Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Деление понятий по объему



2016-09-15 559 Обсуждений (0)
Деление понятий по объему 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция по теме «Понятие»

План

Понятие как форма мышления.

Логическая структура понятий.

3 Логические виды понятий.

4 Отношения между объемами понятий. Круговые схемы Эйлера.

5 Определение понятий. Логические операции с понятиями.

 

Понятие как форма мышления

Понятие – это форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства предметов и явлений.

Понятия не только отражают общее у определенного класса предметов и явлений, но и отражают его отличие от других классов. Так, в понятии «дерево» нашло отражение не только общее для всех деревьев, но и отличие деревьев от всего остального.

Понятия образуются в результате абстрагирования и обобщения. Абстрагирование – от лат. «отвлечение» – отвлечение от несущественных, второстепенных свойств, характеристик предмета, изучаемого процесса и т.д. и выделение существенных. Абстрагирование – основа для обобщения. Обобщение – мысленное объединение однородных (сходных) предметов, процессов и т.п. в один общий класс предметов благодаря выделению у них общих признаков, черт, свойств и т.п. Критерием существенности признаков является общественная практика. Вообще, способность к абстрагированию в зародыше содержится уже в представлении, которое является переходной формой к рациональному познанию. Формирование понятия является результатом длительного процесса изучения предмета или итогом определенного этапа познания. Основой образования понятий является научное познание и человеческая практика. Понятия – не застывшие формы, это гибкие, подвижные, взаимосвязанные, развивающиеся (обогащающиеся новым содержанием) формы. В противном случае они не будут в состоянии достоверно отражать развитие различных форм бытия. Наиболее общие понятия – это философские категории. Философские категории – это универсальные формы мысли, отображающие наиболее общие свойства, взаимосвязи, закономерности развития материальных и духовных явлений, вещей, процессов, событий. В языке понятия выражаются посредством слов или словосочетаний («университет», «космическое тело», «город Мариуполь»).

Логическая структура понятий

В структуре каждого понятия можно выделить 2 стороны: содержание и объем.

Содержание понятия – это совокупность существенных признаков вещи, процесса, предмета (предметов), отраженных в данном понятии. Например, содержанием понятия «квадрат» является совокупность двух существенных признаков: «быть прямоугольником» и «иметь равные стороны». Содержание понятия «кража» включает три существенных признака: «хищение», причем «тайное хищение», «личного имущества граждан». Объем понятия – совокупность предметов (или логический класс предметов), которые мыслятся в данном понятии. Под объемом понятий «растение», «дом» и т.д. подразумевается великое множество различных растений и домов, которые существовали, существуют и будут существовать. Понятия «береза» и «двухэтажный дом» имеют более узкий объем.

Если объем одного понятия входит в объем другого, то более широкое по объему понятие называют родовым, а более узкое – видовым. Например, понятие «люди» является родовым по отношению к понятию «студенты», которое будет видовым. Однако видовое понятие может стать родовым по отношению к понятию с более узким объемом – например, в данном случае – «студенты вуза».

Содержание и объем понятия взаимосвязаны. Эта взаимосвязь выражена в логическом законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия: с увеличением содержания понятия уменьшается его объем, а с увеличением объема понятия уменьшается его содержание. Например, объем понятия «дерево» шире объема понятия «лиственное дерево», а содержание будет бóльшим у второго понятия, так как помимо признаков, присущих каждому дереву, оно включает еще и специфические признаки лиственного дерева.

 

Логические виды понятий

 

Деление понятий по объему

По объему понятия делятся на непустые (единичные и общие) и пустые.

Единичные понятия – в их объем входит один предмет (или логический класс состоит из 1 объекта). Примеры единичных понятий: «река Днепр», «столица Украины», «Иван Франко».

Общие понятия – в их объем входит группа или класс объектов, числом больше единицы. Примеры: «стол», «река», «поэт», «университет».

Пустые понятия – в их объем не входит ни один объект, или же это понятия с нулевым объемом. Примеры: «вечный двигатель», «раскаленный снег», «круглый квадрат». Понятия с нулевым объемом могут использоваться в науке: «абсолютно черное тело», «идеальный газ».

Можно выделить понятия определенные и неопределенные. Понятие считается определенным, если имеет ясное содержание (т.е. можно точно указать набор важных признаков выражаемого ими объекта) и четкий объем. Например, к таким понятиям относят понятия «мастер спорта», «кандидат наук», «слесарь пятого разряда» и т.д. Понятие является неопределенным, если имеет неясное содержание и нечеткий объем. Например, понятие «хороший спортсмен» является неопределенным, так как нельзя однозначно ответить на вопрос о том, кого именно можно считать хорошим спортсменом. Аналогично – «интересный фильм», «модная одежда», «трудная задача», «молодой человек», «симпатичная девушка» и т.п. При том, что неопределенные понятия создают двусмысленность, неясность, недопонимание, т.е. не просто не способствуют точности и ясности мышления, а наоборот, им активно мешают, такие понятия могут делать нашу речь выразительнее, богаче, чем пользуется художественная литература.

 



2016-09-15 559 Обсуждений (0)
Деление понятий по объему 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Деление понятий по объему

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (559)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)