Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 4. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В XVII В



2016-09-17 554 Обсуждений (0)
ТЕМА 4. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В XVII В 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы семинарского занятия:

1. Смутное время в России: истоки кризиса, его последствия.

2. Россия в период правления первых Романовых. Новые явления в политической и экономической жизни страны.

3. Государство и церковь во второй половине XVII в. Церковный раскол.

Методические указания

При изучении этой темы надо обратить внимание на периодизацию, выяснить отличия позднего средневековья от Нового времени. Нужно четко уяснить определение модернизации, как перехода от традиционного общества (аграрно-феодального) к индустриальному (буржуазному). Выделить общее и особенное в процессах модернизации в России и Европе. Важно определить основные тенденции социального развития России. Особое внимание надо уделить проблеме закрепощения крестьянства, вскрыть экономические причины и социальные последствия этого явления. Необходимо проследить направление политического развития сословно-представительной монархии в России и Европе, а также рассмотреть изменения в культурной и духовной жизни.

По вопросу 1.

1. Определитеисторическое содержание Смуты. Каковы причины этого социально-политического конфликта? Выделите кризисные явления в развитии российского общества. Определите причины Смутного времени. Какие точки зрения на социальную и политическую природу Смуты высказывались в исторической науке? Перечислите основные этапы закрепощения крестьян.

2. Охарактеризуйте личность и политику Бориса Годунова. В чем причина и содержание феномена самозванчества, каких самозванцев из русской и мировой истории вы знаете? Дайте характеристику правления Василия Шуйского.

3. Какие цели преследовали в России польско-шведские интервенты, Римская католическая церковь? Определите роль в освобождении страны 1-го и 2-го ополчения. Назовите главные последствия Смутного времени, дайте собственную оценку.

По вопросу 2.

1. Определите основные черты сословно-представительной монархии в России. Опишите главные политические институты этой формы государственного устройства: царская власть, ближняя дума, большая Боярская дума, Земский собор, Патриарх и его политическая роль, приказы. Какие альтернативы государственного развития были у России в XVII столетии? Как проходило избрание Михаила Романова на царство? Какие задачи во внешней и внутренней политике стояли перед правительством Михаила Федоровича, как они решались?

2. В чем главное содержание внутренней политики Алексея Михайловича? Охарактеризуйте Соборное Уложение 1649 г., его значение для дальнейшего развития страны и окончательного закрепощения крестьян? В чем причины городских восстаний в середине XVII века и крестьянской войны Степана Разина? Определите основные направления внешней политики Алексея Михайловича.

3. Охарактеризуйте социально-экономическое развитие России в XVII столетии. Что свидетельствовало о начале формирования всероссийского рынка? Что нового в жизни страны появилось в годы царствования Федора Алексеевича?

По вопросу 3.

1. Обратите внимание на значение и политическую роль церкви в Средние века и Новое время. Какие изменения произошли в культурной и духовной жизни в XVII веке? Раскройте особенности взаимоотношений светской и церковной власти в России и Европе, какие причины порождали эти различия? Как складывались взаимоотношения царской власти и православной церкви?

2. В чем причины церковной реформы Никона? Раскройте её основное содержание. В чём состояли противоречия между сторонниками и противниками церковной реформы? Дайте личностную характеристику Алексея Михайловича Тишайшего, патриарха Никона и протопопа Аввакума.

В чем причины низложения Никона?

3. Как Раскол повлиял на российский менталитет, духовную культуру? Сделайте вывод о влиянии Раскола на историю России.

Вопросы для самостоятельной работы студента

1. Восстание Ивана Болотникова.

2. Освободительная борьба украинского народа под руководством Богдана Хмельницкого.

3. Степан Тимофеевич Разин.

ТЕМА 5. ЭПОХА ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Вопросы семинарского занятия:

1. Реформы Петра I и их значение.

2. Внешнеполитическая деятельность Петра I. Провозглашение Российской империи.

Методические указания

При изучении этой темы надо выявить значение петровских преобразований в исторической судьбе России. Определить главные проблемы, которые стояли перед страной в начале XVIII столетия. Обратите внимание на главное содержание петровской политики и методы, которыми действовал великий реформатор. Вспомните определение модернизации. Нельзя забывать о тесной взаимосвязи внутренней и внешней политики Петра I, который ставил задачу европеизации России и преодоления её международной изоляции.

По вопросу 1.

1. В чём состояла историческая необходимость преобразований? Каковы причины и цели реформ Петра I?

2. Определите значение военной реформы для осуществления внешнеполитических задач, поставленных Петром I. Как был изменён принцип комплектования армии? Какие обязанности ложились на дворянское сословие? Как осуществлялась подготовка квалифицированных кадров для армии и флота? Какие учреждения были созданы для руководства делами армии и флота? Каковы были результаты военной реформы?

3. В чём суть социально-экономических преобразований Петра I? Обратите внимание, что основной целью этих преобразований являлось не только преодоление экономической отсталости России, но и обеспечение армии и флота всем необходимым. Какую политику проводил Петр I для поддержки отечественной промышленности и торговли? Какими мерами Петр поощрял развитие мануфактур? Какие изменения произошли в налоговой политике в эпоху Петра I? С какой целью была проведена перепись населения?

4. Охарактеризуйте реформы Петра в области государственного управления: местного управления (губернская реформа), центрального управления (введение вместо приказов коллегий), высших органов власти - Сената и прокуратуры во главе с генерал-прокурором. В чём суть проведённой Петром I церковной реформы?

5. Каковы были цели преобразований Петра I в сфере культуры и быта? Какова роль государства и самого Петра I во всех нововведениях в области культуры? Каковы результаты этих преобразований?

6. Какое значение имели реформы Петра I для дальнейшего развития России?

По вопросу 2.

1. Определите основные цели и задачи внешней политики России в начале XVIII века. Каковы причины активизации внешней политики Петра I? Выделите приоритетные направления внешней политики России. Почему Петр добивался выхода к морям?

2. Назовите цель и результат Азовских походов. Какие уроки извлек царь из первого и второго походов? Какие задачи поставил царь перед «Великим посольством», в чем его историческое значение?

3. Каковы были причины Северной войны? Выделите её основные этапы. Перечислите союзников и противников России в войне. В чем значение Полтавской битвы? Покажите итоги и последствия Северной войны. Опишите Прутский поход Петра I, его результаты.

4. Охарактеризуйте основные итоги внешнеполитической деятельности Петра I. Как изменилось геополитическое положение Российского государства? Что дало право Петру Великому провозгласить Россию империей?

Вопросы для самостоятельной работы студента

1. Каспийский поход Петра I.

2. Оценка деятельности Петра I современниками и потомками.

3. «Птенцы гнезда петрова»: соратники Петра Великого.

 



2016-09-17 554 Обсуждений (0)
ТЕМА 4. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В XVII В 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 4. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В XVII В

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (554)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)