Принципы, виды и стадии правотворчества
Тема 18. Правотворчество Понятие правотворчества, его соотношение с правообразованием. Субъекты правотворчества. Принципы и виды правотворчества. Систематизация нормативных правовых актов и виды систематизации. Понятие правотворчества, его соотношение с правообразованием. Термином «правообразование» обозначают происхождение (возникновение) права. Здесь речь идет о самоорганизующем начале в появлении права. На процесс влияли: переход от присваивающей экономики к производящей, становление раннеклассовых обществ, возникновение городов-государств и соответственно этой эпохе шел процесс преобразования социальных норм первобытного общества (мононорм) в нормы права. Термин «правотворчество» означает развитие права, когда оно уже сформировалось как целостная нормативно-регулятивная система, как современный социальный институт. Здесь речь идет об организационном начале развития, совершенствования уже существующего права, об активной сознательной деятельности в правовой сфере общества, о процедурах создания, изменения или отмены норм права (А.В. Венгеров). Правотворчествопредставляет собой особую форму государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанную на познании объективных социальных потребностей и интересов общества. В этом определении указывается на несколько необходимых элементов для правотворчества: 1) познание и выявление процессов и явлений, допускающих или требующих правовой регламентации; 2) определение органа государства или субъекта, управомоченного принять тот или иной акт; 3) выбор формы предполагаемого акта; 4) подготовка, принятие или изменение его в рамках соответствующих процедур. Импульсом для творчества служат интересы лиц, групп, партий, стоящих у власти и оппозиционных сил. Правотворчество характеризуется тем, что: - правотворчество представляет собой деятельность активную, творческую, государственную; - его основная продукция – это юридические нормы, воплощающиеся в нормативных актах, нормативных договорах, правовых обычаях и юридических прецедентах; - правотворчество – важнейшее средство управления обществом (формируется его стратегия, принимаются существенные правила поведения); - уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов – это показатель цивилизованности и демократии общества.
Субъекты правотворчества. Субъекты правотворчества – это органы и лица, уполномоченные на издание, создание, отмену, приостановление, лишение юридической силы правовых норм. Субъектами являются все представительные и исполнительные органы государственной власти, суды, органы прокуратуры, Президент, депутаты Палаты Представителей, Совет Республики, Совет Министров, граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек, а также народ на референдуме. Все субъекты подразделяются на: - официальные (те, кому законом предоставлено право устанавливать соответствующие источники права или проявлять законодательную инициативу). Относятся все представительные и исполнительные органы гос. власти; - официозные (относятся все государственные и общественные структуры, которые полномочны устанавливать нормы права, за исключением субъектов, обладающих правом законодательной инициативы); - юридические (научно-исследовательские структуры, занимающиеся проблемами права и государства, юридические учебные заведения, адвокатские коллегии); - научные (участие всех научно-исследовательских учреждений, организаций, объединений); - политические - политические партии призваны активно участвовать в выработке политики, создать оппозицию в парламенте. В Р.Б. политические партии находятся в стадии зарождения и их воздействие на правотворческий процесс существенного значения не имеет; - общественные объединения; - личностные (персональные) - участие любого гражданина в правотворчестве, путем обращения в правоустановленный орган с предлагаемым проектом нормативного акта.
Принципы, виды и стадии правотворчества. Принципы правотворчества – это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанные с принятием, отменой или заменой юридических норм. - Принцип демократизма (выявление и учет воли народа). - Законность (соблюдение процедуры принятия акта, соблюдение компетенции). - Научность (учет социологических и статистических данных, экспертиз ученых и т.п.). - Принцип исполнимости (учет финансовых, кадровых, организационных, юридических условий, наличие которых позволяет нормативному правовому акту быть реализованным). - Гласность (открытость, прозрачность правотворческого процесса для общественности, нормальная циркуляция информации). - Профессионализм (компетентность субъектов правотворчества). - Оперативность (своевременность издания нормативных актов). - Строгая дифференциация правотворчества (субординация). Виды: 1. В зависимости от субъекта правотворчества оно подразделяется на: 1. Правотворчество госорганов. 2. Непосредственное правотворчество народа (референдумы). 3. Правотворчество отдельных должностных лиц. 4. Правотворчество органов местного самоуправления. 5. Локальное правотворчество. 6. Совместное правотворчество госорганов и общественных организаций. 2. В зависимости от значимости (по юридической силе) правотворчество делится на: 1).Правотворчество высших представительных органов (законотворчество)– это нормативные акты высшей юридической силы, принимаемые в соответствии с уточненной процедурой. 2).Делегированное правотворчество – это нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента, по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа. 3). Подзаконное правотворчество. Нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам – президентом, правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, главами администрации, руководителями предприятий, учреждений, организаций. 3. По содержанию нормотворческой деятельности: - подготовка, экспертиза и принятие нормативных правовых актов; - изменение и дополнение нормативных правовых актов; - отмена нормативных правовых актов. Правотворчество – сложный и длящийся во времени процесс, который включает ряд последовательных стадий. 1. Планирование. Правотворческий процесс начинается с планирования правотворческой деятельности, сюда включают разработку государственных программ и ежегодные планы подготовки нормативных правовых актов. 2. Правотворческая инициатива – это официальное направление субъектом правотворчества в правотворческий орган (должностному лицу) проекта нормативного правового акта или мотивированного предложения о необходимости принятия (издания), изменения, дополнения, отмены нормативного правового акта либо его части. 3. Подготовка проекта нормативного правового акта – это наиболее важная стадия правотворческого процесса. Подготовку проекта может осуществлять нормотворческий орган самостоятельно либо с привлечением специалистов иных организаций, ученых, или специально созданными для этой цели временными комиссиями, рабочими группами.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (345)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |