Инновационная деятельность муниципальных образований
Одним из важнейших факторов развития и эффективного функционирования социально-экономического комплекса региона является инновационный фактор. Инновационная деятельность - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. При разработке концепции формирования инновационной среды для российского региона и хозяйственного механизма, регулирующего взаимодействия субъектов среды между собой и с хозяйствующими субъектами региона в процессе становления инновационной (наукоемкой) экономики, необходимо учитывать направления и конкретные формы преобразования инновационной среды. К инновационной среде относятся: производители интеллектуального продукта: НИИ, вузы, инициативные группы, одиночные исследователи, изобретатели; посредники, осуществляющие информационное сопровождение инновационного процесса: банки разработок, банки заказов, банки патентов и лицензий; организации рыночной инновационной инфраструктуры: биржи интеллектуального труда и продуктов, выставки, ярмарки, организации, осуществляющие маркетинг инноваций; организации-инвесторы: инновационные банки, инновационные фонды и др.; организации, осуществляющие инновационный менеджмент и подготовку инновационных кадров: биржи труда, агентства интеллектуальной собственности и др. Инновационная политика призвана обеспечить увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров. С учетом сегодняшнего состояния экономики инновационная политика на современном этапе рыночных реформ должна способствовать развитию научно-технического потенциала, формированию современных технологических укладов в отраслях экономики, вытеснению устаревших укладов и повышению конкурентоспособности продукции. Определяющей особенностью передачи результатов научных исследований для их освоения в производстве является создание и развитие системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства. Сложившийся уровень спроса на внешнем и внутреннем рынках на продукцию отраслей промышленности будет определять и перспективу их развития, структурные изменения основных производственных фондов. Муниципальные инвестиции по-прежнему сохраняют социальную направленность. Порядка 60-70% всего их объема будет направлено на строительство и капитальный ремонт объектов здравоохранения, образования и жилищно-коммунального хозяйства. Самый весомый объем инвестиций – 40-50% - вкладывается в жилищно-коммунальное хозяйство, 20-25% - в социальную сферу. Основными объектами инвестирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства являются котельные, сети водопроводов, канализации, газо- и теплоснабжения. Основные объекты инвестирования в социальной сфере – это образовательные и медицинские учреждения. В охрану окружающей среды вкладываются средства, направляемые на реконструкцию и строительство очистных сооружений и объектов по утилизации бытового мусора. Инвестиции по отрасли “транспорт”, по большей части идут на обновление парка пассажирского электро- и автотранспорта.
Наилучшие показатели инвестиций по отрасли “Жилищно-коммунальное хозяйство” прогнозируют субъекты Российской Федерации, входящие в состав Уральского федерального округа –1107,8 руб. на человека на 2003 год, 1228,8 руб. на человека на 2004 год. В Ханты-Мансийском автономном округе инвестиции составят –7044,1 руб. на человека в 2003 году, 7452 рублей на человека в 2004 году. Наихудшие показатели инвестиций по отрасли “Жилищно-коммунальное хозяйство” прогнозируют субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо - Западного федерального округа –119,6 руб. на человека на 2003 год, - 140,9 руб. на человека на 2004 год. Основными приоритетами инвестиционной политики в 2004 году стали реализация программных мероприятий, входящих в состав федеральной целевой программы “Жилище” и соответствующих региональных жилищных программ (что позволит активно развивать ипотечное жилищное кредитование), а также программ благоустройства, водоснабжения и газификации муниципальных образований, входящих в состав субъектов Российской Федерации. Несмотря на наметившиеся положительные тенденции, связанные с ростом объема инвестиций в стоимостном выражении, муниципальный сектор экономики остается зоной низкой инвестиционной привлекательности. Инвестирование в отрасль будет ограничено ресурсами бюджетной сферы и, следовательно, развитие отраслей социальной сферы за счет привлечения средств инвесторов малоперспективно. Недостаточная активизация инвестиционных средств населения связана, в основном, с ухудшением структуры потребления и снижением накоплений, вызванного, в первую очередь тем, что в течение ряда лет в реформировании жилищно-коммунального хозяйства существовала единая схема: за счет опережающего роста цен на услуги ЖКХ для населения добиваться повышения доли платежей в оплате услуг естественных монополий. Отрасли, вышедшие со своей продукцией на мировой рынок (топливно-энергетический комплекс, металлургия, химия), для закрепления на нем нуждаются в повышении эффективности производственного потенциала. Другие отрасли, производящие потенциально конкурентоспособную на мировом рынке продукцию (машиностроение и оборонный комплекс), нуждаются в государственной поддержке, чтобы выйти на мировой рынок. Большего внимания требует третья группа отраслей, ориентированная в основном на внутренний рынок (пищевая и легкая промышленность, промышленность строительных материалов). Инновационная политика в отношении этих групп отраслей отличается по характеру, масштабам поддержки, объему ресурсов, необходимых для обновления и модернизации производственного потенциала на основе реализации отечественных достижений науки и техники. Специфика современной ситуации во многих регионах России состоит в наличии значительных фундаментальных и технологических заделов, высококвалифицированных кадров, уникальной научно-производственной базы и в то же время крайне слабой ориентации экономики на реализацию конкретных инноваций. Это обусловлено отсутствием региональной инновационной политики и механизмов ее реализации, способных создать благоприятные правовые и финансовые условия для широкого внедрения новых технологий. Дальнейшее развитие и совершенствование региональной инновационной инфраструктуры, позволяющей обеспечить использование новых технологий и производство конкурентоспособных товаров и услуг, при активной поддержке органов власти и управления представляется важной задачей развития промышленности в регионах России. Для этого целесообразна реализация следующих мер: 1. Создание условий и механизмов оживления экономики регионов, ее приоритетных направлений посредством продвижения новейших достижений науки и техники во все сферы промышленности, конверсионное производство. 2. Формирование системы государственно-общественной поддержки инновационного предпринимательства в приоритетных секторах экономики, обеспечивающей осуществление полноценного инновационного цикла от идеи до реализации продукции на внутреннем и международном рынках. 3. Изучение инновационного потенциала российских регионов и создание эффективного механизма его использования. 4. Реализация инвестиционных программ, способствующих продвижению на рынок новых технологий и созданию новых производств, содействие созданию новых инновационных фирм. 5. Разработка и совершенствование экономико-правового обеспечения инновационной деятельности, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере. 6. Вовлечение в инновационную сферу экономически активной части населения посредством создания новых рабочих мест, благоприятных социально-экономических условий.
15.9. Особенности развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях. Для муниципального образования развитие малого предпринимательства (в дальнейшем этот термин будет использован применительно к малому и среднему предпринимательству) имеет не меньшее, а иногда и большее значение, чем развитие крупной промышленности. Малый бизнес — это дополнительные рабочие места, выпуск необходимой для местных нужд продукции и оказание услуг, налоговые платежи в местный бюджет. В условиях спада производства и сокращения количества рабочих мест на крупных предприятиях малый бизнес становится главным фактором поддержания жизни во многих муниципальных образованиях. В экономике большинства стран мира законодательно определены критерии отнесения хозяйственных субъектов к категории малого предпринимательства. Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» в качестве критерия установлены следующие требования к численности работников (см. табл.)
В ряде зарубежных стран законодательно установлены дополнительные требования для отнесения хозяйственных субъектов к малым предприятиям: ♦ объем годового дохода (США, Канада); ♦ объем годового оборота (Великобритания, Франция, Германия); ♦ уставный капитал (Япония). В зарубежных странах на малых предприятиях производится значительная доля промышленной продукции, их силами оказывается подавляющая часть услуг населению. Уровень развития и роль малых предприятий (МП) в экономике разных стран по данным на 2006 г. приведены в табл.
Приведенные данные показывают, что в секторе малых предприятий сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина ВВП. Необходимым условием для осуществления хозяйственной деятельности малых предприятий является наличие и уровень развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса в муниципальных образованиях. От уровня развития малого предпринимательства зависит количество поступлений финансовых средств в бюджет муниципальных образований. Основной целью поддержки и развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях является увеличение поступлений финансовых средств в местные бюджеты и решение проблемы занятости населения. Основные преимущества малых предприятий — быстрое реагирование на изменение конъюнктуры рынка, низкие издержки производства. Малые предприятия быстрее решают вопросы разработки большинства технических новшеств и доведения их до стадии промышленного образца. Российское государство провозгласило поддержку малого предпринимательства в качестве одного из приоритетных направлений своей экономической политики. Утверждена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства. Введен в действие единый налог на вмененный доход для субъектов малого предпринимательства, призванный кардинально упростить систему его налогообложения. В ряде российских городов малый бизнес активно развивается в сферах торговли, общественного питания, бытового обслуживания, строительства. Однако в целом его роль в местной экономике, особенно в промышленности, невелика, а доля поступлений от малого бизнеса в местные бюджеты не достигает и 10%. Основными причинами этого являются недостаток стартового капитала и отсутствие реальных механизмов его привлечения, высокие налоги, усложненная система регистрации и лицензирования различных видов деятельности, бюрократические преграды, коррупция многочисленных инспекций и местных чиновников. Самим малым предприятиям не хватает квалифицированных кадров, уровень менеджмента и маркетинга на многих малых предприятиях остается крайне низким. Основные формы и методы поддержки малого предпринимательства со стороны местных органов: · содействие объединению МП и фирм в производственные сети; · установление налоговых льгот; · развитие систем взаимного и ипотечного кредитования; · создание муниципальных бизнес-инкубаторов; · участие в учреждении местных фондов поддержки малого бизнеса, страховых и залоговых фондов; · организация конкурсов бизнес-планов по решению местных задач с последующей выдачей муниципального заказа; · создание учебно-деловых и консультационных центров содействия малому предпринимательству, наблюдательных советов и т.п. В результате деятельности малого бизнеса: - организации осуществляют выпуск продукции, часто нужной конкретному муниципальному образованию, в т.ч. и муниципальный заказ - являются основным плательщиком местных налогов, сборов, штрафов - малые предприятия выступают в качестве источника финансирования муниципальных программ и пополнения бюджета - участвуют в реализации инвестиционных проектов в качестве одного из основных инвесторов - создают дополнительные рабочие места, ремонтируют арендуемые нежилые помещения и благоустраивают территорию. Следует отметить, что продолжается работа по совершенствованию специальных налоговых режимов для малого предпринимательства. Так с 1 января 2013 г. введена патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей, выделенная в самостоятельный специальный налоговый режим. Субъекты Российской Федерации обязаны будут принять до конца 2012 года законы о введении с 1 января 2013 г. на своих территориях патентной системы налогообложения по 47 видам деятельности, указанным в главе 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, они смогут ввести указанный налоговый режим по дополнительному перечню видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам населению, не указанным в главе 26.5 Кодекса, за исключением деятельности ломбардов, услуг пассажирского железнодорожного транспорта, услуг пассажирского воздушного транспорта, услуг грузового транспорта, услуг связи, коммунальных услуг, услуг учреждений культуры, услуг туроператоров и турагентов, санаторно-оздоровительных услуг, услуг, оказываемых органами государственного нотариата, услуг, оказываемых адвокатурой, услуг по финансовому посредничеству, услуг по страхованию и услуг в области рекламы. Также устанавливаются минимальные и максимальные размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, являющегося базой для исчисления налога, которые субъекты Российской Федерации будут вправе увеличивать от трех до пяти раз в зависимости от вида и места осуществления предпринимательской деятельности. Индивидуальным предпринимателям, применяющим патентную систему налогообложения, будет разрешено использовать наемных работников, средняя численность которых не должна превышать 15 человек. При этом 100% поступлений от патентной системы налогообложения будет направляться в бюджеты муниципальных образований. Переход на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход с 2013 года станет добровольным и данный налоговый режим по мере расширения сферы применения патентной системы налогообложения будет отменен с 2018 года. Внесены изменения в упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в целях упрощения перехода на них организаций и индивидуальных предпринимателей с 1 января 2013 г., совершенствования порядка исчисления и уплаты налогов. В 2011 году общий объем финансирования муниципальных программ за счет средств федерального бюджета составил 1,72 млрд. рублей (поддержано 39 регионов). Всего за счет средств федерального и региональных бюджетов поддержано 818 муниципальных программ и 13,885 тыс. получателей поддержки на местах, из них по состоянию на 1.01.2012 г. поддержано 596 муниципалитетов, в которых поддержку получили уже 6,025 тыс. предпринимателей. Одобренные муниципальные программы ориентированы на реализацию приоритетных направлений поддержки субъектов МСП - грантов на начало собственного дела, субсидирование затрат на лизинг оборудования, поддержка инновационных инициатив, выдача микрозаймов, популяризация и обучение основам предпринимательской деятельности. В результате реализации мероприятия в 2011 году на территории муниципальных образований создано 17083 новых рабочих мест и сохранено 29784 рабочих мест, что является значимым результатом поддержки на местах. Поддержка муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства мероприятия в субъекте Российской Федерации осуществляется при условии софинансирования расходов за счет средств муниципального бюджета в соответствии с утвержденной муниципальной программой поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Положительные результаты по итогам реализации данного мероприятия достигнуты в большинстве регионов России. Также по Программе реализуются другие важные мероприятия - совместно с Росмолодежью оказывается поддержка молодым предпринимателям (до 30 лет). В 2011 году средства выделены 43 регионам. Поддержка молодежного предпринимательства - это популяризация, вовлечение, повышение предпринимательских компетенций, сопровождение и поддержка молодых предпринимателей, проведение конкурсов бизнес-идей, предоставление грантов, поддержка организации летних экономических лагерей. Реализация обучающих программ, в том числе поддержка деятельности снабженческо-сбытовых, перерабатывающих кооперативов за счет субсидирования расходов на повышение квалификации управляющего персонала и специалистов системы кооперации на базе действующих высших учебных заведений, в том числе введение в предпринимательскую деятельность и бухгалтерский учет, на приобретение и/или разработку специализированного лицензионного программного обеспечения, на компенсацию части затрат на проведение внешней аудиторской и (или) ревизионной проверки, рейтинговой оценки деятельности микрофинансовых институтов. Значительный объем средств направлен в регионы Северо-Кавказского федерального округа. На различные меры поддержки - гранты, микрозаймы, поручительства, обучение и бизнес-инкубаторы из федерального бюджета в 2012-м году выделено около 1,87 млрд. рублей. Для координации действий по поддержке малого бизнеса во многих городах разрабатываются и реализуются муниципальные программы поддержки малого предпринимательства. Типовая программа поддержки малого и среднего бизнеса исходит из следующих основных направлений и принципов: · формирование нормативно-правовой основы, включая льготное налогообложение (налоговый кредит), упрощение процедуры регистрации и лицензирования; · привлечение субъектов малого предпринимательства на конкурсной основе к участию в городских программах местного развития и реализации муниципальных заказов; · предоставление на конкурсной основе помещении для размещения производства товаров и оказание услуг с предоставлением льгот по арендной плате; · обеспечение информационных, консалтинговых услуг, помогающих субъектам малого предпринимательства получать необходимые сведения и консультации о конкурентах, законах, положении на рынке; · обеспечение начального профессионального образовательного уровня для начинающих предпринимателей (менеджмент, бизнес-планирование и т. п.); · оказание финансовой помощи начинающим предпринимателям, производителям товаров, работ, услуг, за счет создаваемого в рамках Программы фонда поддержки малого предпринимательства; · организация семинаров, встреч, конференций по проблемам малого бизнеса, выставок-ярмарок продукции субъектов малого предпринимательства и т. п. Программа поддержки и развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях может быть реализована только при наличии соответствующей организационной структуры. Основной целью муниципального органа поддержки и развития малого предпринимательства является создание условий по развитию предпринимательской деятельности путем объединения усилий инфраструктуры муниципального образования (банки, страховые и лизинговые компании, муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства, учебные центры и др.). Целью центра развития предпринимательства является получение предпринимателем комплекса услуг (информационных, правовых, консалтинговых) и консультаций (от регистрации малого предприятия до получения финансовой поддержки). Главной функцией территориального агентства по развитию малого предпринимательства является содействие прямым контактам, инвестициям и совместным проектам при участии российских и зарубежных партнеров, заинтересованных в расширении экономических связей с предпринимателями муниципального образования. Основными целями деятельности фонда поддержки малого предприниматель- ♦ финансовое обеспечение муниципальных проектов и социально значимых ♦ финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства в форме Основными функциями общественно-экспертного совета являются: ♦ исследование и обобщение проблем малых предприятий, отстаивание и защита их прав и интересов в органах государственной власти; ♦ общественный контроль за ходом выполнения муниципальных программ Основной целью бизнес-инкубатора является создание благоприятных условий для ведения эффективной деятельности малых предприятий, специализирующихся на инновационной деятельности. Основной целью технопарка является поддержание малых предприятий в сфере внедрения научных разработок в производстве и продвижении наукоемкой продукции на рынок. Перед органами местного самоуправления стоит задача научиться формулировать и осуществлять местную политику по отношению к малому предпринимательству. Муниципальные образования должны поддерживать и развивать наиболее приоритетные направления предпринимательской деятельности, например инновационную деятельность во всех сферах хозяйственной деятельности. Малое предпринимательство объективно является естественной средой для функционирования и развития инновационных процессов, особенно в наиболее развивающихся отраслях — информатика, электроника, биомедицинская техника и др. В настоящее время в рамках реализации муниципальных программ поддержки инновационной деятельности происходит переориентация от поддержки отдельных малых предприятий на поддержку кластеров предприятий. Под кластером предприятий обычно понимается группа компаний среднего и малого размеров, объединенных вокруг крупной (материнской) компании и размещенных на одной территории. Предприятия кластера имеют возможность минимизировать затраты на внедрение инноваций за счет внутренней специализации и стандартизации. Успехи в развитии малого предпринимательства зависят от уровня квалификации работников. В этой сфере появилась потребность в специалистах в области менеджмента, маркетинга, логистики, новых информационных технологий, инновационной деятельности. Органы местного самоуправления должны определить пути и усилить работу по повышению квалификации и деловой компетентности работников малых предприятий.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1932)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |