Основные направления и экономические отношения в деятельности муниципальных образований
Основной целью муниципальных образований в сфере муниципальной экономики является повышение благосостояния населения муниципального образования. Действующее российское законодательство не содержит правового определения понятия «муниципальная экономика». С позиций современной науки муниципальная экономика- это система экономических отношений, в которые вступают органы местного самоуправления в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг на территории муниципального образования. Муниципальная экономика как системное явление существует в тесной взаимосвязи с государственным и частным секторами. Категория «благосостояние» имеет сложную структуру и распадается на несколько составных элементов. Основными из них являются продукты (товары, услуги), занятость населения, «внешние эффекты», благоустройство территории. Продукты (товары, услуги).Цели муниципальной экономики в этом случае направлены на то, чтобы выявить потребности местного сообщества в товарах и услугах и разработать программу их удовлетворения. При этом следует учитывать качественную неоднородность необходимых людям продуктов: часть из них может быть доведена до конечного потребителя без участия местных органов власти и управления, т.е. через рыночный механизм, другие, — так называемые общественные товары и услуги, не находят поддержки в лице частного капитала и поэтому ответственность за их производство ложится непосредственно на плечи местных властей. В первом случае задачи органов местного самоуправления сводятся к работе с частными предпринимательскими структурами по вопросам контроля за качеством предоставляемых ими товаров, ценовой политики, соблюдения санитарных и экологических норм, централизованных закупок для малообеспеченных районов и т. п. Второе направление хозяйственной деятельности органов местного самоуправления более объемно по своему содержанию. Производство общественных благ является, как правило, малорентабельным и поэтому требует существенных затрат на поддержание его в функциональном состоянии. Но поскольку финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении муниципалитетов, обычно недостаточно для эффективного решения всех местных проблем, то перед органами местного самоуправления постоянно возникает вопрос о возможностях изыскания дополнительных денежных средств для финансирования муниципальных предприятий. Таким образом, осуществляя собственное производство и предоставляя населению муниципального образования общественные товары и услуги, органы местного самоуправления вносят определенный вклад в достижение цели развития местного сообщества, но при этом вынуждены постоянно соотносить потребности местного населения с собственными материально-финансовыми возможностями и в случае необходимости предпринимать активные меры в направлении поиска дополнительных источников пополнения муниципальной казны. Занятость.Одной из ключевых стратегических целей муниципальной экономики является создание на территории муниципального образования дополнительных рабочих мест. При этом важно добиться оптимального соотношения новых, создаваемых рабочих мест с профессиональными характеристиками и запросами тех членов местного сообщества, которые в них нуждаются. Ведь сами по себе рабочие места - еще не гарантия решения проблемы занятости. Они имеют несколько разновидностей: - рабочие места, соответствующие имеющейся профессионально-квалификационной структуре рабочей силы территории; -новые рабочие места, требующие переподготовки кадров; - рабочие места, создание которых связано с изменениями рода деятельности людей и их традиционного уклада жизни. Потребностям местного самоуправления в наибольшей степени отвечает первая категория рабочих мест. Однако добиться такой направленности развития на практике удается далеко не всегда. В этой связи подходить к решению проблемы занятости в каждом конкретном муниципальном образовании необходимо очень взвешенно, с учетом интересов населения данной территории и местных особенностей проживания. «Внешние эффекты». Это не отраженные в рыночных ценах товаров и услуг воздействия на третьих лиц, не участвующих в рыночных сделках. Внешние эффекты в системе муниципальных экономических отношений могут быть как положительными (например, утилизация отходов), так и отрицательными (например, загрязнение окружающей среды в результате производственной деятельности). С точки зрения муниципального образования важно знать, какое именно воздействие могут оказывать принимаемые решения на общую социально-экономическую ситуацию в районе, и стремиться к максимизации внешних положительных эффектов. Благоустройство территории.Данную цель муниципальной экономики нельзя сводить к узкой трактовке жилищного и уличного благоустройства. Благоустройство муниципального образования не просто решение вопросов планировки, муниципального строительства, озеленения и т. п., но и деятельность по развитию бизнеса, созданию условий, благоприятных для увеличения масштабов занятости, укрепления общественной безопасности, развития культуры и т. д. Современная муниципальная экономика - это особый способ воспроизводства материальных и духовных благ. Производственная деятельность в системе местного самоуправления осуществляется на основе муниципального хозяйства, представляющего собой совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения. Как и всякое производство, экономическая деятельность в муниципальных образованиях основывается на использовании определенных ресурсов. Существуют традиционный и расширенный подходы к классификации муниципальных ресурсов. Традиционно по аналогии с основными факторами производства ресурсы муниципальных образований разделяют на следующие виды: — природно-климатические, представляющие собой совокупность естественных условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей. Они включают в себя животный и растительный мир, водные запасы, производственные и жилые характеристики грунта, конкретно-географическое положение территории, ее климатические условия и т. п. Эти характеристики определяют тип застройки, коммунальную инфраструктуру муниципального образования, направления развития конкретного поселения. Природные ресурсы, рассматриваемые с позиции соблюдения экологического равновесия, могут быть серьезным ограничением в развитии местного сообщества; — инфраструктурные, включающие мощность строительной базы, возможность обеспечивать поддержание жизни города и его рост на основе современных технологий, удаленность от источников энергии, обеспеченность различными видами энергии, вхождение муниципального образования в систему основных транспортных магистралей страны, развитие внутригородской системы сообщений, рыночные элементы инфраструктуры и пр.; — трудовые, отражающие качество и количество рабочей силы, ее миграцию, структуру. В соответствии с расширенным подходом к стратегическим ресурсам муниципальной экономики относят: - кадровые ресурсы (профессиональный, квалификационный, демографический состав работников, адаптационные и инновационные способности персонала); - финансовые ресурсы (совокупность бюджетных и внебюджетных средств, необходимых для разработки программ социально-экономического развития территорий и управления процессом их реализации); - информационные ресурсы (характер, объемы, достоверность располагаемой информации, возможности ее расширения и преобразования); - земельные ресурсы (муниципальный земельный фонд); - производственно-техническую инфраструктуру (сооружения, коммуникации, сети, котельные, трубопроводы и т. д.); - правовой ресурс (нормативно-правовые акты, организационно-распорядительные документы, регламентирующие положения и др.); - организационно-управленческие ресурсы (гибкость системы управления, скорость управленческих воздействий, эффективность координации деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и хозяйствующих субъектов различных форм собственности, организационные формы планирования, оценки, контроля); - технические ресурсы (оборудование, автотранспорт, компьютерная техника и др.). Сюда же следует отнести и предпринимательские способности населения, приводящие в активное взаимодействие все названные выше виды муниципальных ресурсов. Следует заметить, что предпринимательство как особый вид ресурса до настоящего времени недостаточно учитывается и реализуется в практической деятельности муниципалитетов. Между тем развитие муниципального сектора должно предполагать расширение предпринимательских начал в муниципальной практике, более широкое использование рыночных механизмов, инструментов и открывающихся возможностей для получения доходов. Таким образом, ресурсный потенциал муниципальных образований включает в себя не только овеществленные, материальные производственные факторы (природные, водные, топливно-энергетические, финансовые и др.), но и нематериальные ресурсы (духовные, интеллектуальные, информационные, трудовые). При оценке ресурсного потенциала местного сообщества необходимо оценивать не только материальные объекты, но и социальные ресурсы: культурные, образовательные, творческие, управленческие, интеллектуальные. Они в условиях научно-технической, информационной и управленческой революций становятся не менее значимыми, а зачастую приобретают решающую роль в освоении и развитии всей ресурсной базы местного самоуправления и решении проблем социально-экономического развития территорий. Ресурсный потенциал местных сообществ состоит из «внутренних» (находящихся в собственности местных органов власти) и «внешних» по отношению к органам местного самоуправления (принадлежащих другим собственникам или уровням власти) ресурсов. Сосредоточение ресурсов в руках различных собственников является причиной возникновения острых противоречий между отдельными субъектами муниципальных экономических отношений. В достижении основной цели муниципальной экономики – повышении благосостояния населения муниципального образования принимают участие все экономические субъекты, участвующие в процессе воспроизводства на данной территории. Формирование экономических отношений осуществляется в результате взаимодействия государственного, муниципального и частного секторов экономики. Государственный и муниципальный секторы по своей природе эффективнее других функционируют в таких сферах деятельности, как разработка и проведение политики развития, обеспечение социальной справедливости, борьба с различного рода дискриминацией, поддержание стабильности в предоставлении услуг населению. Предпринимательский сектор лучше справляется с экономическими и инновационными задачами, легче адаптируется к быстрым переменам и отказывается от устаревших форм и способов деятельности, эффективнее решает технические проблемы. К числу традиционных отраслей муниципальной экономики относятся снабжение населения водой, газом, теплом, электроэнергией; канализация и переработка сточных вод, вывоз и переработка мусора, городской и пригородный пассажирский транспорт, общественное питание, социальные услуги. Ведущая роль в муниципальной экономике принадлежит органам местного самоуправления. Местные органы власти занимают особое место в системе муниципальных экономических отношений. С одной стороны, они, подобно государственным властным структурам, выполняют функцию регулирования хозяйственных отношений на подведомственной им территории. С другой - выступают в роли полноправного субъекта этих отношений, способного самостоятельно расширять свой экономический потенциал (пополнять состав муниципальной собственности, укреплять местный бюджет и т. п.). При этом с точки зрения ведения хозяйственной деятельности органы местного самоуправления близки к коммерческим организациям, так как выступают на рынке как самостоятельные и равноправные субъекты экономических отношений, т. е. могут самостоятельно распоряжаться принадлежащей им собственностью, финансовыми ресурсами, землей и получать при этом прибыль. Но в отличие от коммерческих организаций, цель которых состоит в извлечении прибыли в интересах участников этих организаций, муниципальные структуры не могут использовать ни перечисленные ресурсы, ни полученную от их эксплуатации прибыль в сферах, не связанных с интересами населения, образующего местное сообщество. Вместе с тем в ходе распределения полученной в результате хозяйственной деятельности прибыли или любых других ресурсов органы местного самоуправления выступают в роли гаранта обеспечения населению определенного уровня благоустройства, предоставления социальных услуг на уровне не ниже общепринятых стандартов, что в большей степени роднит их уже с государственными структурами, поскольку и те, и другие своей деятельностью призваны обеспечить жизненные потребности населения, среди которых жилье, коммунально-бытовое обслуживание, общественный транспорт, поддержание здоровой санитарной и экологической среды. В пользу государственной природы экономической деятельности органов местного самоуправления свидетельствует и повышенная степень их материальной защиты, выражающаяся в наличии твердых, закрепленных за муниципалитетами налоговых источников, в неприменении в отношении местных органов власти процедуры банкротства, в выделении им в случае необходимости средств финансовой помощи из вышестоящих бюджетов и т. п. Следовательно, в вопросах экономической деятельности органы местного самоуправления сочетают в себе государственные начала и коммерческие возможности частных хозяйствующих субъектов, придающие им мобильность. Таким образом, содержание деятельности органов местного самоуправления закономерно распадается на два направления: властное и экономическое. Особенно четко это прослеживается во взаимоотношениях местных органов власти с субъектами хозяйственной деятельности. Они могут быть разделены на две следующие группы: 1) муниципальные предприятия и учреждения, под которыми понимаются организации, в которых муниципалитет обладает всей или частью собственности; 2) предприятия и учреждения иных форм собственности (государственные, акционерные, частные и др.). Роль каждой из названных групп хозяйствующих субъектов различна. Муниципальные предприятия свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары и услуги, обязаны направлять на общественные нужды. Предприятия и учреждения второй группы вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном порядке обязанностей) либо общественного (добровольного по форме) принуждения. Поэтому вполне естественно, что права органов местного самоуправления в отношении этих групп и методы управления ими будут различными, т. е. в различной степени сочетающими властные и экономические (собственнические) признаки. Так, права органов местного самоуправления в отношении муниципальных предприятий не должны отличаться от прав любого собственника в отношении принадлежащего ему имущества, за исключением небольшого круга ограничений, связанных с правовым статусом муниципалитетов как института власти. При этом необходимо учитывать, что, принимая нормативно-правовые акты, органы местного самоуправления имеют возможность создавать льготные условия для деятельности своих предприятий в ущерб другим хозяйствующим субъектам. Осуществляя же финансово-хозяйственную деятельность в условиях свободного рынка, муниципалитеты рискуют бюджетными средствами и объектами собственности, основное предназначение которых - обеспечение жизнедеятельности, удовлетворение насущных интересов жителей муниципального образования. В то же время права муниципалитетов на регулирование хозяйственной деятельности других собственников должны быть строго регламентированы законодательством, поскольку здесь речь идет о границах применения властных полномочий, а сами органы местного самоуправления выступают не как хозяйствующий субъект, а как властные структуры. В качестве конкретных проявлений властного воздействия муниципалитетов на хозяйствующие субъекты различных форм собственности могут быть названы: - установление единых для всех предприятий и учреждений территории санитарно-экологических норм и стандартов; - контроль за перечислением денежных средств (в виде налогов, части прибыли муниципальных предприятий или других платежей) в местный бюджет и внебюджетные фонды; - право на применение санкций в отношении хозяйствующих субъектов, не выполняющих свои обязательства перед местным бюджетом, и т. д. Помимо хозяйственных отношений с предприятиями различных форм собственности важной сферой муниципальной экономики являются финансово-имущественные отношения органов местного самоуправления с органами государственной власти федерального и регионального уровней. Именно на государственные органы законодательством возложена обязанность обеспечения минимума условий жизнедеятельности населения, если этот минимум не может быть обеспечен финансовыми и иными ресурсами муниципального образования. Экономические отношения органов местного самоуправления с государственными структурами возникают по поводу передачи государственного имущества в муниципальную собственность, зачисления регулирующих доходных источников и средств финансовой помощи в местные бюджеты, а также финансирования государственных программ, осуществляемых на муниципальном уровне. В процессе своей деятельности органы местного самоуправления одной территории могут вступать в экономические отношения с органами местного самоуправления других муниципальных образований. В силу различных объективных и субъективных причин эта форма хозяйственных отношений в России пока недостаточно развита. Однако механизм хозяйственной кооперации между отдельными муниципальными образованиями имеет тенденцию к укреплению в соотвтствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который предусматривает возможность создания межмуниципальных объединений, хозяйственных обществ и других межмуниципальных организаций. Таким образом, основными системообразующими элементами муниципальной экономики являются: 1) финансово-хозяйственные отношения между: - органами местного самоуправления и муниципальными предприятиями (учреждениями); - органами местного самоуправления и органами государственной власти; - органами местного самоуправления и государственными предприятиями (учреждениями); - органами местного самоуправления и частными предпринимательскими структурами; - органами местного самоуправления различных муниципальных образований; 2) властные отношения между органами местного самоуправления и всеми остальными субъектами муниципальной экономики с целью регулирования социально-экономического развития территорий. Финансово-хозяйственные отношения органов местного самоуправления с субъектами муниципальной экономики могут носить имущественный или неимущественный характер. Имущественные отношения органов местного самоуправления с муниципальными предприятиями связаны с использованием, воспроизводством и возвратом муниципальной собственности. Они проявляются через передачу муниципальной собственности в оперативное управление, хозяйственное ведение, аренду, траст, а также через ее использование в виде залога и ипотеки. При передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение, аренду, траст муниципальным предприятиям, органы местного самоуправления формируют экономическую базу для последующей деятельности этих предприятий. В этом случае предприятие и наделяется правом в пределах, установленных законодательством и учредительными документами, использовать переданное ему муниципальное имущество по своему усмотрению. Однако перехода прав собственности от муниципальной администрации к муниципальному предприятию не происходит. Предприятие лишь эксплуатирует это имущество, выполняя задачу, поставленную перед ним муниципальной администрацией. Оно не имеет права самостоятельно совершать сделки в отношении этого имущества и несет перед местными органами власти административную и экономическую ответственность за его сохранность. Конкретные условия использования муниципальной собственности муниципальными предприятиями (сфера неимущественных экономических отношений) оговариваются в договорах о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение, аренду, траст, а также в виде вклада (пая) в состав имущества акционерного общества. На основе таких договоров муниципальная администрация определяет условия по номенклатуре и объему продукции (услуг), уровню затрат и ценам, поставке изделий на конкретный рынок, учету и отчетности. В них оговаривается участие представителей муниципальной администрации в органах управления, например, в качестве директора муниципального унитарного предприятия или представителя в совете директоров (совете акционеров) акционерного общества с участием муниципальной администрации). Неимущественные отношения, возникающие по поводу условий, при которых муниципальная собственность может использоваться хозяйствующим субъектом, наделенным ею закрепляются в договоре. Он является конкретной формой проявления неимущественных экономических отношений. Договор позволяет определить границы контроля за деятельностью муниципального предприятия, так как муниципальное предприятие являясь юридическим лицом имеет право согласно Гражданскому кодексу РФ на невмешательство муниципальных органов в его оперативную хозяйственную деятельность. Органы местного самоуправления как представители территориальной общности людей в деятельности муниципального (унитарного) предприятия вправе участвовать только своим капиталом, а руководить только через назначаемого директора. Имущественные отношения органов местного самоуправления с немуниципальными структурами строятся на иной основе. Как и в случае с муниципальными предприятиями и учреждениями, они могут складываться по поводу аренды имущества, его залога, траста. Однако немуниципальным организациям имущество не может быть передано в хозяйственное ведение или оперативное управление. Наиболее распространенной формой имущественных отношений между органами местного самоуправления и немуниципальными хозяйствующими субъектами является передача денежных средств в оплату за исполнение муниципального заказа. При такой схеме имущественных отношений муниципальные органы выступают в роли заказчика определенного объема работ, продукции или услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, а предприятия любых форм собственности в т.ч. и муниципальные, выступают в качестве производителя (подрядчика, поставщика) продукции и услуг, за что получают от муниципалитета соответствующие материальные и финансовые средства (имущество), позволяющие им покрывать свои затраты и формировать фонд прибыли. В то же время между заказчиком (муниципальной администрацией) и подрядчиком (хозяйствующим субъектом) устанавливаются и неимущественные отношения. Они возникают по поводу требований, предъявляемых муниципальной администрацией к объему производимой продукции и услугам, качеству последних, срокам их предоставления, правам конечных потребителей и т. д., а также обязательств в отношении финансирования данных работ. Все это оформляется соответствующим договором (контрактом), который обеспечивает равноправие сторон в отношении друг друга и не позволяет органам местного самоуправления произвольно устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов РФ (что не исключено в отношении муниципальных хозяйствующих субъектов).
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1348)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |