Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классическая тема (2-ая половина XVIII – начало XIX вв.)



2016-09-17 487 Обсуждений (0)
Классическая тема (2-ая половина XVIII – начало XIX вв.) 0.00 из 5.00 0 оценок




Традиционные определения темы были выработаны, исходя из особенностей формообразования классических произведений.

Тема - главная музыкальная мысль произведения, обладающая интонационно-выразительной индивидуальностью и лежащая в основе развития.

 

Функции темы в музыкальном произведении[23]

1. Основная композиционная функция темы – экспозиционная (хотя новая тема возможна и в неэкспозиционных разделах формы, как эпизодическая или промежуточная). Типичная минимальная форма классической музыкальной темы – период, хотя возможны и другие (предложение-период, двухчастная, трехчастная формы).

2. Тема – это импульс, источник движения музыки в произведении.

3. Тема – это основной музыкальный материал, который развивается в произведении. Он обеспечивает единство процесса развития и целостность сочинения.

4. Тема – воплощение художественного образа, то есть содержательной стороныпроизведения.

5. Темаимеет индивидуальный характер и придает неповторимость произведению.

6. Тема – раздел формы, она выполняет формообразующую роль и определяет важнейшие цезуры в классической композиции, складывающейся из чередования тем и “не-тем”.

 

Классическая тема - это концентрированный тематизм, он излагается сразу целиком, обычно в начале произведения или его частей. Противоположностью концентрированного является рассредоточенный тематизм, появляюшийся в ходе развертывания композиции, например: в полифонии строгого стиля. Суть в том, что “много раз новое становится отправной точкой для дальнейшего развития мысли” (В. Медушевский).

 

Виды концентрированного тематизма: 1. Мотивно-составной. 2. Протяженный или песенный. 3. Фигурационный.

Мотивно-составной тематизм. Тема состоит из ряда мотивов, которые являются ее единицами и легко могут вычленяться из целого. Они бывают одинаковыми, похожими, различными, со слабой или сильной степенью контраста. В соответствии с этим, есть два типа мотивно-составных тем:

1) однородные или одномотивные;

2) контрастные(мотивно-контрастные)– двух и многомотивные.

 

Протяженный или песенный (слитный) тематизм. Тема распевная, кантилена широкого дыхания, мелодия воспринимается целостно, она не имеет явных внутренних цезур. Разделение на мотивы или невозможно, или весьма условно, поэтому обычно не делается.

 

Фигурационный тематизм.Внешне основывается на фигурации, но она имеет тематическое, а не фоновое значение (как общие формы движения или аккомпанемент).

 

Тема в вокальной музыке

В вокальной музыке часто объем и форма темы меньше, чем период. В соответствии со структурой литературного текста, смысловой единицей которого бывает строка, темой произведения становится фраза. В хоровой, особенно полифонической музыке, распеваться может одно слово или короткое словосочетание. Это характерно для духовных сочинений, связанных с каноническими религиозными текстами, например: Alleluia.

Тема 7. Музыкальный синтаксис

Понятие синтаксиса(от греч. - построение, порядок, составление)применяется в области языкознания или лингвистики. В синтаксисе языка изучают законы построения человеческой речи: словосочетания, предложения, виды связи слов и пр. Однако этот термин применяется и в музыке, когда говорят о строении музыкальной речи.

Мотив → фраза → предложение → период

Это известная из элементарной теории музыки масштабная иерархия основных элементов музыкального синтаксиса. Такие структурные образования в пределах периода образуют начальный(синтаксический)уровень формообразования. Фразы, мотивы (также и субмотивы - части мотива) могут по-разному сочетаться и чередоваться в периоде, в результатечего складываются определенные построения[24]: простейшие композиционные структуры.Их называют мелодико-синтаксическими или масштабно-тематическими.

Элементы музыкального синтаксиса

A) мотив

Учение о мотиве (лат. moveo – двигаю, movere – двигать, motus – движение; ит. motive – повод, причина, основание) стало активно развиваться с конца XIX века. В то время сложились два подхода. Согласно первому, основой мотива является метрическая сторона или метрический акцент[25]. Согласно второму, в мотиве существенен весь комплекс выразительных средств, так как мотив - это содержательный элемент музыкальной речи.

В качестве примера синтетического определения мотива можно привести слова С. И. Танеева, крупнейшего композитора и педагога, ученого, ученика П. И. Чайковского: Мотив – “наименьшая музыкально-тематическая ячейка, обладающая, как правило, одной метрически сильной долей и, сохраняющая при повторении ритмическую основу”.

С тех пор условной нормой протяженности мотива принято считать один такт, хотя в классической музыке существует немало примеров как сверхтактовых (больше такта, чаще двутакты), так и внутритактовых (меньше такта) мотивов. Их границы бывают как ясно слышимые и видимые в нотном тексте, так и слитные. Вероятность появления сверхтактовых или внутритактовых мотивов связана с характером музыки, мелодии, темпом, размером, ритмическими длительностями.

Однако мотив не сводится к метру и метроритмический подход к разделяли многие крупные ученые XX века. Вот примеропределения мотива Ю. Тюлина:

Мотив “надо понимать как музыкально-смысловой, выразительный элемент темы (или тематического материала вообще), а не как метрически-структурную “единицу” ее построения”, это“интонационные обороты, имеющие особое выразительное значение”, “представители” темы, узнаваемые при любых изменениях.[26]

В современной учебной литературе также встречается определения обобщающего характера: “Мотив – это группировка звуков вокруг акцентного тона (икта), имеющая свой ритмический и звуковысотный рисунок, конкретную гармоническую (фоническую) природу и являющаяся мельчайшей смысловой единицей музыкальной речи”[27].

Из теории М. Г. Арановского. Автор оригинальной теории синтаксического строения мелодии исходил “из звуковысотных ценностей” и писал, что главное в мотиве – неповторимость, которая создается звуковысотностью и интонацией. “Такт – только отмеренное для жизни мотива пространство, но не сам мотив”. М. Г. Арановский отмечал, что в классической мелодии жесткая система (ладо-гармоническая, метро-ритмическая, структурно-синтаксическая), свобода и творческая фантазия есть только в интонационной линии. Мелодия состоит из слоя основы или опорных тонов и слоя орнаментики (неопорные тоны, которые связывают, подготавливают, центрируют опорные тоны, например, опевают), иногда они соединены.

Мотив – единица мелодии с однимтонцентром(опорный тон, центральный в мотиве, может быть выделен разными средствами) и одной ритмической группой.

Принцип однократности проявляет себя и в других средствах.

Полный мотив включает три фазы (прецентр, центр и постцентр) или, как иногда говорят: центр мотива – икт, перед ним – пред, икт, после него – пост, икт. Возможен неполный мотив и свернутый(только есть центральный тон). Бывает неделимый мотив – это центральная интонация (тоже вид тонцентра).

Вывод:если обобщить все ранее сказанное, то мотив – явление синтетическое,главными в нем являются мелодический и ритмическийрисунок, но присутствуют и все другие параметры звучания: гармония, тембр, динамика, артикуляция, регистр и прочие.

Мотив – это единица музыкальной темы, и особеннопоказателен и важен экспозиционный (начальный) мотив. Работа с мотивами или мотивная техника создают процесс развития в произведении. Хотя стоит отметить, что в большей степени это относится к инструментальной музыке. В вокальных лирических жанрах весома роль более протяженного построения – фразы, что связано с певческим дыханием исполнителя.

Цезуры. Разбирая синтаксическое строение музыкальной речи, необходимо отметить моменты членения или цезуры (от лат.рубка, рассечение). Они создаются за счет применения специальных ритмических и гармонических средств, разных способов развития, хотя есть цезуры, возникаемые за счет особенностей исполнения: люфтпауз и смены дыхания, свободного темпа. Роль цезуры в музыке не ограничивается только формообразующим моментом, она имеет также выразительное и смысловое значение.



2016-09-17 487 Обсуждений (0)
Классическая тема (2-ая половина XVIII – начало XIX вв.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классическая тема (2-ая половина XVIII – начало XIX вв.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (487)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)