ГАММА ДО МАЖОР (C-dur)
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК. ЗВУК И ЕГО СВОЙСТВА
Все, что мы слышим, называется звуком. Звук – это физическое явление, вызванное колебаниями упругого тела. Звуки бывают шумовыми и музыкальными. Шумовые звуки – звуки, не имеющие определенной высоты. Это скрип, треск, шорох и т.д. Музыкальные звуки имеют 4 свойства: 1- Высота (высокие и низкие звуки, записывается нотой); 2- Длительность (длинные и короткие звуки); 3- Тембр – окраска звука (тембр голоса, тембр инструмента); 4- Громкость (громкие и тихие).
ЗВУКОРЯД Это ряд звуков, расположенных по порядку вверх или вниз по высоте. Полный звукоряд насчитывает 88 звуков, 7 из них называются основными. Это: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Регистр - это отрезок звукоряда. Различают низкий, средний и высокий регистры. ОКТАВА Отрезок звукоряда, куда входят 7 основных звуков, называется октавой. Все октавы начинаются с ноты До. В музыке 9 октав: 7 полных и 2 неполных:
ДЛИТЕЛЬНОСТИ НОТ Длительность – это протяженность звука во времени. Основные длительности нот и их счет:
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ К НОТАМ, УВЕЛИЧИВАЮЩИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗВУКОВ К ним относятся: 1. Точка, стоящая справа от ноты, увеличивает её длительность наполовину.
- 1и 2 - 1и, 2и, 3и
2. Лига – вогнутая линия, связывающая стоящие рядом ноты одинаковой высоты (удлиняющая лига):
3. Фермата – знак, обозначающий не ограниченное временем увеличение длительности.
НОТНЫЙ СТАН. НОТА Нотный стан – это 5 линеек, на которых пишутся ноты. Счёт линеек ведется снизу вверх. В начале нотного стана ставится черта, которая называется начальной. Нота - это музыкальный знак на нотном стане, обозначающий высоту звука. Нота представляет собой кружок (головку) закрашенный или не закрашенный. Для обозначения длительности звуков к кружкам прибавляются палочки – штили, хвостики и рёбра.
Правописание нот на нотном стане: ноты на нотном стане пишутся на линиях, между линиями, на добавочных линиях сверху и снизу нотного стана. До третьей линейки нотного стана штили пишутся около нот справа вверх, начиная с третьей линейки и выше, штили пишутся вниз слева от ноты.
КЛЮЧИ Ключ –это знак, закрепляющий за каждой линейкой нотного стана определенную высоту. В нотной записи чаще всего используются два ключа: скрипичный и басовый. Скрипичный ключ или ключ Соль пишется со второй линейки нотного стана и закрепляет за ней высоту соль первой октавы. Басовый ключ или ключ Фа пишется с четвертой линейки и закрепляет за ней ноту фа малой октавы.
ТОН И ПОЛУТОН Полутон – это самое маленькое расстояние между двумя звуками. Два полутона образуют тон. Между основными ступенями звукоряда 2 полутона: ми-фа, си-до и 5 тонов: до-ре, ре-ми, фа-соль, соль-ля, ля-си.
ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ Это знаки, которые повышают или понижают ноты. Всего их пять:
Знаки альтерации бывают ключевые и случайные. Ключевые знаки альтерации – знаки, расположенные около ключа. Они действуют на все произведение и на все октавы.
Случайные знаки альтерации – это знаки, которые ставятся перед нотой, (на той же линейке, что и сама нота, к которой относится знак). Они действуют один такт. ГАММА. СТУПЕНИ. РАЗРЕШЕНИЕ. ОПЕВАНИЕ Гамма – это звуки, расположенные по порядку вверх или вниз от тоники до её повторения через октаву. Полная гамма состоит из 8-ми ступеней. Восьмая ступень гаммы является повторением первой. Звуки гаммы называются ступенями. Они обозначаются римскими цифрами: I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII (I). Первая ступень гаммы называется тоника. В любой гамме есть устойчивые и неустойчивые ступени. Устойчивые ступени – это I, III, V ступени. Вместе они образуют тоническое трезвучие. Оно обозначается Т53 - в мажоре и t53 - в миноре. Устойчивые ступени звучат законченно, на них можно остановиться, а на тонике всегда заканчивается музыка. Остальные ступени гаммы называются неустойчивыми. Это II, IV, VI, VII ступени. Они требуют разрешения. Разрешение – это переход неустойчивых звуков (ступеней) в устойчивые. Оно происходит по следующему правилу: II – I, IV – III, VI – V, VII – I. Вводные ступени – это ступени, которые окружают тонику – II и VII ступени. Они самые неустойчивые и вводятся, т.е. разрешаются в тонику. Опевание – это окружение устойчивого звука двумя неустойчивыми.
ГАММА ДО МАЖОР (C-dur) Это мажорная гамма с тоникой До и без ключевых знаков.
ЛАД Лад –это организация звуков вокруг тоники или взаимоотношение между устойчивыми и неустойчивыми звуками. В музыке наиболее широкое применение получили 2 лада: мажорный лад и минорный лад.
МАЖОРНЫЙ ЛАД Это лад, в котором устойчивые звуки образуют мажорное трезвучие. Мажор переводится «большой» и звучит светло, ярко, торжественно.
ФОРМУЛА ПОСТРОЕНИЯ МАЖОРНОЙ ГАММЫ
ТОН – ТОН – ПОЛУТОН – ТОН – ТОН – ТОН – ПОЛУТОН
Три вида мажора Существует три вида мажора: 1. Натуральный; 2. Гармонический; 3. Мелодический. Натуральный мажор – это такой вид мажора, в котором ступени при движении вверх и вниз не изменяются, и строится он по формуле тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон. Образцом для построения мажорной гаммы служит гамма До мажор:
Гармонический мажор – это такой вид мажора, в котором при движении вверх и вниз понижается VI ступень на полутон. Знак понижения VI ступени пишется перед нотой и называется случайным. Характерной особенностью гармонического мажора является ув.2 (1,5 тона) между VI и VII ступенями.
Мелодический мажор – это такой вид мажора, в котором при движении вверх и вниз понижаются VI и VII ступени на полутон.
МИНОРНЫЙ ЛАД Минорный лад –это лад, в котором устойчивые звуки образуют минорное трезвучие. Минор переводится «мягкий» и звучи неярко, грустно. ФОРМУЛА ПОСТРОЕНИЯ МИНОРНОЙ ГАММЫ:
ТОН – ПОЛУТОН – ТОН – ТОН – ПОЛУТОН – ТОН – ТОН
Три вида минора: Существует три вида минора: 4. Натуральный; 5. Гармонический; 6. Мелодический. Натуральный минор – это такой вид минора, в котором ступени при движении вверх и вниз не изменяются, и строится он по формуле тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон. Образцом для построения мажорной гаммы служит гамма ля минор. Гармонический минор – это такой вид минора, в котором при движении вверх и вниз повышается VII ступень на полутон. Знак повышения VII ступени пишется перед нотой и называется случайным. Характерной особенностью гармонического минора является ув.2 (1,5 тона) между VI и VII ступенями.
Мелодический минор – это такой вид минора, в котором при движении вверх и вниз повышаются VI и VII ступени на полутон.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2440)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |