Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Искусство и мифология саков



2016-09-17 1005 Обсуждений (0)
Искусство и мифология саков 0.00 из 5.00 0 оценок




СРСП

На тему: Культура, искусство и мифология саков.

Памятники сакского периода.

Выполнила: Жарасбай Ж.Б.

группа 108 «А»

стоматологического факультета

Проверила: Бекишева Ж.Б.

 

 

Алматы 2014 г.

 

 

План:

1. Культура саков.

2. Религия.

3. Искусство и мифология саков.

4. Археологические памятники саков.

5. Литература.

 

Культура саков.

В ходе объединения отдельных племен в племенные союзы складывались для всего союза племен культура и язык. Это было необходимым условием для существования людских коллективов.

Скифы – саки создали высокую культуру для того времени, влияние которой сказалось на огромных просторах Восточной Европы, Западной и Центральной Азии. Сакская культура общность, включавшая Северное Причерноморье и Крым, Евразийскую аридную зону, степь, служила звеном между Передней, Средней Азией и Европой. Культурные связи и торговые отношения возникли несколько раньше, в эпоху поздней бронзы и в киммерийское время, но культурное общения народов никогда не достигало тех высот, каких оно достигло при саках.

Среди наиболее ярких и запоминающихся проявлений художественного творчества племен сакского времени особое место занимает прикладное искусство.

Главным компонентом в искусстве саков был «звериный стиль»; сложившийся в VІІ –VІ вв. до н.э. Это образы различных животных, которыми оформлялись предметы быта: одежда, посуда, оружие.

Творчество древних художников находилось в живом и многообразном взаимодействии с конкретными образоми животного мира. Из казахстанской фауны чаще всего встречаются изображения архара, тигра и дикого кабана, марала и верблюда, степного орла и реже – сайги, волка и зайца. Разнообразным было и художественное воплащение звериных образов. Они исполнялись в круглой скульптуре, в силуэтном и линейном рисунках. Материалом для изготовления данных изделии служили не только золото, серебро, бронза и железо, но и широкое распространение получили резьба по кости и рогу, аппликации, мозаичное шитье из разноцветного войлока и кожи.

Религия.

Религиозные представления саков имели ярко выраженную военную окраску, а) Главными были - культ вождя и царя. Царь считался - избранником богов, посредником между небом и землей, центром мира, носителем земного процветания. От его физической мощи и духовной энергии зависло благосостояние народа. Он был воплощением всех слоев народа. Он проводил первую борозду на весенней пахоте.

Саки поклонялись силам природы - солнцу, ветру, грозе, грому. По их представлениям, боги перевоплощались в различных животных и птиц. Например, конь - бог солнца и огня; кабан - бог грома. Кочевые племена больше поклонялись солнцу, огню, а оседлые племена - священной земле. В святилищах, где находились алтари и жертвенники, приносили жертвы богам, совершали обряды достижения, плодородия, связанные с соблюдением культа предков и культа огня. Археологами обнаружены, что у саков Семиречья существовали "храмы огня".

 

 

Искусство и мифология саков

Исследователи сакского искусства считают, что оно было тесно связано с искусством Ахеменидского Ирана и Бактрии, с одной стороны, и искусством Китая эпохи Чжоу и Хань — с другой.
В науке существуют разнообразные предположения относительно места и времени формирования сакского искусства «звериного стиля».
Раскопки последних лет на поселении Баба-джан и святилище Сурх-Дум дали новые образцы луристанских бронз: бронзовая булавка с фигуркой припавшей к земле пантеры, точильный камень с ручкой в виде головы барана, стилизованные головы орлов, фигуры хищников, оленей в «летящем галопе», коней, верблюдов. Однако, как полагают исследователи, сакское искусство нельзя сводить только к луристанскому — это два самостоятельных художественных стиля.
Скорее всего, в начале I тыс. до н. э. на территорию современного Ирана стали проникать ираноязычные племена, под влиянием которых распространился ряд обычаев, новые типы вооружения и конского снаряжения. Вместе с иранцами и появились новые сюжеты в искусстве.
В то же время, иранцы, познакомившись с культурой Ассирии, Элама, Урарту, восприняли достижения их цивилизации. У них иранцы позаимствовали некоторые черты композиции и стиля. Так сложилось искусство Ахеменидского Ирана, которое оказало сильное воздействие на искусство саков. А познакомились саки с искусством этих государств во время своих переднеазиатских походов.
После разгрома их царства мидийским царем Киаксаром, вернулись домой и унесли с собой многие образцы изобразительного творчества.
При раскопках кургана Аржан в Туве — огромного сооружения диаметром 120 м и высотой 3 м, под насыпью кургана археологи обнаружили сложные деревянные конструкции: в центре находился сруб из огромных бревен лиственницы размерами 8 х 8 м, внутри которого стоял еще один сруб размерами 4,4 х 3,7 м. В нем в деревянной колоде был погребен вождь, а рядом лежали останки еще нескольких мужчин — родственников и сподвижников вождя, видимо, добровольно последовавших за ним в потусторонний мир. Вокруг по радиусу были поставлены срубы, в которых захоронены 160 коней в парадном снаряжении. Останки еще многих коней были найдены в кольцевых захоронениях, за пределами кургана.
Все кони были светлой и рыжей масти, т. е. цвета царей и жрецов.
Курган был разграблен в древности, но многое досталось и на долю археологов: самая большая в мире бронзовая бляха в виде свернувшейся в кольцо пантеры или, скорее, барса, фигурки горных баранов, кинжал с ручкой в виде фигурки кабана, золотая гривна, наконечники стрел. Курган датируется
VIII в., а найденные в нем предметы сакского искусства являются самыми древними. Это позволяет предположить, что сакский звериный стиль появился в азиатских степях. Это тем более реально, что здесь для него имеются истоки.
Уже в эпоху бронзы местные мастера изготавливали фигурки животных. Известны наскальные рисунки, изображающие оленей, быков. Также в конце II — начале I тыс. до н. э. формировалось искусство, которое, однако, еще не было
«звериным стилем».
Искусство «звериного стиля» сформировалось под влиянием южных традиций, с которыми саки познакомились во время походов в Переднюю Азию и Иран. Именно тогда отсюда к сакам пришли образы льва, льва-грифона, «древа жизни». Эти образы вписались в число местных животных, среди которых были олень, баран, верблюд, снежный барс, тигр, орел. Все перечисленные образы не были только украшениями, саки вкладывали в них определенное содержание.
Ювелирное искусство достигло у саков высокого совершенства. Мастера- художники были знакомы с литьем, штамповкой золота и могли изготавливать удивительные по изяществу, композиционному построению изделия из золота, серебра, бирюзы, которые украшали человека и его одежду, сбрую коня, предметы быта. Это гривны, украшенные мордами животных, кольца, серьги с подвесками из граната и бирюзы, наборные пояса с золотыми бляхами, бляхи- нашивки на одежду.
Сакское ювелирное искусство наиболее полно представлено в кургане Иссык, по материалам которого удалось получить представление об одежде знатных саков, украшениях, которые они носили, оружии, с которым они шли в бой.
В ювелирном искусстве широко использовали способ обкладки листовым золотом фигурок и украшений, вырезанных из дерева. О том, что обработка дерева и резьба по нему были у саков очень развиты, свидетельствуют деревянная посуда, деревянные фигурки зверей и животных, различные застежки. Наряду с резьбой по дереву развивалось ремесло, связанное с обработкой кости и производством костяных поделок — застежек, пряжек, пуговиц.
Уже отмечалось, что сакские мастера вытачивали и вырезали из мягких пород камня великолепные жертвенники, украшая их богатым резным орнаментом. Из цветного камня — сердолика, халцедона, агата, бирюзы сакские ювелиры изготавливали бусы.
Саки, как и другие народы, поклонялись силам природы — солнцу, ветру, грозе, грому, которые представлялись им в образе богов. А боги, по их понятиям, воплощались и в фантастических зверей, птиц и животных, таких, как крылатые кони, конегрифы, Популярность этих образов в мифологии и фольклоре вызвали к жизни своеобразный «звериный стиль» в искусстве евразийских степей.
Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем. Верховное божество
Митра, который сотворил мир, выезжал, согласно «Авесте», на четверке лошадей. К коням имели отношение боги Сурья, Яма, Агни, Индра. Изображения крылатых коней на головном уборе царя из кургана Иссык — это солнечная колесница. Образ крылатого коня как образ солнца есть в мифологии других народов. У греков крылатые кони влекли по небу колесницу солнечного бога Аполлона.
Изображения хищных орлов тоже были символами бога солнца. В представлении индоиранских народов солнце предстает в виде колесницы с одним колесом, которую мчат по небу четыре коня или четыре орла.
Саки имели свое понятие об устройстве мира (космоса). Порядок в космосе представлялся понятием арта, который ассоциировался с Солнцем, движением солнечной колесницы. Порядок в космосе, гармония, организаторами в которых были боги Митра, Варуна, Индра, модель мира представлялась как сочетание трех миров — подземного мира — низа; середины — земли, и верхнего — неба. У мира было четыре стороны — правая, левая, передняя и задняя.
Примером символического представления саков о космосе является головной убор сакского царя из Иссыка. Орнаменты на нем разделены на три вертикальных яруса. Колпак по кругу обрамляет изображение цепи золотых гор и деревьев. У подножия гор помещены «земные звери»: тигры, козлы. На вершинах — птицы, крылатые тигры. Орнаментальный фриз означает мировой горный хребет, по представлениям саков, окружавший мир со всех сторон.
Орнамент символизирует трехчастную организацию мира снизу вверх: подземный мир — земля — небеса. На четырех крестообразно расположенных точках кольцевых фризов помещены изображения зверей — охранителей сторон света; востока и запада, севера и юга. Впереди головного убора имеется солнечная эмблема — символ всего космоса в целом: четыре крылатых коня и четыре золотых стрелы. Это своеобразный знак власти над всеми тремя мирами и четырьмя углами света, которые солнце обходит на своем пути. Переднюю сторону саки считали восточной стороной света, заднюю — западом. Возложение такого колпака-короны осмысливалось как передача вождю власти над всем мифологическим Космосом. Вождь олицетворял ось вселенной, ее центр, и все символы на его одежде это мифологическое представление.
В целом, сакский, или сакско-скифский «звериный стиль» сложился как закономерное выражение мировоззрения сакских племен, как воплощение в изобразительном искусстве их мифологии, как особая знаковая система для выражения идеологии кочевников.

Археологические памятники саков:

Наиболее известный памятник этой эпохи - курган Иссык, расположенный в 50 км восточнее Алматы в предгорьях Заилийского Алатау. Он входит в Иссыкский могильник, состоящий из более 40 курганов. Его открытие произошло в 1969 году. В кургане диаметром 60 м и высотой более 7 м было обнаружено погребение "Золотого человека”, датированное концом IV-III веком до нашей эры. По определению антропологов, захороненному в кургане Иссык было 17-18 лет, по физическому типу он принадлежал к сакам. Одет он был в богато расшитую золотом парадную одежду. На голове - высокий - 65-70 см - конической формы головной убор, украшенный золотыми пластинами разных форм и размеров. Всего на головном уборе размещалось около 150 украшений, изображающих барсов, тау-теке, архаров, лошадей, птиц. Переднюю часть головного убора украшали изображения двух крылатых лошадей с козлиными рогами. Верхняя одежда воина состояла из кафтана и штанов. Кафтан украшало около трех тысяч золотых предметов, а во всей одежде, головном уборе и обуви насчитывалось около четырех тысяч золотых блях и пластин. Археолог К. Акишев относит погребенного к числу саков тиграхауда. Среди находок наиболее важной представляется двухстрочная надпись из 26 знаков неизвестного руноподобного, очевидно, алфавитного письма на серебряной чаше. Памятники сакского времени широко представлены во всех частях Казахстана на западе, севере, востоке. Например, в Центральном Казахстане культура того периода получила название тасмолинской по месту наиболее крупных археологических раскопок в урочище Тасмола. Основой ее выделения среди других послужил особый тип памятников - "курганы с усами”, "курганы с каменными грядами”.

Бесшатырский курган в долине реки Или. Курган состоит из 31 могильников. Датировка кургана V-IV вв. до н.э. Самый крупный могильник - Большой Бесшатырский имеет диаметр 104 м, высота - 17 м. (высота 5-этажного дома) В одном из куранов оказалась деревянная постройка из массивных стволов тянь-шанских елей. Находки из Бесшатырского кургана, свидетельствует о том, что сакская знать стремились увековечить свое господствующее положение и после смерти, сооружая громадные памятники. Величина насыпи свидетельствовала о высоком социальном положении человека в обществе.

Городище Чирик-рабат, мавзолеи Баланды, Бабиш-мулла - памятники Приаралья (Сведения греческого географа Страбона). Городище Чирик-рабат было столицей саков-апасиаков, развалины находятся в 300 км юго-западнее г. Кызыл-Орды в пустыне Кызыл-кум. Для города был выбран плоский холм высотой 15 м, длиной 800 м и шириной 600 м. Городище имеет овальную форму, с площадью 42 га. В центральной части находилась прямоугольное укрепление-цитадель, с площадью 12 га. Цитадель Чирик-рабата служила своебразным местом захоронения знатных особ. В цитадели сооружено 4 кургана, один из которых раскопан. Диаметр курагана 60 м, высота 3,5 м. Под насыпью была врублена прямоугольная камера, стены и пол которой обмазаны глиной и побелены. В погребении найдены - обломки глиняных кувшинов, железный меч с плоской рукояткой (датируется V-IV вв. до. н.э.), бронзовый наконечник и золотая обкладка. Памятник датируется IV-II вв. до н.э.

Шиликтинский курган в Восточном Казахстане. Первоначально раскопки кургана начались в 1947 г. ленинградской экспедицией В.В. Черникова. В 2003 г. продолжены раскопки второй группы могильников Шиликтинского кургана у села Жалши экспедицей А.Т. Толеубаева. Эти памятники называют - "царскими курганами", один из крупных курганов вЕвразии. Курган состоит из 17 могильников. Курган имеет диаметр 100 м. с высотой 8-10 м. В Шиликтинском кургане обнаружены останки сакского царя и ученые по праву его называют третьим "Золотым человеком". Первый "Золотой человек" - найден из кургана Иссык; второй - найдено в кургане Арал-тобе в Западном Казахстане в 90-е гг. XX в. Шиликтиский курган, самый древний из них, датируется VII-VI вв. до н.э. При раскопках найдены - свыше 524 золотых изделий высшей пробы в зверином стиле.

Берельский курган в Восточном Казахстане. В 1999 году археологическая экспедиция Самашева З.С. раскопало серию курганов в местности Берел в ВКО, принадлежащее сакам-аримаспам. Курган имеет диаметр - 30 м. и высотой 5 м. Погребальная камера обнаружена в глубине 7 метров в вечной мерзлоте, с захоронением знатного сакского племенного вождя. Также в кургане обнаружены останки 16 пожертвенных лошадей, много ювелирных украшений и изделии из золота в зверином стиле, изделий из бронзы и железа, керамической посуды Датировка кургана примерно IV в. до н.э.

Литература:

1. Акишев А. "Искусство и мифология саков" Алма-ата 1984 г.

2. "История Казахстана с древнейших времен". Очерк, Алма-ата 1993 г.

3. История Казахстана: народы и культуры, Алма-ата, 2001 г.

4. Канн Г.В. "История Казахстана" 1991, 1997, 2000 г.

5. Кузембаев А. "История Казахстана" Алма-ата, 1993 г.



2016-09-17 1005 Обсуждений (0)
Искусство и мифология саков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Искусство и мифология саков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1005)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)