Контроль в условиях рыночной экономики
В условиях рыночной экономики возрастает потребность в достоверной учетной и отчетной информации о деятельности хозяйствующих субъектов. Эта информация необходима как внутренним ее пользователям (руководители, подразделения, администрация предприятия: работники — для принятия управленческих решений), так и внешним (государственные финансовые органы, которые контролируют определенные стороны деятельности предприятия; инвесторы — насколько рационально используются инвестиции; поставщики — для погашения долгов; банки — для контроля за платежеспособностью по выданным кредитам; собственники предприятия — для контроля за деятельностью предприятия и получением доходов). Достоверность информации обеспечивается контролем. Контроль -самостоятельная функция управления, представляющая собой систему наблюдения и проверки процесса функционирования объекта в соответствии с принятыми управленческими решениями, а также позволяющая выявить отклонения в намеченных целях и принимать при необходимости корректирующие меры. Функции управления:1) планирование; 2) учет; 3) контроль; 4)анализ; 5) принятие управленческих решений. Экономический контроль выполняет несколько функций: информационную, профилактическую, мобилизующую и воспитательную. Информационная функция заключается в том, что информация,полученная в результате контроля, является основанием для принятия соответствующих управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование контролируемого объекта. Профилактическая функция заключается в том, что контроль призван, не только выявит недостатки, хищения, злоупотребления, но и способствует их устранению и недопущению в дальнейшей работе. Мобилизующая функция контроля заставляет субъекты хозяйствования ответственно выполнять свои обязательства.Организации должны обеспечить рациональное и целевое использование всех своих средств и ресурсов. Контроль выполняет также воспитательную функцию, приобщая людей к управлению производством, он воспитывает у работников организации потребность соблюдения законности и четкого исполнения своих обязанностей. Управленческая деятельность эффективна лишь в тех случаях, если выполнение принятого решения своевременно контролируется с целью установления законности и эффективности проводимых мероприятий.Контроль способствует соблюдению договорной и исполнительской дисциплины,требует от работников высокого профессионализма и компетентности. Контроль может осуществляться на разных уровнях: — на уровне должностного лица; — на уровне отдельного подразделения; — на уровне предприятия; — на уровне отрасли; — на уровне региона; — на уровне страны. Цель контроля —это объективное изучение положения дел в определенных отраслях деятельности предприятия и выявление отрицательно сказывающихся факторов. Перед контролем стоят следующие основные задачи: укрепление законности и правопорядка, государственной и договорной дисциплины,обеспечение сохранности принадлежащих организации имущества, денежных средств и т. д.; достижение целевого, экономного и рационального использования всех средств, находящихся в распоряжении организации; выявление и использование резервов роста и повышения эффективности производства; выявление путей совершенствования работы субъектов хозяйствования. Контроль можно рассматривать с разных позиций, выделяя его виды: 1) по характеру субъектов контроля: — внутренний контроль — проводится внутренними службами предприятия (например, руководителями отделов, служб, внутренними ревизионными подразделениями, бухгалтерией, общественной организацией— профсоюзом); — внешний контроль—осуществляется государственными финансовыми органами, банками, аудиторскими службами и т. д.; 2) но охвату проверкой и обследованиям: — полный контроль(контролируется вся финансово-хозяйственная деятельность организации); — частичный контроль(тематические проверки); 3) по методу проверки документов: — сплошной контроль; — выборочный контроль — выборочность может быть в двух формах: а) охватываются проверкой все документы в отдельные месяцы в пределах года; б) охватывается проверкой часть документов в пределах каждого месяца; 4) по времени проведения: — предварительный контроль (до совершения хозяйственных операций); — текущий контроль(во время совершения хозяйственных операций); — последующий контроль (после совершения хозяйственных операций). Предварительный контроль имеет целью предупредить возможные отклонения или нарушения нормальной деятельности предприятия.Обычно ведется внутри предприятия(например, расходный кассовый ордер подписывается руководителем), а также может осуществляться, например, со стороны банка при решении вопроса о выдаче кредита. Текущий контроль осуществляется с помощью бухгалтерского учета, может также вестись со стороны отдельных служб предприятия (например,отделом снабжения). Последующий контроль осуществляет бухгалтерия, составляя бухгалтерскую и налоговую отчетность и осуществляя анализ хозяйственной деятельности, а также администрация предприятия, акционеры, банки,государственные финансовые органы и т. д.; 5) по источникам информации: — документальный контроль (например, камеральные налоговые проверки); — фактический контроль (инвентаризация, контрольный запуск сырья в производство, контрольная покупка, выездные налоговые проверки); 6) по цели: — ревизия — система контрольных действий, осуществляемых по заданию руководителя вышестоящей организации, налоговых и других органов.В ходе ревизии устанавливается законность, целесообразность, достоверность совершенных хозяйственных операций, а также действий должностных лиц,участвующих в хозяйственных операциях1; — тематическая проверка — изучение одной из сторон финансово-хозяйственной деятельности предприятия (например, сохранность товарно-материальных ценностей,денежных средств, платежеспособность); — следствие —процессуальные действия, в ходе которых устанавливается виновность отдельных лиц; — служебное расследование — ведется по инициативе руководителя предприятия, поводом являются факты злоупотреблений должностных лиц; — аудит —осуществляется независимыми экспертами(аудиторами) с целью подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности.Различают следующие организационные формы контроля. 1. Государственный контроль. Его осуществляют государственные и административные органы. Государственный контроль обеспечивает интересы государства и общества, проверяет выполнение обязательств физических и юридических лиц перед государством,соблюдение законности. Такой контроль ведется как в масштабе Российской Федерации, так и субъектов России, а также на уровне местного самоуправления(муниципальный финансовый контроль). Государственный финансовый контроль в России осуществляется Счетной палатой РФ, контрольно-ревизионным аппаратом Минфина России, состоящего из Департамента государственного финансового контроля и аудита МФ РФ и контрольно-ревизионных управлений Минфина России в субъектах РФ, Министерством РФ по налогам и сборам, Центральным банком РФ, Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю,Федеральным казначейством, Государственным таможенным комитетом, контрольными органами законодательных (исполнительных)органов субъектов РФ (счетные палаты и аналогичные органы субъектов РФ). Основные задачи государственного финансового контроля: — контроль за образованием и использованием государственных средств РФ и ее субъектов; — контроль за деятельностью органов исполнительной власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной,кредитной, денежной, налоговой и валютной политики; — проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухгалтерского учета; — проверка эффективности и экономности расходования государственных средств; — проверка правильности расчета и уплаты налогов. Объектами государственного финансового контроля являются: — государственные органы и структуры; — промышленные и коммерческие предприятия, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственные субсидии; — общественные неправительственные организации и физические лица в части уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством. 2. Внутриведомственный контроль. Его осуществляют министерства,ведомства, департаменты, комитеты в отношении подведомственных организаций. Преимущество этого контроля заключается в непосредственной связи с функцией управления отрасли и его специализации применительно к отраслевым особенностям, технологии и т. д. Он осуществляется контрольно-ревизионными управлениями (КРУ) министерств и ведомств,функциями которых являются: — всесторонняя проверка состояния подведомственных организаций; — контроль за сохранностью ресурсов; — выявление хозяйственных и финансовых нарушений и злоупотреблений; — контроль за правильностью постановки учета и отчетности; — выявление внутрихозяйственных резервов повышения эффективности производств. 3. Вневедомственный контроль.Осуществляется, например,Департаментом государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ в отношении различных организаций в виде ревизии производственно-хозяйственной деятельности. 4. Внутрихозяйственный контроль. Он защищает интересы предприятия и его коллектива от злоупотреблений и обеспечивает повышение эффективности его хозяйственной деятельности. Он осуществляется внутри организации отделами, службами в связи с общественными организациями. Его задача — это систематическое и повседневное наблюдение за использованием всех видов ресурсов. 5. Независимый контроль (аудит).Осуществляется независимыми экспертами (аудиторами),имеющими специальную подготовку и независимыми от проверяемой организации как в финансовом, так и организационном плане. В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность,аудит — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой(бухгалтерской) отчетности организаций и частных предпринимателей. Кроме того,аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги: ведение и восстановление учета, консультирование по вопросам ведения учета, налогообложения,обучение и др. В России создана соответствующая правовая база аудиторской деятельности, определилась система его нормативного регулирования,проводится работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности,осуществляемой по установленным государством правилам. Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации возложено на Министерство финансов РФ. 6. Специализированный контроль.Органы специализированного контроля осуществляют проверку соблюдения установленного порядка организации и ведения тех или иных хозяйственных операций, входящих в их компетенцию.Такие органы представлены различными инспекциями: ГИБДЦ, пожарной инспекцией и др. 7. Общественный контроль.Реализуется на основе общественных институтов и законов,обязывающих органы исполнительной власти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам. Деятельность общественного контроля базируется на информации, предоставляемой органами Госкомстата РФ, средствами массовой информации (газеты, журналы, радио,телевидение).
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1802)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |