Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГАММА ДО МАЖОР (C-dur)



2016-09-17 2440 Обсуждений (0)
ГАММА ДО МАЖОР (C-dur) 4.83 из 5.00 6 оценок




МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК. ЗВУК И ЕГО СВОЙСТВА

 

Все, что мы слышим, называется звуком.

Звук – это физическое явление, вызванное колебаниями упругого тела.

Звуки бывают шумовыми и музыкальными.

Шумовые звуки – звуки, не имеющие определенной высоты. Это скрип, треск, шорох и т.д.

Музыкальные звуки имеют 4 свойства:

1- Высота (высокие и низкие звуки, записывается нотой);

2- Длительность (длинные и короткие звуки);

3- Тембр – окраска звука (тембр голоса, тембр инструмента);

4- Громкость (громкие и тихие).

 

ЗВУКОРЯД

Это ряд звуков, расположенных по порядку вверх или вниз по высоте. Полный звукоряд насчитывает 88 звуков, 7 из них называются основными. Это: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

Регистр - это отрезок звукоряда. Различают низкий, средний и высокий регистры.

ОКТАВА

Отрезок звукоряда, куда входят 7 основных звуков, называется октавой. Все октавы начинаются с ноты До. В музыке 9 октав: 7 полных и 2 неполных:

 

ДЛИТЕЛЬНОСТИ НОТ

Длительность – это протяженность звука во времени. Основные длительности нот и их счет:

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ К НОТАМ, УВЕЛИЧИВАЮЩИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗВУКОВ

К ним относятся:

1. Точка, стоящая справа от ноты, увеличивает её длительность наполовину.

- 1и 2

- 1и, 2и, 3и

 

 

2. Лига – вогнутая линия, связывающая стоящие рядом ноты одинаковой высоты (удлиняющая лига):

 

 

3. Фермата – знак, обозначающий не ограниченное временем увеличение длительности.

НОТНЫЙ СТАН. НОТА

Нотный стан – это 5 линеек, на которых пишутся ноты. Счёт линеек ведется снизу вверх. В начале нотного стана ставится черта, которая называется начальной.

Нота - это музыкальный знак на нотном стане, обозначающий высоту звука. Нота представляет собой кружок (головку) закрашенный или не закрашенный. Для обозначения длительности звуков к кружкам прибавляются палочки – штили, хвостики и рёбра.

 

Правописание нот на нотном стане: ноты на нотном стане пишутся на линиях, между линиями, на добавочных линиях сверху и снизу нотного стана. До третьей линейки нотного стана штили пишутся около нот справа вверх, начиная с третьей линейки и выше, штили пишутся вниз слева от ноты.

КЛЮЧИ

Ключэто знак, закрепляющий за каждой линейкой нотного стана определенную высоту. В нотной записи чаще всего используются два ключа: скрипичный и басовый.

Скрипичный ключ или ключ Соль пишется со второй линейки нотного стана и закрепляет за ней высоту соль первой октавы.

Басовый ключ или ключ Фа пишется с четвертой линейки и закрепляет за ней ноту фа малой октавы.

 

 

ТОН И ПОЛУТОН

Полутон – это самое маленькое расстояние между двумя звуками. Два полутона образуют тон. Между основными ступенями звукоряда 2 полутона: ми-фа, си-до и 5 тонов: до-ре, ре-ми, фа-соль, соль-ля, ля-си.

 

ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ

Это знаки, которые повышают или понижают ноты. Всего их пять:

 

 

Знаки альтерации бывают ключевые и случайные.

Ключевые знаки альтерации – знаки, расположенные около ключа. Они действуют на все произведение и на все октавы.

Случайные знаки альтерации – это знаки, которые ставятся перед нотой, (на той же линейке, что и сама нота, к которой относится знак). Они действуют один такт.

ГАММА. СТУПЕНИ.

РАЗРЕШЕНИЕ. ОПЕВАНИЕ

Гамма – это звуки, расположенные по порядку вверх или вниз от тоники до её повторения через октаву. Полная гамма состоит из 8-ми ступеней. Восьмая ступень гаммы является повторением первой.

Звуки гаммы называются ступенями. Они обозначаются римскими цифрами: I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII (I). Первая ступень гаммы называется тоника.

В любой гамме есть устойчивые и неустойчивые ступени. Устойчивые ступени – это I, III, V ступени. Вместе они образуют тоническое трезвучие. Оно обозначается Т53 - в мажоре и t53 - в миноре. Устойчивые ступени звучат законченно, на них можно остановиться, а на тонике всегда заканчивается музыка.

Остальные ступени гаммы называются неустойчивыми. Это II, IV, VI, VII ступени. Они требуют разрешения.

Разрешение – это переход неустойчивых звуков (ступеней) в устойчивые. Оно происходит по следующему правилу: II – I, IV – III, VI – V, VII – I.

Вводные ступени – это ступени, которые окружают тонику – II и VII ступени. Они самые неустойчивые и вводятся, т.е. разрешаются в тонику.

Опевание – это окружение устойчивого звука двумя неустойчивыми.

 

 

ГАММА ДО МАЖОР (C-dur)

Это мажорная гамма с тоникой До и без ключевых знаков.

 

ЛАД

Ладэто организация звуков вокруг тоники или взаимоотношение между устойчивыми и неустойчивыми звуками. В музыке наиболее широкое применение получили 2 лада: мажорный лад и минорный лад.

 

МАЖОРНЫЙ ЛАД

Это лад, в котором устойчивые звуки образуют мажорное трезвучие. Мажор переводится «большой» и звучит светло, ярко, торжественно.

 

ФОРМУЛА ПОСТРОЕНИЯ МАЖОРНОЙ ГАММЫ

 

ТОН – ТОН – ПОЛУТОН – ТОН – ТОН – ТОН – ПОЛУТОН

 

Три вида мажора

Существует три вида мажора:

1. Натуральный;

2. Гармонический;

3. Мелодический.

Натуральный мажор – это такой вид мажора, в котором ступени при движении вверх и вниз не изменяются, и строится он по формуле тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон. Образцом для построения мажорной гаммы служит гамма До мажор:

Гармонический мажор – это такой вид мажора, в котором при движении вверх и вниз понижается VI ступень на полутон. Знак понижения VI ступени пишется перед нотой и называется случайным. Характерной особенностью гармонического мажора является ув.2 (1,5 тона) между VI и VII ступенями.

VI
ув.2

 

Мелодический мажор – это такой вид мажора, в котором при движении вверх и вниз понижаются VI и VII ступени на полутон.

 

VI
VII

 

МИНОРНЫЙ ЛАД

Минорный ладэто лад, в котором устойчивые звуки образуют минорное трезвучие. Минор переводится «мягкий» и звучи неярко, грустно.

ФОРМУЛА ПОСТРОЕНИЯ МИНОРНОЙ ГАММЫ:

 

ТОН – ПОЛУТОН – ТОН – ТОН – ПОЛУТОН – ТОН – ТОН

 

Три вида минора:

Существует три вида минора:

4. Натуральный;

5. Гармонический;

6. Мелодический.

Натуральный минор – это такой вид минора, в котором ступени при движении вверх и вниз не изменяются, и строится он по формуле тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон. Образцом для построения мажорной гаммы служит гамма ля минор.

Гармонический минор – это такой вид минора, в котором при движении вверх и вниз повышается VII ступень на полутон. Знак повышения VII ступени пишется перед нотой и называется случайным. Характерной особенностью гармонического минора является ув.2 (1,5 тона) между VI и VII ступенями.

VII

 

Мелодический минор – это такой вид минора, в котором при движении вверх и вниз повышаются VI и VII ступени на полутон.

VI
VII

 



2016-09-17 2440 Обсуждений (0)
ГАММА ДО МАЖОР (C-dur) 4.83 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: ГАММА ДО МАЖОР (C-dur)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2440)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)