Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Результаты исследования по опроснику Басса- Дарки



2016-09-17 19882499 Обсуждений (0)
Результаты исследования по опроснику Басса- Дарки 5.00 из 5.00 7956 оценок




В бланке ответов испытуемых ответы с 1 по 12 – девочек, с 13 по 20 – мальчиков. Ответ «да» обозначен «+», ответ «нет» обозначен «-».

Бланк ответов испытуемых (Таблица 1)

+ - + - - - + - + - + - + - + - + - + +
+ - + + + - - - + + + + - + - + - + - +
+ + - + + + + + + - - - - - - + + + + +
- + - + - - - - - - - + - + - + - + - -
- + + + + + + + + + + + - - - - + + + -
- - - - - - + + - + + + + + - - + - - -
+ - - - - - + + - + + + + + - - + - - -
- - - - - - + + - + - + + + + - + - - -
- - - - - - + + - + - - + + + + - - - -
+ + + + - - + + - + - - + + + - - - - -
+ + + + - - + + + - + + + + + + + + + -
+ + + + - - - - + - - - - - - - - + + -
- - - + - + - - + + - - - - + - - + + -
- - + + - + - + + - - - - - + - - + + -
- - - + - + - + - + - - + - + - + - + -
+ + + + - + - + - - - - + - + - + - + -
+ + - + + + - + - + - - + - + + + + + -
+ + + + + + - + - - - - - - + - + - + -
+ + - + + + - + - + + - - - + - - - + -
+ - + + + - - - - - + + + - + - - + + +
+ - - - + - - - - + + - + - + - - + + +
- - + - + + + + + + + - + - + - - - + +
- - - - - - - - - + - - + - + + - - + +
- - + - - - - - - - - - - - + + - - + -
- - - + - + - - - - - - - - - + + - - -
- + - + - - - - - + - - - - - + + - - -
- + - - + - - - - + - - - - - + + - - -
- + - - + - - - - + - - - - - + + - - -
+ - + - + - - - - - - - - - - + - - -  
+ + + + + + - + - + + + + - + + + - - +
+ - + + + + - - + - + + - - + - - - +  
+ + + - + + - - + - + + - - + + + - +  
+ - + - - + + + - + - - + - - + + - - +
+ + + - - + + + - + - - - - - + - - + +
+ - - - - + + + - + - - - - - + - - + +
+ + - - - - - + - + + + + + - + - - + +
+ + - - - - - + - - - - - + - + - - + -
- + - - - - - + - - + - - + - + - - + -
- - - - - - - + - - + - - + - + - - + -
- - + + - - - + - - + - - + - + - + + +
- + - - - - - + - - + - - + - + + + + +
- + + - - - - + - - - - - - - + + + + +
+ + - + + + + + - - + - - - - + + + + +
- - - + + + + + - + + - - - + + - + + -
+ - + - - - + - + + - - - + + - + + -  
+ - - - + - - + - + - + + - + + - + + -
- - + - + - - + - + - - + - + + - + + -
+ + - - + - - + - + + + + - + + - + + -
- + + - + - - + - - - - - - + - - + + -
+ + - - + - - + - - + + + + + + - + - -
- + + - + - - + - - + - - + + + + - +  
+ - + + + + + - - + - - + + + + + - +  
+ + - + + + + - - + - + + + + + + - +  
- + + + + + - - + - - + + + + + - +    
- + - + + + + + - - + - + + + + - + - +
+ - + - + - - + - - - + - + + + - + - +
+ + - - + - - + - - - + + + + + - + - +
- - + - - - - + - - + + - + + + + + - +
+ - - - - - - + - + - + - + + + - + - +
- - + - - + + - + + + - - + + + + + - +
+ - - - - + + - + + - - + + + + + + - +
- + - - - + + - + + + - + - + + + + - +
+ + + + - + + - - + - - + - + + + + - -
- + - + - - + - - + + + + - + - + + +  
+ + + + - + + - + + + + + + + + - + + +
- - - + + - + + + + - + + - + + + + + -
+ + + + + + + + + + - + - + + + + - + +
- - - + + + + + + - - + - + + + + - + +
- + + + - - + + + - - + - - + + - + +  
- - - + + - + + + - - + - - + + + + + +
- - + + - + + + + - + + + - - - + - - +
+ + - + + + + + + - - + - - - - - + + +
+ + + + + + + + + - - + - - - + + - + -
+ + - - - - + + + - - + - - - + + + + +
+ + + + + + + + + - - - - - - - - - - -

Теперь распределяю по восьми шкалам ответы испытуемых.

 

Распределение по шкалам ответов испытуемых (Таблица 2)

Шкала агресс — ти
Физическая
Косвенная
Раздражение
Негативизм  
Обида
Подозрительность
Вербальная
Чувство вины

Опираясь на таблицу 2, определяю средний балл среди девочек и среди мальчиков по каждой шкале отдельно.

Средний балл по шкалам (Таблица 3)

Шкала агресс-ти Девочки Мальчики
Физическая 4,91 6,00
Косвенная 5,08 4,75
Раздражение 5,66 5,25
Негативизм 1,91 1,87
Обида 3,41 3,75
Подозрительность 5,58 6,25
Вербальная 6,16 7,00
Чувство вины 4,00 5,62

По данным таблицы 3 выстраиваем график из полученных средних баллов.

Диаграмма средних балов (График 1)

 

Проведенная количественная обработка по шкалам выявила следующие тенденции: Из графика 1 видно, что в меньшей степени преобладает негативизм, как у мальчиков, так и у девочек. Это говорит о том, что подростки испытуемые не готовы к активной борьбе против установившихся обычаев и законов в обществе. А на первом месте стоит шкала вербальной агрессии. Это говорит о том, что учащиеся привыкли выражать свои негативные эмоции и чувства через такую форму поведения, как крики, ругательства, угрозы и т.п., что очень часто встречается в большинстве средних школ среди старшеклассников (со слов педагогов, сверстников, родителей и прочего окружения). Также можно увидеть, что есть существенное различие в шкале чувства вины. Оказывается, мальчики в большей степени осознают собственную вину. Но можно трактовать это по другому: может быть, мальчиков мучают угрызения совести в большей степени, чем девочек потому, что мальчики более «отважны» в осуществлении плохих поступков и таких поступков у них больше, чем у девочек.

По уже имеющимся данным в таблице 2, вычисляем индекс враждебности (шкала обиды + шкала подозрительности), индекс агрессивности (шкала физической агрессивности + шкала раздражения + шкала вербальной агрессивности). Затем вычисляем норму враждебности (индекс враждебности — шкала вербальной агрессивности + шкала раздражения) и норму агрессивности (индекс агрессивности + шкала негативизма).

Индекс враждебн
Шк.обиды
Шк.подоз-рительн.
Индекс агрес-ти
Шк.физич. агрес-ти
Шк.раздра-жения
Шк.вербагрес-ти
Норма враждебн
Индекс враждебн 8- 7- 11- 7- 10- 9- 5- 13- 5- 11- 15- 7- 6- 11- 13- 10- 8- 12- 11- 9-
Шк.верб. агрес-ти 6+ 4+ 6+ 5+ 6+ 8+ 6+ 6+ 4+ 8+ 8+ 7+ 9+ 8+ 7+ 7+ 7+ 5+ 6+ 7+
Шкала раздраж.
Норма агрес-ти
Индекс агрес-ти 17+ 19+ 11+ 16+ 22+ 21+ 15+ 16+ 12+ 16+ 20+ 16+ 19+ 15+ 17+ 21+ 17+ 19+ 17+ 21+
Шкала негатив.  

Таблица вычисления индекса и нормы враждебности и агрессивности (Таблица 4)

По данным таблицы 4 построим график распределения нормы враждебности и нормы агрессивности по каждому испытуемому.

График нормы враждебности и нормы агрессивности (График 2)

Из графика 2 видно, что норма агрессивности значительно выше, чем норма враждебности у всех испытуемых. Это говорит о том, что учащиеся средней школы подсознательно не настроены на враждебное отношение к своим сверстникам, педагогам, родителям и прочему окружению. Значит вспышки агрессии вызываются различными сопутствующими факторами в той или иной сложившейся ситуации.

Благодаря опроснику Басса – Дарке можно сделать вывод, что у испытуемых преобладает инструментальная агрессия (проявляющаяся под действием каких-либо факторов, под контролем сознания, так и вне его) в совокупности с эмоциональными переживаниями: гнев, угрозы и т.п. Подростки не преследуют цель действовать агрессивно, «просто так приходится поступить».

3.2 Результаты исследования ПДО и код расшифровки

Результаты обследования определяются с помощью кода. Этот код составлен на основании статистически достоверных выборов для подростков, определенного по клинической оценке. Буквенные символы кода соответствуют баллам в пользу соответствующих типов: Г — гипертимный, Ц — циклоидный, Л — лабильный, А — астено-невротический, С — сенситивный, П — психастенический, Ш — шизоидный, Э — эпилептоидный, И — истероидный, Н — неустойчивый, К — конформный.

Пропуск в графах, где проставлены баллы, означает, что данный выбор является неинформативным.

Сдвоенные и строенные буквенные символы (например АА в выборе № 5 на тему «Самочувствие» в 1–м исследовании, ШШШ в выборе № 3 на тему «Отношение к одиночеству» во втором исследовании) означают, что за этот выбор начисляется два или три балла в пользу соответствующего типа. За один выбор могут начисляться баллы в пользу двух или более типов (например, ГН на выбор 1 на тему «Настроение» в первом исследовании означает, что 1 балл начисляется в пользу гипертимного, а 1 балл — в пользу неустойчивого типов).

Кодом предусмотрены следующие дополнительные показатели:

О — негативное отношение к исследованию; Д — диссимуляция действительного отношения к рассматриваемым проблемам и стремления не раскрывать черты характера; Т — откровенности; В — черт характера, встречающихся при органических психопатиях; E — отражения в самооценке реакции эмансипации; d — психологической склонности к делинквентности (только для подростков мужского пола); М — черт мужественности; Ф — черт женственности в системе отношений.

Кроме того, на основании числовых баллов в теме «Отношение к спиртным напиткам» может быть дана оценка психологической склонности к алкоголю (шкала VI).

Варианты ответов испытуемых были проставлены соответственно 5 -1, 16-2, 18-3.

Собрав бланки ответов и регистрационные листы испытуемых, проверила не проставлено ли в какой-либо графе более трех номеров выборов и отказов 7 и более. Таковых не оказалось. Испытуемые поняли инструкцию к проведению опросника.

Бланки ответов испытуемых я не стала приводить в своей работе, а решила перейти к интерпретации полученных данных по портативному код расшифровки, где перечисляются только номера выборов, за которых начисляются баллы по разным шкалам: в первой таблице за первое исследование (наиболее подходящие выборы), во второй — за второе исследование (наиболее отвергаемые выборы).

Портативный код расшифровки (Таблица 5)

Тема Первое исследование Второе исследование Тема Первое исследование Второе исследование
Самочувствие А ГММ Ц П АА Ц ННД О d C О Настроение ГН П ЦА Ш СЛ Т О Г d О
Сон ГНММ К Аd Ц А ЛА О Э В Ц А О Пробуждение Э Т С Ф А НН d Ц О Л К ЛМ О
Аппетит Ш Т А ЛЛП СТ М Н М Ц О ЦЭМ И О Спиртные напитки +2 М+1 ГГ+2 -1 -1 С-3 +1 П СПШ-3 Цd А О Ц С-1 +2 +1 ЦЛ+2 Ф +1 И Л ОЭ
Сексуальные проблемы ННД М ТТТ ЛИ О М Ц НН КВ ИИ ЛС ГЛ О Одежда ИИ АС КФ О АВ К О
Деньги Ц ИМ ЛА О М ЭИД И О Родители П ЛЛВ Е ЕЕФ ПП М Е ШЕ Эd ОЕ К ГЛПЭ О
Друзья Д ГЦ К СС Л А О d И Д О Окружающие ММ Г В d О ЭФ С С П О
Незнакомые ЭЭ Ц ГЦ СС Г ЭЭ Г С О Одиночество И СШШ ГЭН ЛА d Ш Л О ШШ СПШШШ ЭИВ О
Будущее М ГГ П Э Ц d О О Новое Ш d ЛЭ ПШШЭ Э ИД О  
Неудачи ШВ Э И ЭЭd П К ППЭ ЭЭ В Л Ц О Приключения Г С СМ В Ф Г О СС ЭЭ ЛН О
Лидерство Ц ПП ЛС О И И О Критика ШШЕ Е НЕd Т А Е Ц Е ОЕ К Л ПП d И О
Опека ЦПМ ЭЭ ДЕ Е ЦЛ Е ИИЕФФ ЕФФФ ЕФФ ОЕ И И О Правила Е ГГЕ d Е Е d ЛФ ОЕ К С Г Л Ц ddd И О
Детство Г Д Г СС Л И ЭЭ Ц С ИИ Л Л О Школа ГЭИНН Э Ц Ф d Ц О ЭЭН И ШШdd d О
Оценка в данный момент М ТТ А ЭИ d ШИ С О Г ПП А М М О          

По бланкам ответов испытуемых (которые не представлены в моей работе из-за объёмности) и таблице 5, я вывожу полученные результаты.

 

Результаты по методике ПДО и сумма набранных баллов (Таблица 6)

Самочувствие П ННД
Настроение П  
Сон и сновидения К, ЛА Ц Аd
Пробуждение ото сна Т А Ф
Аппетит и отношение к еде Т    
Отношение к спиртным напиткам +2, Л +2, ГГ, И -1
Сексуальные проблемы ГЛ М  
Отношение к одежде АВ, КФ    
Отношение к деньгам ЭИД ЭИД, ИМ ЭИД
Отношение к родителям П, Эd, ГЛПЭ ЕФФ, ГЛПЭ К
Отношение к друзьям А, Д К, Д  
Отношение к окружающим ММ, П Г С
Отношение к незнакомым ГЦ Г С
Отношение к одиночеству ЛА СШШ  
Отношение к будущему М    
Отношение к новому ЛЭ    
Отношение к неудачам ШВ, Э К, Ц Л
Отношение к приключению и риску Ф, ЛН ЛН С
Отношение к лидерству      
Отношение к критике и возражениям Е Ц, К Т
Отношение к опеке и наставлениям ЦПМ, ИИЕФФ, И Е  
Отношение к правилам и законам Ц С Е
Оценка себя в детстве Л    
Отношение к школе Э d Ц
Оценка себя в данный момент А, М А  
Сумма полученных баллов П-5, К-2, Л-8, Т-1, А-5, Г-3, В-2, Ф-4, Э-6, И-4, Д-2, М-4, Ц-3, Ш-1, Н-1, Е-2,d-1,+2(VI) П-2, К-3, Л-2, Т-1, А-1, Г-5, Ф-2, Э-2, И-3, Д-2, М-2, Ц-3, Н-1, Е-2, С-1,d-1,+2(VI) К-1, Л-1, Т-1, А-2, Ф-1, Э-1, И-1, Д-2, М-1, Ц-1, Ш-2, Н-2, Е-1, С-4,d-1,-1(VI)

По полученным данным из таблицы 6 выстраиваем график.

 

График результатов по ПДО (График 3)

По данным графика 3 можно выявить тип акцентуации каждого испытуемого.

Испытуемый под номером один соответствует типу Лабильный: главная черта этого типа — крайняя изменчивость настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно круто от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов. От настроения момента зависит и сон, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Чувства и привязанности искренни и глубоки, особенно к тем лицам, кто сами к ним проявляют любовь, внимание и заботу. Велика потребность в сопереживании. Тонко чувствуют отношение к себе окружающих даже при поверхностном контакте. Всякого рода эксцессы избегают. К лидерству не стремятся. Тяжело переносят утрату или отвержение со стороны значимых лиц. Самооценка отличается искренностью и умением правильно подметить черты своего характера. Чрезмерная эмоциональность обычно сочетается с вегетативной лабильностью: легко краснеют и бледнеют, меняется частота пульса, величина артериального давления. Нередко наблюдается довольно выраженная инфантильность: выглядят моложе своих лет. Лгать и скрывать свои чувства не умеют: настроение всегда написано на лице. Дети почти все наделены эмоциональной лабильностью. Поэтому о данном типе можно судить, если эти черты ярко выражены у подростков.

Испытуемый под номером два соответствует типу Гипертимный: такие подростки отличаются всегда хорошим, даже слегка повышенным настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, неудержимой активностью, постоянным стремлением к лидерству. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность с неразборчивостью в выборе знакомств, в силу чего могут незаметно для себя оказаться в дурной компании, начать выпивать (обычно предпочитая неглубокие степени опьянения), пробовать действие наркотиков и других токсических средств (но пристрастия к ним в подростковом возрасте обычно не возникает). Правонарушения присущи групповые. Легко осваиваются в незнакомой и быстро меняющейся обстановке, но переоценивают свои возможности и строят чрезмерно оптимистические планы на будущее («хорошие тактики и плохие стратеги»). Неразборчивы в выборе приятелей и напарников, отчего нередко бывают преданы ими.

Плохо переносят одиночество, размеренный режим, строго регламентированную дисциплину, однообразную обстановку, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье. Стремление окружающих подавить их активность и лидерские тенденции нередко ведет к бурным, но коротким вспышкам раздражения. Не злопамятны. Легко мирятся с теми, с кем поссорились.

Разговорчивы, говорят быстро, с живой мимикой и жестами. Высокий биологический тонус проявляется всегда хорошим аппетитом, здоровым, крепким сном — встают бодрыми, отдохнувшими. Сексуальное влечение рано пробуждается и отличается силой. Быстро увлекаются, но и охладевают к сексуальным партнерам. Самооценка нередко неплохая, но часто стараются показать себя более конформными, чем это есть на самом деле. Плохо совместимы с подростками эпилептоидного типа, от представителей шизоидного, сенситивного и психастенического типов стараются дистанцироваться. Первые проявления гипертимности нередко бывают с детства: неугомонность, шумливость, стремление командовать сверстниками, чрезмерная самостоятельность.

Испытуемый под номером три соответствует типу Сенситивный: у этого типа две главные черты — большая впечатлительность и чувство собственной неполноценности. В себе видят множество недостатков, особенно во внешности и в области качеств морально-этических и волевых. Замкнутость, робость и застенчивость выступают среди посторонних и в непривычной обстановке. С незнакомыми бывают трудны даже самые поверхностные формальные контакты, но с тем к кому привыкли, бывают достаточно общительны и откровенны. Ни к алкоголизации, ни к делинквентности склонности не обнаруживают. Непосильной оказывается ситуация, где подросток оказывается объектом неблагожелательного внимания окружения, когда на его репутацию падает тень или он подвергается несправедливым обвинениям или насмешкам. Самооценка отличается высоким уровнем объективности. При этом типе нередко бывает ярко выражена реакция гиперкомпенсации — стремление преуспеть именно в той области, где таится комплекс собственной неполноценности (например, парашютные прыжки, чтобы преодолеть робость; усиленные занятия гимнастикой, чтобы исправить дефекты фигуры; стремление к общественной работе, чтобы преодолеть застенчивость и т.п.). Сенситивные черты начинают выявляться с детства робостью, застенчивостью, боязнью незнакомцев, но критическим является возраст 16–18 лет — вступление в самостоятельную социальную активность после многих лет учебы в привычном окружении сверстников. Некоторые действительные физические дефекты (например, заикание) могут способствовать заострению сенситивных черт или наслаивать их на некоторые другие типы акцентуаций (эмоционально-лабильную, психастеническую, шизоидную). Необходимость отвечать не только за себя, но и за других, может наоборот, сглаживать сенситивные черты.

Оценку графика удобно проводить в следующем порядке.

Определение конформности. Если К=0 или К=1, как у испытуемого под номером 3, то это свидетельствует о низкой конформности и даже о нонконформизме. При К=2, К=3 конформность умеренная, как у испытуемых под номерами 1 и 2; при К=4, К=5 — средняя, при К=6 и более баллам — высокая, но таковых не оказалось в моем исследовании.

Определение негативного отношения к исследованию. Величина показателя «О», равная 7 и более баллам, свидетельствует о скрытом негативном отношении к исследованию. Надежность диагностики типа при этом снижается. Но в моём исследовании испытуемые не набрали ни единого балла по этому показателю, что говорит о положительном отношении к исследованию.

Определение возможной склонности к диссимуляции. Если показатель Д превышает показатель Т на 4 и более баллов (См. график 3), то это свидетельствует в пользу возможной диссимуляции. Это снижает точность диагностики типа и практически полностью исключает правильную диагностику типов Ц и К. Сам по себе высокий показатель Д, равный 6 и более баллам, наиболее часто встречается при типе Н. в моём исследовании разница между показателем Д и Т не превышает единицы, что говорит о точности диагностики.

Определение повышенной откровенности. Если Т>Д, то это свидетельствует о повышенной откровенности. Чаще всего это встречается при типах Ц и особенно П. В моём исследовании Т<Д, что говорит о умеренной откровенности испытуемых.

Указание на возможную органическую природу психопатии и акцентуации характера. Может быть получено при помощи индекса В, если его величина равна 5 и более баллам. Высокий показатель В встречается также при типе Э. Но в моём исследовании показатель В=2 встречается только у одного испытуемого, что противоречит органической природе акцентуации характера.

Определение отражен<



2016-09-17 19882499 Обсуждений (0)
Результаты исследования по опроснику Басса- Дарки 5.00 из 5.00 7956 оценок









Обсуждение в статье: Результаты исследования по опроснику Басса- Дарки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (19882499)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)