Основы обучения чтению. Синтез и приемы синтеза
Чтение - это такой вид речевой деятельности, при котором происходит выявление и осознание смысловой, логической и образной информации на основе воспроизведения звуковой формы слова по определенным правилам; они диктуются своеобразием графики языка и установлением смысловых и грамматических связей в словосочетаниях, предложениях и тексте в целом. Техника и сознательность чтения не отрываются одно от другого. И внимание детей привлекается в доступных для них пределах к различным сторонам родного языка – фонетической словообразовательной, лексической, графической, грамматико-орфографической (произношение слова) и стилистической. Исходным моментом обучения детей чтению является анализ и синтез звучащей речи. Единицы чтения В качестве основной единицы чтения выступает слог. С самых первых шагов учащиеся получают установку на чтение слов слогами. Дети учатся читать слова, опознавая слоги разных типов Г – о-сы (гласный) СГ – о-сы (слог слияний) СГС- КОТ (примыкание) ССГС – СТОЛ (стечение) СГСС – куст (стечение) ГС – ОН СССГСГ – стрижи Ориентиры при чтении: Ориентирами при чтении выступают графические средства письменной речи: знак ударения, гласные и согласные, их сочетания, ь и ъ, пробелы между словами, знаки препинания, гласные в начале слова, в начале слога, гласные- показатели твердости (а,о,у,ы,э) и гласные – показатели мягкости (и,ё,е,ю,я).
Обучение чтению на словах, имеющих различную слоговую структуру, способствует практическому усвоению детьми позиционного принципа чтения, определяемого слоговым принципом русской графики. Его суть в том, что при чтении в большинстве случаев учитывается не только данная буква, но и соседние с ней (предшествующая или последующая). Т.е.при письме и чтении учитывается позиция букв в слове по их отношению к соседним буквам , в т.ч. и к пробелу. Для прочтения букв согласных ориентирами являются последующие буквы или пробел между словами: если после согласной буквы нет никакой другой буквы (т.е. идет пробел), произносится соответствующий твердый согласный звук: если после согласной буквы следует буква ь, то произносится соответствующий мягкий согласный звук: если после согласной буквы находится гласная, то, не произнося согласного звука, необходимо по гласной букве определить, является он твердым или мягким и произнести оба звука слитно, сразу. Если после согласной буквы согласная, то необходимы дальнейшая ориентировка на последующие буквы (как гласные, так и согласные) и произнесение звуков, обозначенных ими, в едином комплексе. Таким образом, следует учить детей обнаруживать в читаемых словах: а) буквы гласных, выступающие в качестве самостоятельных ориентиров; б) слияние (СГ), в которых характер произнесения предшествующего согласного определяется гласной буквой; в) букву согласного или несколько букв согласных, находящихся в конце слова, которые в этом случае обозначают звуки, произносимые твердо и причитываемые к предшествующим СГ или Г; г) согласную букву или несколько согласных букв, стоящих перед СГ, которые с этим СГ прочитываются целым слогом; д) ь после согласных, который указывает, что согласные звуки следует произнести мягко; е) мягкий и твердый знаки перед буквами гласных, указывающие, что в этом месте слова надо произнести слияние (СГ), первым элементом которого является звук (й).
Знакомство с твердостью и мягкостью согласных (обозначение мягкости буквами е, ё, ю, я, и) Правило русской графики, регулирующее твердость-мягкость согласных при чтении и письме осваивается практическим образом: сопоставляем графические схемы слов и буквенную форму слов: лук, люк. Видим, что первая буква одинаковая, а звуки – разные, разное и значение слов. Мать – мять, сок - сёк – в одном случае звук произносится мягко, в другом-твердо, это зависит от последующей буквы. Если после согласной следует е, ё. ю, я, и, ь – то читать согласный надо мягко. Фрагмент урока знакомства со звуками [Н] и [Н’] и буквой Н Анализ слов барабан и конь: какие звуки на конце слов? Чем они отличаются? (в слове барабан звук н звучит твердо, в слове конь – мягко). (Приемы: ласковый-строгий звук или маленькая –большая ягодка помещается во рту) Далее игра «Тим и Том». -На схеме твердый согласный принято обозначать синим цветом, мягкий- зеленым (рассматриваем схемы этих слов в учебнике) -Твердый звук [Н] и мягкий звук [Н’] обозначаются буквой Н (на доску вывешивается) Синтез: чтение слогов слияния. -При виде согласной буквы мы не знаем, как надо произнести звук, который обозначен этой буквой – твердо или мягко. Надо посмотреть на последующую гласную букву. В слоге ни «и» указывает на мягкость предшествующего согласного, в слоге ни Н надо произносить мягко и оба звука вместе, слитно (можно ввести термин слогослияние: произносим согласный слитно с гласным). Буквы е, ё, ю, я также обозначают мягкость на письме после согласной.
Приемы обучения чтению слогов, слов, предложений, текста
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1560)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |