Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Природа философских проблем и эволюция предмета философии



2016-09-17 383 Обсуждений (0)
Природа философских проблем и эволюция предмета философии 0.00 из 5.00 0 оценок




Философия и мировоззрение

Мировоззрение – неотъемлемый атрибут человеческого сознания, оно составляет основание духовной жизни человека, имеет индивидуаль­но-личностный характер.

В историческом и субъективном смысле оно предшествует философ­ским знаниям.

Термин «мировоззрение» впервые стал использоваться И. Кантом и в простейшем смысле означает совокупность взглядов на мир. В разверну­том виде мировоззрение – совокупность взглядов и принципов, опреде­ляющих наиболее общее видение, понимание мира, места в нем человека, его историческое происхождение и назначение [1, с. 491]. Среди состав­ляющих элементов мировоззрения выделяют: информационную основу – обобщенные знания о мире; убеждения – эмоциональная уверенность в правоте своих взглядов; ценности – значимые для человека интересы и оценки; идеалы – мысленные образцы поведения; нормы и принципы дея­тельности – регулятивный компонент мировоззрения.

Мировоззрение классифицируется по различным признакам. По мес­ту в духовной жизни человека выделяется мироощущение – эмоциональ­но-психологический – и миропонимание – понятийно-интеллектуальный уровни мировоззрения. По степени понимания мира – жизненно практическое и теоретическое мировоззрение, по критерию всеобщности – индивидуальное, групповое (профессиональное, национальное, классовое), общечеловеческое. Однако вне личности, или на надличностном уровне, мировоззрение не существует.

Мировоззрение изменяется на протяженности жизни одного челове­ка и от эпохи к эпохе. В ходе истории цивилизации сформировались ос­новные типы мировоззрения: мифологический, религиозный, философ­ский, научный, а также современный – технократический. Подобная клас­сификация дает возможность обнаружить определенную закономерность в развитии мировоззрения, но между его историческими типами нет четких границ, в настоящее время они продолжают существовать самостоятельно, причудливо переплетаясь в сознании современного человека.

Мифология (от греч. «миф» – предание, сказание; «логос» – учение, понятие) – совокупность сказаний о богах и героях, а также система фан­тастических представлений о мире. Мифотворчество – универсальный тип мировоззрения первобытных этносов. Конкретность, эмоциональность об­разов, отождествление объективного и субъективного, синкретичность, метафоричность превратили мифологию в своеобразную символическую систему, в рамках которой воспринимался и объяснялся мир.

Мифологическое мировоззрение как таковое не свойственно совре­менному человеку, но отдельные его элементы сохранились в духовной жизни общества и личности [2].

Примитивные религиозные представления были вплетены в мифоло­гическое сознание, но со временем религия выделилась в самостоятель­ную духовную сферу. В отличие от мифологии она раздваивает мир на естественный (обыденный) и сверхъестественный (сакральный) и связана с верой в реальное существование сверхъестественного.

Э. Дюркгейм определял религию как форму коллективной жизни, которую общество навязывает человеку как социальное действие, направ­ленное на «священный объект», а священным является то, что лежит за пределами обыденного бытия.

Религиозное мировоззрение, имея в своем основании религию, включает в себя совокупность идей и представлений о сверхъестествен­ном, о мире и человеке, а также религиозные чувства и переживания, главное из которых - вера. Религия в отличие от мировоззрения имеет ре­лигиозный культ (обряды и ритуалы), особую символику - предметы и действия, в которые вкладывается сверхъестественный смысл, опирается в своей деятельности на иерархическую организацию.

Религия – неотъемлемый атрибут истории общества, но иррацио­нальное в ней приоритетно по отношению к рациональному. С развитием цивилизации возрастает потребность в рациональном действии и знании. Из этой потребности в новом типе мировоззрения возникает философия, разрабатывающая общие принципы достижения и использования рацио­нального знания.

Термин «философия» буквально означает «любовь к мудрости» (от греч. «филео» – люблю, «София» – мудрость). По свидетельству античных авторов, слово «философ» впервые употребил Пифагор, а термин «фило­софия» – Платон.

Философское мировоззрение отличается от предшествовавших аб­страктно-понятийной формой и предельно широким уровнем обобщения; теоретическим осмыслением мира; стремлением к целостности, системати­зации знаний, в том числе и научных; критическим отношением к действи­тельности.

 

Природа философских проблем и эволюция предмета философии

Как возникают философские проблемы? Чем они определяются и в чем коренятся? Почему на смену одним философским учениям приходят другие со своей особой проблематикой? Все эти и многие другие вопросы связанны со стремлением объяснить природу философских проблем, их истоки и смысл.

По вопросу о природе философских проблем можно выделить сле­дующие основные позиции:

- они возникают за пределами философии и являются отражением реального мира (Платон, Аристотель, К. Маркс, 1C Поппер);

- они не имеют реальной природы, и подлинно философских про­блем не существует (О, Конт, Л. Витгенштейн);

- они коренятся не во внешнем мире, а в самом человеке, его субъек­тивности (Н. Хайдеггер, Ж. П. Сартр).

Эти точки зрения в какой-то мере соответствуют исторической эво­люции философского знания и его предмета в обобщенном виде выражены в известном высказывании Гегеля: «Философия есть мысль своей эпохи». Философские учения с их специфичной проблематикой возникают не спонтанно, как грибы после дождя, а отражают проблемы, противоречия, достижения и трудности практической и духовной жизни своего времени. Внешний мир, преобразованный человеком, общественная жизнь во всем многообразии, практическая деятельность людей, субъективный мир чело­века, научно-технический прогресс и т. д. являются неисчерпаемым источ­ником проблем, подлежащих философскому осмыслению.

Реальная природа философских проблем отчетливо проявилась в ис­торической эволюции ее предмета, который претерпевал существенные изменения от эпохи к эпохе.

На ранних этапах существования философии философская мудрость включала в себя всю совокупность знаний о природе, космосе, человеке, что объяснялось стремлением осмыслить мир в целом и неразрывностью науки и практики. Во времена софистов и Сократа актуализировалась нравственная проблематика, что было связано с развитием афинской демо­кратии. Раздвоение античного общества на свободных и несвободных, правящую элиту и народ стимулировало идеализм Платона – учение об идеях ^абсолютных духовных сущностях, противостоящих материально­му «миру вещей», представляющему «тень», слабый отблеск «мира идей».

Аристотель был одним из первых, кто пытался выделить философию в особую область теоретического знания. По его мнению, мудрость есть «знание общего», «трудного и нелегко постижимого» (т. е. лишенное чув­ственной конкретности), знание «о сущности», «о причинах и началах».

В средние века в условии безраздельного господства религии фило­софия не могла иметь предмет вне сферы религиозного знания и была «служанкой богословия». Она изыскивала рациональные доказательства бытия Бога, пыталась решить проблему соотношения веры и знания, дава­ла теологическую трактовку проблемы универсалий.

Радикальные изменения в понимании предмета философии про­изошли в конце XVI – начале XVH вв., когда возникло экспериментальное естествознание, началось отпочкование от философской мудрости кон­кретных наук - механики, астрономии, математики, физики и т. д. В этих условиях происходит переориентация философии на разработку проблем гносеологии и методологии науки.

Ф. Бэкон, основатель эмпиризма, дает критику заблуждений челове­ческого разума, преодоление которых связывает с открытием простора для научных исследований. Он выступает против догматизма и разрабатывает индуктивный метод, использование которого в науке поможет познать природу в ее реальном бытии.

Р. Декарт разрабатывает научную методологию с позиции рациона­лизма. Критерием истины у него является познающий разум, рациональная несомненность исходных начал. Предметом философии, по мнению Декар­та, должно быть «совершенное знание», а «единым научным методом» – «универсальная математика».

Рационалистическое понимание предмета философии достигает сво­ей вершины в классической немецкой философии. И. Кант, исходя из реа­лий науки и практики своего времени, сформировал программу познания и деятельности человека: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я должен надеяться?», «Что есть человек?» и дал решение этих про­блем в своих философских сочинениях.

По мнению Г. Ф. В. Гегеля, из философии должно быть исключено эмпирическое (опытное) знание, она представляет движение чистой мыс­ли. Предметом философии является «саморазвитие абсолютной идеи», «мыслящее рассмотрение мира». Гегель создал грандиозную философскую систему, в которой воспроизводится развитие мировой культуры как про­цесс поэтапного становления абсолютного духа.

Платон, Аристотель, Декарт, Гегель и другие представители класси­ческой философии объясняли предмет философии с позиции рационализ­ма. Философия понималась как совершенное знание, теория, наука. Более того: она претендовала на роль «науки наук».

Одна из первых форм критического переосмысления классики – фи­лософия К. Маркса и его ближайших последователей. В отличие от пред­шественников К. Маркс исходил из реального основания общественной жизни - практической деятельности людей. Предметом философии, по К. Марксу, должно быть осмысление практических проблем. Философия должна изучать человека как деятельное существо в системе исторически- определенных общественных отношений. Идеи К. Маркса были восприня­ты многими русскими и западными мыслителями XX в.

В классической философии преобладали поиски предмета фило­софских размышлений «за пределами философии», в реальной действи­тельности (космологии, теологии, науке, общественной жизни, абсолют­ной духовной сущности). Подобный подход к объяснению природы фи­лософских проблем проявляется и в современной философии. Так, немец­кий философ К. Поппер (1902-1904) писал в работе «Предположения и опровержения»: «Подлинно философские проблемы всегда вырастают из проблем, возникающих вне философии, и они умирают, если эта связь прерывается» [3, с. 126].

Становление неклассической философии (середина XIX в.) было свя­зано с началом кризиса европейской цивилизации, одним из проявлений которого явилось противостояние между абстрактной классической фило­софией и научным прогрессом, научным и ненаучным знанием. Мыслите­ли XIX в. пытались объяснить причины и сущность начавшегося кризиса, тенденции его дальнейшего развития, подвергнув критике традиционные культурные ценности, в том числе и философские.

Если для классической философии при всем многообразии ее учений и систем была характерна общность понимания целей и задач философии, то неклассическая философия утрачивает единый стержень и распадается на множество школ и направлений, сосредоточенных на исследовании локаль­ных, нередко замкнутых в себе проблем. Соответственно, предмет филосо­фии дробится на изучение отдельных элементов бытия (иррациональное, отношение научного и философского знания, субъективный мир человека, понимание и интерпретация текста, анализ языковых структур и т. д.).

Позитивистская философия от О. Конта до Л. Витгенштейна утвер­ждала, что традиционные философские проблемы не имеют реальной при­роды, это – «псевдопроблемы», и функцией философии должна быть раз­работка общенаучных методов, систематизация научных знаний или логи­ческий анализ языка. По мнению Л. Витгенштейна, «подлинно философ­ских проблем не существует, и задача философа заключается в разоблаче­нии и устранении языковых головоломок, порожденных традиционной философии» [3, с. 126]. Подобное понимание предмета философии было преодолено в постпозитивизме, признавшем осмысленность философских проблем и их мировоззренческую значимость, но продолжает доминиро­вать в технократическом сознании.

Многие философы XIX-XX вв. склоняются к иррационалистическому истолкованию предмета философии. Религиозный философ В. Соловьев (1853-1900) считал, что рационалистическое понимание философии явля­ется ограниченным, недостаточным. «Под мудростью понимается не толь­ко полнота знаний, но и нравственное совершенство, внутренняя цель­ность духа» [4, с. 94]. Предметом философии должен быть не внешний мир, а вся полнота духовной жизни человека, для изучения которой кроме разума требуются художественное чувство, воображение, фантазия.

Н. Бердяев (1874-1948) понимал философию как «духовный акт», в ко­тором задействован не только интеллект, но вся «совокупность духовных сил человека». Философия есть особый, отличный от науки путь познания. Она не отрицает разум, но обнаруживает его противоречия и границы. «Филосо­фия не есть наука, не есть даже наука о сущностях, а есть творческое осозна­ние духом смысла человеческого существования» [4, с. 104].

В условиях отчужденных общественных отношений, крушения тра­диционных ценностей, насаждения массовой культуры и стандартизации личности актуализируется гуманистическая проблематика, которая разра­батывается в экзистенциализме как проблема бытия человека в мире и ми­ра человека, свободы и ответственности, смысла жизни и т. д. По мнению М. Хайдеггера, предмет философии следует искать не во внешнем мире, а в самом человеке. Философия есть «философствование» человека и о че­ловеке, она изучает «целое и предельнейшее, в чем человек выговаривает­ся до последней ясности и ведет последний спор» [5, с. 330].

В 70-80-е гг. XX в. в западной культуре формируется постнекласси­ческая тенденция, которая в содержательно-аксиологическом смысле дис­танцируется от классической и неклассической философии и выражает со­мнение в возможности философско-теоретического осмысления мира. Один из принципов постструктуралистко-постмодернистских концепций - деконструкция - распространяется и на отношение к философии. По мне­нию постмодернистов, наступила «смерть философии» в ее традиционном понимании. В отличие от науки в философии нет преемственности и про­гресса в решении проблем, нет поиска истины. Она должна разомкнуть свои границы и соединиться с искусством, превратиться в «искусство мышления», или исчезнуть, растворившись в других явлениях кулмуры. «И все же, – успокаивает американский постмодернист Р. Ротри, – нет ни­какой опасности в том, что философии «пришел конец» ... Даже если фи­лософия XX в. входит в период неуклюжих переходных испытаний, все равно остается нечто, называемое «философией» по другую сторону пере­хода» [6, с. 525].

В отечественной учебной литературе можно найти различные, но по сути сходные определения философии и ее предмета, среди которых обра­тим внимание на следующие:

- философия – особая форма познания мира, вырабатывающая сис­тему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бы­тия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отно­шения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных прояв­лениях [7];

- философия – «уникальный духовный феномен», дающий «целост­ное представление об универсуме» [10, с. 43];

- философия – особая форма миропонимания, предметом которой является мир в целом в его наиболее общих закономерностях, рассматри­ваемых в аспекте субъектно-объектных отношений [1, с. 22].

Исходя из сказанного, можно сделать некоторые выводы относи­тельно специфики философского знания:

- философия – абстрактно-понятийная форма постижения действи­тельности, причем философские понятия имеют предельно общий характер (принципы, категории);

- философия – теоретическое знание, для нее не характерно опыт­ное знание, она не имеет прикладного значения;

- философия – целостное представление о мире, она изучает мир вовсей совокупности его свойств и отношений, стремится понять мир сис­темно, в его структурных связях и единстве;

- разум – всегда был и будет главным элементом философствования. Вопреки иррационалистическим устремлениям философ не может не раз­мышлять, логически осмысливать проблему, а чувства, воля, интуиция, вера, воображение и т. д. могут лишь дополнять и усиливать возможности разума.

Итак, если вкладывать в понятие «любовь к мудрости» современный рационалистический смысл, можно сказать, что философская мудрость есть стремление к максимальному обобщению и систематизации знаний, целостному, теоретически обоснованному знанию о мире.

 



2016-09-17 383 Обсуждений (0)
Природа философских проблем и эволюция предмета философии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Природа философских проблем и эволюция предмета философии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (383)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)