ТЕМА 8. РОССИЯ НА ПУТИ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Вопросы семинарского занятия: 1. Буржуазные реформы 1860 – 1870 гг. и их историческое значение. 2. Развитие капитализма в пореформенный период. 3. Общественно - политические движения в России во второй половине XIX в. Формирование политических организаций. Народничество. Методические указания При изучении этой темы надо вычленить ключевую проблему отмены крепостного права и последующей крестьянской реформы. Обратите внимание на условия проведения крестьянской реформы, столкновение корпоративных интересов помещиков и насущной государственной необходимости разрешения крестьянского вопроса, что вызывало острую борьбу, как внутри господствующего класса аристократии, так и во всем российском обществе. Надо отметить сложный, компромиссный характер политики самодержавия при проведении реформ сверху. Важно проследить особенности экономического развития страны после отмены крепостного права, выявить кризисные отрасли хозяйства и «точки роста». Особого внимания требует проблема «контрреформ» Александра III: сочетание политического прагматизма и охранительных целей самодержавия. По вопросу 1. 1. Охарактеризуйте положение в стране накануне преобразований. Каковы были причины реформ Александра II? Вспомните причины поражения России в Крымской войне. В чём проявился кризис феодально-крепостнического строя? 2. Обоснуйте необходимость освобождения крестьян. Как готовилась главная реформа – отмена крепостного права? В чём суть крестьянской реформы и её значение? Какие задачи были решены с отменой крепостного права, а какие остались нерешенными? 3. Каково содержание буржуазно-либеральных реформ: земской 1864 г., городской 1870 г., судебной 1864 г., военной 1860-1874 гг. и в сфере образования 1863 г.? Каковы были цели реформ, их результаты и значение? 4. Раскройте историческое значение отмены крепостного права и либеральных реформ 1860-1870-х годов. По вопросу 2. 1. Дайте характеристику социально-экономических последствий отмены крепостного права. Какие главные задачи социально-экономического развития стояли перед страной в пореформенный период? 2. Выявите основные закономерности в развитии российской промышленности. С развития каких отраслей промышленности в 90-е гг. XIX века начиналась российская модернизация? Чем было вызвано расширение внутреннего и внешнего рынков? Что представляла собой программа С.Ю. Витте? Подведите общие итоги промышленного скачка в 90-е гг. XIX века? 3. Как отразилось развитие капитализма на состоянии сельского хозяйства? Что тормозило развитие сельского хозяйства в пореформенный период? 4. Что изменилось в социальной структуре российского общества на рубеже XIX-XX вв.? По вопросу 3. 1. Объясните причины оживления общественно-политической жизни страны в пореформенный период. 2. Возникновение революционного народничества. Почему «хождение в народ» закончилось неудачей? Какие политические доктрины М.Бакунина, П.Лаврова, П. Ткачёва были положены в основу движения народников? Какие цели в борьбе с самодержавием ставили перед собой организации «Земля и воля», «Народная воля», «Чёрный передел»? Объясните, почему убийство народовольцами Александра II привело к кризису народничества? Подумайте, с чем связано зарождение в России политического терроризма? 3. Начало формирования нелегальных политических партий в России. Какие причины вызвали появление рабочего движения и распространение марксизма в России? 4. Как происходило организационное оформление РСДРП? Охарактеризуйте программу и Устав марксистской рабочей партии. В чем причина раскола РСДРП на большевиков и меньшевиков? Раскройте их основные программные разногласия. 5. Оформление партии эсеров, её программа и тактические установки. Чьи социальные интересы и чаяния выражала партия социалистов-революционеров? Какие методы политической борьбы допускали эсеры? Вопросы для самостоятельной работы студента 1. Споры современников и потомков о «революции сверху» в России. 2. Великая Транссибирская магистраль. 3. Г.В. Плеханов. Политический портрет. ТЕМА 9. РОССИЯ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА. РЕВОЛЮЦИЯ И РЕФОРМЫ. Вопросы семинарского занятия: 1. Первая русская революция. Причины, особенности, итоги. 2. Эволюция государственной власти в России. Начало парламентаризма. Основные политические партии. 3.Аграрная реформа Столыпина, её результаты и оценки. Методические указания При изучении этой темы, прежде всего надо рассмотреть проблему выбора революционной модели развития российского общества в начале XX века. Необходимо выяснить различия между эволюционным и революционным путями социальных преобразований. Обратите внимание на социальные проблемы в контексте задач российской модернизации. Выделите главные противоречия. Далее необходимо проанализировать причины и движущие силы первой русской революции, показать их взаимосвязь. Проследите нарастание революционного движения в стране, отметьте правительственные меры по восстановлению контроля над ситуацией. Выделите основные особенности присущие российскому парламентаризму, найдите сходства и различия с европейским политическим опытом. Дайте анализ возможных альтернатив политической и социальной эволюции России после окончания революции и проведения Столыпинской реформы. По вопросу 1. 1. Дайте характеристику первой русской революции. Каковы причины, вызвавшие революцию 1905 года? Как началась революция? Каким было отношение к ней политических партий? 2. Особенности и этапы революции 1905-1907 гг. Чем они характеризуются? В чем историческое значение «манифеста 17 октября»? Раскройте его основные положения. Охарактеризуйте Декабрьское вооруженное восстание в Москве. В чем причины его поражения? Укажите причины спада революционной борьбы и перехода её в русло парламентаризма. 3. Назовите основные итоги революции. Какие противоречия были разрешены, а какие нет? Что такое «третьеиюньский переворот»? Что означает установление в России ограниченной монархии дуалистического типа? По вопросу 2. 1. Охарактеризуйте систему выборов в Государственную Думу. Каковы были её полномочия и порядок работы? Как относились различные политические партии к работе Государственной Думы? Каков был политический состав Государственной Думы первого и второго созывов? Почему при сроке полномочий депутатов в 5 лет I и II Думы проработали меньше полугода? 2. Какие изменения были внесены в избирательный закон царским манифестом 3 июня 1907 г.? Почему историки и политики называли III Думу «политическим маятником»? 3. Дайте характеристику основным политическим силам в России. Вспомните, какие нелегальные революционные партии сформировались в России ещё до революции? Какие буржуазные партии были созданы в ходе революции 1905-1907 гг., их названия, лидеры, программные установки? Какие монархические (консервативные) партии возникли в России в 1905г., их цели и задачи? По вопросу 3. 1. Сформулируйте главные цели и задачи реформ П.А. Столыпина. Каким он видел будущий путь развития страны? Охарактеризуйте П.А. Столыпина как государственного деятеля и реформатора. 2. В чём сущность новой попытки власти решить крестьянский вопрос «сверху»? Каковы были цели аграрной реформы, ее основные направления и способы реализации? 3. Раскройте основные результаты реформ Столыпина. Что удалось сделать, а что нет? Почему крестьяне противились разрушению общины? В чём состояла противоречивость аграрной реформы? Почему П.А. Столыпин защищал помещичье землевладение? Какие точки зрения на результаты реформаторской деятельности П.А. Столыпина высказывают историки? Вопросы для самостоятельной работы студента 1. Личность и реформы С.Ю. Витте. 2. Участие иностранного капитала в развитии экономики России. 3. Восстание на броненосце «Потёмкин».
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (493)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |