Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 8. РОССИЯ НА ПУТИ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ



2016-09-17 493 Обсуждений (0)
ТЕМА 8. РОССИЯ НА ПУТИ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы семинарского занятия:

1. Буржуазные реформы 1860 – 1870 гг. и их историческое значение.

2. Развитие капитализма в пореформенный период.

3. Общественно - политические движения в России во второй половине XIX в. Формирование политических организаций. Народничество.

Методические указания

При изучении этой темы надо вычленить ключевую проблему отмены крепостного права и последующей крестьянской реформы. Обратите внимание на условия проведения крестьянской реформы, столкновение корпоративных интересов помещиков и насущной государственной необходимости разрешения крестьянского вопроса, что вызывало острую борьбу, как внутри господствующего класса аристократии, так и во всем российском обществе. Надо отметить сложный, компромиссный характер политики самодержавия при проведении реформ сверху. Важно проследить особенности экономического развития страны после отмены крепостного права, выявить кризисные отрасли хозяйства и «точки роста». Особого внимания требует проблема «контрреформ» Александра III: сочетание политического прагматизма и охранительных целей самодержавия.

По вопросу 1.

1. Охарактеризуйте положение в стране накануне преобразований. Каковы были причины реформ Александра II? Вспомните причины поражения России в Крымской войне. В чём проявился кризис феодально-крепостнического строя?

2. Обоснуйте необходимость освобождения крестьян. Как готовилась главная реформа – отмена крепостного права? В чём суть крестьянской реформы и её значение? Какие задачи были решены с отменой крепостного права, а какие остались нерешенными?

3. Каково содержание буржуазно-либеральных реформ: земской 1864 г., городской 1870 г., судебной 1864 г., военной 1860-1874 гг. и в сфере образования 1863 г.? Каковы были цели реформ, их результаты и значение?

4. Раскройте историческое значение отмены крепостного права и либеральных реформ 1860-1870-х годов.

По вопросу 2.

1. Дайте характеристику социально-экономических последствий отмены крепостного права. Какие главные задачи социально-экономического развития стояли перед страной в пореформенный период?

2. Выявите основные закономерности в развитии российской промышленности. С развития каких отраслей промышленности в 90-е гг. XIX века начиналась российская модернизация? Чем было вызвано расширение внутреннего и внешнего рынков? Что представляла собой программа С.Ю. Витте? Подведите общие итоги промышленного скачка в 90-е гг. XIX века?

3. Как отразилось развитие капитализма на состоянии сельского хозяйства? Что тормозило развитие сельского хозяйства в пореформенный период?

4. Что изменилось в социальной структуре российского общества на рубеже XIX-XX вв.?

По вопросу 3.

1. Объясните причины оживления общественно-политической жизни страны в пореформенный период.

2. Возникновение революционного народничества. Почему «хождение в народ» закончилось неудачей? Какие политические доктрины М.Бакунина, П.Лаврова, П. Ткачёва были положены в основу движения народников? Какие цели в борьбе с самодержавием ставили перед собой организации «Земля и воля», «Народная воля», «Чёрный передел»? Объясните, почему убийство народовольцами Александра II привело к кризису народничества? Подумайте, с чем связано зарождение в России политического терроризма?

3. Начало формирования нелегальных политических партий в России. Какие причины вызвали появление рабочего движения и распространение марксизма в России?

4. Как происходило организационное оформление РСДРП? Охарактеризуйте программу и Устав марксистской рабочей партии. В чем причина раскола РСДРП на большевиков и меньшевиков? Раскройте их основные программные разногласия.

5. Оформление партии эсеров, её программа и тактические установки. Чьи социальные интересы и чаяния выражала партия социалистов-революционеров? Какие методы политической борьбы допускали эсеры?

Вопросы для самостоятельной работы студента

1. Споры современников и потомков о «революции сверху» в России.

2. Великая Транссибирская магистраль.

3. Г.В. Плеханов. Политический портрет.

ТЕМА 9. РОССИЯ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА. РЕВОЛЮЦИЯ И РЕФОРМЫ.

Вопросы семинарского занятия:

1. Первая русская революция. Причины, особенности, итоги.

2. Эволюция государственной власти в России. Начало парламентаризма. Основные политические партии.

3.Аграрная реформа Столыпина, её результаты и оценки.

Методические указания

При изучении этой темы, прежде всего надо рассмотреть проблему выбора революционной модели развития российского общества в начале XX века. Необходимо выяснить различия между эволюционным и революционным путями социальных преобразований. Обратите внимание на социальные проблемы в контексте задач российской модернизации. Выделите главные противоречия. Далее необходимо проанализировать причины и движущие силы первой русской революции, показать их взаимосвязь. Проследите нарастание революционного движения в стране, отметьте правительственные меры по восстановлению контроля над ситуацией. Выделите основные особенности присущие российскому парламентаризму, найдите сходства и различия с европейским политическим опытом. Дайте анализ возможных альтернатив политической и социальной эволюции России после окончания революции и проведения Столыпинской реформы.

По вопросу 1.

1. Дайте характеристику первой русской революции. Каковы причины, вызвавшие революцию 1905 года? Как началась революция? Каким было отношение к ней политических партий?

2. Особенности и этапы революции 1905-1907 гг. Чем они характеризуются? В чем историческое значение «манифеста 17 октября»? Раскройте его основные положения. Охарактеризуйте Декабрьское вооруженное восстание в Москве. В чем причины его поражения? Укажите причины спада революционной борьбы и перехода её в русло парламентаризма.

3. Назовите основные итоги революции. Какие противоречия были разрешены, а какие нет? Что такое «третьеиюньский переворот»? Что означает установление в России ограниченной монархии дуалистического типа?

По вопросу 2.

1. Охарактеризуйте систему выборов в Государственную Думу. Каковы были её полномочия и порядок работы? Как относились различные политические партии к работе Государственной Думы? Каков был политический состав Государственной Думы первого и второго созывов? Почему при сроке полномочий депутатов в 5 лет I и II Думы проработали меньше полугода?

2. Какие изменения были внесены в избирательный закон царским манифестом 3 июня 1907 г.? Почему историки и политики называли III Думу «политическим маятником»?

3. Дайте характеристику основным политическим силам в России. Вспомните, какие нелегальные революционные партии сформировались в России ещё до революции? Какие буржуазные партии были созданы в ходе революции 1905-1907 гг., их названия, лидеры, программные установки? Какие монархические (консервативные) партии возникли в России в 1905г., их цели и задачи?

По вопросу 3.

1. Сформулируйте главные цели и задачи реформ П.А. Столыпина. Каким он видел будущий путь развития страны? Охарактеризуйте П.А. Столыпина как государственного деятеля и реформатора.

2. В чём сущность новой попытки власти решить крестьянский вопрос «сверху»? Каковы были цели аграрной реформы, ее основные направления и способы реализации?

3. Раскройте основные результаты реформ Столыпина. Что удалось сделать, а что нет? Почему крестьяне противились разрушению общины? В чём состояла противоречивость аграрной реформы? Почему П.А. Столыпин защищал помещичье землевладение? Какие точки зрения на результаты реформаторской деятельности П.А. Столыпина высказывают историки?

Вопросы для самостоятельной работы студента

1. Личность и реформы С.Ю. Витте.

2. Участие иностранного капитала в развитии экономики России.

3. Восстание на броненосце «Потёмкин».



2016-09-17 493 Обсуждений (0)
ТЕМА 8. РОССИЯ НА ПУТИ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 8. РОССИЯ НА ПУТИ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (493)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)