Штрих ;Штрих (нем. Strich — черта, линия) — способ (приём и метод) исполнения нот, группы нот, образующих звук. Штрихи определяют характер, тембр, атаку и другие характеристики звучания.
Амплитуда жеста; Зависимость амплитуды жеста от средств выразительности музыки: темпа, динамики, фактуры, фразировки; сила и темп движений гибко следуют за характером музыки. Например, при ускорении темпа произведения амплитуда движений руки постепенно уменьшается, а при замедлении – увеличивается. Увеличение амплитуды движения и "веса" руки естественно также для передачи усиления звучности, а уменьшение объема жеста естественно при diminuendo.
Интенсивность жеста;
Дирижёрская позиция: Высота дирижёрского рисунка. Позицией называется высота расположения кистей рук по отношению к корпусу дирижера. Их три: низкая или нижняя - на уровне пояса (диафрагмы); средняя – на уровне груди и высокая или верхняя – на уровне лица и выше. Высота – размах колебательного движения (амплитуда) рук от самого низкого до самого высокого положения кистей (от нижней позиции до верхней позиции);
низкая
средняя
высокая
Дирижёрский план: Глубина дирижёрского рисунка – удаление кистей от корпуса дирижера по горизонтали, т. е. руки дирижера сгибаются или выпрямляются.
далёкий
средний
близкий.
Дирижёрский диапазон: Ширина дирижёрского рисунка – расположение рук по отношению друг к другу во время дирижирования от касания кистей до предельно широкого расстояния между ними, т.е. кисти сближаются или расходятся;
узкий
средний
широкий.
Форма кисти.
Вопросы и задания:1. Перечислите и выучите средства дирижёрской выразительности.
Объясните, как вы понимаете каждое из них.
УМЕНИЯ
Задания
Средства дирижёрской выразительности.
1 Закрепите штрихи legato; non legato на примере произведений своей программы.
2Покажите различную амплитуду жеста и покажите, в каком фрагменте ваших произведений можно это использовать.
Упражнения на развитие восприятия разной амплитуды:
1. Руками раскручиваем круг: сначала маленький круг, затем он постепенно увеличивается, захватывая область талии и головы. После этого круг начинает уменьшаться и доходит до исходных размеров.
2. Проделываем то же упражнение, только не по траектории круга, а слегка покачивая руками вверх и вниз.
3. Затем придаём динамическое значение этим движениям рук:
· рр – едва заметное покачивание рук вверх и вниз (дирижируем «ресничками»);
· р – немного увеличиваем амплитуду (на 5 см);
· мр – амплитуда покачивания приблизительно равна размеру предплечия;
· mf – движение рук между солнечным сплетением и уровнем глаз;
· f – движение рук захватывают уровень талии и уровень глаз;
· ff – в нижней точке руки опускаются ниже уровня талии, в верхней точке – выше уровня головы.
ВНИМАНИЕ!!! Необходимо помнить о том, что амплитуда увеличивается в обе стороны – и вверх, и вниз.
4. После того, как мы дошли до ff, начинаем обратное движение до рр.
ВНИМАНИЕ!!! В процессе выполнения упражнения необходимо очень чётко фиксировать соотношение амплитуды дирижёрского взмаха и название динамического нюанса. Данное упражнение может выступать и как способ проверки себя в процессе работой над конкретным музыкальным произведением.
Уражнения на формирование дирижёрских позиций:
1. Вообразить три полочки, находящиеся перед собой на разной высоте:
· Нижняя – на уровне талии;
· Средняя – на уровни груди;
· Высокая – на уровне глаз.
2. Перекладывать с полки на полку воображаемый предмет с ощущением фиксации на каждой из трёх плоскостей;
3. Дирижирование схем в каждой из трёх плоскостей по очереди:
· Дирижирование правой и левой рукой по очереди, а затем одновременно в нижней позиции;
· Дирижирование правой и левой рукой по очереди, а затем одновременно в средней позиции;
· Дирижирование правой и левой рукой по очереди, а затем одновременно в высокой позиции.
4. Затем одновременное совмещение в правой и левой руках дирижирования схем в разных плоскостях:
· Правая рука – нижняя позиция; левая рука – средняя позиция и наоборот;
· Правая рука – нижняя позиция; левая рука – высокая позиция и наоборот;
· Правая рука – средняя позиция; левая рука – нижняя позиция и наоборот;
· Правая рука – средняя позиция; левая рука – высокая позиция и наоборот;
· Правая рука – высокая позиция; левая рука – нижняя позиция и наоборот;
· Правая рука – высокая позиция; левая рука – средняя позиция и наоборот.
ВНИМАНИЕ!!! При выполнении данного упражнения необходимо следить за положением кистей рук, третьи пальцы которых должны смотреть прямо, а не в стороны, пальцы должны быть направлены на хор. При дирижировании в любой позиции нужно сохранять правильные пропорции дирижёрских схем.
Упражнения на формирование дирижёрского плана:
1. Вообразить три корзины, находящиеся перед собой в разной степени удаления от корпуса тела:
· Дальняя корзина– рука почти полностью выпрямлена;
· Средняя корзина – рука согнута в локте (тупой угол);
· Ближняя корзина– рука согнута в локте (примерно прямой угол).
2. Перекладывать из корзины в корзину воображаемый предмет, с ощущением фиксации в каждой из трёх корзин;
3. Дирижирование схем в каждом из трёх планов по очереди;
· Дирижирование правой и левой рукой по очереди, а затем одновременно в далёком плане;
· Дирижирование правой и левой рукой по очереди, а затем одновременно в среднем плане;
· Дирижирование правой и левой рукой по очереди, а затем одновременно в близком плане.
4. Затем одновременное совмещение в правой и левой руках дирижирования схем в разных планах:
· Правая рука – близкий план; левая рука – средний план и наоборот;
· Правая рука – близкий план; левая рука – дальний план и наоборот;
· Правая рука – средний план; левая рука – близкий план и наоборот;
· Правая рука – средний план; левая рука – дальний план и наоборот;
· Правая рука – дальний план; левая рука – близкий план и наоборот;
· Правая рука – дальний план; левая рука – средний план и наоборот.
ВНИМАНИЕ!!! При выполнении данного упражнения необходимо следить за положением кистей рук, третьи пальцы которых должны смотреть прямо, а не в стороны, пальцы должны быть направлены на хор. При дирижировании в любой позиции нужно сохранять правильные пропорции дирижёрских схем.
Упражнения на формирование дирижёрского диапазона:
1. Вообразить три корзины, находящиеся перед собой в разной степени удаления от корпуса тела (в сторону):
· Узкий диапазон – руки по ширине корпуса;
· Средний диапазон – между рукой и корпусом расстояние в ладонь.
· Широкий диапазон – руки на самом дальнем расстоянии друг от друга.
2. Перекладывать из корзины в корзину воображаемый предмет с ощущением фиксации в каждом из трёх диапазонов;
3. Дирижирование схем в каждом из трёх диапазонов по очереди;
· Дирижирование правой и левой рукой по очереди, а затем одновременно в узком диапазоне;
· Дирижирование правой и левой рукой по очереди, а затем одновременно в среднем диапазоне;
· Дирижирование правой и левой рукой по очереди, а затем одновременно в широком диапазоне.
4. Затем одновременное совмещение в правой и левой руках дирижирования схем в разных диапазонах:
· Правая рука – узкий диапазон; левая рука – средний диапазон и наоборот;
· Правая рука – узкий диапазон; левая рука – широкий диапазон и наоборот;
· Правая рука – средний диапазон; левая рука – узкий диапазон и наоборот;
· Правая рука – средний диапазон; левая рука – широкий диапазон и наоборот;
· Правая рука – широкий диапазон; левая рука – узкий диапазон и наоборот;
· Правая рука – широкий диапазон; левая рука – средний диапазон и наоборот.
ВНИМАНИЕ!!! При выполнении данного упражнения необходимо следить за положением кистей рук, третьи пальцы которых должны смотреть прямо, а не в стороны, пальцы должны быть направлены на хор. При дирижировании в любом диапазоне нужно сохранять правильные пропорции дирижёрских схем.