Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 10. ОБОСТРЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ МЕЖДУ ВЕДУЩИМИ ДЕРЖАВАМИ ЕВРОПЫ НА РУБЕЖЕ XIX – XX ВЕКОВ



2016-09-17 883 Обсуждений (0)
ТЕМА 10. ОБОСТРЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ МЕЖДУ ВЕДУЩИМИ ДЕРЖАВАМИ ЕВРОПЫ НА РУБЕЖЕ XIX – XX ВЕКОВ 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы семинарского занятия:

1. Россия в системе международных отношений во второй половине XIX – начале ХХ веков.

2. Причины и характер Первой мировой войны.

3. Участие России в войне. Экономическое и политическое положение в стране.

Методические указания

При изучении этой темы надо обратить внимание на принципиальные изменения всей системы международных отношений в начале XX века и складывание предпосылок глобализации вооруженных конфликтов: начало общего кризиса колониальной системы, на смену «европейскому концерту» держав пришли наднациональные военно-политические блоки. Обратите внимание и на новый индустриальный характер ведения войны, когда техника играет ведущую роль в боевых действиях.

По вопросу 1.

1. Охарактеризуйте изменения в системе международных отношений произошли во второй половине XIX в. Чем они были вызваны?

2. Определите основные цели российской дипломатии в Европе. Какие изменения в соотношении сил в Европе к началу 70 гг. XIX в. использовала российская дипломатия для отмены в 1871 г. ряда унизительных для России статей Парижского мира? Чем объясняется сближение России с Германией и Австро-Венгрией? Определите цель заключения в 1873г. «Союза трёх императоров», его значение для России.

3. Выделите основные направления восточной политики России. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и роль России в освобождении балканских народов от турецкого ига. В чём состояла дальневосточная политика России в 60-70 гг. XIX в.? Как осуществлялось присоединение к России Средней Азии? Какое значение имело для народов Средней Азии присоединение к России?

4. Назовите главную цель внешней политики России в 80-90 гг. XIX в.? Какое значение имел союз между Россией и Китаем, заключенный в 1896г.? Каковы были причины и последствия русско-японской войны 1904-1905 гг.

5. Определите причины назревания военного противостояния в мире в начале ХХ в. Как и почему возникли военно-политические блоки (Тройственный союз и Антанта), какие страны в них входили? Что побудило Россию присоединиться к Антанте?

По вопросу 2.

1. Определите причины и характер Первой мировой войны. Какие события послужили поводом для её начала? Назовите основные воюющие блоки. Как менялся состав их участников? Какие цели преследовали воюющие державы?

2. Назовите основные фронты Первой мировой войны. Какой характер приобрели военные действия? Чем это было вызвано?

3. Когда окончилась Первая мировая война? Обратите внимание на дату подписания Брестского мира между Советской Россией и Германией и Версальского мирного договора между Антантой и Германией и её союзниками. Итоги и последствия Первой мировой войны.

По вопросу 3.

1. Определите цели России в Первой мировой войне. На каких фронтах и против кого вела войну Россия? Как развивались военные действия на Восточном фронте в 1914 -1916 гг.? Какую роль сыграл Второй фронт в ходе войны? Являлось ли активное участие царской России в мировой войне ошибкой или необходимостью?

2. Особое внимание обратите на положение в стране. Назовите причины недостаточной подготовки России к длительной войне. В чём проявились кризисные явления в экономике России во время войны (в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, в финансовой сфере), как они отразились на положении населения? Как царское правительство пыталось преодолеть экономические трудности?

3. Отношение общества и политических партий к войне. Назовите причины нарастания оппозиционных настроений в буржуазно-либеральных и правых партиях. Какие шаги предприняли представители промышленников для улучшения военного производства? Почему им не удалось преодолеть кризис? Какую позицию заняли большевики по отношению к войне? Назовите причины обострения политического кризиса в стране и усиления антиправительственных настроений к началу 1917 г.

Вопросы для самостоятельной работы студента

1. Генерал Брусилов. Исторический портрет.

2. Национальная политика царизма в годы Первой мировой войны.

3. Распутинщина – разложение правящей верхушки.

ТЕМА 11. РЕВОЛЮЦИИ 1917 Г. И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ.

Вопросы семинарского занятия:

1. Февральская революция 1917 г.: свержение самодержавия, установление двоевластия.

2. Борьба политических сил от Февраля к Октябрю. Победа советской власти.

3. Гражданская война и иностранная интервенция в России: итоги и последствия.

Методические указания

При изучении этой темы надо, прежде всего, выяснить глубинные причины революционного взрыва: нерешенность основных проблем социально-экономического и политического развития страны (аграрный, рабочий, политический и национальный вопросы). Обратите внимание на то, как война обострила положение в стране. Проследите связь революции в России с аналогичными процессами в Европе. Анализируя тактику большевиков, меньшевиков и эсеров следует помнить, что в конце Первой мировой войны надежды на победу мировой революции казались вполне обоснованными.

По вопросу 1.

1. Определите главные причины Февральской революции. Перечислите последовательность основных событий революции. Что привело к свержению монархии в России? Какую роль сыграла армия в Февральской революции?

2. Опишите возникшую в результате революции структуру власти. Что такое «двоевластие»? Кем были созданы Временное правительство и Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов? Какую власть можно считать законной (легитимной)? Почему правительство называлось «Временным»?

3. Что дала стране Февральская революция? Какие пути открылись перед страной после свержения самодержавия? Как оценивают историки и политики итоги Февральской революции? Сформулируйте и обоснуйте ваше собственное мнение.

По вопросу 2.

1. Охарактеризуйте политическую обстановку в России. По какому пути развития пошла Россия после победы Февральской Революции? Каково было отношение основных политических сил к войне, Советам, Временному правительству, к вопросу о земле и собственности?

2. В чьих интересах проводило свою внутреннюю и внешнюю политику Временное правительство? Чем были вызваны кризисы (в апреле, июне и июле 1917 г.) Временного правительства? Когда и чем закончилось двоевластие? Определите цели выступления генерала Корнилова. Объясните причины провала корниловского мятежа.

4. Определите причины и условия прихода к власти большевиков. Как изменилась тактика большевиков после июльского кризиса? Чем была вызвана большевизация Советов? Как проходила подготовка вооруженного восстания в октябре 1917 г.? Какое значение имел II съезд Советов? Какие законодательные акты были приняты Советской властью в первые дни своего существования? В чём их значение?

5. Дайте оценку Октябрьской революции и её влияния на судьбу нашей страны. Какие точки зрения высказывались историками и политиками нашей страны, зарубежных стран? Сформулируйте и обоснуйте ваше собственное мнение.

По вопросу 3.

1. Дайте определение гражданской войны. Назовите причины Гражданской войны в России. Каково было отношение левых эсеров и демократических сил к роспуску Учредительного собрания и заключению Брестского мира?

2. Как проходило образование противоборствующих лагерей, чьи интересы отражали «красные» и «белые»? Что представляло собой «зеленое» движение? Какие последствия имел раскол общества?

3. Опишите основные этапы и сражения на фронтах Гражданской войны. Какие задачи ставили перед собой белогвардейские генералы Деникин, Колчак, Врангель? В чем причины поражения белого движения?

4. Определите причины вмешательства иностранных государств во внутренние дела России. Когда началась иностранная военная интервенция? Какие цели преследовали Германия, Англия, Франция, Япония и США?

5. Подведите итоги и проанализируйте последствия Гражданской войны и иностранной интервенции. В чем значение Гражданской войны для исторической судьбы России?

Вопросы для самостоятельной работы студента

1. В.И. Ленин. Исторический портрет.

2. Судьба Учредительного собрания.

3. Русская эмиграция: надежды, разочарования, судьбы.



2016-09-17 883 Обсуждений (0)
ТЕМА 10. ОБОСТРЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ МЕЖДУ ВЕДУЩИМИ ДЕРЖАВАМИ ЕВРОПЫ НА РУБЕЖЕ XIX – XX ВЕКОВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 10. ОБОСТРЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ МЕЖДУ ВЕДУЩИМИ ДЕРЖАВАМИ ЕВРОПЫ НА РУБЕЖЕ XIX – XX ВЕКОВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (883)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)