Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 12. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО В 20-Е – 30-Е ГОДЫ



2016-09-17 603 Обсуждений (0)
ТЕМА 12. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО В 20-Е – 30-Е ГОДЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы семинарского занятия:

1. Переход от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике. Сущность и результаты НЭПа.

2. Образование СССР и его историческое значение.

3. Социально-экономическое развитие СССР: индустриализация, массовая коллективизация. Культурные преобразования.

4. Политическая система в 30-е годы.

Методические указания

При изучении этой темы постарайтесь определить характерные черты и особенности советского строя, его социальную базу. Выясните основные положения коммунистической доктрины, её идеалы. Выделите те из них, которые позволили большевикам мобилизовать общественные силы на решение задачи коренной перестройки всего народного хозяйства. Обратите внимание на методы коммунистического строительства и достигнутые к концу 30-х годов результаты, каких жертв они потребовали от страны. Особого внимания заслуживают внутрипартийные дискуссии и политическая борьба.

По вопросу 1.

1. Охарактеризуйте положение в стране после окончания Гражданской войны. Что такое политика «военного коммунизма»? Каковы были причины перехода к новой экономической политике? Когда было положено начало НЭП? Каковы были цели НЭПа? В чём принципиальное отличие новой экономической политики от политики «военного коммунизма»?

2. В каких формах и пределах допускалось развитие капитализма в сельском хозяйстве и в промышленности? В интересах какого класса, прежде всего, проводилась НЭП? На какой срок, по планам В.И. Ленина, вводилась НЭП? Какие отрасли народного хозяйства развивались благодаря проведению новой экономической политики и почему?

3. Выявите принципиальные противоречия НЭПа. Что такое «ножницы цен»? Когда началось свёртывание новой экономической политики? Чем это было вызвано?

По вопросу 2.

1. Какие принципы национальной политики провозглашались в «Декларации прав народов России»? Назовите первые 4 советские республики, которые подписали договор об образовании СССР. Какие предпосылки существовали для объединения этих республик?

2. Рассмотрите две точки зрения по вопросу объединения республик, выявленные в ходе подготовки проекта. Почему позиция автономизации, поддержанная Сталиным, вызвала критику со стороны Ленина? На какой основе был образован Союз ССР 30 декабря 1922 г.?

3. Дайте характеристику первой конституции СССР 1924 г. В чем её историческое значение? Как развивалось национальное строительство СССР в последующие годы?

По вопросу 3.

1. Рассмотрите, в чём состояла объективная необходимость проведения в СССР индустриализации, и каковы были цели социалистической индустриализации. Когда был взят курс на индустриализацию? Какие точки зрения существовали в партии по вопросу путей и методов осуществления индустриализации в СССР? Как решался вопрос об источниках накоплений для индустриализации?

2. Раскройте роль первых пятилетних планов развития народного хозяйства в осуществлении индустриализации, их достижения, трудности и недостатки.

3. Когда началась массовая коллективизация сельского хозяйства в СССР? Какими методами она осуществлялась, и какие перегибы были допущены? Каковы были последствия насильственной коллективизации и политики ликвидации кулачества как класса?

4. Определите основные направления советской политики в сфере культуры и образования. Каких успехов удалось добиться советской власти в области образования? Как и когда была полностью ликвидирована безграмотность? Охарактеризуйте результаты культурных преобразований.

По вопросу 4.

1. Проследите эволюцию политического климата в СССР в 20-е и 30-е годы. В чём заключалось значение Конституции СССР, принятой в 1936 г.? Чем объяснялось формирование в Союзе авторитарной политической системы и усиление репрессивной роли государства?

2. Перечислите основные политические процессы 30-х годов. Назовите их последствия. Когда прекратились массовые репрессии? Какие дискуссии развернулись в наше время в оценке политических репрессий 30-х гг.? Выскажите и обоснуйте ваше собственное мнение.

Вопросы для самостоятельной работы студента

1. Создание плановой системы управления народным хозяйством: плюсы и минусы.

2. Подготовка кадров советской интеллигенции. Создание Московского авиационного института.

3. И.В. Сталин. Исторический портрет.

 

ТЕМА 13. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ССР В 20-30-Е ГГ.

Вопросы семинарского занятия:

1. Формирование Версальско-Вашингтонской системы международных отношений.

2. Внешнеполитическая стратегия СССР между двумя мировыми войнами.

3. Начало Второй мировой войны, её причины и характер.

Методические указания

При изучении этой темы обратите внимание на тесную взаимосвязь результатов Первой мировой войны и причин Второй мировой войны. Анализируя основные противоречия между ведущими державами, выделите те из них, которые не могли быть разрешены мирным путем. Рассматривая советскую внешнюю политику в межвоенный период, не забывайте о том, что СССР находился во враждебном окружении, у него не было надежных внешних союзников.

По вопросу 1.

1. Вспомните основные положения Версальского мирного договора. Дайте характеристику Версальско-Вашингтонской системы международных отношений. Геополитическим интересам каких держав она соответствовала? Какие страны, напротив, оказались ущемлены в своих правах, почему?

2. Кем и когда была создана Лига Наций? Выясните задачи и полномочия этой организации. С какой целью были заключены Вашингтонские соглашения 1921 г.? Какие противоречия они породили между странами-победителями?

По вопросу 2.

1. Определите стратегию внешней политики СССР в системе послевоенных международных отношений в 20-е годы. Какие страны первыми признали СССР? Чем объясняется отказ Запада от проведения политики изоляции Советской России? Когда и как происходило установление дипломатических и экономических отношений западных стран с СССР?

2. Чем объясняется приход фашистов к власти в Италии и Германии? Какими были основные направления внешней политики СССР в 30-е годы? Какими способами Советский Союз боролся с фашистской угрозой? Что такое «Коминтерн»? Покажите международное значение гражданской войны в Испании. Почему советские добровольцы приняли активное участие в борьбе против франкистов?

3. Дайте характеристику пакта «Молотова – Риббентроппа». Почему руководство советской страны вынуждено было пойти на сближение с Германией летом 1939 г.?

По вопросу 3.

1. Определите причины Второй мировой войны. Какие страны начали агрессию? В чем проявился кризис Версальско-Вашингтонской системы? Подумайте, можно ли было предотвратить войну, обоснуйте свое мнение.

2. Почему нарушение Германией условий Версальского мирного договора и «аншлюс» Австрии остались безнаказанными? Что представлял собой «Мюнхенский сговор», какие страны участвовали в разделе Чехословакии? Кто несет ответственность за политику «умиротворения агрессора»?

3. Когда началась Вторая мировая война? Чем объясняется бездействие Англии и Франции во время захвата Германией Польши? Почему немецкие войска после оккупации Польши не пошли дальше на восток? Какие страны завоевала Германия с весны 1940 г. до июня 1941 г.?

Вопросы для самостоятельной работы студента

1. Участие России в Генуэзской конференции.

2. «Новый порядок» фашистов в оккупированных странах Европы.

3. Советские истребители в небе Испании.

 



2016-09-17 603 Обсуждений (0)
ТЕМА 12. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО В 20-Е – 30-Е ГОДЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 12. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО В 20-Е – 30-Е ГОДЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (603)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)