Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика типов изложения



2016-09-17 1196 Обсуждений (0)
Характеристика типов изложения 0.00 из 5.00 0 оценок




Экспозиционное изложение. Главное – показ темы, образа произведения. С психологической точки зрения - восприятие направлено на их запоминание и дальнейшее узнавание. Музыкально-выразительные средства: ясность интонаций, ритма, гармонии, четкость мотивно-фразового строения, общей структуры и каденций, преобладание тональной устойчивости или определенности.

Серединное изложение. Задача – создание неустойчивости и организация процесса развития. С психологической точки зрения - восприятие направлено на слышание того, что происходит с темами-образами произведения или анализ “событий”. Музыкально-выразительные средства: дробление тематизма (иногда новая тема), секвенционное и разработочное развитие его элементов, одновременно с этим бывает их варьирование или полифоническое изложение, тонально-гармоническая неустойчивость, отклонения и модуляции, в конце части – доминантовый предыкт, свободное построение общей структуры.

Заключительное изложение. Основное – убедительное завершение части или произведения. Музыкально-выразительные средства: утверждение главной тональности - дополнительные каденции, тонический органный пункт (с отклонениями к s), использование интонаций темы, их регистровые чередования.

Смешанное изложение. Все виды изложения легко сочетаются друг с другом, и в музыке тогда возникает смешанный тип. Иногда имеется явное преобладание какого-либо из типов, но с добавлением элементов другого.

Соотношение функций частей музыкальной формы и типов изложения.

1. Экспозиционная функция – экспозиционный тип изложения.

2. Серединная функция – серединный тип изложения.

3. Заключительная функция – заключительный тип изложения.

4, 5, 6. Вступительная, связующая и репризная функции - не имеют однозначных признаков. В них часто бывает совмещение функций поэтому и смешанный тип изложения (варьированная реприза сочетает экспозиционный и серединный тип).

 

В основе классической музыкальной формы лежат два элемента – тематизм и тональный план. В произведении, по сути, все разделяется на темы и не-темы (в старинной теории - тема и ход). Не-темы или ходы – это связки, разработки. Композиторы Нововенской школы Шенберг и Веберн говорили о твердых и рыхлых структурах (fest и locker). Принадлежность музыкального материала тому или иному виду вызывает соответствующий тип изложения.

Тема 6. Тема в музыкальном произведении.

Представление о теме существует во всех видах искусства, где его связывают с содержательной стороной произведения или творчества. Используется и более расширительный термин – тематик

Музыкальная тема

При слушании или разборе музыкального сочинения в центре нашего внимания также оказывается его тематическая сторона, и понятие темы становится одним из основополагающих.

Тема в музыке имеет несколько аспектов:cодержательный (идея, образ, настроение, “герой”произведения) и структурный (категорияформы) – раздел или часть формы.

 

Дать однозначное или универсальное определение теме в музыке непросто. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к произведениям разных исторических эпох и жанров. Легко ли ответить на вопрос: “Где тема в прелюдии До мажор И. С. Баха из первого тома ХТК?”

В старинной полифонии строгого стиля, как и во многих явлениях музыки XX века может не быть темы в традиционном понимании, например: у А. Шнитке есть “Вариации на один аккорд”.

В теории известнытакие словосочетания, как: тематическое ядро,тематическая ячейка, лейт-гармония, лейт-ритм, лейт-тембр, микротема[18], макротема (занимающая все произведение) и другие – все они отражают особенные проявления тематизма.

В музыке нашего времени, как отмечаютисследователи, тематизм“стал всеуровневым в плане масштабном, всеэлементным в отношении средств музыкального языка и всефактурным по составу голосов”[19], то есть, вся музыкальная ткань произведения может считаться тематически значимой.

Итак, вопрос,что считать темой, является дискуссионным. Высказываются идеи о том, что “общее представление о теме должно быть скорее системой понятий”[20], предлагается сохранение “единой сущности” и приэтом - установление “множественности понятий”[21]. Распространен ифункциональный подход, когда определяется роль или круг значений темы в произведении, что позволяет отнести тот или иной материал к теме. Но важно учитывать, что тема – явление исторически изменчивое и связано с особенностями музыки и творчества в ту или иную эпоху.

 

Из истории.Термин “тема” пришел из риторики, хотя в теории встречался с XV – XVI веков. Он был связан с голосами в полифонии. В XVII – XVIII вв. распространение получило “Учение об инвенции”, которое “послужило общему пониманию темы как не случайного, а специально подобранного материала”[22]. Согласно такому представлению, тема и invention(изобретение) – синонимы.

С эпохи гомофонии утверждается мнение о теме как построении типа периода, хотя в Германии был популярен термин главная партия, а в XIX веке, как и раньше в Италии (по отношению к арии) – мотив. В нашем языке тоже сохранилось выражение: спеть мотив песни.

Фуга, вариации и соната – это жанры, сыгравшие особо значительную историческую роль в формировании классической музыкальной темы.

 



2016-09-17 1196 Обсуждений (0)
Характеристика типов изложения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика типов изложения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1196)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)