах высшие представительные органы именуются по-разному: парламент (Англия, Индия, Канада, Финляндия, Япония), сейм (Польша), фолькетинг (Дания), альтинг (Исландия), конгресс (США), федеральное собрание (Россия), меджлис (Туркменистан), великий народный хурал (Монголия), кортесы (Испания), кнессет (Израиль), бундесрат (Германия) и др.). Как правило, парламенты состоят из двух палат (верхней и нижней). Однопалатный парламент имеется в странах с однородным национальным составом населения и отсутствием суверенных территориальных образований (Венгрия, Дания, Греция и др.). При палатах парламента создаются комитеты и комиссии. 2) Законодательные органы субъектов федерации, местные органы власти и самоуправления также имеют представительный характер и действуют в пределах соответствующей территории (район, область, край — районное Собрание, областная Дума, городская Дума). Этиорганы призваны заниматься в основном местными вопросами (социальной сферой, транспортом, дорогами, местным бюджетом, водоснабжением, поддержанием правопорядка и т.п.). Исполнительные органы государства (органы государственного управления) непосредственно обеспечивают исполнение принятых законодательной властью законов. Глава государства — это высшее должностное лицо в государстве, являющееся носителем его высшей исполнительной власти и одновременно высшим официальным представителем всего данного общества в его внешних сношениях (монарх, президент). Правительство (кабинет министров, государственный совет, совет министров) — возглавляемый председателем (премьер-министром, канцлером, председателем комитета министров, главой государства) высший коллегиальный, исполнительно-распорядительный орган государственной власти общей компетенции, осуществляющий непосредственное управление страной. Для оперативного управления отдельными сферами народного хозяйства или для решения острых проблем в составе правительства нередко создаются межведомственные комитеты и комиссии. Судебные органы призваны осуществлять правосудие, то есть заниматься рассмотрением в судебных заседаниях в установленном законом порядке гражданских и уголовных дел с целью укрепления законности и правопорядка, защиты прав и законных интересов граждан. В различных странах имеются разные виды судов (государственные, общественные, церковные), но в большинстве случаев все суды делятся на общие и специальные (конституционные, административные, трудовые, хозяйственные, семейные, по делам несовершеннолетних, военнослужащих и т.д.). В Российской Федерации суды осуществляют свои функции в рамках конституционного, уголовного, гражданского, административного и арбитражного правосудия: система конституционного правосудия возглавляется Конституционным судом РФ — судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В регионах Российской Федерации для выполнения этих функций имеются конституционные или уставные суды; • система общих судов занимается рассмотрением гражданских, уголовных и административных дел и возглавляется Верховным судом РФ. Его структурными элементами являются коллегии по уголовным и гражданским делам, военная коллегия, президиум и пленум. В систему общих судов входят соответствующие суды субъектов РФ (краевые, областные), районные (городские), мировые, а также окружные (флотские) и гарнизонные военные суды; арбитражные суды в соответствие с законом разрешают хозяйственные споры между предприятиями, учреждениями и организациями в порядке гражданского и административного судопроизводства, установленном Конституцией РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ и иными федеральными законами. В эту систему входят Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные окружные суды и суды субъектов Федерации (федеральные арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов). Обычно не называются в качестве отдельной ветви власти органы, которые, тем не менее, выполняют важнейшие функции контроля за исполнением правовых актов, их законностью, а также осуществляют специальный финансовый контроль — контрольнонадзорные органы государства (в различных странах — это органы прокуратуры, контрольные палаты и управления, омбудсмены, генеральные контролеры и аудиторы, парламентские комиссары). К таким органам в РФ нужно отнести прежде всего прокуратуру (единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов, а также исполняющих и иные функции, установленные федеральными законами); Счетную палату (постоянно действующий независимый орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ и подотчетный ему) и т.д.  
21. Политический режим: понятие и виды. Форма государственного (политико-правового) режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления государственной власти в обществе. Разновидностей политических режимов выделяется множество, но все они устанавливаются в рамках демократических (консервативных, либеральных) и антидемократических (деспотических, тиранических, тоталитарных, авторитарных, расистских) режимов. При этом основным критерием классификации государств по данному признаку является степень гарантированности прав и свобод человека и гражданина, а также демократизм форм и методов осуществления государственной власти, то есть показатель того, насколько активно либо пассивно народ участвует в процессе формирования и контроля государственной власти. Антидемократические режимы могут устанавливаться как при монархической, так и при республиканской форме правления. Они характеризуются следующими признаками: стремление к полному контролю государства над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строением; максимальная централизация государственного управления в виде концентрации власти в рамках реальных полномочий одного или нескольких органов; фактическое отсутствие у имеющихся представительных органов действительной власти и доминирование в системе органов государственной власти исполнительных органов, а также карательных и военных (милитаризованных) учреждений; огосударствление всех общественных организаций (профсоюзных, молодежных, спортивных и др.); фактическое лишение личности каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях. Авторитаризм как система власти, характерная для недемократических политических режимов, характеризуется сосредоточением всей государственный власти в руках одного лица или органа, отсутствием или ущемлением основных политических свобод (слова, печати, собраний и др.), подавлением политической оппозиции. Обычно сочетается с личной диктатурой. В зависимости от сочетания методов правления может варьироваться от умеренно авторитарного режима с формальным сохранением атрибутов демократии до классической диктатуры, однако без явного террора и репрессий. Тоталитаризм как политический режим основывается на установлении абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом. Его важнейшей сутью, как крайней формы проявления авторитарного режима, является стремление ко всеохватывающей, всепроникающей и всеконтролирующей власти. К крайним антидемократическим режимам относятся тирания и деспотия, а также фашизм, расизм, апартеид, сегрегация. Одной из форм проявления тоталитарного режима, установившегося в результате военного или государственного переворота, является клика или хунта. Демократический режим призван обеспечить максимум позитивного существования и развития личности. При этом политическом режиме основные права и свободы граждан не только признаются, но и гарантируются, обеспечиваются и охраняются государством посредством его органов, создаваемых при самом деятельном участии народа с помощью прямой и представительной демократии. Для демократического режима характерны следующие признаки: предоставление свободы личности в экономической сфере, которая составляет основу материального благополучия общества; реальная гарантированность прав и свобод граждан, их возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в культурных, научных и других общественных организациях; создание эффективной системы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти; защищенность личности от произвола, беззакония, так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия; обеспечение властью в одинаковой степени интересов большинства и меньшинства; государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества.  
22. Государство и политические партии. Государство не может существовать просто так, само для себя. Оно существует для общества. Оно объединяет людей под единой властью, выравнивает и удовлетворяет интересы общества. Кроме государства в обществе имеются и другие организации, объединяющие людей (население) по самым различным интересам: общественные союзы (политические партии, профсоюзы, творческие, молодежные, женские и иные объединения), коммерческие организации. Политическая система — это вся совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны, а также отношений, ее опосредующих. Политическая система состоит из множества элементов, которые можно объединить в определенные блоки: политические институты, практика и идеология. Политические институты: • государство в лице своих органов (президент, парламент, правительство, контрольно-надзорные, судебные и правоохранительные органы); • политические и иные общественные объединения, куда входят многочисленные некоммерческие и коммерческие организации: Политическая практика, представленная политическими и правовыми нормами (институты местного самоуправления, избирательного права), политическими отношениями между отдельными элементами системы, особыми процедурами и т.д. Политическая идеология (политическое сознание и культура, стереотипы политического поведения, политические знания, принципы, ценности и идеалы). Все вышеперечисленные элементы политической системы активно проявляются в общественной деятельности, но степень их влияния на политику ограничена. Государство же, как важнейший элемент политической системы, занимает в ней особое место: • оно определяет основные пути развития общества; • осуществляет управление обществом, для чего использует имеющийся аппарат публичной власти, состоящий из специальных законодательных, исполнительных, судебных и контрольно- надзорных органов; • гарантирует целостность и придает устойчивость всей политической системе; создает условия для баланса политических сил и идей; • это самый постоянный элемент; • это сугубо политический институт; оно обладает суверенитетом; • оно является самой массовой организацией в обществе, объединяющей всех людей без исключения и вне зависимости от каких-либо их особенностей (пол, возраст, профессия, вероисповедание и т.п.); • единственно полновластная организация в обществе, имеющая самые большие силовые возможности (армия, полиция, служба безопасности); • обладает монополией на применение силы; • сосредоточивает в своих руках огромные материальные и финансовые средства; • это единственная организация в обществе, которая устанавливает обязательные для всех правила поведения — юридические нормы. В политической системе общества наряду с государством важную роль играют и партии, которые в процессе борьбы за власть могут по-разному взаимодействовать с государственным аппаратом. Термин «партия» в переводе с латинского означает часть, группа. Он получил распространение еще в Древнем мире. Однако собственно политические партии появляются в процессе становления парламентаризма (XVIII-XIX вв.). Политическая партия — это наиболее активная и ор-ганизованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть. Партии преследуют определенные цели, добиваясь решающих позиций в осуществлении государственной власти, влияния на политическую жизнь и организацию общества. В политической системе, как правило, действует несколько партий, что связано с противоречиями между классами и социальными слоями, борьбой за преимущества в осуществлении именно своей политики. Партии занимают особое место в политической системе общества. В отличие от других ее институтов (например, профсоюзов, крестьянских объединений и других общественных организаций), которые хотя и занимаются политической деятельностью, но ориентируются прежде всего на защиту социально-экономических и иных интересов их членов, главным призванием политических партий является нацеленность на завоевание и осуществление власти, борьба за руководство государственными делами. Политическая партия, будучи наиболее последовательным выразителем устремлений определенного класса, представляет собой добровольную общность людей, объединенных идеологически и организационно, имеющих цель завоевать, удержать и использовать государственную власть для реализации своих основных интересов. Функции политических партий: 1) выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп; 2) активизация и объединение определенной части людей; 3) борьба за политическую власть и за ее использование, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (легальные и нелегальные, революционные и эволюционно-реформистские, вооруженные и ненасильственные и т.д.); 4) подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью; 5) разработка партийной идеологии, создание и реализация политической программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения; 6) политическое воспитание общества в целом или его части; 7) подготовка и выдвижение кадров для партии, гос-ударственного аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты. Структура политических партий состоит из партийного аппарата, рядовых членов (партийной массы), сторонников партии. Политические партии призваны выражать интересы разных категорий людей, слоев, групп, классов общества. И естественно, в связи с этим они весьма многообразны. Их можно классифицировать по следующим критериям: 1) по социальной направленности программы и деятельности политические партии подразделяются на социал-демократические, либерально-демократические, коммунистические, классовые, националистические, расовые, фашистские, религиозные, государственнопатриотические и т.п.; 2) по идейным основаниям их деятельности — на доктринальные (сориентированные прежде всего на защиту своей идеологии), прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий) и харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера); 3) по методам выполнения своей программы — на революционные (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества) и реформаторские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без структурных принципиальных изменений); 4) по характеру политических действий — на консервативно-реакционные, умеренные, радикально экстремистские; 5) по представительству в высших органах государственной власти и отношению к официальной политике — на правящие и оппозиционные (последние в свою очередь могут разделяться на легальные, полулегальные и нелегальные); 6) по месту в политическом спектре — на левые, центристские и правые.  
23. Государство и церковь. Светские и теократические государства. В переводе с греческого слово «церковь» буквально означает «дом Бога», «дом Господний». И в узком смысле под «церковью» понимают здание для от­правления обрядов христианской религии, имеющее определенные атрибуты. В широком смысле «церковь» - это особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности ве­роучения и культа. Главные признаки церкви: а) наличие более или менее разработанной религиозной (догматической и культовой) системы; б) иерархический характер, централизация управления; в) разделение принадлежащих к Церкви на духовенство и мирян (рядовых верующих). Церковь во все времена играла важную роль в жизни общества. Уже в ран­неклассовых обществах, существовавших в форме городов-государств, име­лось три центра управления - городская община, дворец и храм. Существует два основных вида взаимоотношений церкви и государства: а) наличие государственной церкви, у которой закреплено ее привилеги­рованное положение по сравнению с другими вероисповеданиями; б) режим отделения церкви от государства и школы от церкви. Статус государственной церкви предполагает, кроме привилегий, тесное сотрудничество государства и церкви в разных областях общественной жиз­ни. В дореволюционной России такой статус принадлежал Русской Право­славной Церкви. В Великобритании официальной государственной церковью является англиканская (протестантско-епископальная) церковь, главой кото­рой выступает монарх. Почти в тридцати мусульманских странах государст­венной религией официально признан ислам. Статус государственной церкви характеризуется следующими моментами: 1. За церковью признается право собственности на широкий круг объек­тов - землю, здания, сооружения, предметы культа и т. п. 2. Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь. 3. Церковь наделяется рядом юридических полномочий (в основном в об­ласти брачно-семейных отношений). 4. Имеет право участвовать в политической жизни, в частности, через свое представительство в государственных органах. 5. Обладает широкими полномочиями в области воспитания и образова­ния подрастающего поколения. Как правило, в образовательных учреждени­ях предусмотрено обязательное преподавание религии.   Для режима отделения церкви от государства (Россия, Франция, Герма­ния, Португалия и др.) характерно следующее: 1. Государство регулирует деятельность религиозных организаций, осуще­ствляет контроль за ними, но не вмешивается в их внутреннюю, внутрицерковную деятельность. 2. Государство не оказывает церкви материальной, финансовой поддержки. 3. Церковь не выполняет государственных функций и вообще не вмеши­вается в дела государства: занимается лишь вопросами, связанными с удовле­творением религиозных потребностей граждан. 4. Отношения между государством и церковью строятся на основе юриди­чески закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания, что предполагает свободу выбора религии и убеждений, отсутствие права госу­дарства контролировать отношение своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений перед законом. Нормальное состояние взаимоотношений государства и церкви предпола­гает их сотрудничество, партнерство в решении насущных общественных за­дач, а не полную изоляцию друг от друга. Статья 14 Конституции современной России гласит: «1. Российская Феде­рация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения от­делены от государства и равны перед законом». На основе этих положений Конституции государственно-конфессиональ­ные отношения в России регламентируются Законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 19 сентября 1997 г., который каждому, нахо­дящемуся на территории РФ, гарантирует свободу совести и свободу вероис­поведания. В Советском государстве религиозные организации вообще исключались из политической системы социализма. В современной России религиозные объединения (именно объединения, а не отдельные верующие) не могут вме­шиваться в дела государства и участвовать в выборах органов государствен­ной власти и управления. Провозглашен также светский характер системы государственного образования. Секуляризация, то есть освобождение от влияния религии (в узком смысле «секуляризация» означает процесс обращения церковной собственности в свет­скую), к XX в. стала универсальным принципом организации политической жизни. В настоящее время многие страны закрепили в своих конституциях светские основы государственной власти. И с этих позиций теократия может рассматриваться как исторический анахронизм. Вместе с тем проблематика те­ократической государственности сохраняет свою актуальность в связи с активи­зацией теократической тенденции, теократизацией политических процессов в ряде стран. В России тому примером может служить Чеченская республика, где предпринимаются попытки создания исламского государства. В литературе под «теократией» понимается форма государства, где поли­тическая и духовная власть сосредоточена в руках одного человека — главы духовенства, признаваемого в качестве «земного божества», «первосвященни­ка» и т. д. Традиционно к теократическим государствам настоящего времени относят Ватикан и Иран, где организация публичной власти возглавляется лидером духовенства. Вместе с тем в литературе имеется обоснованная точка зрения, что в выявлении теократических тенденций современного общества необходимо принимать во внимание весь комплекс взаимодействия государ­ственной власти с социальными институтами, а не только структуру верхов­ного управления (Е.Н. Салыгин). Теократическая модель общественно-политического устройства предпо­лагает: 1. Признание верховного божества, передающего полномочия государст­венного управления особым лицам (единовластному правителю), то есть обо­жествление фигуры правителя. 2. Вселенское государство верующих без национальных границ, что про­воцирует вмешательство во внутренние дела других государств, террористи­ческие акты и т. п. 3. Примат государства над обществом, авторитарность политического ре­жима, отчуждение власти от общества и индивида и т. д. 4. Примат религии над правом: регламентация основных сторон жизни общества производится не правом, а системой религиозных норм, которая обеспечивается силой теократического государства. По существу, религиоз­ные нормы в данном случае - это и есть «право». Например, такие мусуль­манские страны, как Оман, Ливия, Саудовская Аравия, обходятся без консти­туции - ее роль выполняет Коран. 5. В теократически организованном обществе существует не просто госу­дарственная религия, а религиозное государство, то есть государство пред­ставляет собой религиозную организацию в масштабе общества со всеми ат­рибутами государственной власти. 6. Жесткую иерархию и централизацию государственного аппарата, сосре­доточение огромных полномочий у главы государства, бесконтрольность ад­министрации. 7. Отсутствие разделения властей и системы сдержек и противовесов. 8. Деспотические и абсолютистские формы правления. 9. Религиозное начало, которое исключает идеалы свободы и прав человека. 10. Особое положение женщины, которое, в частности, включает запрет на участие в управлении делами государства. 11. Неправовые (внеправовые) способы разрешения споров, конфликтов, телесные наказания (членовредительские экзекуции) и т. д. 12. Запрет на создание политических партий (Иордания, Бутан, Непал, ОАЭ, Саудовская Аравия) или разрешение только тех партий, которые ут­верждают ценности ислама (Алжир, Египет). Таким образом, теократические тенденции в организации общества и го­сударства следует в основном оценивать негативно. Положительные резуль­таты сотрудничество государства и церкви дает лишь на основе принципа свободы совести, светской организации государственной власти.*  
24. Государство и личность. Гражданство как правовой институт. Правовой статус личности Прежде чем рассматривать взаимоотношения государства и личности, необходимо остановиться на таких понятиях, как человек, личность и гражданин. Наиболее широким по содержанию из них является понятие "человек". Человек - это живое существо, представитель человеческого рода, индивид, рассматриваемый вне социальных связей. Понятие "человек" выражает биологическую сущность человеческого рода. Личность - это устойчивая система социально значимых свойств человека, характеризующих индивида как члена общества или общности. Личность - продукт общества. Гражданин - это человек, индивид, который рассматривается в свете его отношений с государством, личность, обладающая определенным правовым статусом, продукт государства на известной ступени его развития. Понятия человек, личность, гражданин взаимосвязаны. Биологическая сущность выступает основой личности, социальное преобразуется в правовой статус. Между биологическим, социальным и правовым началами существует прямая и обратная связь. С одной стороны, биологическое в человеке предопределяет возможности личности, ее правовой статус. Например, младенец, психически ненормальный человек не могут являться полноценными личностями. Право закрепляет личностные особенности в категориях дееспособности, вменяемости и невменяемости. С другой стороны, права и свободы граждан определяют степень свободы личности, возможность самореализации и тем самым обеспечивают человеку определенный жизненный стандарт. Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, перспектив его развития. Фактическое положение личности, масштаб ее свободы выражается, прежде всего, в материальных и духовных возможностях и обязанностях. В зависимости от времени, исторического, географического, политического пространства, объективных и субъективных факторов отличаются основные показатели состояния личности. Поэтому даже одни и те же права и свободы человека, например, право на жизнь и на свободу в современной Европе принципиально отличаются от тех же прав в России в эпоху диктатуры пролетариата. В государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, именно государству принадлежит важнейшая роль. Значение государства объясняется его относительной независимостью и самостоятельностью по отношению к человеку и теми рычагами воздействия, которыми оно располагает. Государство выступает как официальный представитель всего общества, поэтому отношения между ним и человеком носят государственно-правовой характер, Любой человек в пределах территории государства попадает под его юрисдикцию, то есть становится адресатом исходящих от государства обязательных предписаний. Устойчивая связь между человеком и государством выражается в институте гражданства или подданства. Эта связь означает юридическую принадлежность лица государству, приобретение личностью специфических качеств гражданина, наличие взаимных прав и обязанностей гражданина и государству, а также защиту гражданина государством внутри страны и за ее пределами. Вместе с тем необходимо отметить, что государство не может искусственно завышать или занижать объем прав и свобод: завышение делает права фикцией, а ограничение ведет к разрушению государства. По своей сущности права человека различны. Одни являются врожденными: право на жизнь, свободу, безопасность. Другие зависят от усмотрения государства. Крайних взглядов на права человека придерживаются представители юридического позитивизма и сторонники естественной доктрины права. Первые считают, что права личности полностью зависят о" государства. Вторые, напротив, считают, что врожденные права не зависят от усмотрения государства. Разумный компромисс между этими двумя крайними точками зрения достигается благодаря делению всеобщих прев на права человека и права гражданина. Государства, признающие такое деление, исходят из того, что врожденные и неотъемлемые права человека на жизнь, свободу и неприкосновенность должны быть обязательно признаны и закреплены в законодательном порядке. Задача государства состоит в ограждении естественных прав человека от любых посягательств. Права гражданина охватывают сфер у отношений личности и государства (свобода слова, объединений, право на труд, на образование и т.д.). Эти права, установленные государством, нуждаются в создании гарантий их реализации. Деление индивида на человека и гражданина отразили законодательные акты многих демократических государств, например, Декларация прав человека и гражданина 1789 г. (Франция), Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г. (Россия) и др. Соотношение личности и государства может быть различным. В обществе, где господствуют идеалы справедливости, гуманизма, демократии, наблюдается стремление гармонизировать отношения между отдельной личностью и государством. Государство рассматривается как необходимое средство согласования интересов различных социальных групп, личности и общества. Правовой статус личности - это юридически закрепленное положение индивида в обществе. Правовой статус - комплексная категория, которая отражает отношения личности, общества и.государства. Структура правового статуса личности состоит из четырех элементов. 1. Права и обязанности. Права личности - это формально определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе. Обязанности личности - это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, официальная мер а должного поведения. 2.Свободы личности. Свободы по сути также являются правами личности. Однако предоставляя свободы, государство делает акцент на самостоятельное определение человека в некоторых сферах общественной жизни. Поведение граждан в этом случае не регламентируется, свобода выбора обеспечивается невмешательством государства. Например, законодательство определяет свободу совести как право каждого человека исповедовать любую религию, или не исповедовать никакой. Никто не вправе указывать, какой именно выбор следует сделать человеку, никто не может ограничить его. Только сам человек решает, как реализовать принадлежащую ему свободу совести. 3.Законные интересы. Это юридически значимые и юридически оправданные притязания человека на социальные блага, не входящие в содержание прав и свобод. Законные интересы конкретно законодателем не определены.Это объясняется тем, что в правовых норма<

2016-09-17 429 Обсуждений (0)
Примерный перечень вопросов, выносимых на государственные экзамены 2 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Примерный перечень вопросов, выносимых на государственные экзамены 2 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (429)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)