Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 3. РУССКОЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ГОСУДАРСТВО



2016-09-17 674 Обсуждений (0)
ТЕМА 3. РУССКОЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ГОСУДАРСТВО 0.00 из 5.00 0 оценок




ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ

Вопросы семинарского занятия:

1. История как наука. Методология и методы её изучения.

2. Развитие исторической науки в России. Отечественные исторические школы и выдающиеся историки.

3. Россия в мировом историческом процессе.

Методические указания

Приступая к изучению курса истории в вузе, необходимо, прежде всего, уяснить особенности исторического познания. Надо обратить внимание на общее и особенное в методологии естественнонаучных (технических) и гуманитарных дисциплин. Обязательно выясните значение главных категорий (терминов) исторической науки. Подумайте, какие социально значимые функции выполняет историческая наука, какие уроки может вам дать изучение истории своего Отечества.

По вопросу 1.

1. Дайте определение предмета истории как науки, что она изучает. Объясните, что значит изучать общество во всём его многообразии, во времени и пространстве.

2. История как наука имеет свою методологию. Уясните, что такое методология. Учёными использовались различные методологические подходы: идеалистический, материалистический, цивилизационный. Раскройте, в чём их суть и содержание.

3. Для понимания исторического процесса важны методы исторического познания. Главным из них является метод историзма. Раскройте сущность этого метода. Обратите внимание на важность исторических источников в изучении исторических явлений.

По вопросу 2.

1. Назовите древнейшие исторические источники (летописи, летописные своды, хронографы), их основное содержание. Когда появился первый учебник по русской истории, кто его автор? Какой вклад в развитие отечественной исторической науки внесли собиратели древних исторических источников (Миллер, Румянцев, Строев)?

2. Выделите основные этапы развития дореволюционной исторической науки в России. Какой вклад внесли в развитие исторической науки в XVIII-XIX и начале ХХ вв. Татищев, Карамзин, Соловьев, Ключевский и их последователи?

3. Охарактеризуйте состояние исторической науки в СССР после Октябрьской революции. В чём выразилось влияние на историческую науку авторитарного политического режима? Назовите имена советских историков, отметьте их вклад в отечественную и зарубежную историографию.

По вопросу 3.

1. Какие точки зрения на место России в мировом историческом процессе существуют в отечественной и зарубежной историографии?

2. Обратите внимание на своеобразие исторического пути Отечества. В чём оно проявилось?

3. Уясните, какое влияние на историю России оказали такие факторы, как природно-климатический, геополитический, этнонациональный, религиозный, социогосударственный.

Вопросы для самостоятельной работы студента

1. Идеалистический, формационный и цивилизационный подход к истории.

2. «Повесть временных лет» - летопись о создании древнерусского государства.

 

ТЕМА 2. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО (IX-XIII ВВ.)

Вопросы семинарского занятия:

1. Образование Древнерусского государства и его место в средневековом мире.

2. Принятие христианства на Руси и его последствия.

3. Причины и последствия феодальной раздробленности.

4. Влияние монголо-татарского ига на судьбу России. Борьба Руси с экспансией Запада.

Методические указания

При изучении этой темы надо обратить внимание на условия и причины возникновения раннефеодальных государств, их экономическую и социальную базу. Нужно выявить особенности феодальных отношений: натуральное хозяйство, политическая раздробленность, вассально-ленные отношения (феодальная лестница), горизонтальный порядок престолонаследования. Подумайте, что было общего и различного в развитии феодализма в западной Европе и Киевской Руси.

По вопросу 1.

1. Откуда пришли славяне в Европу, почему произошло их разделение на южную, западную и восточную ветви? На какой территории расселились восточные славяне? Как природно-климатические и геополитические факторы повлияли на экономическую и общественно-политическую жизнь восточных славян? Назовите основные черты родоплеменного строя восточных славян.

2. Каковы основные признаки государственности, которые сложились у восточных славян в IX в.? Какие высказывались точки зрения на проблему возникновения древнерусского государства? В чём несостоятельность норманнской теории?

3. Охарактеризуйте внутреннюю и внешнюю политику первых киевских князей? Кто из русских князей внёс существенный вклад в развитие древнерусского государства?

4. Какой исторический документ донес до нас сведения о социальной структуре Киевского государства? Назовите основные социальные слои населения древнерусского государства. Какова была система управления в древнерусском государстве и роль в ней княжеской дружины? Какая взаимосвязь существовала между формированием вотчинной системы и появлением зависимого населения - рядовичей, закупов, холопов?

По вопросу 2.

1. Охарактеризуйте языческие верования восточных славян, перечислите основные черты языческого мировоззрения. Какие особенности язычества не соответствовали новым потребностям государственного развития?

2. Какие основные мировые религии вы знаете, в чем их особенности? Назовите основные предпосылки принятия христианства на Руси. Какова главная причина принятия новой веры князем Владимиром? Какие причины предопределили принятие Русью христианства в восточной (византийской) традиции?

3. Какую роль в истории нашей страны сыграло христианство, как это отразилось на развитии государства, общества, культуры? Дайте характеристику православной веры, в чем ее отличия от католичества? Как повлияло православие на формирование русского менталитета?

По вопросу 3.

1. Что такое феодальная раздробленность, объясните её закономерный и прогрессивный характер. Почему государство распалось на самостоятельные княжества и уделы? Какое решение было принято на съезде русских князей в Любече?

2. Какие основные экономические и политические центры возникли на Руси в период феодальной раздробленности? Охарактеризуйте основные особенности социально-экономического, политического и культурного развития южной, юго-западной, северо-западной и северо-восточной Руси.

3. Чем объясняется, что в период феодальной раздробленности на Руси было сохранено единство русской народности, языка, культуры, православной религии?

По вопросу 4.

1. Когда и где возникло раннефеодальное монгольское государство? Что являлось определяющей моделью развития феодализма у монголов и главным импульсом для захвата новых территорий? Назовите государства и территории, которые завоевали монголы при Чингисхане.

2. Когда и где произошла первая битва русских дружин с монголо-татарами, чем она закончилась? К каким последствиям привело завоевание Руси монголо-татарами в 1237-1240 гг.? Охарактеризуйте систему ига Золотой орды над русскими землями.

3. Какие существуют точки зрения (концепции) на степень влияния монголо-татарского нашествия и ига на судьбу России?

4. Каковы причины экспансии шведов и крестоносцев на Западную и Северо-Западную Русь? В чём значение побед русских войск в Невской битве и на Чудском озере?

Вопросы для самостоятельной работы студента

1. Великий князь Ярослав Мудрый и «Русская правда».

2. Новгородская боярская республика.

3. Князь Александр Невский.

 

ТЕМА 3. РУССКОЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ГОСУДАРСТВО

(XIV – XVI ВВ.)

Вопросы семинарского занятия:

1. Причины возвышения Москвы. Начало объединения русских земель.

2. Создание русского централизованного государства. Иван III – Государь всея Руси.

3. Царствование Ивана IV Грозного.

Методические указания

При изучении этой темы надо четко уяснить определение централизованного государства и выявить его основные отличительные признаки. Обратить внимание на особенности становления и развития русской государственности. Выделить социально-экономические, политические и культурные предпосылки объединения русских земель. Важно выявить влияние 240-летнего ордынского ига, его роль в политическом развитии русского централизованного государства.

По вопросу 1.

1. Чем отличался процесс объединения русских земель от аналогичных процессов в Европе? Как повлияло монголо-татарское иго на политическое устройство русского централизованного государства?

2. Назовите основные факторы (причины) возвышения Москвы. Какие княжества и земли, кроме Москвы, претендовали на лидерство среди русских земель? Дайте характеристику политике первых московских князей. Какие политические приемы и методы использовали первые московские князья в борьбе против своих соперников?

3. Опишите основные этапы усиления политического влияния Московского княжества. В чем состоит историческое значение Куликовской битвы? Каковы причины и итоги феодальной войны в княжение Василия Темного? Какие земли и княжества вошли в состав Великого княжества Московского к середине XV столетия?

По вопросу 2.

1. Опишите главные отличительные черты московской монархии: ее политическое устройство, систему власти, законодательство, социально-экономическое развитие, финансы и налоги, устройство местного управления. Какую роль в государстве играла православная церковь?

2. Дайте характеристику государственной деятельности Ивана III – Государя всея Руси. Почему Ивана III называли Великим? Как произошло свержение ордынского ига и какие последствия имело «Стояние на реке Угре»? Какие черты и особенности заимствовала русская монархия от Византийской государственности? Что означают титулы «государь», «царь», «самодержец»?

3. Опишите процесс «собирания Русской земли», в чем его особенности? Перечислите русские земли и княжества, которые вошли в состав русского централизованного государства при Иване III и Василии III. Какие пережитки феодальной раздробленности сохранились к началу XVI столетия?

По вопросу 3.

1. Раскройте значение эпохи Ивана Грозного для становления русской государственности, происхождения и эволюции русского самодержавия, как специфической формы монархического устройства. Какие периоды выделяют историки в царствовании Ивана Грозного? Какие события оказали влияние на характер и личность царя?

2. Определите основные противоречия эпохи: между пережитками феодализма и самодержавием, между боярством и дворянством, между властью и обществом (земством), между церковью и государством, между крестьянством и феодалами. В чем видел недостатки боярского правления Иван Грозный? Сравните точки зрения Курбского, Пересветова и самого Ивана Грозного на царскую власть. Чье мнение кажется вам более обоснованным?

3. Что представляла собой Избранная Рада, какова была её роль в управлении государством? Перечислите реформы Избранной Рады, дайте им свою оценку. Что такое «опричнина», каковы её цели, к чему она привела?

4. Выделите основные направления внешней политики Ивана Грозного. Каковы причины внешнеполитических успехов и неудач? Дайте собственную оценку личности и эпохи Ивана Грозного.

Вопросы для самостоятельной работы студента

1. Облик средневековой Москвы: культура и быт.

2. Присоединение Казанского и Астраханского ханств к России.

3. Поход Ермака в Сибирь.

 



2016-09-17 674 Обсуждений (0)
ТЕМА 3. РУССКОЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ГОСУДАРСТВО 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 3. РУССКОЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ГОСУДАРСТВО

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (674)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)