Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации. Для студентов 4 курса



2016-09-17 343 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. Для студентов 4 курса 0.00 из 5.00 0 оценок




Для студентов 4 курса

ТЕМА. ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.

План:

1. Второй период Танзимата (1856-1871 гг.) и итоги модернизации империи.

- причины реформ

- состояние империи накануне реформ

- содержание Хатт-и-хумаюна (1856): цель реформ; меры в отношении духовенства; изменения судебной системы в сравнении с шариатскими судами; налоговые и финансовые изменения…Сравнение Хатт-и-хумаюна (1856) с Гюльханейским Хатт-и-шерифом (1839)

- политические партии и их программы

2. Конституция 1876 г.: декларативный характер или реальность?

- авторы Конституции

- на базе каких европейских Конституций она составлялась?

- административное устройство империи

- функции султана

- права оттоманов (жителей империи)

- исполнительная власть (кем представлена, какие функции)

- законодательная власть (название парламента, функции парламента

- судебная власть

- Период зулюма и судьбы Конституции.

3. Младотурецкое движение: причины появления, программа преобразований. Младотурецкие организации. Идеология младотурок

- анализ программных документов младотурок

4. Этапы младотурецкой революции 1908 – 1909 гг. Приход к власти и политический курс (1909 – 1918 гг.).

Темы рефератов:

1. Мидхат - паша и его вклад в реформирование страны.

2. Этнический фактор как причина развала империи.

3. Улама и духовенство против реформаторов: общее и отличное в их программах преобразований.

4. Балканские и Триполитанская войны в истории Османской империи.

5. Национальный вопрос в идеологии и политике младотурок.

Основные понятия и определения: танзимат, софты, янычары (ени чери), мульк, ашар, зулюм, младотурки, «новые османы», общество «Единение и прогресс», «конституция Мидхата», Берлинский конгресс, пантюркизм, паносманизм или оттомизм, панисламизм.

Персоналии: Мустафа Решид-паша, Фуад-паша, Ибрагим Шинаси, Намык Кемаль, Зия-бей, Али Суави, Ахмед Мидхат-паша, Абдул-Хамид II, Сабахеддин, Мехмед V Решид, Ахмед Риза-бей, Ибрагим Темо, Мизанджи Мурад-бей.

Методические рекомендации

Первый вопрос направлен на изучение второго этапа Танзимата. Неудачи Османской империи в Крымской войне 1853-1856 гг. показали, что необходимо углубить начатые преобразования и усилить реформаторскую деятельность. Это не могло не вызвать волну протеста со стороны реакционных кругов (духовенство, софта, феодалы). В связи с этим следует разобрать, какие преобразования ущемляли права привилегированных слоев османского общества, а какие усиливали вес и влияние новой буржуазии, интеллигенции, этнических сообществ. Для этого можно ставить следующую схему:

Основные реформы Способствовали повышению авторитета (каких слоев - указать) Способствовали утрате политической роли и авторитета (каких слоев)
Закон о земле 1858 г.    
1858 – новый уголовный кодекс    
1861 – первый в истории коммерческий процессуальный кодекс    
1860 – специальные коммерческие светские суды    
1869 – новый гражданский кодекс    
1869 – закон о всеобщем образовании    
60-е – создание министерств    
1871 – указ о новом порядке взимании ашара    
1864 – закон о вилайетах    
60 – появление муниципалитетов    
реформы в культурной сфере    

Реформы Танзимата не могли не привести к дальнейшей политизации и радикализации части населения. С середины 60-х гг. XIX в. усиливается турецкое национальное движение, развивающееся в форме борьбы за конституционное переустройство страны. Необходимо обратиться к анализу деятельности таких идеологов и руководителей «Общества новых османов» как Ибрагим Шинаси, Намык Кемаль, Зия-бей, Али Суави, Ахмед Мидхат-паша. Рассмотреть основные требования и методы борьбы новых османов. Изучите содержание, характер Конституции 1876 г., определите в какой мере на принятие этого закона повлияли западные страны, укажите причины роспуска первого парламента в 1878 г.

Конституционное движение было подавлено силами феодальной реакции, установившей над страной режим зулюм или тирании, длившийся 30 лет. Задача студентов заключается в том, чтобы уяснить себе, на какие силы опиралась феодальная реакция и почему она смогла одержать верх над либерально-конституционными элементами. Господствующей государственной идеологией в это время стал турецкий панисламизм.

Несмотря на отмену в 1878 г. конституции, в стране шел процесс развития капиталистических отношений, имевший свои особенности. Следует обратить внимание на положение турецкой буржуазии и тяготевших к ней слоев помещиков, образовавших в 1889 г. партию «Единение и прогресс», впоследствии ставшую организатором революционного переворота 1908 г. и господствовавшую в дальнейшем в Турции до конца 1918 г.

Целесообразно раскрыть особенности зарождения и развития младотурецкого движения, дающие характеристики двух направлений в младотурецком движении, показывающие размах национально-освободительной борьбы в Османской империи в начале XX в. Важно рассмотреть политическую программу младотурок (конгрессы 1902, 1907 гг.), а также идеологическую основу движения – панисламизм и пантюркизм.

Четвертый вопрос направлен на изучение раннебуржуазной младотурецкой революции. Следует обратить внимание на балканский фактор как повод к началу революции, восстания в Ресне, Салониках, Монастыре, Скопье, события в Стамбуле. Важно провести анализ программ политических партий «Единение и прогресс», «Либералы», возникших в 1908-1909 гг. При характеристике революции следует рассмотреть мероприятия, которые были проведены в Турции в 1909 – 1918 гг. (аграрная программа младотурок, концепции национально-государственного устройства, военная реформа, закон о забастовках), выяснить почему прогрессивный в начале режим младотурок превращается в реакционный и шовинистический. Идеология младотурецкого режима (османизм, панисламизм, пантюркизм) на развитие этнических и конфессиональных общин, усиление шовинистических тенденций империи и, как результат, геноцид армян, греков, подавление курдской государственности и самоуправления.

Источники:

1. Из "Программы Молодой Турции" 15 августа 1897 г. // Петросян Ю.А. Младотурецкое движение. (Вторая половина XIX – на­чало XX в.). – М., 1971. С.180-181.

2. Из решения конгресса Османского общества (декабрь 1907 г.) //Петросян Ю.А. Младотурецкое движение. (Вторая половина XIX – на­чало XX в.). – М., 1971. С.246.

3. Из статьи "Наша программа", декабрь 1895 г. // Петросян Ю.А. Младотурецкое движение. (Вторая половина XIX – на­чало XX в.). – М., 1971. С. 174.

4. Из устава Османского общества "Единение и прогресс" 1895-1896 гг. //Петросян Ю.А. Младотурецкое движение. (Вторая половина XIX – начало XX в.). – М., 1971. С.176-177.

5. Основной регламент Османского общества прогресса и единения 1907 г. // Петросян Ю.А. Младотурецкое движение. (Вторая половина XIX – на­чало XX в.). – М., 1971. С.229.

6. Хрестоматия по новой истории: Второй период. Пособие для учителя. Сост. П. И. Остриков. – М., 1993, С. 164-169.

Учебная и учебно-методическая литература:

1. Ацамба Ф. М., Палов В. И., Пак М. Н. История стран Азии и Африки в новое время. – М., 1989.

2. Гасратян М. А., Орешкова С. Ф., Петросян Ю. А. Очерки истории Турции. – М., 1983.

3. Еремеев Д.Е., Мейер М. С. История Турции в средние века и новое время. – М., 1992.

4. История Востока. Т. III. Восток на рубеже средневековья и нового времени. XVI-XVIII вв. – М., 1999. С. 67-98.

5. История стран Азии и Африки в новое время: Учебник. В 2-х ч. Ч. 1. – М., 1989.

6. Губер А. А., Ким Г. Ф., Хейфец А. Н. Новая история стран Азии и Африки. – М., 1982.

7. Новая история стран Азии и Африки. XVI – XIX вв.: учебник для студ. высш. заведений / Под ред. А. М. Родригеса: В 3 ч. – М., 2004.

8. Новая история стран Азии и Африки (вторая половина XIX – начало XX вв.). Учебное пособие / Под ред. В. Л. Овсянникова. – М., 1995.

9. Розалиев Ю. Н. Новая и новейшая история стран Азии и Африки. – М., 1987.

Монографии и статьи:

1. Алиев Г. З. Турция в период правления младотурок (1908-1918) – М., 1972.

2. Дулина Н. А. Танзимат и Мустафа Решид паша. – М., 1984.

3. Золотухин М. Ю. Россия, западные державы и Османская империя в период международных кризисов на Балканах (1885-1888). – М., 1993.

4. Клейман Г. А. Армия и реформы: Османский опыт модернизации. – М., 1989.

5. Петросян Ю. А. Младотурецкое движение (Вторая половина XIX – начало XX в.). – М., 1971.

6. Петросян Ю. А. Османская империя: могущество и гибель. – М., 1990.

7. Петросян И. Е., Петросян Ю. А. Османская империя: реформы и реформаторы (к. XVIII – нач. XX вв.) – М., 1993.

8. Турция. История и современность. Сб. ст. – М., 1988.

9. Фадеев И. Е. Мидхат-паша: жизнь и деятельность. – М, 1977.

10. Фадеева И. Л. Османская империя и англо-турецкие отношения в середине XIX в. – М., 1982.

11. Чапкевич Е. И. Буржуазные революции в Азии в начале XX в. – М., 1995.

12. Шеремет В. И. Босфор: Россия и Турция в эпоху первой мировой войны. – М., 1995.

13. Шпилькова В. И. Младотурецкая революция 1908-1909 гг. – М., 1977.

 



2016-09-17 343 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. Для студентов 4 курса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации. Для студентов 4 курса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (343)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)