Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правоприменительные акты и отличия их от нормативных правовых актов



2016-09-17 969 Обсуждений (0)
Правоприменительные акты и отличия их от нормативных правовых актов 0.00 из 5.00 0 оценок




Акт применения права – это официальное индивидуально-правовое предписание (властное решение по юридическому делу), принятое на основе действующих норм права в отношении конкретных жизненных обстоятельств и персонально-определенных лиц. (Указ о присвоении гражданину звания народного артиста Республики Беларусь.)

Правоприменительный акт имеет ряд особенностей:

- исходит от компетентных органов;

- носит государственно-властный характер;

- имеет индивидуально-определенный (персонифицированный) характер;

-имеет установленную законом форму.

Правоприменительный акт и нормативный правовой акт имеют много общего, но в то же время существенно различаются.

Общие черты:

1. Являются правовыми актами.

2. Принимаются и обеспечиваются компетентными органами.

3. Имеют властный характер.

Отличия:

1. Акт применения права применяется на основе нормативного правового акта.

2. Имеет конкретный, персонифицированный характер.

3. Не является источником права.

4. Выступает как юридический факт.

 

Коллизия правовых норм. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона

Юридическая коллизия — это расхождение или противоречие между отдельными нормативными правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий.

Применяется акт, обладающий более высокой юридической силой, при равном значении – принятый позже.

В юридической практике существует несколько способов разрешения коллизий: принятие нового акта; отмена старого акта; внесение изменений в действующий акт; систематизация законодательства; использование коллизионной нормы; референдум; деятельность судов; толкование.

Компетентные гос.органы при применении законов в отдельных случаях сталкиваются с отсутствием в них необходимых юридических норм, что в юридической науке именуется пробелом вправе.

Пробелы в праве – отсутствие правовых норм, регулирующих общественные отношения, необходимость регулирования которых обусловлена сущностью и содержанием действующей правовой системы государства, принципами и нормами международного права.

Пробелы в законодательстве существуют вследствие двух основных причин:

1. В результате появления новых общественных отношений, которые на момент принятия закона не существовали и не могли быть учтены законодателем.

2. В случае упущений при подготовке и принятии закона.

Преодоление пробела осуществляется с помощью правоприменительного процесса посредством специальных приемов – аналогии закона и аналогии права.

Аналогия закона – это разрешение юридического дела на основе норм, регулирующих близкие, родственные правоотношения.

Аналогия права – это разрешение юридического дела на основе общих начал и принципов права.

Судьи при применении аналогии права часто ссылаются на соответствующие статьи Конституции.

Таким образом, применение аналогии права, возможно при наличии двух условий:

1. При обнаружении пробела в законодательстве.

2. При отсутствии нормы, регулирующей сходные общественные отношения.

Толкование права

Толкование права– это уяснение и разъяснение смысла нормы, вложенной в нее законодателем, действительного содержания, находящегося в ней, предписаний в целях ее правильной реализации. Юридическое толкование включает в себя два элемента: уяснение и разъяснение.

Цель толкованиясостоит в том, чтобы выявить точный смысл юридических правил, правовых предписаний, содержащихся в нормативно-правовых актах.

Основаниями для классификации толкования могут выступать субъекты толкования, способы толкования, объем толкования.

В зависимости от субъектов, толкующих правовую норму, толкование может быть официальным и неофициальным.

1. Официальное - разъяснение, даваемое гос.органом в рамках его компетенции. Оно является обязательным для других субъектов.

Выделяют разновидности официального толкования:

- аутентичное - исходит от органа, издавшего норму. Специального полномочия на аутентичное толкование не требуется. Гос. орган, наделенный правом издавать нормативные акты вправе давать разъяснение этим фактам. (Национальное собрание, Президент, Совет Министров и т.д.). Результат толкования обычно облекается в ту же юридическую форму, что и сам толкуемый акт. Чаще всего необходимость такого толкования возникает в тех случаях, когда обнаруживается, что на практике соответствующие нормы вызывают определенные неясности, противоречия и в результате применяются неправильно, с ошибками.

- легальное - исходит от компетентного органа, который сам не принимал толкуемую норму, но в силу своих постоянных полномочий или по поручению вышестоящих органов правомочен толковать применяемую норму. Как правило, эти разъяснения распространяются на тех субъектов и отношения, на которые распространяются правомочия органа, дающего толкование. Например, толкование Верховного Суда, которые даются в форме постановлений пленума.

- казуальное (разъяснение по конкретному юридическому делу). Например, Президиум Верховного Суда Р.Б., рассмотрев дело в порядке надзора, отменяет решение нижестоящего суда и в своем определении дает толкование применительно к данному делу. Однако значение актов казуального толкования, даваемого вышестоящими инстанциями, гораздо шире. Эти факты выступают для нижестоящих органов в качестве образцов понимания и применения закона. Нижестоящие инстанции всегда ориентируются на практику толкования и применения законов вышестоящими органами и обычно следуют ей.

2. Неофициальное толкование, которое не имеет юридической силы. Осуществляется субъектами, деятельность которых в этой области не является официальной. Разъяснение нормы права ученым-юристом.

Неофициальное толкование может быть:

- доктринальным (разъяснение научных работников, преподавателей, ведущих исследовательскую работу);

- профессиональным (разъяснения адвокатов, юристов-практиков);

- обыденное (пояснения и мнения людей в обыденной жизни).

Основные способы, приемы толкования:

1) грамматический;

2) логический;

3) специально-юридический;

4) систематический;

5) историко-политический



2016-09-17 969 Обсуждений (0)
Правоприменительные акты и отличия их от нормативных правовых актов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правоприменительные акты и отличия их от нормативных правовых актов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (969)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)