Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава I. «Идентификационная диагностика» гениального человека



2016-09-17 343 Обсуждений (0)
Глава I. «Идентификационная диагностика» гениального человека 0.00 из 5.00 0 оценок




ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ГЕНИАЛЬНОСТИ

Автор:

И.Н. Тюнякин –15 группа 2 курса

лечебного факультета

 

Научный руководитель:

канд. филос. н., ст. преп. А.Г. Никулина

 

Дата сдачи курсовой работы:________

Оценка: _______

Подпись руководителя: _______

 

 

Курск

2015 – 2016 учебный год

Содержание

 

Введение 3

Глава I. «Идентификационная диагностика» гениального человека 9

§ 1. Исторический экскурс в проблематику гения 9

§ 2. Критериальный анализ феномена гениальности 18

§ 3. Теории гениальности в ракурсе первопричины явления 21

Глава II. Гениальность в сфере патологической индивидуальности 24

§ 1. Гениальность в призме особого творческого «помешательства». 24

§ 2. Биологические факторы гениальности по В.П. Эфроимсону 26

§ 3. Социум и гениальность. «Великий злодей» – обратная сторона гения 28

Глава III. Гениальность как потенциальное свойство человека 32

§ 1. Генетика и гениальность. Оптимизм и скептицизм по отношению к возможности создания «генома гения» 32

§ 2. Поведенческий аспект гениальности. Перспектива воспитания «юных гениев» 34

§ 3. « В поисках скрытого гения» – анализ результатов социологического исследования на гениальность студентов КГМУ 36

Заключение 39

Библиография 41

Приложение 43


Введение

Актуальность темы исследования.На протяжении всей человеческой истории иногда появлялись невероятно одарённые творческие личности, превосходившие в способностях своих современников. Это были «странные», но всегда очень оригинальные люди, которые смотрели на мир иначе, ставили невозможные для окружающих цели и при их достижении получавшие поразительные результаты. Они на пути к истине и совершенству делали доступными новые знания для остального человечества, их открытия качественно меняли окружающий мир. Обычные люди смотрели на них с восхищением, как на божество и нарекли их соответствующим именем – гении (лат. genius – «дух»).

Гениальность – этот божественный дар, во все времена находится в центре внимания всего человечества, это предмет зависти и почитания, вечных споров о его природе и доступности для каждого. До сих пор учёные пытаются разгадать тайны феномена гениальности, но окончательных ответов пока ещё нет. Немало талантливых людей внесли свой вклад в изучение этого вопроса, но не родился ещё тот гений, который поставит над ним точку.

Однако очарование недоступностью и возвышенностью гениальности, заслоняло природу человека, обладающего этим божественным даром. Создавался искажённый образ идеальной личности, совершенной во всём и в нём терялся гений как человек, противоречивый в своих достоинствах и недостатках. Постепенно, по мере накопления новых данных, взоры исследователей всё больше обращались к личности гения и раскрывали их в новом свете. Первоначальный магический образ божества трансформировался в образ социофобного индивида с различными психологическими и генетическими особенностями, который непостоянно проявляет свои гениальные способности в какой-либо сфере. Такая трансформация существенно размыла само понятие гения, поскольку теперь к нему примыкали, с одной стороны, умалишённые и больные аутизмом, а с другой так называемые «злые гении», лишённые положительного ореола.

Некоторые идеи ставят под сомнение также исключительность и уникальность гениальных людей, имея обоснования считать гениальность скрытой в каждом из нас и нуждающейся лишь в толчке для развития. Так, достижения генной инженерии уже сегодня позволяют задумываться, что возможно нахождение «гена гениальности» и встраивания его в геном обычных людей для активации их скрытых способностей. Бихеористы заявляют, что применение определённой методики воспитания и поведения, характерной для гениев, сделает таковыми любого желающего, обладающего соответствующей мотивацией и терпением. Это наталкивает на мысль, что нас может ожидать будущее, где мир состоит из гениальных личностей, полностью реализующих свой потенциал на благо прогресса и процветания человеческого общества.

Но возможность реализации данного сценария в реальности вызывает критический скепсис, как и нравственная сторона подобных исследований, обрекающих людей на судьбу гения, которая имеет и свои отрицательные стороны. Подобные проблемы требуют подробного предварительного рассмотрения и взвешивания всех «за» и «против».

Объектом исследования является феномен гениальности, критерии и нравственные аспекты гениальности, отношения социума и гения. Предметом исследования выступает гениальность в аспекте соотношения уникальных и общечеловеческих черт, а также «доступность» гениальности человеческому индивиду.

Цель исследования – комплексный анализ философско-медицинских аспектов гениальности, а также критическое рассмотрение перспективы создания «генома гениальности» и воспитания гениальных способностей у обычного человека. Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда исследовательских задач:

1. раскрыть теоретические аспекты гениальности и выявить её основные критерии;

2. исследовать роль влияния патологического, генетического и социального факторов на формирование гения;

3. подвергнуть критическому анализу возможность активации гениальности в условиях современных достижений психологии и научно-технического прогресса;

4. раскрыть перспективы гениальности в призме современных футуристических концепций;

5. провести социологическое исследование гениальности студентов КГМУ для проверки обоснованности скепсиса выявления одарённости тестовым методом

Степень изученности проблемы.Проблема гения и гениальности интересовала мыслителей с самых древних времен, и они уделяли ей большое внимание в своих философских изысканиях.

В эпоху античности люди были убеждены, что у гениального человека есть частица божественного духа. Древнегреческие мыслители, закладывая фундамент идеалистического понимания гениальности, развивали эту мысль и ввели понятие даймона – некого духа, воздействующего извне на человека и внушающего ему гениальные мысли и представления. Наиболее известен сократовский даймон как некий голос, нашептывающий гению истины из «мира идей». Свои замечания о внутреннем голосе приводил и такие мыслители, как Ксенофонт, Аристотель, Цицерон, Апулей. По мнению античных мыслителей, гением мог быть только художник, поскольку подлинная гениальность могла проявляться только в искусстве. Так, Аристотель подчёркивал связь художественного творчества с познавательной деятельностью и ввёл понятие «созерцательная деятельность разума» как единство художественного и научного творчества. Долгое время именно такое понимание гениальности было общепринятым.

В Средние века, под влиянием идей теоцентризма, понятие гения как саморазвивающейся личности почти не применялось, поскольку самым великим творцом считался Бог. Только в эпоху Возрождения изучение проблемы гениальности пережило своё второе рождение. Именно в то время она приобрела современное понимание как наивысшая творческая способность личности. Согласно мыслителям Возрождения, гений – это прирождённый дар, которым обладает только истинный художник, в совершенстве владеющий знаниями науки и искусства.

В эпоху Нового времени и Просвещения в философской традиции произошло окончательное оформление двух основных подходов к пониманию гениальности – материалистический и идеалистический.

Материалистический подход, начал оформляться под влиянием идей различных философов XVII – XVIII века – Т. Гоббса, Дж. Локка, Вольтера, К. Гельвеций, П. Гассенди, понимавших гениальность как результат случая и воздействия среды, а не как природный феномен. Данная тенденция к рациональному объяснению гениальности, позднее, в XX веке, приведёт к пониманию гениальности как результата наследственности, воспитания и влияния социального окружения.

Идеалистический подход, заложенный ещё трудами античных мыслителей, в эпоху Просвещения достигает своего расцвета, который связывают с деятельностью таких философов, как И. Кант, Ф. Шлегель, Ф. Шеллинг, А. Шопенгауэр и ряда других мыслителей, представлявших гения как посредника, через которого говорит Абсолют.

В XIX веке в трудах Ф. Галля и Ф. Гальтона, в противовес идеям К. Гассенди, в своих трудах активно продвигали идею наследования такой способности, как гениальность. В частности, Ф. Гальтон в своей работе «Наследственный гений» изложил идею выведения расы особо одарённых людей согласно законам наследственности.

Особенно актуально это стало в наше время, когда с использованием методов генной инженерии в недалёком будущем станет практически возможным провести эксперимент по «выведению» талантливой личности. Особенно актуально это стало в наше время, когда с использованием методов генной инженерии стало практически возможным провести эксперимент по «выведению» талантливой личности. По поводу таких методов евгеники до сих пор не утихают споры в научной среде.

На рубеже XIX – XX веков в связи с усилением влияния естественных наук на гуманитарные дисциплины возникает тенденция к рациональному объяснению гениальности и приостановка развития идеалистических воззрений. В философии это проявилось взглядом на гениальность как на одно из онтологических свойств человека, а в психологии развенчанием мистического ореола гения и пониманием гениальности как результата совместного действия трёх факторов – наследственности, воспитания и социума. Подобные взгляды внесли полную противоречивость в понимание феномена гения, заставив людей по-другому взглянуть на эту проблему.

Новое понимание гениальности находит своё отражение в различных гипотезах и предположениях, объединённых в различные психологические теории.

Так, американский психолог А. Анастази в работе «Дифференциальная психология» предложила четыре вида теорий, касающихся природы гениальности: патологические теории, психоаналитические теории, а также теории качественного и количественного превосходства.

В патологических теориях гениальность связывают со слабоумием, безумием и другими психологическими и генетическими расстройствами, сходные черты которых заметили ещё в своё время Аристотель и Платон.

Несмотря на то, что ещё Платон и Аристотель стали сравнивать безумцев и гениев в своих письмах, первым из учёных, посвятивших свою работу изучению вопроса взаимосвязи гениальности и патологии, всё же считается французский врач Моро де Тур, считавший основой гениальности «нервный эритизм».

Огромный вклад в развитии данной теории внёс итальянский антрополог Ч. Ломброзо, который провёл наглядные параллели между безумием и гениальностью в своей знаменитой работе «Гениальность и помешательство». На рубеже XIX-XX века к похожим идеям в своей психоаналитической теории пришёл и З. Фрейд, считавший гения чем-то вроде нервнобольного, неудовлетворённого действительностью и поэтому переносящего своё либидо в работу, в собственное творчество.

Среди современных последователей патологической теории наибольший интерес вызывает теория гениальности В.П. Эфроимсона, понимавший гениальность как результат взаимодействия трёх составляющих – генетической, психологической и социальной. Главная же роль в развитии гениальности, по мнение учёного, играет наследственность.

Сегодня, когда перед человечеством стоит необходимость решения многих глобальных проблема, таких как голод, нехватка ресурсов, глобальное потепление, для выработки грамотного решения нужны гениальные умы, причем в различных областях знаний, как связанных с искусством, так и нет. Имеется огромный неудовлетворённый спрос на талантливых и одарённых личностей, а, следовательно, заинтересованные государственные и коммерческие структуры активно ищут выход из этой проблемы, создавая различные системы по выявлению и воспитанию гениев, как правило, юного возраста. Сегодня есть широко известные программы воспитания детей-талантов, предложенные сторонниками раннего развития, такими как Марии Монтессори, Глена Домана, Масару Ибуки и многими другими, а свои системы диагностики талантов имеет более 47 государств, в том числе и Россия. О противоречиях реализации подобных систем идут многочисленные научные дискуссии, но пример таких стран с высоким уровнем развития , как США или Сингапур, в которых активно действует система поощрения и развития одарённости, заставляют задуматься как об эффективности подобных методик , так и о перспективах увеличения численности талантливых и гениальных личностей.

Одно можно сказать точно, что, несмотря на давнюю историю изучения, проблема феномена гения по-прежнему имеет множество «белых пятен», которые только будут исследованы новыми поколениями учёных, философов и просто «талантов-любителей».

Глава I. «Идентификационная диагностика» гениального человека



2016-09-17 343 Обсуждений (0)
Глава I. «Идентификационная диагностика» гениального человека 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава I. «Идентификационная диагностика» гениального человека

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (343)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)