Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Инновационная деятельность муниципальных образований



2016-09-17 1932 Обсуждений (0)
Инновационная деятельность муниципальных образований 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Одним из важнейших факторов развития и эффективного фун­кционирования социально-экономического комплекса региона является инновационный фактор.

Инновационная деятельность - процесс, направленный на ре­ализацию результатов законченных научных исследований и раз­работок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используе­мый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

При разработке концепции формирования инновационной среды для российского региона и хозяйственного механизма, регулирующего взаимодействия субъектов среды между собой и с хозяй­ствующими субъектами региона в процессе становления иннова­ционной (наукоемкой) экономики, необходимо учитывать направ­ления и конкретные формы преобразования инновационной сре­ды. К инновационной среде относятся: производители интеллек­туального продукта: НИИ, вузы, инициативные группы, одиноч­ные исследователи, изобретатели; посредники, осуществляющие информационное сопровождение инновационного процесса: банки разработок, банки заказов, банки патентов и лицензий; органи­зации рыночной инновационной инфраструктуры: биржи интел­лектуального труда и продуктов, выставки, ярмарки, организа­ции, осуществляющие маркетинг инноваций; организации-инвес­торы: инновационные банки, инновационные фонды и др.; орга­низации, осуществляющие инновационный менеджмент и подго­товку инновационных кадров: биржи труда, агентства интеллек­туальной собственности и др.

Инновационная политика призвана обеспечить увеличение ва­лового внутреннего продукта страны за счет освоения производ­ства принципиально новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.

С учетом сегодняшнего состояния экономики инновационная политика на современном этапе рыночных реформ должна спо­собствовать развитию научно-технического потенциала, форми­рованию современных технологических укладов в отраслях эко­номики, вытеснению устаревших укладов и повышению конку­рентоспособности продукции. Определяющей особенностью пере­дачи результатов научных исследований для их освоения в про­изводстве является создание и развитие системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства.

Сложившийся уровень спроса на внешнем и внутреннем рын­ках на продукцию отраслей промышленности будет определять и перспективу их развития, структурные изменения основных про­изводственных фондов.

Муниципальные инвестиции по-прежнему сохраняют социальную направленность. Порядка 60-70% всего их объема будет направлено на строительство и капитальный ремонт объектов здравоохранения, образования и жилищно-коммунального хозяйства. Самый весомый объем инвестиций – 40-50% - вкладывается в жилищно-коммунальное хозяйство, 20-25% - в социальную сферу. Основными объектами инвестирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства являются котельные, сети водопроводов, канализации, газо- и теплоснабжения. Основные объекты инвестирования в социальной сфере – это образовательные и медицинские учреждения. В охрану окружающей среды вкладываются средства, направляемые на реконструкцию и строительство очистных сооружений и объектов по утилизации бытового мусора. Инвестиции по отрасли “транспорт”, по большей части идут на обновление парка пассажирского электро- и автотранспорта.

  Таблица . Инвестиции в основной капитал организаций муниципальной формы собственности по ЖКХ и социальной сфере  

 

Наилучшие показатели инвестиций по отрасли “Жилищно-коммунальное хозяйство” прогнозируют субъекты Российской Федерации, входящие в состав Уральского федерального округа –1107,8 руб. на человека на 2003 год, 1228,8 руб. на человека на 2004 год. В Ханты-Мансийском автономном округе инвестиции составят –7044,1 руб. на человека в 2003 году, 7452 рублей на человека в 2004 году.

Наихудшие показатели инвестиций по отрасли “Жилищно-коммунальное хозяйство” прогнозируют субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо - Западного федерального округа –119,6 руб. на человека на 2003 год, - 140,9 руб. на человека на 2004 год.

Основными приоритетами инвестиционной политики в 2004 году стали реализация программных мероприятий, входящих в состав федеральной целевой программы “Жилище” и соответствующих региональных жилищных программ (что позволит активно развивать ипотечное жилищное кредитование), а также программ благоустройства, водоснабжения и газификации муниципальных образований, входящих в состав субъектов Российской Федерации.

Несмотря на наметившиеся положительные тенденции, связанные с ростом объема инвестиций в стоимостном выражении, муниципальный сектор экономики остается зоной низкой инвестиционной привлекательности. Инвестирование в отрасль будет ограничено ресурсами бюджетной сферы и, следовательно, развитие отраслей социальной сферы за счет привлечения средств инвесторов малоперспективно. Недостаточная активизация инвестиционных средств населения связана, в основном, с ухудшением структуры потребления и снижением накоплений, вызванного, в первую очередь тем, что в течение ряда лет в реформировании жилищно-коммунального хозяйства существовала единая схема: за счет опережающего роста цен на услуги ЖКХ для населения добиваться повышения доли платежей в оплате услуг естественных монополий.

Отрасли, вышедшие со своей продукцией на мировой рынок (топливно-энергетический комплекс, металлургия, химия), для закрепления на нем нуждаются в повышении эффективности про­изводственного потенциала. Другие отрасли, производящие по­тенциально конкурентоспособную на мировом рынке продукцию (машиностроение и оборонный комплекс), нуждаются в государ­ственной поддержке, чтобы выйти на мировой рынок. Большего внимания требует третья группа отраслей, ориентированная в основном на внутренний рынок (пищевая и легкая промышлен­ность, промышленность строительных материалов).

Инновационная политика в отношении этих групп отраслей отличается по характеру, масштабам поддержки, объему ресур­сов, необходимых для обновления и модернизации производствен­ного потенциала на основе реализации отечественных достиже­ний науки и техники.

Специфика современной ситуации во многих регионах России состоит в наличии значительных фундаментальных и технологи­ческих заделов, высококвалифицированных кадров, уникальной научно-производственной базы и в то же время крайне слабой ориентации экономики на реализацию конкретных инноваций. Это обусловлено отсутствием региональной инновационной поли­тики и механизмов ее реализации, способных создать благопри­ятные правовые и финансовые условия для широкого внедрения новых технологий.

Дальнейшее развитие и совершенствование региональной ин­новационной инфраструктуры, позволяющей обеспечить исполь­зование новых технологий и производство конкурентоспособных товаров и услуг, при активной поддержке органов власти и управления представляется важной задачей развития промыш­ленности в регионах России. Для этого целесообразна реализа­ция следующих мер:

1. Создание условий и механизмов оживления экономики ре­гионов, ее приоритетных направлений посредством продвижения новейших достижений науки и техники во все сферы промыш­ленности, конверсионное производство.

2. Формирование системы государственно-общественной под­держки инновационного предпринимательства в приоритетных секторах экономики, обеспечивающей осуществление полноцен­ного инновационного цикла от идеи до реализации продукции на внутреннем и международном рынках.

3. Изучение инновационного потенциала российских регионов и создание эффективного механизма его использования.

4. Реализация инвестиционных программ, способствующих продвижению на рынок новых технологий и созданию новых про­изводств, содействие созданию новых инновационных фирм.

5. Разработка и совершенствование экономико-правового обес­печения инновационной деятельности, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере.

6. Вовлечение в инновационную сферу экономически активной части населения посредством создания новых рабочих мест, бла­гоприятных социально-экономических условий.

 

15.9. Особенности развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях.

Для муниципального образования развитие малого предпринимательства (в даль­нейшем этот термин будет использован применительно к малому и среднему пред­принимательству) имеет не меньшее, а иногда и большее значение, чем развитие крупной промышленности. Малый бизнес — это дополнительные рабочие места, выпуск необходимой для местных нужд продукции и оказание услуг, налоговые платежи в местный бюджет. В условиях спада производства и сокращения коли­чества рабочих мест на крупных предприятиях малый бизнес становится глав­ным фактором поддержания жизни во многих муниципальных образованиях.

В экономике большинства стран мира законодательно определены критерии отнесения хозяйственных субъектов к категории малого предпринимательства.

Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринима­тельства в Российской Федерации» в качестве критерия установлены следую­щие требования к численности работников (см. табл.)

 

 

№ п/п Наименование отраслей экономики Уровень численности работ­ников, чел.
Промышленность
Строительство
Транспорт
Сельское хозяйство
Научно-техническая сфера
Оптовая торговля
Розничная торговля и бытовое обслуживание населения
В других отраслях и при осуществлении других видов деятельности

В ряде зарубежных стран законодательно установлены дополнительные тре­бования для отнесения хозяйственных субъектов к малым предприятиям:

♦ объем годового дохода (США, Канада);

♦ объем годового оборота (Великобритания, Франция, Германия);

♦ уставный капитал (Япония).

В зарубежных странах на малых предприятиях производится значительная доля промышленной продукции, их силами оказывается подавляющая часть услуг на­селению.

Уровень развития и роль малых предприятий (МП) в экономике разных стран по данным на 2006 г. приведены в табл.

 

 

Страны Количество МП, тыс. Количество МП на 1 тыс. жителей Занято в МП, млн. человек Доля МП в общей чис­ленности за­нятых, % Доля МП в ВВП стра­ны, %
Великобритания 13,6 50-53
Германия 18,5 50-54
Италия 16,8 57-60
Франция 15,2 55-62
Страны ЕС 15 770 63-67
США 21 000 80,2 50-52
Япония 49,6 39,5 52-55
Россия 836,2 5,65 8,1 9,6 10-11

Приведенные данные показывают, что в секторе малых предприятий сосредо­точена большая часть экономически активного населения и производится при­мерно половина ВВП.

Необходимым условием для осуществления хозяйственной деятельности ма­лых предприятий является наличие и уровень развития инфраструктуры под­держки малого бизнеса в муниципальных образованиях.

От уровня развития малого предпринимательства зависит количество поступ­лений финансовых средств в бюджет муниципальных образований. Основной целью поддержки и развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях является увеличение поступлений финансовых средств в местные бюджеты и решение проблемы занятости населения.

Основные преимущества малых предприятий — быстрое реагирование на из­менение конъюнктуры рынка, низкие издержки производства. Малые предпри­ятия быстрее решают вопросы разработки большинства технических новшеств и доведения их до стадии промышленного образца.

Российское государство провозгласило поддержку малого предприниматель­ства в качестве одного из приоритетных направлений своей экономической по­литики. Утверждена Федеральная программа государственной поддержки мало­го предпринимательства. Введен в действие единый налог на вмененный доход для субъектов малого предпринимательства, призванный кардинально упростить систему его налогообложения.

В ряде российских городов малый бизнес активно развивается в сферах тор­говли, общественного питания, бытового обслуживания, строительства. Однако в целом его роль в местной экономике, особенно в промышленности, невелика, а доля поступлений от малого бизнеса в местные бюджеты не достигает и 10%. Основными причинами этого являются недостаток стартового капитала и отсут­ствие реальных механизмов его привлечения, высокие налоги, усложненная сис­тема регистрации и лицензирования различных видов деятельности, бюрократи­ческие преграды, коррупция многочисленных инспекций и местных чиновников. Самим малым предприятиям не хватает квалифицированных кадров, уровень ме­неджмента и маркетинга на многих малых предприятиях остается крайне низким.

Основные формы и методы поддержки малого предпринимательства со сторо­ны местных органов:

· содействие объединению МП и фирм в производственные сети;

· установление налоговых льгот;

· развитие систем взаимного и ипотечного кредитования;

· создание муниципальных бизнес-инкубаторов;

· участие в учреждении местных фондов поддержки малого бизнеса, страховых и залоговых фондов;

· организация конкурсов бизнес-планов по решению местных задач с последующей выдачей муниципального заказа;

· создание учебно-деловых и консультационных центров содействия малому предпринимательству, наблюдательных советов и т.п.

В результате деятельности малого бизнеса:

- организации осуществляют выпуск продукции, часто нужной конкретному муниципальному образованию, в т.ч. и муниципальный заказ

- являются основным плательщиком местных налогов, сборов, штрафов - малые предприятия выступают в качестве источника финансирования муниципальных программ и пополнения бюджета

- участвуют в реализации инвестиционных проектов в качестве одного из основных инвесторов

- создают дополнительные рабочие места, ремонтируют арендуемые нежилые помещения и благоустраивают территорию.

Следует отметить, что продолжается работа по совершенствованию специальных налоговых режимов для малого предпринимательства.

Так с 1 января 2013 г. введена патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей, выделенная в самостоятельный специальный налоговый режим.

Субъекты Российской Федерации обязаны будут принять до конца 2012 года законы о введении с 1 января 2013 г. на своих территориях патентной системы налогообложения по 47 видам деятельности, указанным в главе 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Кроме того, они смогут ввести указанный налоговый режим по дополнительному перечню видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам населению, не указанным в главе 26.5 Кодекса, за исключением деятельности ломбардов, услуг пассажирского железнодорожного транспорта, услуг пассажирского воздушного транспорта, услуг грузового транспорта, услуг связи, коммунальных услуг, услуг учреждений культуры, услуг туроператоров и турагентов, санаторно-оздоровительных услуг, услуг, оказываемых органами государственного нотариата, услуг, оказываемых адвокатурой, услуг по финансовому посредничеству, услуг по страхованию и услуг в области рекламы.

Также устанавливаются минимальные и максимальные размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, являющегося базой для исчисления налога, которые субъекты Российской Федерации будут вправе увеличивать от трех до пяти раз в зависимости от вида и места осуществления предпринимательской деятельности.

Индивидуальным предпринимателям, применяющим патентную систему налогообложения, будет разрешено использовать наемных работников, средняя численность которых не должна превышать 15 человек.

При этом 100% поступлений от патентной системы налогообложения будет направляться в бюджеты муниципальных образований.

Переход на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход с 2013 года станет добровольным и данный налоговый режим по мере расширения сферы применения патентной системы налогообложения будет отменен с 2018 года.

Внесены изменения в упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в целях упрощения перехода на них организаций и индивидуальных предпринимателей с 1 января 2013 г., совершенствования порядка исчисления и уплаты налогов.

В 2011 году общий объем финансирования муниципальных программ за счет средств федерального бюджета составил 1,72 млрд. рублей (поддержано 39 регионов).

Всего за счет средств федерального и региональных бюджетов поддержано 818 муниципальных программ и 13,885 тыс. получателей поддержки на местах, из них по состоянию на 1.01.2012 г. поддержано 596 муниципалитетов, в которых поддержку получили уже 6,025 тыс. предпринимателей.

Одобренные муниципальные программы ориентированы на реализацию приоритетных направлений поддержки субъектов МСП - грантов на начало собственного дела, субсидирование затрат на лизинг оборудования, поддержка инновационных инициатив, выдача микрозаймов, популяризация и обучение основам предпринимательской деятельности.

В результате реализации мероприятия в 2011 году на территории муниципальных образований создано 17083 новых рабочих мест и сохранено 29784 рабочих мест, что является значимым результатом поддержки на местах.

Поддержка муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства мероприятия в субъекте Российской Федерации осуществляется при условии софинансирования расходов за счет средств муниципального бюджета в соответствии с утвержденной муниципальной программой поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.

Положительные результаты по итогам реализации данного мероприятия достигнуты в большинстве регионов России.

Также по Программе реализуются другие важные мероприятия - совместно с Росмолодежью оказывается поддержка молодым предпринимателям (до 30 лет). В 2011 году средства выделены 43 регионам. Поддержка молодежного предпринимательства - это популяризация, вовлечение, повышение предпринимательских компетенций, сопровождение и поддержка молодых предпринимателей, проведение конкурсов бизнес-идей, предоставление грантов, поддержка организации летних экономических лагерей.

Реализация обучающих программ, в том числе поддержка деятельности снабженческо-сбытовых, перерабатывающих кооперативов за счет субсидирования расходов на повышение квалификации управляющего персонала и специалистов системы кооперации на базе действующих высших учебных заведений, в том числе введение в предпринимательскую деятельность и бухгалтерский учет, на приобретение и/или разработку специализированного лицензионного программного обеспечения, на компенсацию части затрат на проведение внешней аудиторской и (или) ревизионной проверки, рейтинговой оценки деятельности микрофинансовых институтов.

Значительный объем средств направлен в регионы Северо-Кавказского федерального округа. На различные меры поддержки - гранты, микрозаймы, поручительства, обучение и бизнес-инкубаторы из федерального бюджета в 2012-м году выделено около 1,87 млрд. рублей.

Для координации действий по поддержке малого бизнеса во многих городах разрабатываются и реализуются муниципальные программы поддержки малого предпринимательства.

Типовая программа поддержки малого и среднего бизнеса исходит из следую­щих основных направлений и принципов:

· формирование нормативно-правовой основы, включая льготное налогооб­ложение (налоговый кредит), упрощение процедуры регистрации и лицен­зирования;

· привлечение субъектов малого предпринимательства на конкурсной основе к участию в городских программах местного развития и реализации муни­ципальных заказов;

· предоставление на конкурсной основе помещении для размещения про­изводства товаров и оказание услуг с предоставлением льгот по арендной плате;

· обеспечение информационных, консалтинговых услуг, помогающих субъек­там малого предпринимательства получать необходимые сведения и кон­сультации о конкурентах, законах, положении на рынке;

· обеспечение начального профессионального образовательного уровня для начинающих предпринимателей (менеджмент, бизнес-планирование и т. п.);

· оказание финансовой помощи начинающим предпринимателям, производи­телям товаров, работ, услуг, за счет создаваемого в рамках Программы фонда поддержки малого предпринимательства;

· организация семинаров, встреч, конференций по проблемам малого бизнеса, выставок-ярмарок продукции субъектов малого предпринимательства и т. п.

Программа поддержки и развития малого предприни­мательства в муниципальных образованиях может быть реализована только при наличии соответствующей организационной структуры.

Основной целью муниципального органа поддержки и развития малого пред­принимательства является создание условий по развитию предпринимательской деятельности путем объединения усилий инфраструктуры муниципального обра­зования (банки, страховые и лизинговые компании, муниципальный фонд под­держки малого предпринимательства, учебные центры и др.).

Целью центра развития предпринимательства является получение предпри­нимателем комплекса услуг (информационных, правовых, консалтинговых) и кон­сультаций (от регистрации малого предприятия до получения финансовой под­держки).

Главной функцией территориального агентства по развитию малого предпри­нимательства является содействие прямым контактам, инвестициям и совмест­ным проектам при участии российских и зарубежных партнеров, заинтересован­ных в расширении экономических связей с предпринимателями муниципально­го образования.

Основными целями деятельности фонда поддержки малого предприниматель-­
ства являются:

♦ финансовое обеспечение муниципальных проектов и социально значимых
для образования программ развития и поддержки малого предпринимательства;

♦ финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства в форме
льготных кредитов, субвенций, предоставление гарантий и получение инве-­
стиций.

Основными функциями общественно-экспертного совета являются:

♦ исследование и обобщение проблем малых предприятий, отстаивание и защита их прав и интересов в органах государственной власти;

♦ общественный контроль за ходом выполнения муниципальных программ
поддержки малого предпринимательства.

Основной целью бизнес-инкубатора является создание благоприятных усло­вий для ведения эффективной деятельности малых предприятий, специализи­рующихся на инновационной деятельности.

Основной целью технопарка является поддержание малых предприятий в сфе­ре внедрения научных разработок в производстве и продвижении наукоемкой продукции на рынок.

Перед органами местного самоуправления стоит задача научиться формули­ровать и осуществлять местную политику по отношению к малому предприни­мательству. Муниципальные образования должны поддерживать и развивать наиболее приоритетные направления предпринимательской деятельности, напри­мер инновационную деятельность во всех сферах хозяйственной деятельности. Малое предпринимательство объективно является естественной средой для функ­ционирования и развития инновационных процессов, особенно в наиболее разви­вающихся отраслях — информатика, электроника, биомедицинская техника и др.

В настоящее время в рамках реализации муниципальных программ поддержки инновационной деятельности происходит переориентация от поддержки отдель­ных малых предприятий на поддержку кластеров предприятий. Под кластером предприятий обычно понимается группа компаний среднего и малого размеров, объединенных вокруг крупной (материнской) компании и размещенных на од­ной территории.

Предприятия кластера имеют возможность минимизировать затраты на вне­дрение инноваций за счет внутренней специализации и стандартизации.

Успехи в развитии малого предпринимательства зависят от уровня квалифи­кации работников. В этой сфере появилась потребность в специалистах в области менеджмента, маркетинга, логистики, новых информационных технологий, ин­новационной деятельности. Органы местного самоуправления должны опреде­лить пути и усилить работу по повышению квалификации и деловой компетент­ности работников малых предприятий.

 



2016-09-17 1932 Обсуждений (0)
Инновационная деятельность муниципальных образований 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Инновационная деятельность муниципальных образований

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1932)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)