Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Причины возникновения и становления права



2016-09-17 355 Обсуждений (0)
Причины возникновения и становления права 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема: Происхождение права: общая характеристика

Происхождение права.

Причины возникновения и становления права.

Восточный и западный пути происхождения права.

Происхождение права

Вопрос о происхождении права является спорным и в наше время. Ряд исследователей считают, что право возникло с появлением государства, другие же такие как М. Рейснер, И. Сабо, Б. Малиновский считают, что право существовало еще при первобытнообщинном строе, т.е. доклассовое (примитивное право, традиционное). Поскольку нет единого мнения о возникновении права, поэтому и существует ряд теорий о его происхождении (теологическая, теория естественного права, историческая, марксистская, психологическая, социологическая и др.), которые не выработали единого подхода о происхождении права и основываются на анализе исторического и иных материалов, анализируя примитивное право, допуская его существование до возникновения государства. По их мнению, правом являлись любые правила поведения (вначале ритуалы, мифы, обряды, табу, календари), а затем их племенные традиции, обычаи - правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения в течение длительного времени. Их взаимоотношения регулировались определенными лицами, на первоначальном этапе ими были вожди, старейшины, затем церковь. Чуть позже появились нормы морали и религиозные догмы. Все они сливались в единые системы норм первобытного общества и назывались мононормами.

Предписания мононорм не имели представительно-обязывающего характера: их требования не расценивались как право или обязанность, ибо были выражением социально необходимых, естественных условий жизнедеятельности человека. Член рода просто не отделял себя и свои интересы от родовой организации, и ее интересов.

В условиях общественной собственности и коллективного производства, совместного решения общих дел, неотделимости индивида от коллектива в качестве автономной личности, обычаи не воспринимались людьми как противоречащие их личным интересам. Эти неписаные правила поведения соблюдались добровольно, их выполнение обеспечивалось, в основном, силой общественного мнения. При необходимости к нарушителям норм-обычаев применялось принуждение, исходившее от рода или племени в целом (смерть, изгнание из рода). Однако обычаи, различные религиозные ритуалы, нормы морали не могли отражать интересы всего общества, не могли определять права и обязанности человека в обществе.

В первобытном обществе преобладало такое средство охраны обычая, как «табу» - обязательный и непререкаемый запрет, нарушение которого карается сверхъестественными силами (напрмер, кровнородственных браков – экзогамия, хотя древнейшие люди не знали индивидуального брака, существовал промискуитет – это эндогамная форма брака, т.е. брак внутри стада. Эндогамия вела к кровосмешению и в результате – к большой смертности).

В какой-то степени существовало также дозволение и позитивное обязывание (только в зачаточной форме).

Дозволение – определение видов животных и времени охоты на них, видов растений и сроков сбора их плодов, пользования той или иной территорией, источниками воды и др.

Позитивное обязывание имело целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров, изготовления орудий и др.

Нормативные обобщения (запреты, дозволения, позитивные обязывания) стали обычными способами регулирования первобытнообщинной жизни и являются истоками формирования права.

На смену мононормам приходит новая идеологическая сила - религия.

Особую роль религия сыграла в возникновении права у народов, где в производящем хозяйстве доминировали скотоводство и земледелие. Так, естественной для земледельцев, особенно в странах жаркого климата, стала религия Солнца (Индия, Древний Египет, Месопотамия, Передняя Азия, Горное Перу и др.) Возникновение культа высшего божества содействовало возвышению племенных обычаев над обычаями отдельных родов и вело к упрочению веры в единый для всего народа порядок, данный свыше верховным божеством. Жрецы, носители новой религии, выработали представления о временах года, воплотившиеся в древних агрокалендарях, устанавливающих для всех цикличность проведения сельскохозяйственных и ирригационных работ, сопровождавшихся религиозными обрядами поклонения Солнцу. Этот порядок поддерживался властью первых городов-государств, находившейся в руках царей, военной верхушки и бюрократии. В Древней Греции, Древнем Риме и у славянских народов, кельтов, германцев, где поливное земледелие было неразвитым, а полевые работы оставались делом сельской общины, календари природы и поклонение Солнцу не получили столь явного «огосударствления».

С возникновением государства расширяется диапазон социальных регуляторов. Появляется право. Без права государство не может существовать. Право юридически оформляет государство и государственную власть, а также обеспечивает реализацию принятых решений.

Первым признаком, по которому можно судить о государственно-организационном обществе, является возникновение власти, интересы которой не совпадают с интересами населения:

- власть защищает интересы меньшинства;

- не сливается с обществом, а отделена от него, точнее, стоит над обществом;

- обладает признаком публичности (не совпадая с интересами общества, она выступает от его имени);

- имеет особый аппарат осуществления публичной власти (аппарат управления, принуждения и защиты общества);

- регулирует общественные отношения при помощи правовых предписаний.

Формой существования права стали законы. По мнению многих то, что приказывается властью, имеет высшую обязывающую силу, поскольку за властью всегда стоит сила, а сила влечет за собой уважение, в том числе создает авторитет. Поэтому люди подчиняются приказам власти, и такое подчинение объясняется авторитетом. Но само понятие авторитета, как объективное условие властвования, в литературе до сих пор плохо разработано.

Существует еще одна точка зрения, что право появилось в результате определенного договора в обществе. Но договорное происхождение права также невозможно, как договорное происхождение языка.

Формирующееся право преследовало двоякую цель:

с одной стороны - закрепление классового (кастового, сословного) господства;

с другой-установление и поддержание единого для всего населения страны порядка в общественных отношениях, без чего невозможна нормальная жизнь любого общества.

 

Причины возникновения и становления права

Процесс возникновения государства и права протекал при их взаимном влиянии друг на друга и был вызван одними и теми же причинами:

1. Потребностями экономических отношений, которые скла­дывались при наличии частной собственности, разделения тру­да, товарного производства и обращения, необходимостью за­крепления экономического статуса товаровладельцев, обеспече­ния для них устойчивых и гарантированных экономических связей, условий для экономической самостоятельности.2. Необходимостью поддерживать стабильность и порядок в обществе в условиях углубления и обострения социальных про­тиворечий и конфликтов. 3. Организацией публичной власти, отделенной от населе­ния и способной санкционировать обычаи, устанавливать юри­дические нормы и обеспечивать проведение их в жизнь.4. Превращением человека в относительно самостоятельно­го индивида. Нельзя искать право там, где нет разделения кол­лектива (рода, племени) на отдельных субъектов, где индивид не выделен как личность, осознающая возможности (свободы), которые складываются в процессе развития общества.


2016-09-17 355 Обсуждений (0)
Причины возникновения и становления права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Причины возникновения и становления права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (355)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)