Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Естественная школа права



2016-09-17 642 Обсуждений (0)
Естественная школа права 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема: Основные подходы к определению понятия «право»

Определение права по содержанию, по источнику и по способу обеспечения.

Основные теории сущности права.

Определение права по содержанию, по источнику и по способу обеспечения.

Содержание права определяется рядом факторов, среди которых воля и интересы политической, экономической, религиозной, расовой, национальной или другой элиты. Речь идет о волевом содержании права в том смысле, что оно (право) выражает волю и интересы определенной социальной общности.

Но содержание права может выражать интересы разных социальных групп, их компромиссы, прихоти и произвол правителей и т.д. Для юриста при определении содержания права первостепенное значение имеет то, что делает право правом, не зависящим в своем существовании от меняющихся интересов социальных общностей и их воли. С этой точки зрения, правом становятся те нормы и отношения, которые официально признаны, охраняются и поддерживаются государственной властью.

В теории права и на практике, особенно, большое распространение получило понимание права как приказ власти.

Непосредственным источником права является государственная воля, выраженная в строго определенной форме. В современном правоведении источниками права называют официальные формы выражения государственной воли (прецеденты, законы, нормативные договоры и т.п.).

Способом обеспечения правовых норм является принуждение. Обеспечение норм права осуществляется принудительной силой государства.

Основные теории сущности права

При рассмотрении различных теорий (учений) о праве необходимо учитывать:

1) исторические условия функционирования права и рамки культуры, в которых жил ученый (субъект правопонимания);

2) результат правопонимания всегда зависит от философских, нравственных, религиозных, идеологических позиций субъекта;

3) что берется в качестве основы той или иной концепции (источник правообразования или сущность самого явления, т.е. его принципы и содержание);

4) устойчивость и долголетие учения.

Теологические взгляды о сущности права

Теологическая теория (божественная) восходит своими истоками к древнему миру. Известно, что ещё в древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения права. В силу особых взглядов и воззрений части общества духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование общественно-политической мысли и в последующие периоды развития человеческого общества. Наиболее прочные позиции теологическая теория завоевала в период становления и развития феодализма. Центральной идеей божественных взглядов является утверждение, что право происходит от Бога, создано Богом для регулирования поведения людей. Оно дается человеку через посредника, пророка или правителя. Государь наделяется церковью правом повелевать людьми, он призван реализовать волю Бога на земле. Народ должен беспрекословно подчиняться воле государя. Эти взгляды связанны с идеологией мировых религиозных воззрений: иудаизмом, христианством, буддизмом, исламом и др.

Теологические взгляды происхождения и сущности права отражены еще в законах Ману, Хаммурапи. Право (законы) - высшая справедливость, дарованная Богом, предназначение права - защищать бедных, сирых, слабых от богатых, сильных (Хаммурапи), дабы последние «не изжарили на вертеле» первых (Ману).

Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации божественной воли, в то же время она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти Бога, но вместе с тем и зависимость государства от церкви. При этом церковная власть остается первичной, государственная власть – производна от нее. Наибольшее распространение получила в средние века. В 17-18 веках теорию использовали для обоснования неограниченной власти монарха.

Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока (Египет, Индия, Китай), в средневековье – яркий представитель Фома Аквинский 13в., в современных условиях - идеологи исламской и католической религии (Жак Маритен, Мерсье и др.).

Естественная школа права

Свое логическое завершение идеи этой школы получили в 17- 18 вв. (Т. Гоббс, Д. Локк, Монтескье, Руссо, А. Н. Радищев).

Согласно этой теории у каждого человека имеются неотъемлемые естественные права (право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность, право быть счастливым и т.д.), полученные от Бога или от Природы. Государство не может посягать на эти естественные и неотъемлемые права человека. Представители этой школы делили право на естественное и волеустановленное (положительное), т.е. разграничивали понятия «право» и «закон». Подчеркивали необходимость соответствия позитивного права, устанавливаемого государством, праву естественному, выражающему требования человеческого разума, коренящегося в природе человека, его свободе, высшей справедливости, общечеловеческих ценностях в объективном порядке. Они отождествляли право и мораль.

Появление естественно-правовой теории связано с развитием революционной буржуазной идеологии в 17-18 вв.



2016-09-17 642 Обсуждений (0)
Естественная школа права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Естественная школа права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (642)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)