Дж. Лондон «Мексиканец»
В. Скотт «Айвенго»
М. Рид «Всадник без головы»
Ж. Верн «Таинственный остров», «Дети капитана Гранта»
А. Конан Дойл «Голубой карбункул»
№
п/п
| №
в теме
| Тема урока
| Тип урока
| Основные виды деятельности учащихся
| Планируемые результаты
|
метапредметные
| предметные
| личностные
|
|
| Введение. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.
| Урок изучения нового материала
| Работа с учебником, работа в парах, составление пословиц, участие в игровой ситуации
| Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.
| Умение создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.
| Формирование представлений о познании как гуманистической ценности, роли книги как духовного завещания, способа познания прошлого, осмысления настоящего и будущего.
|
|
| Тема 1. Из мифологии (3 ч. + 1 ч.вн.чт.)
|
|
|
|
|
| Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.
| Урок изучения нового материала
| Сообщения, составление вопросов, выразительное чтение, работа с таблицей.
| Умение пользоваться разными видами чтения;уметь формулировать собственное мнение и позицию
| Умение осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; выразительно читать мифы, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»
| Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока
|
|
| Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер.
| Комбини-рованный урок
| Сообщения, работа с таблицей, с иллюстрациями, беседа
|
|
| «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»).Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.
| Комбини-рованный урок
| Сообщения, составление плана,выразительное чтение, работа в парах, составление таблицы.
| Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции
| Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих ценностей и их современного звучания; владение литературоведческими терминами «мифологический герой» и «персонаж»; умение вести диалог; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства
| Формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности, единстве трагического и комического, высоких чувств (патриотизм, почтение к богам) и житейского, прозаического
|
|
| Вн.чт.Мифология народов коми. Мифы народов коми «Создание мира», «Боги и люди», «Ен и Омэль»
| Урок внеклассного чтения
| Выразительное чтение, беседа.
|
|
| Тема 2. Из устного народного творчества (8 ч.+ 1 ч.р.р.)
|
|
|
|
|
| Истоки устного народного творчества, его основные виды.
Загадки. Пословицы, поговорки.
| Урок изучения нового материала
| Работа с учебником, заполнение таблицы, сообщения, конструирование загадки
| Уумение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; формировать умения осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления
| Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора; владение литературоведческим термином «загадка»; восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; формирование собственного отношения к произведениям русского фольклора, их оценка
| Формирование представлений о высших ценностях; осмысление сущности мифологических представлений, культовой, мистической и социальной роли загадки; совершенствование духовно-нравственных качеств личности
|
|
| Загадки, записанные в Вологодской губернии. Основные темы загадок. Значение загадок в жизни человека.
| Комбини-рованный урок
| Беседа, составление таблицы,экскурсия по книжной выставке.
|
|
| Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы.
| Урок изучения нового материала
| Составление плана, таблицы, лексическая работа, пересказ, работа над мини-проектом
| Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа)
| Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора; владение литературоведческими терминами «сказка», «типы сказок», «образы животных», «образ-пейзаж», «композиция волшебной сказки»; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка
| Формирование представлений об эстетических ценностях гуманизма, о красоте внешней и внутренней, справедливости, счастье настоящих людских отношений, не омраченных помыслами о знатности и богатстве, о необходимости обретения существования, достойного душевных качеств человека, о торжестве справедливости; развитие морального осознания и компетентности в решении моральных проблем
|
|
| Волшебная сказка: «Царевна-лягушка».Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках.
| Комбини-рованный урок
|
|
|
| Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты бытовых сказок и их связь с жизнью народа. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. Бытовая сказка «Падчерица».
| Урок изучения нового материала
| Составление плана, таблицы, лексическая работа, пересказ, работа над мини-проектом
| Умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно
| Умение выявлять характерные для сказок художественные приемы; формировать умение высказывать мнение о проблематике фольклорных текстов как основе развития представлений о нравственном идеале своего народа
| Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока
|
|
| Сказки народов России. Бытовая сказка «Падчерица».
| Комбини-рованный урок
| Беседа, пересказ,
иллюстрирование
| Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции
| Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора; владение литературоведческими терминами «типы сказочных персонажей», «бродячий сюжет», «народная и литературная сказка»; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов
| Формирование представлений о жизни как экзистенциальной ценности гуманизма; о трудолюбии, терпении как духовном богатстве человека; о зависти, злобе, нерадивости, стремлении к материальному как причинах духовной смерти; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
|
|
| Сказка «Перышко Финиста – Ясна сокола» как волшебная сказка (из сборника А.Н. Афанасьева, записана в Вологодской губернии). Сюжет сказки. Сказочные образы. Добрая и злая сила в сказках.
| Урок изучения нового материала
| Сообщения, беседа, работа с таблицей
| Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; формировать умение отстаивать свою точку зрения, умение создавать устные монологические и диалогические высказывания
| Умение выявлять характерные для сказок художественные приемы; формировать умение высказывать мнение о проблематике фольклорных текстов как основе развития представлений о нравственном идеале своего народа
| Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
|
|
| Сравнение русской народной сказки «Морозко» (записана в Никольском уезде Вологодской губернии) и коми народной сказки «Арале-дедушка».
| Комбини-рованный урок
| Беседа, пересказ,
иллюстрирование
|
|
| Р.Р. Написание собственной сказки.
| Урок развития речи
| Написание сказки
| Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; оценивать выполнение учебной задачи
| Умение создавать письменные монологические высказывания, вести диалог
| Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи
|
|
| Тема 3. Из древнерусской литературы (2 ч.)
|
|
|
|
|
| Создание первичных представлений о древнерусской литературе.
| Урок изучения нового материала
| Сообщение, составление вопросов, конструирование диалога, выразительное чтение
| Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни
| Умение осознанно воспринимать и понимать древнерусский текст; уметь анализировать текст, выбирать ключевые слова, сравнивать древнерусский язык и современный русский язык; понимать связь литературных произведений с эпохой их написания
| Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма, о проблеме народа и государства; осмысление образа коня в магических представлениях и верованиях разных народов; противопоставление Олегу волхва как представителя местного общества
|
|
| Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»).История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе; нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.
| Комбини-рованный урок
| Пересказ, сообщения, работа с текстом
| Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни
| Понимание ключевых проблем изученных произведений древнерусской литературы; владение литературоведческим термином «летопись»; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; понимание русского слова в его эстетической функции
| Формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности в процессе осмысления идеи объединения славянских племён
|
|
| Тема 4. Басни народов мира (1 ч.)
|
|
|
|
|
| Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград». Жан де Лафонтен. Краткие сведения о баснописце. Своеобразие басен Лафонтена. Басня «Лисица и виноград». Сравнение басни Лафонтена с басней Эзопа.Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.
| Урок изучения нового материала
| Беседа, выразительное чтение, составление вопросов к статье учебника, инсценирование, сообщения
| Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений мировой литературы
| Владение литературоведческими терминами «басня», «притча», «эзопов язык»; приобщение к духовно-нравственным ценностям мировой литературы; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса
| Формирование представлений об обмане как антиценности в процессе осмысления понятий «мудрость истинная и ложная»
|
|
| Тема 5. Русская басня ( 3 ч. + 1 ч. р.р.)
|
|
|
|
|
| Русские басни. Русские баснописцы XVIII – XIX веков. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. М.В.Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Случилось вместе два астронома в пиру…»
| Урок изучения нового материала
| Составление плана статьи учебника, сообщение, лексическая работа, выразительное чтение
| Умение работать в группах, задавать вопросы классу и отвечать на вопрос; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни
| Умение анализировать басню, доказывать особенности басни, объяснять отличие басни от сказки; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах
| Формирование представлений о познании как гуманистической ценности
|
|
| И.А. Крылов.Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом»и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.
| Урок изучения нового материала
| Сообщения, беседа, лексическая работа, иллюстрирование, выразит. чтение
| Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёб |