Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой».Итоговое повторение и обобщение. 2 часа.
№
| Тема урока
| Кол-во
часов
| Тип урока
| Форма урока
| Информ. сопровождение
| Дата проведения
|
По плану
| По факту
|
| Место истории средних веков во всемирной истории.
|
| Урок-изучение нового материала
| Работа с учебником
|
|
|
|
Тема 1. Западная и центральная Европа в V-VIII вв. 4 часа
|
| Древние германцы и Римская империя. Великое переселение народов
|
| Комбинированный
| Урок - беседа
|
|
|
|
| Как возникло Франкское королевство.
|
| Комбинированный
| Рассказ с элементами беседы
|
|
|
|
| Христианская церковь и королевство франков в 6-8 веках. Империя Карла Великого
|
| Комбинированный урок
| Урок-практикум Работа с учебником
|
|
|
|
| Политическая раздробленность.
|
| Обобщающий урок
| Урок-практикум Работа с учебником
|
|
|
|
Тема 2. Средневековое европейское общество. 3 часа
|
| Христианизация Европы и образование двух ветвей христианстваКатолическая церковь. Власть духовная и светская. Ереси
|
| Урок –изучение нового материала
| Рассказ с элементами беседы
|
|
|
|
| Феодализм. Сословный строй в Западной Европе. Знать и рыцарство. Вассалитет.
Средневековая деревня и ее обитатели. Крестьянская община
|
| Урок –изучение нового материала
| Рассказ с элементами беседы
|
|
|
|
| Возникновение средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Экономическое развитие Западной Европы.
|
| Комбинированный урок
| Урок-игра
Работа с учебником
|
|
|
|
Тема 3. Византия и арабский мир. Крестовые походы.4 часа
|
| Византийская империя и славянские государства в XII VI -XV веках. веках.
|
| Урок –изучение нового материала
| Рассказ с элементами беседы
|
|
|
|
| Племена Аравийского полуострова Возникновение ислама Мухаммед. Арабские завоевания
|
| Урок –изучение нового материала
| Урок-практикум. Работа с картой.
|
|
|
|
| Арабский халифат, его распад. Культура стран халифата.
|
| Урок –изучение нового материала
| Рассказ с элементами беседы
|
|
|
|
| Могущество папской власти. Крестовые походы.
|
| Урок –изучение нового материала
| Видео-урок
Урок-практикум Сообщения учащихся
|
|
|
|
Тема 4. Государства Европы в XIV-XV вв. 5 часов
|
| Образование централизованных государств. Сословно-представи-тельные монархии.
|
| Комбинированный урок
| Урок – рассказ. Работа с учебником
|
|
|
|
| Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв. Столетняя война. Крестьянские восстания.
|
| Комбинированный урок
| Урок-практикум. Работа с картой.
|
|
|
|
| Германские государства в 12-15 веках.
Образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.
|
| Комбинированный урок
| Рассказ с элементами беседы.
|
|
|
|
| Гуситское движение в Чехии.
|
| Комбинированный урок
| Рассказ с элементами беседы
|
|
|
|
| Османская империя.
|
| Комбинированный урок
| Рассказ с элементами беседы
|
|
|
|
Тема 5. Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья. (V-XV вв.) 3часа
|
18-19
| Средневековое общество в Индии, Китае, Японии.
|
| Комбинированный урок
| Урок-практикум Работа с учебником
|
|
|
|
| Доколумбовы цивилизации Америки.
|
| Урок изучения нового материала
| Урок-практикум Сообщения учащихся
|
|
|
|
Тема 6. Культурное наследие Средневековья. 2 часа
|
21-22
| Духовный мир европейского средневекового человека. Культурное наследие Средневековья.
|
| Комбинированный урок
| Урок-практикум Сообщения учащихся
|
|
|
|
| История средних веков – «темное время»? Урок-повторение.
|
| Урок обобщения и закрепления знаний
| Тестирование.
Контрольный
опрос
|
|
|
|
№
| Тема урока
| Кол-во
часов
| Тип урока
| Форма урока
| Информ. сопровождение
| Дата проведения
|
По плану
| По факту
|
Раздел 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности. 4 часа
|
| Заселение территории нашей страны. Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.
|
| Урок-изучение нового материала
| Урок-практикум. Работа с картой.
|
|
|
|
| Кочевые народы Степи. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма.
|
| Комбинированный урок
| Урок-практикум составление таблицы
|
|
|
|
3-4
| Восточные славяне в древности: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Соседская община «Повесть временных лет» об образовании Руси
|
| Комбинированный урок
| Урок-практикум
Работа с документом
|
|
|
|
Раздел 2. Русь в IX – начале XII вв. Древнерусское государство. 6 часов
|
| Новгород и Киев - центры древнерусской государственности Предпосылки образования государства.
|
| Комбинированный урок
| Урок-исследование
|
|
|
|
| Образование Древнерусского государства.ПервыеРюриковичи
|
| Комбинированный урок
| Урок-практикум
|
|
|
|
| Русь и Византия. Владимир I. Крещение Руси.
|
| Комбинированный урок
| Урок-исследование
|
|
|
|
| Расцвет Руси приЯрославе Мудром. «Русская Правда». Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города
|
| Комбинированный урок
| Урок-практикум Работа с учебником
|
|
|
|
| Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси.
|
| Комбинированный урок
| Урок-практикум Сообщения учащихся
|
|
|
|
| Итоговое обобщение темы«Древнерусское государство»
|
| Урок обобщения и закрепления знаний
| Тестирование.
Контрольный
опрос
|
|
|
|
Раздел 3. Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. 14 часов
|
Тема 1. Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.) 3 часа
|
11-12
| Политическая раздробленность Руси. Владимиро-Суздальское княжество.
|
| Урок-изучение нового материала
| Урок-практикум Работа с учебником
|
|
|
|
| Галицко-Волынское княжество. Новгородская боярская республика Столкновение князей с боярством.
|
| Комбинированный урок
| Урок-практикум Работа с учебником
|
|
|
|
Тема 2. Культура Руси в домонгольские времена 2 часа
|
| Становление древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество. Религиозно-культурное влияние Византии.
|
| Комбинированный урок
| Работа с источниками
|
|
|
|
| Своеобразие художественных традиций в русских землях и княжествах в период культурного подъема в XII – начале XIII вв.
|
| Комбинированный урок
| Сообщения учащихся
|
|
|
|
Тема 3. Борьба с внешней агрессией в XIII в. 5 часа
|
| Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Золотая Орда
|
| Комбинированный урок
| Урок-практикум Работа с учебником, картой
|
|
|
|
| Экспансия с Запада. Александр НевскийЗащита западных рубежей.
|
| Комбинированный урок
| Урок-практикум Работа с учебником, картой
|
|
|
|
| Русь и Орда.
|
| Комбинированный урок
| Урок-практикум Работа с учебником, картой
|
|
|
|
| Русь и Великое княжество Литовское.
|
| Комбинированный урок
| Урок-практикум Работа с учебником, картой
|
|
|
|
| Итоговое обобщение темы«Борьба с внешней агрессией»
|
| Урок обобщения и закрепления знаний
| Тестирование.
Контрольный
опрос
|
|
|
|
Тема 4. Предпосылки образования Российского государства (вторая половина XIII - середина XV в.) 5 часа
|
21-22
| Начало объединения русских земель. Формы землевладения и хозяйства. Иван Калита. Русь набирает силы. Возвышение Москвы.
|
| Урок-изучение нового материала
| Урок-исследование
|
|
|
|
| Куликовская битва. Дмитрий Донской.
|
| Комбинированный урок
| Урок-практикум Работа с учебником, картой, схемами
|
|
|
|
| Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский
|
| Комбинированный урок
| Сообщения учащихся
|
|
|
|
| Итоговое обобщение темыРусские земли и княжества в XII – середине XV вв.
|
| Урок обобщения и закрепления знаний
| Тестирование.
Контрольный
опрос
|
|
|
|
Раздел 4. Российское государство во второй половине XV – XVI вв. 13 часов
|
Тема 1. Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI в. 4 часа
|
26-27
| Свержение золотоордынского ига. Иван III.Создание единого Российского государства.
|
| Комбинированный урок
| Урок-практикум Работа с учебником, картой, схемами
|
|
|
|
28-29
| Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497г. Местничество.
|
| Комбинированный урок
| Урок-практикум Работа с учебником, картой, схемами
|
|
|
|
Тема 2. Русская культура второй половины XIII – XV в. 2 часа
|
30-31
| Монгольское завоевание и русская культура. Формирование культуры Российского государства. Летописание. Московский Кремль. Андрей Рублев. Книгопечатание. Иван Федоров.
|
| Комбинированный урок
| Сообщения учащихся
|
|
|
|
Тема 3. Российское государство в XVI в. 6 часов
|
| Иван IV Грозный.Установление царской власти.
|
| Комбинированный урок
| Урок-исследование
|
|
|
|
| Реформы середины XVI в. Земские соборы.
|
| Комбинированный урок
| Урок-исследование
|
|
|
|
| Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири).
|
| Комбинированный урок
| Урок-практикум Работа с учебником, картой, схемами
|
|
|
|
35 -36
| Казачество. Ливонская война.
|
| Комбинированный урок
| Урок-практикум Работа с учебником, картой, схемами
|
|
|
|
| Опричнина
|
| Комбинированный урок
| Урок-исследование
|
|
|
|
Тема 4. Русская культура XVI в. 2 часа
|
| Русская культура и быт XVI в.
|
| Комбинированный урок
| Сообщения учащихся
|
|
|
|
39-40
| Итоговое повторение и обобщение. Российское государство во второй половине XV – XVI вв.
|
| Урок обобщения и закрепления знаний
| Тестирование.
Контрольный
опрос
|
|
|
|
[1] В тексте подчеркиванием выделено содержание Государственного образовательного стандарта. Подчеркнутым курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников
[2] В тексте подчеркиванием выделено содержание Государственного образовательного стандарта. Подчеркнутым курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников
[3] Все формулировки КТП, выделенные жирным шрифтом, соответствуют положениям стандарта.
[4] Все формулировки КТП, выделенные жирным шрифтом, соответствуют положениям стандарта.