Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию
Раскрытие и усвоение вопросов практического занятия необходимо начать с изучения рекомендованной учебной и научной литературы. Особое внимание следует обратить на книгу Уланова В.Я. «Власть Московских государей в XVII в. Три века» Т.1. – М., 1991, где доходчиво изложены вопросы, вынесенные в семинарское занятие. В первом вопросе студентам необходимо дать анализ внутренней и внешней политике России в годы царствования Бориса Годунова. Лжедмитрия I и роль иноземного вмешательства. Во втором вопросе следует дать характеристику крестьянским выступлениям под предводительством Ивана Болотникова и борьбы русского народа против польских интервентов. Необходимо рассказать об оккупации Москвы поляками и организации в Нижнем Новгороде народного ополчения, в котором историческая роль отводится Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Показать итоги смутного времени и начало правления династии Романовых. Затем, в третьем вопросе надо рассмотреть Соборное Уложение 1649 г. в отношении крестьян, посадских людей, центрального и местного управления, формирование сословной системы организации общества и завершение оформления крепостного права, ликвидация «белых» слобод и создание «государева» посада. Закончить необходимо исследованием крестьянской войны под предводительством Степана Разина. Также следует рассмотреть реформу местного управления, возрастание роли бюрократии в жизни страны: расцвет приказной системы и изменения в составе правящей элиты. Необходимо раскрыть судьбу Земских соборов. Показать развитие городов, ремесла и торговли и складывание единого всероссийского рынка и появление мануфактурного производства в России. Необходимо закончить анализом социальных противоречий в российском обществе: соляной и медный бунты, крестьянская война под предводительством Степана Разина. В начале ответа на четвертый вопрос определяются задачи внешней политики России во второй половине XVII в. Необходимо остановиться на правовом положении украинского народа в составе Речи Посполитой и деятельности Богдана Хмельницкого-лидера антипольского казацкого восстания. Рассказать об этапах освободительной борьбы украинского народа против польского гнева, об историческом решении Переяславкой Рады и войне Российского государства с Польшей и Швецией, Кардисском и Андрусовском мирных договорах; о Русско-турецкой войне за Украину и её итоги, о «Вечном мире» с Речью Посполитой. Следует рассказать о территории расселения и занятия коренных народов Сибири и Дальнего Востока, о создании опорных пунктов и освоении новых земель русскими переселенцами, о вкладе русских землепроходцев и мореходов в великие географические открытия. В пятом вопросе студентам следует раскрыть новые явления в развитии русской культуры XVII в. идеологии самодержавия в общественно- политической мысли страны; в создании первых трудов по истории Российского государства. Уделить внимание возникновению сатирических повестей, светскому началу в храмовой архитектуре, характерным чертам «московского барокко», развитию реалистических тенденций в русской живописи, распространению грамотности и просвещению в российском обществе, открытию в Москве новых учебных заведений. Контрольные вопросы для самопроверки 1. Сформулируйте причины смутного времени в России. 2. Назовите цели интервентов в годы смуты. 3. Какие сословия приняли участие в народных ополчениях? 4. Почему возникла необходимость сбора второго народного ополчения? 5. Назовите новые отрасли хозяйствования, появившиеся в XVII веке. 6. Назовите формы борьбы государства с недовольными категориями населения. 7. Охарактеризуйте церковный раскол. 8. Назовите перемены в управлении страной в центре и на местах в XVII в. Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники: Основная литература: 8.2 (1-2); Дополнительная литература: 8.3 (1-5). Тема № 2.5. Социально-экономическое развитие России в XVIII в. Петровские преобразования Внутренняя и внешняя политика Российского государства в конце XVII и начале XVIII вв. Петровские преобразования и их сущность. Коренная реорганизация вооруженных сил России. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Создание Сената и его функции. Формирование коллегиальной системы управления. Перестройка органов власти на местах: губернаторы, воеводы, земские комиссары. Церковная реформа и её значение. Новый порядок прохождения службы. Учреждение должности генерал-прокурора. Бурное развитие российской промышленности и её феодально-крепостническая сущность. Введение городского самоуправления. Усиления налогового гнета. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Петр Великий – император Всероссийский. Характерные особенности русского самодержавия. Дискуссия о генезисе самодержавия. Оценка личности Петра I и его преобразований в отечественной историографии. Практическое занятие
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (377)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |