Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы (источники) права



2016-09-17 426 Обсуждений (0)
Формы (источники) права 0.00 из 5.00 0 оценок




В науке теории права чаще оперируют понятием «форма (источник) права» в узком или формально-юридическом (формально-логическом, формальном) смысле. В таком понимании источник (форма) права – это государственно-официальные способы выражения и закрепления норм, придания общим правилам общеобязательного, юридического значения. В формально-логическом смысле источники, или формы права, это конкретные способы закрепления (выражения) и существования норм права. Виды источников права:

· правовой обычай;

· правовой прецедент;

· нормативный правовой акт;

· правовая доктрина;

· нормативный договор;

· общие принципы права (выделяют не все ученые);

· религиозные тексты.

Правовой обычай – форма закрепления нормы права, сложившаяся с течением времени вследствие имевшей место единообразной практики субъектов права. Обычай носит неписаный характер.

Правовой (юридический) прецедент(судебный или административный) – решение правоприменительной инстанции (например, суда), юридически обязательное впоследствии при рассмотрении аналогичных дел. Правовой прецедент широко применяется в странах англосаксонской системы права, где составляет существенную часть всей нормативной базы. Правовые прецеденты могут быть созданы не всеми правоприменительными органами, такое право специально делегировано. Как правило, это высшие судебные органы.

Правовая доктрина – труды авторитетныхученых-юристов. Несмотря на то, что доктрина имеет большое значение для развития правовой науки, она редко рассматривается как источник права.

Нормативный договор – соглашение сторон, содержащее наряду с обязательствами сторон, еще и нормы права. От нормативного правового акта нормативный договор отличается тем, что последний заключается сторонами, не находящимися в подчинении по отношению друг к другу.

Общие принципы права – правовые универсальные императивные нормы, выражающие основное содержание и направленность системы права. Общеправовые принципы права применяются практически во всех правовых системах. При отсутствии в законе конкретного юридического предписания, а также правового обычая или прецедента правоприменительные органы часто ссылаются на общеправовые принципы.

Нормативный правовой акт – письменный документ, устанавливающий норму права, вводящий ее в действие и адресованный субъектам права. Данное определение является общенаучным. В Республике Беларусь действует Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», который определяет нормативный правовой акт как «официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение» (ст. 1 Закона).

Признаки нормативного правового акта:

· официальный письменный документ,

· установленная форма,

· содержит общеобязательные правила поведения,

· рассчитан на неопределенный круг лиц,

· рассчитан на неоднократное применение и др.

Важно отличать от нормативных правовых актов такой источник права как нормативный договор. Например, международные договоры, хоть и ратифицируются зачастую путем принятия соответствующего закона, но сами не являются нормативными правовыми актами.

Согласно подходу белорусского законодателя нормативный правовой акт – это то же самое, что и акт законодательства. Законодательство, в свою очередь, это система нормативных правовых актов Республики Беларусь.

Реквизиты нормативного правового акта:

· вид акта,

· название,

· дата,

· место принятия (издания),

· регистрационный номер,

· подписи упролномоченных лиц.

Структурные элементы нормативного правового акта:

· преамбула,

· разделы,

· главы,

· статьи,

· пункты,

· подпункты,

· части,

· абзацы.

Классификации нормативных правовых актов:

· по юридической силе (законы и подзаконные акты; конституция и подконституционные акты),

· по отраслям права (гражданские, уголовные, административные и др.),

· в зависимости от объема и характера действия (общие, ограниченные, чрезвычайные),

· по срокам действия (постоянные и временные).

Виды нормативных правовых актов в Республике Беларусь в зависимости от их формы:

· закон (конституция, программные, конституционные, кодекс).

· решение референдума,

· декрет,

· директива,

· указ,

· постановление,

· регламент,

· инструкция,

· правила,

· устав,

· решение и др.

В Беларуси согласно законодательству есть еще законодательные акты, к ним относятся Конституция (Основной Закон) Республики Беларусь, законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь. Важно не путать понятия «акт законодательства» и «законодательный акт», т.к. это не синонимы, первой понятие включает в себя второе.

Традиционно в науке теории права выделяют такие виды пределов действия нормативных правовых актов: во времени, в пространстве, по кругу лиц.

Действие нормативных правовых актов во времени. Вступление нормативного правового акта в силу возможно:

· с момента принятия акта или его опубликования (промульгации);

· по истечении определенного срока после принятия или опубликования (в соответствии со ст. 104 Конституции Республики Беларусь законы вступают в силу через 10 дней после опубликования, если иной порядок не указан в самом законе);

· ретроспективно – закон имеет обратную силу (действие акта распространяется на период, предшествовавший его принятию). В некоторых случаях это прямо запрещено, как если акты устанавливают юридическую ответственность.

Прекращение действия акта возможно:

· в связи с истечением срока действия, если он был принят на определенный срок;

· наступлением события, указанного в акте (принятие другого акта, вступление в силу международного договора и т. п.);

· вследствие прямой отмены или признания утратившим силу, в том числе признания неконституционным в установленном порядке.

Переживание закона – ситуация, когда отмененный в установленном порядке акт продолжает действовать.

Действие нормативного правового акта в пространстве.Акт распространяет свое действие на территорию государства, к которой относятся: часть земного шара, в т.ч. суша и ее недра, воды и воздух, которая находится под суверенитетом данного государства и в пределах которой оно осуществляет свою государственную власть. К территории государств относят также военные и воздушные суда под государственным флагом, космические объекты под государственным флагом, территории консульских и дипломатических учреждений данного государства.

Действие нормативного правового акта по кругу лиц предусматривает определение категорий субъектов права, на которых распространяются действия норм данного акта. По общему правилу (вытекающему из принципа суверенности государств) нормативные правовые акты действуют на всех лиц в пределах юрисдикции государства, включая его граждан, апатридов (лиц без гражданства), бипатридов (лиц с двойным гражданством), юридических лиц, иностранцев.

Круг лиц, на которых распространяется нормативный правовой акт, обычно указан в самом акте. Физические лица могут классифицироваться по различным основаниям: возрасту (например, по общему правилу уголовная ответственность наступает с 16 лет), социальному статусу (пенсионеры, студенты), полу и т. п. Следует помнить, что дискриминация по расовым, религиозным, гендерным и иным основаниям находится под общеправовым запретом.

Правотворчество

Правообразование – это протекающий в настоящее время процесс развития права (формирования правовых норм), одним из этапов которого является правотворчество.Правотворчество – этап процесса правообразования, результатом которого является право в определенных формах, процесс создания юридических источников права.

Понятие «правотворчество» традиционно рассматривается в узком смысле, т.е. как деятельность уполномоченных государственных органов, направленная на подготовку, издание и совершенствование нормативных правовых актов. Белорусский законодатель использует термин «нормотворческая деятельность» и «нормотворческий процесс».

Факторы правотворчества:

· Политические

· Экономические

· Социальные

· Национальные

· Идеологические

· Внешнеполитические

· Организационно-волевые и др.

В литературе выделяют следующие принципы правотворчества:

· демократизм – выявление и учет воли народа при издании нормативно-правовых актов;

· законность – соблюдение процедуры принятия нормативно-правового акта, то есть учет последовательности правотворческого процесса;

· научность – учет социологических и статистических данных, экспертиз ученых и т. п.;

· исполнимость – необходимость учета финансовых, кадровых, организационных, юридических условий, наличие которых позволяет нормативному правовому акту быть реализованным;

· строгая дифференциация правотворчества(субординация) – каждый субъект правотворчества обязан принимать нормативные правовые акты в рамках своей компетенции, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь,

· гласность;

· профессионализм;

· планирование;

· техническое совершенство принимаемых актов и др.

Принципы правотворчества (легальный подход, ст. 7 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З«О нормативных правовых актах Республики Беларусь»):

· конституционности;

· соответствия актов нижестоящих государственных органов (должностных лиц) актам Главы государства и вышестоящих государственных органов;

· приоритета общепризнанных принципов международного права;

· защиты прав и свобод, законных интересов граждан и социальной справедливости;

· научности;

· системности и комплексности правового регулирования общественных отношений.

В зависимости от способов установления правовых норм выделяют:

· непосредственно правоустановительную деятельность (субъект правотворчества самостоятельно формулирует нормы права и их устанавливает),

· санкционирование (субъект правотворчества придает юридическую силу обычаям, корпоративным и иным неправовым нормам).

Формы правотворчества целесообразно классифицировать в зависимости от субъектов, устанавливающих правовые нормы:

· непосредственное государственное правотворчество,

· непосредственное правотворчество народа (референдум),

· санкционированное негосударственное правотворчество,

· совместное правотворчество государственных и негосударственных субъектов.

Способы правотворческой деятельности традиционно выделяют в зависимости от источника права, в которой закрепляется правовая норма:

· путем принятия (издания) нормативных правовых актов (законотворчество, подзаконное нормотворчество),

· создания юридического прецедента (судебного, административного),

· заключения нормативного договора (договорное правотворчество) и т. д.

В зависимости от уровня правотворчество может быть:

· международным,

· национальным,

· местным,

· локальным.

Иногда выделяют региональный уровень международного правотворчества. Применительно к государствам с федеративной формой устройства можно выделять региональный уровень национального правотворчества.

Законотворчество–специальная деятельность компетентных органов, в результате которой приобретает юридическую силу, вступает в действие закон.

Законодательный процесс относится лишь к процедуре создания лишь законов. Он включает в себя следующие стадии:

1. законодательная инициатива (внесение законопроекта в законодательный орган); в Республике Беларусь ею обладают всего 5 субъектов:

§ депутаты Палаты представителей Национального собрания (лично),

§ Совет Республики Национального собрания (вся палата в целом),

§ Президент,

§ Правительство,

§ граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч.

Стадия законодательной инициативы заканчивается внесением в законодательный орган проекта закона.

2. обсуждение законопроекта; сначала происходит в Палате представителей (по общему правилу – 2 чтения; срок не установлен), затем – в Совете Республики (не более 20 дней).

3. официальное принятие закона (три этапа – принятие Палатой представителей, одобрение Советом Республики, подписание Президентом, который обладает правом отлагательного вето), законопроект становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты;

4. опубликование закона и введение его в действие; законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10 дней после опубликования, если в законе не установлен иной срок.С 1 июля 2012 года единственным источником официального опубликования нормативных правовых актов, в том числе и законов, зарегистрированных в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, является Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь – основной государственный интернет-ресурс в области права и правовой информатизации – pravo.by. Датой официального опубликования правового акта считается дата его размещения на портале. Кроме того, указанные правовые акты могут быть обнародованы (опубликованы) в сборнике правовых актов «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь» и газете «Звязда» – законы Республики Беларусь на белорусском языке, в газете «Народная газета» – законы Республики Беларусь на русском языке. Обнародование (опубликование) правовых актов в указанных печатных изданиях не является официальным.

Стадии нормотворческой деятельности (легальный подход, ст. 39 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З«О нормативных правовых актах Республики Беларусь»):

1. планирование нормотворческой деятельности (оно включает в себя разработку государственных программ подготовки проектов нормативных правовых актов, ежегодных планов подготовки законопроектов, ежегодных планов подготовки иных нормативных правовых актов);

2. нормотворческая инициатива;

3. подготовка проекта нормативного правового акта;

4. принятие (издание) нормативного правового акта;

5. включение нормативного правового акта в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь;

6. опубликование нормативного правового акта.

Стадия подготовки проекта нормативного правового акта может состоять из подстадий (ст. 47 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З«О нормативных правовых актах Республики Беларусь»). Среди них:

1. рассмотрение нормотворческого предложения и принятие решения по подготовке проекта;

2. организационно-техническое и финансовое обеспечение его подготовки;

3. сбор необходимых материалов и информации;

4. разработку концепции проекта;

5. составление текста проекта;

6. согласование проекта;

7. проведение юридической и иных необходимых экспертиз.

 

Реализация права

Любые нормы права, чтобы не остаться «книжным или мертвым правом» призваны быть реализованными.

Реализация права (норм права) – это деятельность субъектов права по воплощению юридических предписаний в своих правомерных действиях.

«Реализация права» и «правонарушение» - несовместимые понятия. Если субъект реализует норму права, то это правомерное поведение, а при неправомерном поведении субъект нарушает норму права.

По характеру правореализующих действий обычно выделяют четыре формы реализации норм права:

1) соблюдение;

2) исполнение;

3) использование;

4) применение.

Первые три формы еще называют непосредственной реализацией, когда субъект своими действиями (поведением) реализует конкретную норму права. Это самая простые формы, т.к. их может осуществлять субъект права самостоятельно. Четвертая относится к так называемой опосредованной реализации, при которой права и обязанности субъекта возникают не в силу его собственного поведения, а как результат деятельности соответствующего государственного органа.

Соблюдение – это форма реализации норм права, при которой субъекты права воздерживаются от совершения запрещенных правом действий. Соблюдаются запреты.

Исполнение – это форма реализации, при которой субъекты права совершают активные действия по осуществлению своих юридических обязанностей. Исполняются обязанности.

Использование – это форма реализации, при которой субъекты праваосуществляют свои субъективные права в виде дозволений и правомочий, т.е. по своему усмотрению поступают определенным образом, отказываются от определенного поведения либо требуют определенного поведения от обязанных лиц. Используются права.

Применение права – это активно-властная деятельность компетентных государственных органов по решению в рамках правовых норм конкретных дел, завершающихся изданием специальных правовых актов.

Применение права (правоприменение, правоприменительная деятельность) – это деятельность уполномоченных субъектов (государственных органов и должностных лиц) по принятию специальных решений в целях возникновения, изменения и прекращения правоотношений на основе норм действующих норм права.

Основаниями правоприменительной деятельности являются:

1. Когда реализация права изначально предполагает участие компетентного органа или должностного лица в качестве обязательного условия выполнения правовых предписаний.

2. Отношения субординации (должностного подчинения), при которых любое указание или поручение, данное руководителем подчиненному в рамках трудовой или служебной деятельности, - это применение права.

3. В случае необходимости разрешения юридического конфликта (спора о праве).

4. При применении мер государственного принуждения (в частности, мер юридической ответственности).

5. Для официального установления (признания) либо регистрации наличия или отсутствия юридического факта.

Особенности правоприменительной деятельности:

1. детально регламентируется действующим законодательством,

2. субъектами правоприменения выступают только государственные органы и должностные лица

3. устанавливаемые правоприменительным актом конкретные права и обязанности субъектов права основываются непосредственно на нормах права, зафиксированных в источниках права (нормативных правовых актах и иных)

4. принципы правоприменения– этопринципызаконности, обоснованности и справедливости.

Правоприменительная деятельность представляет собой сложный процесс (процедуру), состоящий из ряда взаимосвязанных стадий.

Основные стадии правоприменительного процесса:

1. установление и исследование фактических обстоятельств дела;

2. выбор нормы права;

3. толкование нормы права;

4. вынесение решения по делу;

5. доведение решения до сведения заинтересованных лиц;

6. исполнение решения.

Правоприменительный акт (акта применения норм права, индивидуальный акт, индивидуально-правовой акт) – официальный документ, изданный компетентным государственным органом (должностным лицом) в пределах его компетенции с соблюдением установленной процедуры, рассчитанный на однократное применение и заранее определенный круг лиц.

Признаки правоприменительного акта:

1) носит разовый характер.

2) носит индивидуализированный, персонифицированный характер (в нем всегда указаны ФИО субъекта – адресата правоприменения).

3) является юридическим фактом либо элементом юридического состава.

4) обладает юридической силой (он обязателен на всей территории государства, но (и это отличие от юридической силы нормативных правовых актов) в отношении конкретных лиц).

Структура правоприменительного акта:

1) Вводная часть, в которой содержатся наименование акта, место и дата принятия, наименование органа или должностного лица, которое принимает решение, по какому делу.

2) Описательная часть, в которой описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия.

3) Мотивировочная часть, включающая в себя анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию, ее обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель.

4) Резолютивная часть, в которой содержится формулировка решения по делу.

Отличием правоприменительного акта от нормативного правового акта является то, что нормативные правовые акты имеют общеобязательный характер, а правоприменительный акт – строго индивидуален.

Виды правоприменительных актов:

1. Устные, конклюдентные и письменные;

2. По форме (указы, приказы, приговоры, решения, постановления и т.д.)

3. По субъекту (судебные, административные и т.д.)

4. и др.

Актами применения права не являются те официальные документы, которые хотя и имеют юридическое значение, но непосредственно не порождают правоотношений (дипломы, официальные справки, доверенности, квитанции, накладные, платежные поручения, дипломы, аттестаты, грамоты, удостоверения личности и т.д.).

Реализацию права усложняет наличие пробелов в законодательстве и коллизий нормативных правовых актов.

Пробелы в законодательстве – это отсутствие правовых норм, регулирующих общественные отношения, необходимость регулирования которых обусловлена сущностью и содержанием действующей правовой системы государства, принципами и нормами международного права.

Устранение пробела возможно только в ходе правотворческой деятельности, в результате которой устанавливается недостающая норма права. При выявлении пробелов в нормативных правовых актах нормотворческие органы (должностные лица), принявшие (издавшие) эти акты, обязаны внести в них соответствующие дополнения или изменения, устраняющие пробелы.

До внесения соответствующих изменений и (или) дополнений преодоление пробелов может осуществляться путем использования институтов аналогии закона и аналогии права.

Аналогия закона – применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм законодательства, регулирующих данные общественные отношения, норм законодательства, регулирующих сходные общественные отношения.

Аналогия права – применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм права, регулирующих не только данные, но и сходные общественные отношения, общих начал, смысла законодательства, общих принципов права и принципов конкретных отраслей права.

Применение институтов аналогии закона и аналогии права запрещается в случае привлечения к ответственности, ограничения прав и установления обязанностей.

Коллизия нормативныхправовыхактов– противоречие (несоответствие) норм действующих нормативныхправовыхактов, регулирующих одни и те же общественные отношения.

Коллизии нормативных правовых актов бывают:

· временные

· пространственные

· содержательные

В случае коллизии между нормативными правовыми актами субъекты правоотношений обязаны руководствоваться нормой акта, обладающего более высокой юридической силой.

В случае коллизии между нормативными правовыми актами, обладающими равной юридической силой, и если ни один из них не противоречит акту с более высокой юридической силой, действуют положения акта, принятого (изданного) позднее.

В случае коллизии между общей и специальной нормой, необходимо применять специальную правовую норму.

 

Толкование права

Толкование права можно определить как процесс познания права, состоящий в уяснении и разъяснении смысла и содержания его норм в целях правильного и единообразного их реализации. Чаще всего толкование права – это деятельность компетентных государственных органов и отдельных лиц по разъяснению ими действительного содержания норм.

Критериями классификаций толкования права на виды обычно выступают:

· субъект толкования,

· объем толкования,

· способ толкования.

Виды токования по субъекту:

1. официальное

1.1 аутентическое и легальное (делегированное),

1.2 нормативное и казуальное

2. неофициальное толкование:

2.1 научное (теоретическое),

2.2 профессиональное (практическое),

2.3 обыденное.

Официальное толкование права дается специально уполномоченными на такую деятельность субъектами, т.е. компетентными субъектами, и является обязательным для тех субъектов, кому адресовано.

Казуальное толкование права связано с разъяснением смысла юридической нормы применительно к конкретному единичному делу. Такое толкование преимущественно осуществляется судебными или правоприменительными органами в связи с рассмотрением конкретных дел (толкование кассационной инстанции).

Нормативное официальное толкование дается неопределенно широкому кругу субъектов и имеет обязательное значение во всех случаях для всех дел, связанных с применением толкуемой нормы. Чаще всего оно оформляется в виде специальных письменных официальных актов толкования права. Нормативное толкование права –это важнейший способ разрешения коллизий правовых актов.

Нормативное толкование тоже делится на две разновидности – аутентическое толкование и легальное толкование.

Аутентическое толкование дается субъектам, которые сами создали норму (примечание к статье закона).

Легальное (делегированное) толкование осуществляется субъектами, которые не уполномочены принимать законодательство, но в компетенцию которых входит толкование законов других органов (разъяснения высшими судебными органами, напримерКонституционным Судом Республики Беларусь по предложениям Президента Республики Беларусь дается официальное толкование декретов и указов Президента Республики Беларусь, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан).

Неофициальное толкование права – такое разъяснение правовых предписаний, которое исходит от субъектов, специально не уполномоченных на такую деятельность, не имеющее обязательное значение. Отличительным признаком является то, что оно дается в произвольной форме.

Различают три вида неофициального толкования права:

· обыденное,

· профессиональное,

· научное.

Обыденное толкование дается любым человеком, любым субъектом, опирающимся на свой жизненный опыт, который часто не имеет юридического познания и практики.

Профессиональное толкование, основанное на глубоких юридических познаниях, дается юристами-практиками (следователи, судьи, адвокаты). По форме своей может быть письменным и устным.

Научное (доктринальное) толкованиедается учеными-юристами, специалистами в области юриспруденции, может быть изложено в разной форме – монографии, заключении, статьи, выступлений и т.п. Иногда оно может совпадать с профессиональным толкованием (например, толкование нормы судьей Конституционного суда, имеющим научные степень и звание).

Вид (способ) толкования по объему признан выяснить соотношение между текстуальными выражениями правовой нормы и ее действительным содержанием. Иными словами, он нацелен на выявление соотношения «духа» и «буквы» закона.

Выделяют также толкование содержания права по объему:

· адекватное,

· распространительное,

· ограничительное.

Адекватное (буквальное) толкованиеимеет место в случаях, когдасодержание разъясняемого правового предписания совпадает с его текстуальным выражением. Буквальное толкование - основной и наиболее распространенный вид толкования.

Расширительное (распространительное) толкование - результат толкования, когда действительное содержание нормы права уже ее текстуального выражения. При расширительном толковании действительное содержание правовой нормы шире ее текстуального выражения (словесной формулировки).

В результате ограничительного толкования действительное содержание правовой нормы интерпретируется уже, чем ее текстуальное выражение. Ограничительное толкование - результат толкования, применяемый в тех случаях, когда действительное содержание нормы сформулировано шире ее текстуального значения.

Не допускается:

1. распространительное толкование исчерпывающих "закрытых" перечней;

2. ограничительное толкование "открытых" перечней;

3. распространительное толкование санкций;

4. распространительное толкование положений, составляющих исключение из общего правила;

5. распространительное и ограничительное толкование терминов, определенных внормативных правовых актов.

Способы (приемы) толкования права бывают разными:

· филологическое (языковое, грамматическое, синтаксическое),

· систематическое,

· логическое,

· историческое (историко-политическое),

· специально-юридическое (юридико-терминологическое).

Филологический (грамматический, языковой) способ толкования представляет собой уяснение смысла правовой нормы на основе анализа текста какого-либо нормативного акта. Такое толкование предполагает, прежде всего, выяснение значения отдельных слов, как в общеупотребительном, так и в терминологическом смысле. Необходимо понять тот смысл слова (как лексической единицы), какой вкладывал в него законодатель. Зачастую такое толкование дается с учетом правил грамматики и синтаксиса.

Систематическое толкование (по сути системной толкование) – это уяснение содержания правовых норм в их взаимной связи, с их местом и значением в данном нормативном акте, институте, отрасли права в целом.Данный способ толкования предопределяется внутренними свойствами права, его системностью.

Логический способ толкования основывается на применении принципов, правил, законов логики (прежде всего – формальной). При таком способе толкования норм права законы логики используются самостоятельно, обособленно от остальных способов. Здесь исследуется логическая связь отдельных положений закона с правилами логики. Анализу подвергаются не сами по себе слова, как при грамматическом толковании, а обозначаемые ими понятия, явления и соотношения их между собой.

Историко-политический способ помогает выявить смысл правовой нормы, обращаясь к истории ее принятия, целям и мотивам, обусловившим введение ее в систему правового регулирования. Этот способ толкования позволяет анализировать также источники, находящиеся вне права: материалы обсуждения и принятия проектов нормативных актов, первоначальные проекты, материалы всенародного обсуждения, различные выступления, мнения и т.д.

Специально-юридическое толкование основывается на профессиональных знаниях юридической науки и законодательной техники. Оно предусматривает исследование технико-юридических средств и приемов выражения воли законодателя. Оно раскрывает содержание юридических терминов, конструкций и т.д. Это обусловлено тем, что в области законодательной стилистики существует свой язык законов как особый стиль речи и в связи с этим имеются термины и конструкции, специфичные для законотворчества.

Акты толкования (интерпретационные акты) – это правовые акты компетентных государственных органов, содержащие результат официального толкования; это официальные документы субъекта, изданный им в пределах своей компетенции, с соблюдением установленной процедуры, в целях разъяснения норм изданных ранее нормативных правовых актов и не содержащий новых норм права.

 



2016-09-17 426 Обсуждений (0)
Формы (источники) права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы (источники) права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (426)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)