Основные исторические этапы развития западной полифонии
О раннем западном многоголосии и технике сantusfirmus (твёрдый напев, cantuspriusfactus - прежде созданный напев) В западном церковном многоголосии основой музыкальной композиции служилгригорианский хорал или сantusfirmus. Он записывался в теноре (teneo -держать), часто крупными длительностями и к нему добавлялись другие голоса. При повторенияхмелодия могла и сохраняться, и варьироваться. Такая техника сочинения применялась в мессах и мотетах эпохи Средневековья и Возрождения. Также в светских произведениях, где могли встречаться мелодии песен. Сantus firmus близки полифонические вариации bassoostinato. Помимо форм с cantusfirmus были и просто тексто-музыкальные формы. Враннем двухголосном органумеприсочиняемый голос назывался discantus. Согласно богословской символики, представление о совершенстве требовало, чтобы в параллельном органумеиспользовались чистые интервалы – кварты, квинты, ритм был чаще трехдольный, число три символизировало Троицу. Как известно, в Христианствеговорится о личностном Боге, и полифонию рассматривали как отражение отношений между Божественной Личностью и человеческой. Григорианский хорал – глас Божий (по преданию Папа Григорий Великий услышал ангельские голоса), discantus – человеческий. Они единораздельны, тварь и Творец соединены, но неслиянны. Музыканты также по-своему объясняют полифонию. Современный композитор и автор многих книг о музыке В. Мартынов пишет, что одноголосие - выражение единства, полифония –отражение человеческого индивидуализма, второй голос как проявление произвола. Великий полифонист И. С. Бах сравнивал голоса фуги с “личностями”, а произведение с “беседой”, при этом замечал, что “говорить надо хорошо и вовремя, а если нечего сказать, молчи и жди своей очереди”. С давних времен полифония считалась искусством интеллектуальным и изысканным. “Мотеты не следует давать в пищу простому народу, он не заметит их изящества и не получит от них удовольствия; мотет надо исполнять для ученых и для тех, кто ищет в искусстве изящества и тонкостей” (Грохео, конец XIII – начало XIV вв.). Искусство контрапункта Punctumcontrapunctum (нота против ноты). В этом старинном представлении отражена рациональная сторона искусства полифонии, что близко западному типу мышления. Августин говорил: “Взгляд души – это разум”, который способен творить. В XX веке появился афоризм А. Онеггера, что музыка – геометрия, движущаяся во времени. Э. Курт в книге “Основы линеарного контрапункта: мелодическая полифония Баха” (1917 г.) пришел к мнению, что техника в контрапункте исходит из единства мелодических линий, которые не есть соединение, нанизывание отдельных тонов. Мелодическая линия (фаза) замкнута и непрерывна. В старинной нотации инстинктивно невмы “стремятся выразить рисунком линии подъем или спуск мелодического формования”. “Комплекс голосов всегда представляется как единство” при обязательном сохранении индивидуальности голосов, происходит их попеременное выделение. Они и дополняют друг друга, и объединяются. Контраст голосов создается разными средствами: ритмическими (комплементарная ритмика), несовпадением вершин и спадов, цезур и каденций, штрихов, диатоники и хроматики. В полифонии первостепенное значение имеет линеарность. Линии вступают в аккордовые отношения, совпадает это с сильными частями такта, а на слабых идет свободное развитие. “Контрапункт не исходит из аккорда, но достигает до аккорда”, мелодии стягиваются аккордами”, происходит вторичный процесс: “соединение линейных комплексов в созвучия”, “скрепление линеарно намеченного многоголосия в аккордовые массы”.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (647)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |