Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Закон: понятие, виды законов



2016-09-17 304 Обсуждений (0)
Закон: понятие, виды законов 0.00 из 5.00 0 оценок




Закон – нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государства или референдумом, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

Признаки закона:

1. Это письменный документ, в котором фиксируются правотворческие действия по введению в правовую систему новых юридических норм (изменяющих или отменяющих старые).

2. Издается государственным органом, обладающим суверенитетом, таковым является Национальное собрание Республики Беларусь или самим народом в результате референдума.

3. Обладает наивысшей юридической силой по отношению к другим нормативно-правовым актам.

4. Содержит первичные, изначальные нормы, т.е. такие, которых не было раньше, и которые касаются самых ключевых сторон жизни общества.

В широком смысле слова под термином «закон» понимается вся совокупность изданных различными субъектами правотворчества источников права, действующих в стране. В узком – действующий нормативный акт. Вся совокупность законов, действующих в стране, охватывается понятием «законодательство».

Виды законов:

- Основной – Конституция Республики Беларусь.

- Конституционный – закон, вносящий изменения и дополнения в Конституцию.

- Программный – закон, определяющий основные направления внутренней и внешней политики.

- Органический – закон, определяющий статус органов государства на основе бланкетных статей Конституции. От обычного закона отличается особой процедурой принятия. К органическим законам можно отнести Закон о Совете Министров Р.Б. (ст.108 Конституции).

- Обычный – закон, регулирующий менее важные общественные отношения.

- Текущие (Закон Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь»).

По юридической силе:

- Конституционные

- Обычные.

По субъекту законотворчества:

- принимаемые референдумом

- принимаемые законодательными органами.

По объекту регулирования:

- Общие.

- Специальные.

Подзаконные акты – издаваемые на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты отличает более простая процедура принятия и быстрота изменений, что вполне объяснимо потребностями текущего управления государственными делами.

1) Указы и распоряжения Президента.

2) Постановления палат Парламента.

3) Постановления и распоряжения Правительства.

4) Ведомственные НПА (приказы, инструкции, правила, положения государственных органов и др.)

5) Подзаконные акты местных органов власти.

6) Локальные нормативные акты (действие ограничено рамками одной организации).

 

Процедура принятия закона

1. Законодательная инициатива, под которой понимается право органов государства, общественных организаций, граждан вносить законопроекты, влекущие обязательное рассмотрение в Высшем законодательном органе – Национальном собрании Республики Беларусь. Ею обладают обе палаты Национального собрания, Президент, Правительство, граждане, обладающие избирательным правом, собравшие не менее 50 тысяч подписей. Если законопроекты связаны с увеличением финансовых расходов, требуется согласие Президента, либо по его уполномочению - Правительства (ст. 99 Конституция).

2. Обсуждение законопроекта. Сначала в Палате представителей, затем в Совете Республики.

3. Официальное принятие закона путем голосования большинством депутатов и одобрения Совета Республики от полного состава палат (ст. 100 Конституция).

4.Опубликование закона и введение его в действие – завершающая стадия. Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10 дней после опубликования, если в законе не установлен иной срок (ст. 104 Конституции).

Для всех видов нормативных правовых актов официальным изданием является Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

Принятие международно-правовых актов с участием Республики Беларусь имеют особенности. Они приобретают юридическую силу с момента утверждения высшим представительным органом – Национальным Собранием Республики Беларусь.

 

Декрет

Декрет – экстраординарный акт главы государства, имеющий силу закона, и принимаемый в особых случаях по упрощенной процедуре.

Декреты бывают:

-издаваемые на основе делегирования полномочий парламентом (ни разу не принимался в Р.Б.)

-временные, издаваемые Главой государства в силу особой необходимости;

В соответствии со ст. 101 Конституции Палата представителей и Совет Республики по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Не допускается делегирования полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих:

- изменение и дополнение Конституции, её толкование;

- изменение и дополнение программных законов;

- утверждение республиканского бюджета и отчёта о его исполнении;

- изменение порядка выборов Президента и парламента;

- ограничение конституционных прав и свобод граждан.

Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.

Согласно части третьей статьи 137 Конституции Закон имеет верховенство над декретом и указом только в случае, если полномочия на издание декрета и указа были предоставлены законом.

В силу особой необходимости Президент Р.Б. по собственной инициативе или по предложению правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Если такие декреты издаются по предложению Правительства, они скрепляются подписью Премьер-министра.

Временные декреты Президента, имеющие силу закона, надлежит в 3-х дневный срок направить для одобрения в Палату представителей, затем в Совет Республики.

Декреты, Указы и Распоряжения Президента РБ публикуются или доводятся до всеобщего сведения предусмотренным законом способом. Декреты Президента подлежат немедленному опубликованию и вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования, если в них не установлен иной срок. Указы Президента нормативного характера вступают в силу со дня внесения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в них не установлен иной срок. Указы и Распоряжения Президента, не имеющие нормативного характера, вступают в силу со дня их опубликования, если ими не установлено иное.

Временный декрет может быть отменен:

1.Президентом;

2.Парламентом (2/3 от полного состава каждой из палат);

3.Принятием закона тождественного содержания;

4.Если декрет признается неконституционным.



2016-09-17 304 Обсуждений (0)
Закон: понятие, виды законов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Закон: понятие, виды законов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (304)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)